Андронику Андрониковичу Агасьянцу – 70 лет

С.А. Ваксман
Откровенно говоря, не помню, когда мы познакомились
с Андроником Агасьянцем. Зато его статью по скоростным город-ским
дорогам, опубликованную в середине 60-х годов прошлого века,
запомнил сразу. С тех пор всегда следил за его публикация-ми.
Дело в том, что сам предмет исследования А.А.Агасьянца в те
годы с невысоким уровнем автомобилизации был необычным – до
городских скоростных дорог мы в то время просто не дорос-ли
(к сожалению, и сегодня мы почти в том же положении). И еще:
один раз выбрав направление своей работы, Андроник, на моей
памяти, никогда от избранной тематики не отходил, куда бы
ни забрасывала его судьба.
Родился Андроник Агасьянц 8 апреля 1934
года в пос. Сясь-строй Ленинградской области в семье театральных
работников. В 1957 году закончил Ленинградский инженерно-строительный
ин-ститут, где руководителем диплома «Пересечение скоростной
магистрали с Приморским шоссе» был М.С.Фишельсон. Должен сказать,
что уже давненько пытаюсь настроить питерских коллег на написание
книги «М.С.Фишельсон: Человек. Инженер. Уче-ный», но что-
то неудачно.
Начало творческой деятельности у А.Агасьянца
оказалось полезным и много обещающим: работа планировщиком
в Сара-товском Горпроекте, ст.архитектором в Орском отделении
Ги-прогора, ГИПом в Куйбышевском филиале Гипрогора, где наряду
с многочисленными проектами застройки и детальной планиров-ки
районов, были разработаны транспортные разделы генпланов городов
Куйбышев, Сызрань, генплан г.Кинель, проект скорост-ной дороги
в г.Куйбышев и др.
В 1962 году начинается научная работа –
А.А.Агасьянц по-ступил сначала в заочную, а в 1964 году перешел
на очное отде-ление аспирантуры ЦНИИПградостроительства. Открываю
со-ставленный мной «Указатель авторефератов кандидатских и
док-торских диссертаций по транспортным системам городов»:
Тема диссертации - Формирование систем городских скоростных
ав-томобильных дорог. Научный руководитель - Сигаев А.В. Оппо-неты
- Афанасьев Л.Л., Бочаров Ю.П (специалисты сразу обратят внимание
на ИМЕНА!). Дата защиты: 23.05.1973
С моей точки зрения, можно считать Андроника
Андронико-вича одним из основоположников направления в отечественной
науке о транспортных системах городов, посвященного город-ским
скоростным дорогам.
После аспирантуры была напряженная работа
в архитектур-но-планировачной мастерской по проектированию
г. Тольятти, созданной в связи со строительством Волжского
автозавода. Это был может быть самый интересный для Андроника
период: уча-стие в разработке генплана г.Тольятти, ПДП центрального
рай-она, проекта центра города и предзаводской зоны ВАЗа...
Долж-ность Андроника за эти 5 лет можно назвать так: «ответственный
за транспортную систему г.Тольятти и транспортное обслужива-ние
ВАЗа». О результатах этой работы можно судить по премиям Совета
Министров СССР за первую очередь строительства горо-да и ВДНХ
за жилой район №7.
Но именно в это время А.Агасьянц умудрялся
участвовать еще в разработке конкурсных проектов центров городов
Фрунзе (первая премия), Алма-Аты, Тбилиси (лучшее транспортное
ре-шение) и других.
Надо сказать, что за первые 15 лет работы
Андроник Агась-янц стал признанным специалистом в среде не
только транспорт-ников-градостроителей (что было бы естественным),
но и в кругу архитекторов, не очень любивших «чужаков» – в
Союз архитек-торов СССР он был принят еще в 1965 году. Кстати,
на моей па-мяти членами этого союза были также транспортники
Роберт Данциг, Лев Свердлин, Юрий Стевничий,Игорь.Демкин,….
А потом судьба забросила Андроника в Центральную
Афри-канскую республику (ЦАР), где он с 1974 года по 1977
был со-ветником президента (да-да, того самого императора
Бокассы!) по вопросам архитектуры и градостроительства. Насколько
я помню, руководство ЦАР очень хотело, чтобы Агасьянц остался
в стране еще на один срок. И не мудренно, сделано ведь было
много: разработка более 20 проектов за два года, научно-методическая
помощь местным специалистам (по существу – их обучение), разработка
эскизов генплана города Банги, схемы рас-селения и использования
территории ЦАР. В общем миссия ока-залась успешной.
