Автоматизация расчетов режимов регулирования

А.Г. Левашев

Рассмотрены возможности современных компьютерных программ в области проектирования режимов светофорной сигнализации.

 

Еще пятнадцать лет назад ограниченное число инженеров-практиков могли использовать специальные программные средства при разработке проектов ОДД. За последние десятилетия Крупные компании-разработчики предоставили множество компьютерных программ, позволяющих автоматизировать процесс планирования транспорта на всех его этапах. Например, в США Федеральная Служба Управления Дорогами (FHWA) и Федеральная Служба Управления Общественным транспортом (FTA) учредили специальный центр, обеспечивающий механизм эффективного движения программных продуктов в области ОДД от разработчиков к пользователям. Специальный компьютерный транспортный центр (McTrans) насчитывает около 475 программных продуктов, используемых при решении проблем в следующих сферах транспорта: управление строительством; проектирование дорог, дорожного покрытия, мостов, водоснабжения и водоотведения; обслуживание транспортных конструкций; безопасность дорожного движения и учет ДТП; геодезия; транспортная инженерия (организация ДД); общественный транспорт; планирование развития городского транспорта.

Регулируемый перекресток является наиболее важным элементом УДС. Поэтому сейчас в мире разработано большое количество программ для анализа и моделирования как существующих, так и проектируемых регулируемых пересечений. Несмотря на то, что среди этих программ существуют такие, которые предоставляют информацию о задержках на перекрестке, длинах очередей на подходах к перекрестку, потоке насыщения и уровне обслуживания, нет ни одной программы, позволяющей предоставить сразу всю эту информацию как для существующих, так и для проектируемых условий движения. Например, если два пересечения расположены слишком близко друг к другу, одна программа может быть полезной для определения задержек на пересечении, но не является эффективным средством для определения других параметров транспортного потока, таких, как длина очереди и т.д.

Несколько зарубежных компьютерных программ перечислены далее [2].

HCS 3.0 – (программные продукты по проектированию пропускной способности дорог) – расчет пропускной способности, задержек и уровня обслуживания на основе методики [1]. Разработана для анализа изолированных пересечений.

PASSER V (создание сети перекрестков с последующей координацией движения) – последняя программа из серии PASSER, разработанная фирмой TTI. Предназначена для определения режимов регулирования магистралей и пересечений в нескольких уровнях. Программа ориентирована также на определение координации движения на нескольких пересечениях.

OSCADY (формирование групп движения на подходах с разделением движения по фазам регулирования) – программа разработана для проектирования регулируемых пересечений с оценкой длин очередей и транспортных задержек; также на основе исходных данных программа выдает информацию о вероятности  ДТП.

Следует отметить еще ряд программ, предназначенных для проектирования светофорных объектов: NOSTOP, TRAF-NETSIM, CORSIM, PRESYNCHRO, TRANSIT-7F, HCM/CINEMA, SIDRA, SIG/CINEMA, SymTraffic, PRESYNCHRO.

Непосредственное использование зарубежных программ в российских условиях невозможно, поскольку эти программы включают расчетные параметры, полученные для дорожных условий тех стран, где произведены. Поэтому, прежде чем применять такую программу, следует определить, какие расчетные методики и параметры использованы в ней и какие средства регулирования (настройки) параметров имеются в программе.

В 2003 г. Транспортной лабораторией ИрГТУ (TL-ISTU) была создана программа СВЕТОФОР – разработка плана фаз режима регулирования и оценка его эффективности, а в 2006 г. вышло ее обновление. СВЕТОФОР 2.0 обрел больше возможностей с точки зрения проектирования различных элементов регулируемых пересечений. Количество подходов к перекрестку и обустройств движения пешеходов (пешеходных переходов) теперь неограниченно. Это является важным в условиях проектирования сложных светофорных объектов. Новая версия также позволяет более гибко задавать условия приоритета. Это необходимо для эффективного учета конфликтных поворотных потоков в зависимости от главных транспортных и пешеходных потоков. В программе СВЕТОФОР 2.0 появилась возможность детально проектировать режим регулирования. Теперь легко можно изменить параметры светофорной сигнализации для любой группы движения, включая движении пешеходов. Оценка эффективности при этом осуществляется на основе большого числа параметров.

Для анализа уровня обслуживания движения пешеходов рекомендуется использовать программу ПЕШЕХОД (TL-ISTU).

Перечисленные выше программы являются важными вспомогательными инструментами при использовании других программ, относящихся к средствам имитационного моделирования различных участников движения.

 

Литература

1. Highway Capacity Manual. // TRB, Washington, DC, 2000. – 1134 p.

2. Walter J. Freeman, P.E., Kien Y. Ho, P.E., Elizabeth A. McChesney, E.I.T. An Evaluation of Signalized Intersection System Analysis Techniques // www.trafficlinq.com.


© S.Waksman 2002