Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 

Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.ru
 

СТАРОВОЙДА ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ

С.А. Ваксман

Многие годы я знаком с Владимиром Петровичем. В 1999 году ему исполнилось 70 лет. Посто-янно действующий Оргкомитет международных / екатеринбургских конференций в сборнике V ме-ждународной конференции отметил это событие. В этот раз мы рассказываем о жизненном и науч-но-педагогическом пути Владимира Петровича, основываясь на наших встречах, переписке, обмене публикациями…

Владимир Петрович родился в селе Софие-Гейковка Криворожского района Днепропетровской области (Украина) в крестьянской семье. Родители работали в колхозе. Их трудолюбие дало воз-можность прожить тяжелые годы голодомора 1933 - 1934 гг. Как и все крестьянские дети Владимир Петрович, еще учась в школе, посильно помогал родителям по хозяйству, в основном уходом за скотиной, посадкой и уборкой овощей, сбором ягод и фруктов; особую заботу составляла заготовка воды, которую приходилось носить из колодца метров за четыреста от дома, да еще сравнительно круто в гору.

С марта 1944 года по октябрь 1945 г. работал в колхозе помощником кузнеца, учеником в сто-лярной мастерской, а также в поле на уборке урожая. К слову сказать, при прополке зерновых не обошлось без ЧП. В начале поля натолкнулись на склад немецких боеприпасов. В результате неос-торожного обращения снаряд взорвался. В.П. и двух сверстников ранило; осколок из ноги В.П. был удален только в 1956 г.

С октября 1945 года учился в школе и в 1946 году окончил семь классов. В этом же году посту-пил без экзаменов (как отличник) в Криворожский строительный техникум в группу, где готовили техников-дорожников. После окончания техникума в 1950 году как лучшего учащегося его напра-вили на работу в г. Киев в СМУ № 1 треста «Гидродорстрой» прорабом. Полугодовой период рабо-ты в СМУ был неудачным: зимой 1951 года при рытье траншеи для водоотводного коллектора зем-лей завалило рабочую, в связи с чем Владимир Петрович был привлечен к исправительно-трудовым работам с вычетом 25% заработной платы в пользу государства. Как молодого специалиста В.П. пожалели и дали возможность устроиться на работу в проектный институт «Гипрогражданпромст-рой» Министерства жилищно-гражданского строительства УССР. Работал техником, старшим тех-ником, затем в 1956 году перешел на работу «Киевпроект», где практически полностью сформиро-вался как проектировщик городских улиц и дорог. Запроектировал много дорожных объектов, часть из которых заметны для города Киева: бульвар Леси Украинки, ул. Соломенская, пр. Комарова, Владимирский спуск, ул. Козелецкая и др. Для многих жилых массивов и отдельных домов выпол-нены проекты вертикальной планировки. В последние годы работы в «Киевпроекте» специализиро-вался на проектировании дорожных развязок: на пересечении проспекта Победы с Воздухофлот-ским проспектом; разработал проектное задание развязок на пересечении улиц Довженко и Дегтя-ривской, улиц Фрунзе и Коротченко… Сложной работой был проект вертикальной планировки тер-ритории трамвайного депо им. Красина на ул. Фрунзе, которое было снесено селевым потоком из Бабьего Яра в 1961 г. Все перечисленные выше объекты построены.

Дважды разрабатывал проектное задание реконструкции Брест-Литовского проспекта в г. Киеве (ныне проспект Победы). Но из-за отсутствия финансирования дальнейшее проектирование прекра-тилось. Интересно отметить, что позже реконструкция пр. Победы осуществлена по рабочему про-екту, разработанному дочерью Владимира Петровича – Людмилой.

Параллельно с работой в проектных институтах учился в Киевском автомобильно-дорожном ин-ституте (КАДИ), который окончил в 1958 г. Учеба в институте способствовала должностному рос-ту: техник, старший техник, инженер, старший инженер, руководитель дорожной группы.

Работая в «Киевпроекте», после окончания института поступил в заочную аспирантуру КАДИ; диссертационную работу на тему «Исследование трасс и определение размеров автомобильных ма-гистралей на подходах к городам» выполнял под руководством профессора МГУ им. М.В. Ломоно-сова Николая Васильевича Орнатского и защитил ее в 1968 г. В 1964 г. по приглашению зав. кафед-рой проектирования дорог доцента (позже профессора) Я.В. Хомяка перешел в КАДИ (теперь Ук-раинский транспортный университет) ассистентом, а затем избран на должность доцента.