А потом почти 15 лет работы в отделе городского
и внешне-го транспорта ЦНИИПградостроительства. Для меня весьма
важ-ным является участие А.А.Агасьянца в подготовке в этот
период тома «Справочник проектировщика. Градостроительство»
(1978) и транспортного раздела СниП 2.07.01 – 89 «Градостроительст-во».
В эти годы (1977-1992) А.Агасьянц участвовал
в разработке экспериментальных схем Москвы, Иркутска, Ярославля,
в разра-ботке теоретических основ формирования транспортных
систем групповых систем населенных мест, в выпуске ряда руководств
по проектированию и рекомендаций по разработке транспортных
систем городов и регионов.
В качестве представителя СССР А.А.Агасьянц
участвовал в семинарах ЕЭК ООН по градостроительству и транспорту
(Жене-ва 1978; Эйндховен 1981; Москва 1984), а также в выполнении
совместных исследований с ГДР и Португалией (1979), Францией
(1971,1983), Финляндией (1985), Китаем (1991).
О 90-х годах прошлого столетия рассказывать
не буду – Агасьянц, как и многие из специалистов, работы по
транспорту городов не имел. Правда умудрился издать «Рекомендации
по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений»
и написать серию статей в наши сборники.
С 1998г. А.А.Агасьянц, на мой взгляд, к
счастью для студен-тов, полностью сосредоточился на преподавательской
работе в МИКХиСе (курс «Транспортные системы городов») и в
МГСУ (курс «Планировка, застройка и реконструкция городов»).
А.Агасьянц женат, дочь, сын, две внучки
и… черный терьер.
Что еще? Не могу не отметить огромную доброжелатель-ность
Андроника и отзывчивость. С ним приятно работать!
Последнее: Цитирую написанное Андроником:
«Бесконечно благодарен судьбе и специалистам, оказавшим серьезное
влияние на мое становление как градостроителя, таким, как
А.И.Кузнецов и Ю.А.Шацкий («Гипрогор»), В.А.Шквариков, Ю.П.Бочаров,
В.А.Плинер, Ю.А.Ставничий, Б.В,Черепанов (ЦНИИПградо-строительства),
И.В.Бордуков (Госгражданстрой)».
Будь счастлив, Андроник! Будь!
Основные публикации А.А.Агасьянца
1. Агасьянц А.А. О проектировании городских
скоростных дорог. // Вопросы градостроительства,– Киев: Будiвельник,
1965,с.36-41(В по-мощь проектировщику-градостроителю, вып.
5)
2. Агасьянц А.А. Анализ практики проектирования дорог скоро-стного
сообщения в крупных городах // Архитектура и градостроитель-ство
/Доклады к XXIV науч. конф. ЛИСИ.- Л., 1966,с.153-154
3. Агасьянц А.А. Городские скоростные дороги. // Городской
транспорт, тема 3. – Киев: Будiвельник, 1968,с.34-40 (В помощь
проек-тировщику-градостроителю)
4. Агасьянц А.А. Скоростные автодороги в Токио. - Архитектура
СССР, 1969, № 7, с. 54-56
5. Агасьянц А.А. Перспективы развития скоростных транспорт-ных
путей сообщения. // Город и пассажир. Исследование городских
путей сообщений. / Тезисы докладов ко II Ленинградской науч.
конф., июнь, 1971г. - Ленинград, 1971, с. 137-141
6. Агасьянц А.А. Требования групповых систем населенных мест
к формированию магистральной улично-дорожной сети // Проблемы
и перспективы развития автомобильного транспорта крупных городов
на примере г. Москвы / Тезисы докладов на Всесоюз. науч.-техн.
конф. в г.Москве 31 мая - 2 июня 1979г.).- М., 1981, с.260-262
7. Агасьянц А.А., Каплан Г.Л. Влияние взаимосвязанного рассе-ления
на развитие транспортных систем крупных городов // Комплекс-ное
развитие автомобильного транспорта крупных городов на примере
г. Москвы / Тезисы докладов II Всесоюз. науч.-техн. конф.
(г. Москва, 11 июня-13 июня 1981 г.). М., 1981, с.113-115
8. Агасьянц А.А., Черепанов Б.В. Транспортное и пешеходное
движение в центрах городов//Руководство по проектированию
общест-венных центров городов, поселков и сельских населенных
мест.Раздел 8.- М.: Стройиздат, 1982, с.41-46
9. Агасьянц А.А., Александер К.Э., Руднева Н.А. Современные
тенденции транспортно-планировочной организации жилых районов.
- М.: ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре, 1983.
- 44с.
10. Агасьянц А.А., Бердник Б.И., Голубев Г.Е., Ставничий Ю.А.
