Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 

Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.ru Коммтел: компьютеры, сети, телекоммуникации
 

Материалы X международной (тринадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14 - 15 июня 2004 года

Сравнительный анализ использования легкового индивидуального автотранспорта студентами и служащими в городе

С.А. Ваксман, Е.В. Гонгальская

Быстрое насыщение городов индивидуальным автотранспор-том требует учета характера использования автомобиля различ-ными социальными группами; особенно это важно в крупнейших городах, где помимо традиционно высокого удельного веса рабо-чих, высок удельный вес студенческой молодежи и служащих. Такого рода обследование проведено с 16 по 28 апреля 2002 г. анкетным методом. Респонденты осуществляли записи своих пе-редвижений в рабочий и выходной день. Ниже приводятся ре-зультаты по группам «служащие» и «студенты», которые по вре-менному режиму работы принципиально различаются.
Общая суточная подвижность служащих, пользующихся автомобилем, выше, чем у служащих, которые им не пользуются и составляет соответственно в рабочий день 2,94 и 2,60 передвижения; то же и у студентов соответственно 2,82 и 2,64. В выходной день ситуация не меняется. Общая подвижность всех респондентов в рабочий день выше (2,8 передвижения в сутки), чем в выходной день (2,4 передвижения в сутки).
Служащие и студенты, пользующиеся автомобилем в рабо-чий день, затрачивают на передвижения больше времени, чем те, которые им не пользуются, что естественно. В выходной день служащих и студентов, пользующихся автомобилем больше, чем тех, которые им не пользуются, следовательно, и времени, затра-чиваемого на передвижения у тех, кто пользуется ЛА больше. Общее время, затраченное на все передвижения всеми респон-дентами в рабочий день больше, чем в выходной. Причина - то, что в рабочий день совершается больше передвижений вообще, а также то, что в выходной день большинство передвижений со-вершаются на ЛА.
Транспортная подвижность в рабочий день у служащих со-ставляет 2,9 передвижения в сутки, у студентов-2,7 (табл.2). В выходной день транспортная подвижность снижается у служа-щих до 2,2, у студентов остается прежней 2,7 передвижения в сутки. Это объясняется тем, что в рабочие дни передвижения на транспорте в основном осуществляются по трудовым целям у служащих и по учебным у студентов, а поскольку в выходные дни трудовые и учебные передвижения практически отсутствуют, то соответственно и снижается транспортная подвижность, что у тех, что у других одинаково.

Табл. 1.Распределение респондентов по суточному количеству передвижений, %

Кол-во передвижений
Рабочий день
1
2
3
4
5
6
7
итого
Рсут
Служащие, пользующиеся ЛИА
0
63,6
9,1
18,2
0
0
9,1
100
2,94
Служащие, не пользующиеся ЛИА
13,3
46,7
13,3
13,3
6,7
6,7
0
100
2,6
Студенты, пользующиеся ЛИА
0
45,4
36,4
9,1
9,1
0
0
100
2,82
Студенты, не пользующиеся ЛИА
0
63,6
9,1
27,3
0
0
0
100
2,64
Выходной день
Служащие, пользующиеся ЛИА
15,4
53,8
15,4
15,4
0
0
0
100
2,31
Служащие, не пользующиеся ЛИА
16,7
75
8,3
0
0
0
0
100
1,92
Студенты, пользующиеся ЛИА
0
46,1
23,1
15,4
7,7
7,7
0
100
3,08
Студенты, не пользующиеся ЛИА
25
50
12,5
0
12,5
0
0
100
2,25

