Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 

Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.ru Коммтел: компьютеры, сети, телекоммуникации
 

Материалы X международной (тринадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14 - 15 июня 2004 года

О подвижности рабочих промышленности и строительства крупнейшего города

С.А. Ваксман

Под влиянием экономических изменений в российском об-ществе происходят изменения в социальной и демографической структуре населения. Тем не менее, удельный вес рабочих и слу-жащих был и остается основной составляющей зарабатывающего населения, хотя характер труда рабочих постепенно и существен-но меняется.
В связи с указанным, в Екатеринбурге в 2002-2003 гг. вы-полнен цикл исследований внутригородских передвижений рабо-чих. Одновременно для сравнения аналогичные исследования проведены в ряде малых, средних и больших городов Свердлов-ской области (Асбест, Артемовский, Каменск-Уральский). В на-стоящей работе приводятся результаты анализа подвижности ра-бочих промышленности и строительства по г.Екатеринбургу. В соответствии с принятой методикой параметры подвижности ис-следуются не только в целом, но и дифференцированно по под-группам разной суточной подвижности – от 1 до 8. Кроме того, анализ осуществлен раздельно для будних и выходных дней. Об-щее количество человеко-дней обследования по рабочим про-мышленности составило 329 (57% в будние дни), по рабочим строительства – 122 (55,7% в будние дни).

Табл. 1. Распределение рабочих по суточному количеству передвижений, %

Отрасль
Дни недели
1
2
3
4
5
6
7
8
Итого
Рсут
Промышленность
будние
1,1
40,4
24,5
29,3
4,2
-
-
0,5
100
2,98
-
40,9
24,7
29,6
4,3
-
-
0,5
100
3,01
выходные
7,8
63,1
14,9
10,7
2,1
0,7
0,7
-
100
2,41
-
68,5
16,2
11,6
2,3
0,7
0,7
-
100
2,62
Строительство
будние
-
69,1
20,6
10,3
-
-
-
-
100
2,5
выходные
1,8
60,7
16,1
14,3
1,8
1,8
3,5
-
100
2,38
-
61,8
16,4
14,5
1,8
1,8
3,7
-
100
2,42

Примечание: числитель – вся совокупность передвижений; знаменатель – совокупность передвижений с Р=2 и более

Суточные затраты времени на передвижения у рабочих про-мышленности (табл. 2) в будние и воскресные дни практически не различаются (соответственно 122 и 120 минут) и могут при-ниматься равными двум часам. У рабочих-строителей в будние дни средние суммарные затраты времени на передвижения соста-вили 134 минуты, т.е. на 10% выше, чем у рабочих промышлен-ности, в связи с переменной в течение года локализацией места работы.

Табл. 2 Показатели подвижности рабочих промышленности и строительства г. Екатеринбурга

Показатель
будние дни
выходные дни
промышленность
строительство
промышленность
строительство
1. Суточные затраты времени, минут
122,2
134,3
119,5
126,8
2. Затраты времени на одно передвижение, минут
41
53,7
49,6
53,3
в т.ч. по способам:
- пешком
26,9
20,9
38,5
28,3
- на ГОТ
49
59,3
52,1
65,5
- на легковом автомобиле
18,7
11,4
43,1
48,3
3. Коэффициент пользования транспортом
0,83
0,9
0,67
0,66
в т.ч. по способам:
- на ГОТ
0,54
0,85
0,4
0,58
- на легковом автомобиле
0,25
0,04
0,19
0,02
- другие виды транспорта
0,04
0,01
0,08
0,06
4. Коэффициент пересадочности
1,25
1,48
1,27
1,49
5. Коэффициент возвратности
1,61
1,79
1,73
1,82
6. Удельный вес возвратных передвижений
37,9
44,1
42,3
45,1

Как следствие, средние затраты времени на одно передвиже-ние у строителей выше (53.7 мин.), чем в промышленности (41 мин.). При поездках на городском общественном транспорте эти затраты в будние дни в промышленности 49 минут и в строитель-стве 59,3 минуты, что в обоих случаях свидетельствует о недос-татках как системы расселения, так и организации ГОТ. При по-ездках на ГОТ в воскресные дни и у рабочих промышленности, и строительства затраты времени на одно передвижение выше, чем в будние дни на 6-10%. Отметим, что при использовании личного автомобиля средние затраты времени резко снижаются: у рабо-чих промышленности они составили 18,7 минуты, а у строителей – 11,4 минуты (меньше, чем при передвижении пешком); однако при поездках в выходные эти затраты резко возросли и составили соответственно 43,1 и 48,3 минуты.
В будние дни коэффициенты пользования транспортом у ра-бочих весьма высоки: в промышленности 0,87 и в строительстве 0,90; в воскресные дни они снижаются до 0,67. Необходимо от-метить разную структуру пользования транспортом в зависимо-сти от отрасли (табл. 3).

Табл. 3. Влияние отраслевой принадлежности рабочих на структуру поездок по видам транспорта

Отрасль
Днинедели
ГОТ
Личныйавтомобиль
Другие видытранспорта
Промышленность
рабочие
65,1
30,1
4,8
выходные
59,7
28,4
11,9
Строительство
рабочие
94,4
4,5
1,1
выходные
87,9
3
9,1

Но если рабочие промышленности только 65% поездок со-вершают на ГОТ и 30% - на личном автомобиле (остальное – это ведомственный автомобиль, такси, электричка), то рабочие-строители 94% поездок осуществляют на ГОТ.
Есть еще одно проявление специфики отрасли: у рабочих-строителей при пользовании ГОТ коэффициент пересадочности существенно выше, чем у рабочих промышленности 1,48 и 1,25. В связи с этим у строителей короче цепочки передвижений и вы-ше коэффициент возвратности (табл. 2) – в будний день удель-ный вес возвратных передвижений у рабочих промышленности 37,9%, а у строителей – 44,1%.