Рассмотрены возможности современных компьютерных программ в области проектирования
режимов светофорной сигнализации.
Еще пятнадцать лет назад ограниченное число инженеров-практиков
могли использовать специальные программные средства
при разработке проектов ОДД. За последние десятилетия
Крупные компании-разработчики предоставили множество
компьютерных программ, позволяющих автоматизировать
процесс планирования транспорта на всех его этапах.
Например, в США Федеральная Служба Управления Дорогами
(FHWA) и Федеральная Служба Управления Общественным
транспортом (FTA) учредили специальный центр, обеспечивающий
механизм эффективного движения программных продуктов
в области ОДД от разработчиков к пользователям. Специальный
компьютерный транспортный центр (McTrans) насчитывает около 475 программных продуктов, используемых
при решении проблем в следующих сферах транспорта: управление
строительством; проектирование дорог, дорожного покрытия,
мостов, водоснабжения и водоотведения; обслуживание
транспортных конструкций; безопасность дорожного движения
и учет ДТП; геодезия; транспортная инженерия (организация
ДД); общественный транспорт; планирование развития городского
транспорта.
Регулируемый перекресток
является наиболее важным элементом УДС. Поэтому сейчас
в мире разработано большое количество программ для анализа
и моделирования как существующих, так и проектируемых
регулируемых пересечений. Несмотря на то, что среди
этих программ существуют такие, которые предоставляют
информацию о задержках на перекрестке, длинах очередей
на подходах к перекрестку, потоке насыщения и уровне
обслуживания, нет ни одной программы, позволяющей предоставить
сразу всю эту информацию как для существующих, так и
для проектируемых условий движения. Например, если два
пересечения расположены слишком близко друг к другу,
одна программа может быть полезной для определения задержек
на пересечении, но не является эффективным средством
для определения других параметров транспортного потока,
таких, как длина очереди и т.д.
Несколько зарубежных
компьютерных программ перечислены далее [2].
HCS 3.0 – (программные продукты по проектированию пропускной
способности дорог) – расчет пропускной способности,
задержек и уровня обслуживания на основе методики [1].
Разработана для анализа изолированных пересечений.
PASSER V
(создание сети перекрестков с последующей координацией
движения) – последняя программа из серии PASSER, разработанная фирмой TTI. Предназначена для определения режимов регулирования
магистралей и пересечений в нескольких уровнях. Программа
ориентирована также на определение координации движения
на нескольких пересечениях.
OSCADY (формирование
групп движения на подходах с разделением движения по
фазам регулирования) – программа разработана для проектирования
регулируемых пересечений с оценкой длин очередей и транспортных
задержек; также на основе исходных данных программа
выдает информацию о вероятности
ДТП.
Следует отметить еще
ряд программ, предназначенных для проектирования светофорных
объектов: NOSTOP, TRAF-NETSIM, CORSIM, PRESYNCHRO, TRANSIT-
Непосредственное использование
зарубежных программ в российских условиях невозможно,
поскольку эти программы включают расчетные параметры,
полученные для дорожных условий тех стран, где произведены.
Поэтому, прежде чем применять такую программу, следует
определить, какие расчетные методики и параметры использованы
в ней и какие средства регулирования (настройки) параметров
имеются в программе.
В
Для анализа уровня обслуживания
движения пешеходов рекомендуется использовать программу
ПЕШЕХОД (TL-ISTU).
Перечисленные выше программы
являются важными вспомогательными инструментами при
использовании других программ, относящихся к средствам
имитационного моделирования различных участников движения.
Литература
1.
Highway Capacity Manual.
// TRB,
2.
Walter J. Freeman,
P.E., Kien Y. Ho, P.E., Elizabeth A. McChesney, E.I.T.
An Evaluation of Signalized Intersection System Analysis Techniques
// www.trafficlinq.com.