Материалы X международной (тринадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14 - 15 июня 2004 года

Использование личного автомобиля в крупном городе – точка зрения владельцев

С.А. Ваксман, Н.Н. Наговицина, Е.С. Чухонцева

Традиционно для градостроительных целей проводится оп-рос владельцев личного автотранспорта для выявления таких па-раметров как годовой пробег, средний возраст автомобиля, коэф-фициент использования, соотношение внутри- и внегородского пробега … Значительно реже исследовались передвижения вла-дельцев личного автотранспорта (хотя и тогда такого рода по-пытки предпринимались в 60-е годы [1]). Ещё реже изучается структура затрат на содержание личного автотранспорта, хотя для планирования потребности в развитии инфраструктуры об-служивания и хранения личного автотранспорта такая информа-ция, крайне необходима.
В связи с этим ниже приводятся результаты опроса 93 рес-пондентов – автомобилистов в возрасте от 20 до 60 лет в сопос-тавлении с результатами опроса 138 не автомобилистов. В общей выборке 40,3% респондентов имеет личный автомобиль, в том числе в группе 20 – 29 лет – 24%, в группе 30 – 44 лет – 62,9%, в группе 45 – 60 лет – 44,6%. Таким образом, уровень семейной автомобилизации уже сегодня следует признать высоким. Сопос-тавление ответов на вопрос «как Вы относитесь к увеличению количества легковых автомобилей в городе?» приводит к пара-доксальным на первый взгляд результатам. Примерно треть ав-томобилистов (31,2%) положительно относятся росту автомоби-лизации (32% автомобилистов в возрасте до 30 лет, 33,3% в воз-расте 30 – 45 лет и 27,6% в возрасте 45 – 60 лет); 43% - отрица-тельно и 25,8% не имеют своей точки зрения. Для сравнения при-ведём данные по контрольной группе респондентов, не имеющих пока автомобиля. В общей выборке таких респондентов 28,3% относятся положительно к росту автомобилизации, 39,8% отри-цательно и 31,9% не имеет своей точки зрения. Однако, если в «молодёжной» группе до 30 лет положительное отношение к рос-ту личного парка в городе зафиксировано в 39,2%, то в после-дующих возрастных группах оно быстро падает до 13 – 14%.
В связи с этим следовало ожидать уменьшения доли как ав-томобилистов, так и пользователей ГОТ, желающих приобрести автомобиль. Несмотря на высокий уровень автомобилизации, 31,2% владельцев планируют приобретение автомобиля (в т.ч. в группе до 30 лет – 36% и в группе 30–45 лет – 35,9%); в кон-трольной группе (не автомобилисты) планируют приобрести ав-томобиль 47,1% (в т.ч. в группе до 30 лет – 63,3%!, в группе 30 – 45 лет – 39,1% и только в следующей возрастной группе – 16,7%). Простой расчёт показывает, что реализация планов приобретения личного автомобиля (без учёта списания) приведёт к уровню ав-томобилизации в 450 единиц на 1000 жителей. При этом 55,9% автовладельцев высказало намерение приобрести машину зару-бежного производства при малом колебании этого показателя по возрастным группам.
Исследования последних лет фиксируют рост числа автовла-дельцев, использующих машину постоянно для поездок любой целью. В рассматриваемой совокупности удельный вес этой кате-гории составил 17,9%, причём в молодёжной группе он составил 22,2%, а в старшей возрастной группе – только 10,5%; остальные 82,1% владельцев используют автомобиль для поездок с той или иной целью в зависимости от сезона года. В связи с этим основ-ной целью для владельцев, не регулярно пользующихся автомо-билем, является пока поездки за город – 35,7%, на втором месте – поездки по магазинам – 32%, далее к местам культуры и отдыха – 18%, а на трудовые (учебные) поездки приходится пока 14,3%.
Так как основной проблемой в транспортно-пассажирском обслуживании населения является перегрузка центральной зоны города, респондентам задавался вопрос о частоте поездок в эту зону. По всей совокупности автомобилистов 31,2% совершает такие поездки каждый день; ещё 38,5% - несколько раз в неделю. В результате несоответствия пропускной способности УДС тре-бованиям транспортных потоков появляются пробки. В связи с этим и автомобилистам, и контрольной группе был задан вопрос: «Как часто Вы на транспорте, на котором передвигаетесь, попа-даете в пробки». Только 19,4% респондентов – автомобилистов ответили «никогда» (к этому нужно добавить 14% тех, кто не оп-ределился с ответом). В тоже время 36,6% попадает в пробки в вечерние часы «пик» и 30,1% - в утренние часы «пик». Хотя ин-тенсивность использования личного автомобиля с возрастом уменьшается, все три возрастные категории респондентов – авто-владельцев ответили, что никогда не попадают в пробки только в 20-и случаях из 100. Эти данные хорошо коррелируют с данными пользователей ГОТ – только 20,3% респондентов – не автомоби-листов никогда не попадают в пробки, но этот показатель с воз-растом быстро уменьшается с 27,8% в группе до 30 лет до 5,6% в группе старше 45 лет.
Существенным было выявление причин, ограничивающих использование личного автомобиля. На первом месте оказались пробки на УДС – 36,7%, далее цены на бензин – 28,4%, отсутст-вие охраняемых парковок в местах отправления и прибытия – 21,1% и 13,8%.
К сожалению, предположение о возможности «переключе-ния» автомобилистов на ГОТ, материалами опроса не подтвер-ждается. В частности, респондентам был задан вопрос: «Если Вы не используете личный автомобиль, вы предпочтете пойти пеш-ком, «поймать» машину, поехать на такси, воспользоваться част-ным ГОТ, муниципальным ГОТ». Анализ показал, что муници-пальным ГОТ воспользуется 25,4% респондентов (в т.ч. в группе до 30 лет – 19,2%, в группе 30- 45 лет – 21,6%, в более старшем возрасте – 36,5%), частным ГОТ ещё 25,4% (не зависимо от воз-раста), по 19,7% отметили в качестве способа передвижения «пешком» и «частная машина». Очевидно, что приведённые па-раметры могут корректироваться в зависимости от оценки рес-пондентами уровня своих доходов.

Литература

1.Ваксман С.А., Шиляева Л.В. Передвижения населения на легковом автотранспорте в городах (на примере Свердловска) //Планировка, за-стройка и инженерное оборудование селитебных территорий городов Урала и Зауралья /Тр. УПИ им. С.М.Кирова, сб.194.- Свердловск: УПИ, 1971, с.94-101


© S.Waksman 2002.