Время, в среднем затрачиваемое 1 служащим (как пользую-щимися, так и не пользующимися ЛА) на 1 передвижение в вы-ходной день, увеличивается по сравнению с рабочим. То есть в выходные дни дальность передвижений у служащих увеличива-ется. У студентов, как пользующихся, так и не пользующихся ЛА наоборот.
В рабочий день у служащих преобладают трудовые цели, то есть это передвижения к месту работы; затем идут возвратная цель и бытовая – это передвижения к объектам бытового назна-чения (магазины, детские сады, школы и т. д.), учебная, гостевая и цели отдыха незначительны. Коэффициент возвратности по данной группе обследуемых за рабочий день составляет 2,6 пере-движения.
У студентов в рабочий день на первом месте передвижения по учебным целям. Коэффициент возвратности у студентов со-ставляет 2,6 передвижения.
В передвижениях за выходной день у служащих преоблада-ют бытовые цели, затем у служащих, пользующихся ЛА идут гостевые передвижения, у тех, которые не пользуются ЛА на вто-ром месте стоят культурные. Коэффициент возвратности у слу-жащих в выходной день уменьшается до 2,4 передвижений.
У студентов, пользующихся ЛА в выходной день преобла-дают гостевые цели, на втором месте цели отдыха. У студентов, не пользующихся ЛА, преобладают бытовые цели. Коэффициент возвратности студентов в выходной день составляет 2,5, т.е. как и служащих он уменьшается.
В рабочий день время на передвижения по трудовым целям занимает у служащих 44,4%, бытовым 11,1%, учебным – 1,5%, отдых-0,2% от времени, затрачиваемого на все передвижения, совершаемые служащими в рабочий день. Время на возвратные передвижения занимает 39,9%.
У студентов в рабочий день время на передвижения по тру-довым целям занимает 0,6% (на 43,8% меньше, чем у служащих)- это естественно, так как не многие студенты-очники одновремен-но учатся и работают, бытовым – 5,1% (меньше, чем у служащих на 5%), учебным – 43,3%, на отдых-3,9%. Время на возвратные передвижения занимает 42,7%.
В выходной день у служащих время на передвижения по культурным целям составляет 15,6%, у студентов – 3,6%; по це-лям отдыха у служащих – 11,9%, у студентов – 15,2%.
В рабочий день служащие большинство передвижений со-вершают пешком (табл. 3) – 34,6%, студенты на ЛИА – 34,9%, пешком у них занимают передвижения-15,9%. Затем идут пере-движения у служащих на ЛИА– 33,3%, у студентов на автобусе –30,1%. Если передвижения на трамвае у служащих в рабочий день занимают 9,0%, то у студентов 17,5%. На троллейбусе у служащих совершается 19,2%, у студентов – 1,6%.
В выходной день, также как и в рабочий, студенты большин-ство передвижений совершают на ЛИА – 54,2%, кроме того у служащих также на первом месте в выходной день стоят пере-движения на ЛИА-43,6%. На втором месте по способу пере-движения у студентов занимают передвижения пешком – 32,2%, у служащих пешком и на троллейбусе- 17,7%. Затем у студентов на третьем месте автобус – 8,5%. Передвижения на автобусе в выходной день у служащих занимают 9,7%, а на троллейбусе у студентов –1,7% от всех передвижений в выходной день.
Коэффициент пользования ГПТ в рабочий день составляет у служащих – 0,29, у студентов – 0,47, в выходной день – 0,35 и 0,13 соответственно. Коэффициент пользования ЛИА в рабочий день у служащих составляет 0,35, у студентов- 0,37, в выходной день- 0,47 и 0,53 соответственно.
Большинство трудовых передвижений служащими соверша-ется пешком и на ЛИА – 31,4%, студенты также свои трудовые передвижения осуществляют пешком.
Большее количество передвижений по бытовым целям слу-жащими и студентами совершается пешком – по 63,6%, и 60% соответственно. Это объясняется тем, что и служащие и студенты посещают места быта, расположенные вблизи места жительства.
Большинство возвратных передвижений в рабочий день, как у служащих совершается на ЛИА – 35,7%, у студентов на автобу-се-41,7.
В выходные дни передвижения по бытовым целям у служа-щих в основном совершаются на ЛИА – 40%, пешком – 26,6%, на автобусе – 20%. То есть, в выходной день (по сравнению с рабо-чим днем) у служащих передвижения пешком по бытовым целям уменьшаются на 37%, на ЛИА увеличиваются – на 12,7%.
У студентов передвижения по бытовым целям в выходной день в основном совершаются пешком и – по 45,4%, затем на ЛИА – 36,4%, трамвае и автобусе по 9,1%.
Возвратные передвижения у служащих в выходной день так же, как и в рабочий день в основном совершаются на ЛИА –38,5%, студентами же, в отличие от рабочего дня большинство возвратных передвижений совершается на ЛИА-47,9%.
Из табл. 4 видно, что общий коэффициент пользования транспортом в выходной день увеличивается с 0,726 до 0,737, снижается коэффициент пользования ГОТ на 0,133, но увеличи-вается коэффициент пользования легковым индивидуальным транспортом с 0,356 в рабочий день до 0,500 в выходной день.

Табл. 2. Показатели подвижности респондентов

показатели
Рабочий день
Выходной день
служащие
студенты
служащие
студенты
польз
не польз
польз
не польз
польз
не польз
польз
не польз
Общая подвижность, передвижений
2,91
3
2,82
2,64
2,55
2,1
3,08
2,67
Среднее время на все передвижения в сутки, совершаемых 1 респондентом, мин.
91,8
70,9
76,2
87,4
84,3
57,8
68,3
47,3
Среднее время на 1 передвижение в сутки, совершаемое 1 респондентом, мин.
31,6
25,9
27
33,1
36,5
30,1
22,2
21

В рабочий и выходной дни большинство студентов и рабо-чих совершают по 2 передвижения.

Табл.3.Структура передвижений в будние и выходные дни по способам передвижения

Рабочий день
Трол-с
Автобус
ЛИА
МТ
Трамвай
Пешком
Всегоi
Служащие
15
3
26
0
7
27
78
%
19,2
3,9
33,3
0
9
34,6
100
Студенты
1
19
22
0
11
10
63
%
1,6
30,1
34,9
0
17,5
15,9
100
Итого
16
22
48
0
18
37
141
%
11,3
15,6
34
0
12,8
26,3
100
Выходной день
Служащие
11
6
27
2
5
11
62
%
17,7
9,7
43,6
3,2
8,1
17,7
100
Студенты
1
5
32
1
1
19
59
%
1,7
8,5
54,2
1,7
1,7
32,2
100
Итого
12
11
59
3
6
30
121
%
9,9
9,1
48,8
2,5
4,9
24,8
100

Табл. 4.Коэффициенты пользования транспортом

Рабочий день
Выходной день
Общий
на ГОТ
на ЛИТ
Общий
на ГОТ
на ЛИТ
Служащие
0,698
0,342
0,356
0,962
0,453
0,509
Студенты
0,884
0,517
0,367
0,69
0,138
0,552

Подвижность женщин, как в рабочие, так и в выходные дни, выше подвижности мужчин на 0,26 и 0,18 соответственно. При-чем, в выходной день, наблюдается увеличение подвижности и женщин, и мужчин.