Материалы X международной (тринадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14 - 15 июня 2004 года

Использование личного автомобиля в крупном городе – точка зрения владельцев

С.А. Ваксман, Н.Н. Наговицина, Е.С. Чухонцева

Традиционно для градостроительных целей проводится опрос владельцев личного автотранспорта для выявления таких параметров как годовой пробег, средний возраст автомобиля, коэффициент использования, соотношение внутри- и внегородского пробега … Значительно реже исследовались передвижения владельцев личного автотранспорта (хотя и тогда такого рода попытки предпринимались в 60-е годы [1]). Ещё реже изучается структура затрат на содержание личного автотранспорта, хотя для планирования потребности в развитии инфраструктуры обслуживания и хранения личного автотранспорта такая информация, крайне необходима.
В связи с этим ниже приводятся результаты опроса 93 респондентов – автомобилистов в возрасте от 20 до 60 лет в сопоставлении с результатами опроса 138 не автомобилистов. В общей выборке 40,3% респондентов имеет личный автомобиль, в том числе в группе 20 – 29 лет – 24%, в группе 30 – 44 лет – 62,9%, в группе 45 – 60 лет – 44,6%. Таким образом, уровень семейной автомобилизации уже сегодня следует признать высоким. Сопоставление ответов на вопрос «как Вы относитесь к увеличению количества легковых автомобилей в городе?» приводит к парадоксальным на первый взгляд результатам. Примерно треть автомобилистов (31,2%) положительно относятся росту автомобилизации (32% автомобилистов в возрасте до 30 лет, 33,3% в возрасте 30 – 45 лет и 27,6% в возрасте 45 – 60 лет); 43% - отрицательно и 25,8% не имеют своей точки зрения. Для сравнения приведём данные по контрольной группе респондентов, не имеющих пока автомобиля. В общей выборке таких респондентов 28,3% относятся положительно к росту автомобилизации, 39,8% отрицательно и 31,9% не имеет своей точки зрения. Однако, если в «молодёжной» группе до 30 лет положительное отношение к росту личного парка в городе зафиксировано в 39,2%, то в последующих возрастных группах оно быстро падает до 13 – 14%.
В связи с этим следовало ожидать уменьшения доли как автомобилистов, так и пользователей ГОТ, желающих приобрести автомобиль. Несмотря на высокий уровень автомобилизации, 31,2% владельцев планируют приобретение автомобиля (в т.ч. в группе до 30 лет – 36% и в группе 30–45 лет – 35,9%); в контрольной группе (не автомобилисты) планируют приобрести автомобиль 47,1% (в т.ч. в группе до 30 лет – 63,3%!, в группе 30 – 45 лет – 39,1% и только в следующей возрастной группе – 16,7%). Простой расчёт показывает, что реализация планов приобретения личного автомобиля (без учёта списания) приведёт к уровню автомобилизации в 450 единиц на 1000 жителей. При этом 55,9% автовладельцев высказало намерение приобрести машину зарубежного производства при малом колебании этого показателя по возрастным группам.
Исследования последних лет фиксируют рост числа автовладельцев, использующих машину постоянно для поездок любой целью. В рассматриваемой совокупности удельный вес этой категории составил 17,9%, причём в молодёжной группе он составил 22,2%, а в старшей возрастной группе – только 10,5%; остальные 82,1% владельцев используют автомобиль для поездок с той или иной целью в зависимости от сезона года. В связи с этим основной целью для владельцев, не регулярно пользующихся автомобилем, является пока поездки за город – 35,7%, на втором месте – поездки по магазинам – 32%, далее к местам культуры и отдыха – 18%, а на трудовые (учебные) поездки приходится пока 14,3%.
Так как основной проблемой в транспортно-пассажирском обслуживании населения является перегрузка центральной зоны города, респондентам задавался вопрос о частоте поездок в эту зону. По всей совокупности автомобилистов 31,2% совершает такие поездки каждый день; ещё 38,5% - несколько раз в неделю. В результате несоответствия пропускной способности УДС требованиям транспортных потоков появляются пробки. В связи с этим и автомобилистам, и контрольной группе был задан вопрос: «Как часто Вы на транспорте, на котором передвигаетесь, попадаете в пробки». Только 19,4% респондентов – автомобилистов ответили «никогда» (к этому нужно добавить 14% тех, кто не определился с ответом). В тоже время 36,6% попадает в пробки в вечерние часы «пик» и 30,1% - в утренние часы «пик». Хотя интенсивность использования личного автомобиля с возрастом уменьшается, все три возрастные категории респондентов – автовладельцев ответили, что никогда не попадают в пробки только в 20-и случаях из 100. Эти данные хорошо коррелируют с данными пользователей ГОТ – только 20,3% респондентов – не автомобилистов никогда не попадают в пробки, но этот показатель с возрастом быстро уменьшается с 27,8% в группе до 30 лет до 5,6% в группе старше 45 лет.
Существенным было выявление причин, ограничивающих использование личного автомобиля. На первом месте оказались пробки на УДС – 36,7%, далее цены на бензин – 28,4%, отсутствие охраняемых парковок в местах отправления и прибытия – 21,1% и 13,8%.
К сожалению, предположение о возможности «переключения» автомобилистов на ГОТ, материалами опроса не подтверждается. В частности, респондентам был задан вопрос: «Если Вы не используете личный автомобиль, вы предпочтете пойти пешком, «поймать» машину, поехать на такси, воспользоваться частным ГОТ, муниципальным ГОТ». Анализ показал, что муниципальным ГОТ воспользуется 25,4% респондентов (в т.ч. в группе до 30 лет – 19,2%, в группе 30- 45 лет – 21,6%, в более старшем возрасте – 36,5%), частным ГОТ ещё 25,4% (не зависимо от возраста), по 19,7% отметили в качестве способа передвижения «пешком» и «частная машина». Очевидно, что приведённые параметры могут корректироваться в зависимости от оценки респондентами уровня своих доходов.

Литература

1.Ваксман С.А., Шиляева Л.В. Передвижения населения на легковом автотранспорте в городах (на примере Свердловска) //Планировка, застройка и инженерное оборудование селитебных территорий городов Урала и Зауралья /Тр. УПИ им. С.М.Кирова, сб.194.- Свердловск: УПИ, 1971, с.94-101


© S.Waksman, 2002