Быстрое насыщение городов индивидуальным
автотранспортом требует учета характера использования автомобиля
различными социальными группами; особенно это важно в крупнейших
городах, где помимо традиционно высокого удельного веса
рабочих, высок удельный вес студенческой молодежи и служащих.
Такого рода обследование проведено с 16 по 28 апреля 2002
г. анкетным методом. Респонденты осуществляли записи своих
передвижений в рабочий и выходной день. Ниже приводятся
результаты по группам «служащие» и «студенты», которые
по временному режиму работы принципиально различаются.
Общая суточная подвижность служащих, пользующихся автомобилем,
выше, чем у служащих, которые им не пользуются и составляет
соответственно в рабочий день 2,94 и 2,60 передвижения;
то же и у студентов соответственно 2,82 и 2,64. В выходной
день ситуация не меняется. Общая подвижность всех респондентов
в рабочий день выше (2,8 передвижения в сутки), чем в выходной
день (2,4 передвижения в сутки).
Служащие и студенты, пользующиеся автомобилем в рабочий
день, затрачивают на передвижения больше времени, чем те,
которые им не пользуются, что естественно. В выходной день
служащих и студентов, пользующихся автомобилем больше, чем
тех, которые им не пользуются, следовательно, и времени,
затрачиваемого на передвижения у тех, кто пользуется ЛА
больше. Общее время, затраченное на все передвижения всеми
респондентами в рабочий день больше, чем в выходной. Причина
- то, что в рабочий день совершается больше передвижений
вообще, а также то, что в выходной день большинство передвижений
со-вершаются на ЛА.
Транспортная подвижность в рабочий день у служащих со-ставляет
2,9 передвижения в сутки, у студентов-2,7 (табл.2). В выходной
день транспортная подвижность снижается у служащих до 2,2,
у студентов остается прежней 2,7 передвижения в сутки. Это
объясняется тем, что в рабочие дни передвижения на транспорте
в основном осуществляются по трудовым целям у служащих и
по учебным у студентов, а поскольку в выходные дни трудовые
и учебные передвижения практически отсутствуют, то соответственно
и снижается транспортная подвижность, что у тех, что у других
одинаково.
Табл. 1.Распределение респондентов по суточному количеству передвижений, %
Кол-во передвижений |
Рабочий день |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
итого |
Рсут |
|
Служащие, пользующиеся ЛИА |
0 |
63,6 |
9,1 |
18,2 |
0 |
0 |
9,1 |
100 |
2,94 |
Служащие, не пользующиеся ЛИА |
13,3 |
46,7 |
13,3 |
13,3 |
6,7 |
6,7 |
0 |
100 |
2,6 |
Студенты, пользующиеся ЛИА |
0 |
45,4 |
36,4 |
9,1 |
9,1 |
0 |
0 |
100 |
2,82 |
Студенты, не пользующиеся ЛИА |
0 |
63,6 |
9,1 |
27,3 |
0 |
0 |
0 |
100 |
2,64 |
Выходной день
|
|||||||||
Служащие, пользующиеся ЛИА |
15,4 |
53,8 |
15,4 |
15,4 |
0 |
0 |
0 |
100 |
2,31 |
Служащие, не пользующиеся ЛИА |
16,7 |
75 |
8,3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
100 |
1,92 |
Студенты, пользующиеся ЛИА |
0 |
46,1 |
23,1 |
15,4 |
7,7 |
7,7 |
0 |
100 |
3,08 |
Студенты, не пользующиеся ЛИА |
25 |
50 |
12,5 |
0 |
12,5 |
0 |
0 |
100 |
2,25 |
Время, в среднем затрачиваемое 1 служащим
(как пользую-щимися, так и не пользующимися ЛА) на 1 передвижение
в выходной день, увеличивается по сравнению с рабочим.
То есть в выходные дни дальность передвижений у служащих
увеличивается. У студентов, как пользующихся, так и не
пользующихся ЛА наоборот.