Организация транспорта, пешеходного движения и использования
под-земного пространства в общегородских центрах / Интерстройинформа-ция/Сб.
материалов и информации постоянной комиссии СЭВ по…строительству.
1983, №3,с.14-18
11. Агасьянц А.А., Каплан Г.Л. Структурно-планировочная органи-зация
транспортных систем взаимосвязанного расселения//Проблемы
больших городов/Обзорная информация, вып.23 –М.: МГЦНТИ, 1985
- 26 с.
12. Агасьянц А.А., Руднева Н.А., Христюк Н.М., Леонтович И.В.
Градостроительный аспект экономии энергоресурсов при функциони-ровании
транспортных систем больших городов. // Проблемы больших городов./
Обзорная информация, вып. 24. - М.: МГЦНТИ, 1986- 25с.
13. Агасьянц А.А. Принципы формирования и планировочной ор-ганизации
транспортной системы ГСНМ//Рекомендации по формирова-нию и
развитию транспортной инфраструктуры ГСНМ /раздел 4 – М.:
ЦНИИПградостроительства, 1986, с.33-56
14. Агасьянц А.А. Пути оптимизации транспортного обслуживания
жилых территорий городов//Эффективность формирования и развития
городских и межселенных транспортных систем.- М.: ЦНИИПградо-строительства,
1986, с.28-36
15. Агасьянц А.А. Транспортно-планировочные аспекты крупных
городов и агломераций//Городской пассажирский транспорт /Материалы
всесоюзн. науч.-прак. конф.- Л.: ЛО «Наука», 1988, с.47-50
16. Агасьянц А.А. Основные предпосылки повышения эффектив-ности
улично-дорожной сети//Совершенствование транспортных систем
городов (проектирование и планирование) / Тезисы сообщений
Всесо-юзного науч.-техн. семинара. - М., 1989, с.20-24
17. Агасьянц А.А., Савочкина Н.Ф. Об уточнении классификации
автомобильных дорог // Совершенствование транспортных систем
горо-дов (проектирование и планирование) / Тезисы сообщений
Всесоюзного науч.-техн. семинара. - М., 1989, с.74-76
18. Агасьянц А.А. Проблемы развития транспортных систем в
го-родах // Градостроительство, вып. 41. – Киев: Будiвельник,
1989, с.97-104
19. Агасьянц А.А., Кузьмичева Л.А. Новые подходы к организации
транспортного обслуживания жилых районов.//Социально-экономические
проблемы развития транспортных систем городов. / Те-зисы докладов
III конф. / Свердловск, 1990. - С. 68-70
20. Агасьянц А.А Градостроительные принципы формирования се-ти
автомобильных дорог//Градостроительства /сб. науч.тр., вып
42.- Киев: Будiвельник,1990, с.57-64
21. Рекомендации по проектированию улиц и дорог городов и
сель-ских поселений. – М.: Воентехиздат, 1994-88с. (Разделы
1-5, общая ред.)
22. Агасьянц А.А Пути дальнейшего повышения пропускной спо-собности
магистральных улиц и дорог //Социально-экономические про-блемы
развития транспортных систем городов и зон их влия-ния/Материалы
V Международной науч.-практ.конф.- Екатеринбург: УрГЭУ, 1999,
с.87-89
23. Агасьянц А.А Задачи совершенствования улично-дорожной
се-ти и транспортной сети городов на современном этапе //Социально-экономические
проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния/Материалы
VI Международной науч.-практ.конф.- Екате-ринбург: УрГЭУ,
2000, с.96-100
24. Агасьянц А.А К вопросу совершенствования городских транс-портных
систем//Строительные материалы, оборудование, технологии XXI
века - 2000, №12,с.6-7
25. Агасьянц А.А Стратегические проблемы развития городов
и транспортных систем//Социально-экономические проблемы развития
транспортных систем городов и зон их влияния /Материалы VII
Меж-дународной науч.-практ.конф.- Екатеринбург: УрГЭУ, 2001,
с.32 –37
26. Агасьянц А.А О повышении обоснованности развития магист-ральной
улично-дорожной сети в городах //Социально-экономические проблемы
развития транспортных систем городов и зон их влияния /Материалы
VIII Международной науч.-практ.конф.- Екатеринбург: Ур-ГЭУ,
2002, с.94 –97
27. Агасьянц А.А Магистральная улично-дорожная сеть – разви-тие,
модернизация, магистрализация //Социально-экономические про-блемы
развития транспортных систем городов и зон их влияния /Материалы
IX Международной науч.-практ.конф.- Екатеринбург: Ур-ГЭУ,
2003, с.114 –116