В рабочий день у служащих преобладают трудовые цели, то
есть это передвижения к месту работы; затем идут возвратная
цель и бытовая – это передвижения к объектам бытового назна-чения
(магазины, детские сады, школы и т. д.), учебная, гостевая
и цели отдыха незначительны. Коэффициент возвратности по
данной группе обследуемых за рабочий день составляет 2,6
передвижения.
У студентов в рабочий день на первом месте передвижения
по учебным целям. Коэффициент возвратности у студентов составляет
2,6 передвижения.
В передвижениях за выходной день у служащих преобладают
бытовые цели, затем у служащих, пользующихся ЛА идут гостевые
передвижения, у тех, которые не пользуются ЛА на втором
месте стоят культурные. Коэффициент возвратности у служащих
в выходной день уменьшается до 2,4 передвижений.
У студентов, пользующихся ЛА в выходной день преобладают
гостевые цели, на втором месте цели отдыха. У студентов,
не пользующихся ЛА, преобладают бытовые цели. Коэффициент
возвратности студентов в выходной день составляет 2,5, т.е.
как и служащих он уменьшается.
В рабочий день время на передвижения по трудовым целям занимает
у служащих 44,4%, бытовым 11,1%, учебным – 1,5%, отдых-0,2%
от времени, затрачиваемого на все передвижения, совершаемые
служащими в рабочий день. Время на возвратные передвижения
занимает 39,9%.
У студентов в рабочий день время на передвижения по тру-довым
целям занимает 0,6% (на 43,8% меньше, чем у служащих)- это
естественно, так как не многие студентыочники одновремен-но
учатся и работают, бытовым – 5,1% (меньше, чем у служащих
на 5%), учебным – 43,3%, на отдых-3,9%. Время на возвратные
передвижения занимает 42,7%.
В выходной день у служащих время на передвижения по культурным
целям составляет 15,6%, у студентов – 3,6%; по целям отдыха
у служащих – 11,9%, у студентов – 15,2%.
В рабочий день служащие большинство передвижений совершают
пешком (табл. 3) – 34,6%, студенты на ЛИА – 34,9%, пешком
у них занимают передвижения-15,9%. Затем идут передвижения
у служащих на ЛИА– 33,3%, у студентов на автобусе –30,1%.
Если передвижения на трамвае у служащих в рабочий день занимают
9,0%, то у студентов 17,5%. На троллейбусе у служащих совершается
19,2%, у студентов – 1,6%.
В выходной день, также как и в рабочий, студенты большинство
передвижений совершают на ЛИА – 54,2%, кроме того у служащих
также на первом месте в выходной день стоят передвижения
на ЛИА-43,6%. На втором месте по способу передвижения у
студентов занимают передвижения пешком – 32,2%, у служащих
пешком и на троллейбусе- 17,7%. Затем у студентов на третьем
месте автобус – 8,5%. Передвижения на автобусе в выходной
день у служащих занимают 9,7%, а на троллейбусе у студентов
–1,7% от всех передвижений в выходной день.
Коэффициент пользования ГПТ в рабочий день составляет у
служащих – 0,29, у студентов – 0,47, в выходной день – 0,35
и 0,13 соответственно. Коэффициент пользования ЛИА в рабочий
день у служащих составляет 0,35, у студентов- 0,37, в выходной
день- 0,47 и 0,53 соответственно.
Большинство трудовых передвижений служащими совершается
пешком и на ЛИА – 31,4%, студенты также свои трудовые передвижения
осуществляют пешком.
Большее количество передвижений по бытовым целям служащими
и студентами совершается пешком – по 63,6%, и 60% соответственно.
Это объясняется тем, что и служащие и студенты посещают
места быта, расположенные вблизи места жительства.
Большинство возвратных передвижений в рабочий день, как
у служащих совершается на ЛИА – 35,7%, у студентов на автобусе-41,7.
В выходные дни передвижения по бытовым целям у служащих
в основном совершаются на ЛИА – 40%, пешком – 26,6%, на
автобусе – 20%. То есть, в выходной день (по сравнению с
рабочим днем) у служащих передвижения пешком по бытовым
целям уменьшаются на 37%, на ЛИА увеличиваются – на 12,7%.
У студентов передвижения по бытовым целям в выходной день
в основном совершаются пешком и – по 45,4%, затем на ЛИА
– 36,4%, трамвае и автобусе по 9,1%.
Возвратные передвижения у служащих в выходной день так же,
как и в рабочий день в основном совершаются на ЛИА –38,5%,
студентами же, в отличие от рабочего дня большинство возвратных
передвижений совершается на ЛИА-47,9%.
Из табл. 4 видно, что общий коэффициент пользования транспортом
в выходной день увеличивается с 0,726 до 0,737, снижается
коэффициент пользования ГОТ на 0,133, но увеличивается
коэффициент пользования легковым индивидуальным транспортом
с 0,356 в рабочий день до 0,500 в выходной день.
Табл. 2. Показатели подвижности респондентов
показатели |
Рабочий день |
Выходной день |
||||||
служащие |
студенты |
служащие |
студенты |
|||||
польз |
не польз |
польз |
не польз |
польз |
не польз |
польз |
не польз |
|
Общая подвижность, передвижений |
2,91 |
3 |
2,82 |
2,64 |
2,55 |
2,1 |
3,08 |
2,67 |
Среднее время на все передвижения
в сутки, совершаемых 1 респондентом, мин. |
91,8 |
70,9 |
76,2 |
87,4 |
84,3 |
57,8 |
68,3 |
47,3 |
Среднее время на 1 передвижение
в сутки, совершаемое 1 респондентом, мин. |
31,6 |
25,9 |
27 |
33,1 |
36,5 |
30,1 |
22,2 |
21 |
В рабочий и выходной дни большинство студентов и рабочих совершают по 2 передвижения.
Табл.3.Структура передвижений в будние и выходные дни по способам передвижения
Рабочий день |
|||||||
Трол-с |
Автобус |
ЛИА |
МТ |
Трамвай |
Пешком |
Всегоi |
|
Служащие |
15 |
3 |
26 |
0 |
7 |
27 |
78 |
% |
19,2 |
3,9 |
33,3 |
0 |
9 |
34,6 |
100 |
Студенты |
1 |
19 |
22 |
0 |
11 |
10 |
63 |
% |
1,6 |
30,1 |
34,9 |
0 |
17,5 |
15,9 |
100 |
Итого |
16 |
22 |
48 |
0 |
18 |
37 |
141 |
% |
11,3 |
15,6 |
34 |
0 |
12,8 |
26,3 |
100 |
Выходной день |
|||||||
Служащие |
11 |
6 |
27 |
2 |
5 |
11 |
62 |
% |
17,7 |
9,7 |
43,6 |
3,2 |
8,1 |
17,7 |
100 |
Студенты |
1 |
5 |
32 |
1 |
1 |
19 |
59 |
% |
1,7 |
8,5 |
54,2 |
1,7 |
1,7 |
32,2 |
100 |
Итого |
12 |
11 |
59 |
3 |
6 |
30 |
121 |
% |
9,9 |
9,1 |
48,8 |
2,5 |
4,9 |
24,8 |
100 |
Табл. 4.Коэффициенты пользования транспортом
Рабочий день
|
Выходной день
|
|||||
Общий |
на ГОТ |
на ЛИТ |
Общий |
на ГОТ |
на ЛИТ |
|
Служащие |
0,698 |
0,342 |
0,356 |
0,962 |
0,453 |
0,509 |
Студенты |
0,884 |
0,517 |
0,367 |
0,69 |
0,138 |
0,552 |
Подвижность женщин, как в рабочие, так и в выходные дни, выше подвижности мужчин на 0,26 и 0,18 соответственно. Причем, в выходной день, наблюдается увеличение подвижности и женщин, и мужчин.