Дальше все, как у многих вузовских ученых: чтение лекций, написание методических пособий (около 20), руководство дипломниками (более 200), исследования, многочисленные публикации и доклады на конференциях. Доклады, с которыми выступал В.П., посвящались в основном вопросам проектирования автомобильных дорог и городских улиц, организации и безопасности дорожного движения. Некоторые доклады посвящались организации пешеходного движения в городах и по-селках, прогнозированию движения на существующих путях сообщения. Работая в ВУЗе, разрабо-тал схемы организации дорожного движения для городов Ивано-Франковска, Коломны, Ровно, для пригородной зоны г. Запорожья, для отдельного района г. Киева.

Огромный опыт в сфере исследования и проектирования автомобильных дорог позволил Влади-миру Петровичу принимать активнейшее участие в подготовке и написании двухтомного учебника «Автомобильные дороги» (1998 г.), государственных строительных норм Украины на проектирова-ние автомобильных дорог общего пользования.

Список публикаций В.П. Старовойды

1. Старовойда В. Пути повышения безопасности движения [в городах]. // Автомобильный транспорт, 1962, №5
2. Старовойда В.П. Пути улучшения системы транспорта в крупных городах. // В помощь проектировщику-градостроителю, 1962, №5(12)
3. Старовойда В.П. Проектирование уширенной проезжей части на перекрестках// Градостроительство и районная планировка. – Киев: Будiвельник, 1963 (В помощь проектировщику-градостроителю)
4. Старовойда В.П. Современное состояние проектирования вводов автомобильных дорог в городе. / Материалы сове-щания по вопросам проектирования и строительства автомобильных дорог на подходах к городам, (май 1963). - Киев, 1963, с.33-50
5. Старовойда В.П. К вопросу о проектировании трасс автомобильных магистралей на резервных городских террито-риях. // Автомобильные дороги и дорожное строительство. Вып.1. – Киев: Будiвельник, 1965, с. 25-31
6. Старовойда В.П. Пересечение по типу упрощенной двойной петли. // Транспорт и планировка городов. – Киев: Бу-дiвельник, 1965 (В помощь проектировщику-градостроителю)
7. Старовойда В.П. Расчет зон транспортного влияния автомобильных магистралей на территориях перспективной застройки городов. // Автомобильные дороги и дорожное строительство. Вып.2. – Киев: Будiвельник, 1965, с. 63-71
8. Старовойда В.П. К вопросу долевого распределения пробегов городских автомобилей по уличной сети, вводным и кольцевым магистралям. // Строительство и архитектура, 1966, №2
9. Старовойда В.П. Стадийное развитие поперечного профиля автомобильных магистралей, прокладываемых на тер-риториях перспективной застройки городов. // Известия ВУЗoв. Строительство и архитектура , 1967, №7
10. Старовойда В.П. Резервирование земель для развития поперечного профиля и пригородных участков автомобиль-ных дорог. // Внешний транспорт в планировке городов и пригородных зон. - Киев, 1970, с.14-19.
11. Старовойда В.П. Оценка трасс кольцевых автомобильных магистралей. // Городской транспорт и организация го-родского движения. / Тезисы докладов к науч.-прак. конф. 16-19 января. - Свердловск, 1973, с.243-250
12. Старовойда В.П. Дорожно-транспортные условия и скорость движения. // Современное состояние и перспективы развития транспортных систем крупного города. / Тезисы докладов ко II Свердловской науч.-техн. конф. 17-19 сентября. Вып.2. - Свердловск, 1974, с.58-61
13. Старовойда В.П. О дорожно-транспортных происшествиях на вводах автомобильных магистралях. // Городское строительство и коммунальное хозяйство, транспорт. / Материалы V респуб. конф. по вопросам строительства и архитектуры (31.01.-07.02.1974). - Вильнюс, 1974, с.63-65
14. Старовойда В.П., Заворицкий П.И. Изучение скоростей и интенсивности движения автомобилей на пригородных и городских участках дорог. // Транспорт в планировочной структуре городов и агломераций. - Киев, 1974, с.93-98 (Сб. науч. тр. КиевННИградостроительства)
15. Старовойда В.П. Пути совершенствования организации движения в старых городах // Пути повышения безопасно-сти дорожного движения / Тезисы докладов и сообщений (15-17 мая 1978г.). - Киев: КАДИ, МАДИ, 1978, с.58-54
16. Старовойда В. Основные принципы и показатели качественной оценки дорожных сооружений города. // Развитие сети городских улиц и дорог. / Тез. докл. Всесеюз. научн.-техн.конф., 21-22 мая 1981 г., Шауляй. Ч. II. – Шауляй, 1981, с. 48-50
17. Старовойда В.П., Гуков Н.И., Ересов В.И., Дзюба А.П. Автоматизированная система управления движением транспорта на перегонах уличной сети городов. // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов Среднего Урала. / Тезисы докладов. - Свердловск, 1986. - С. 41-42.
18. Старовойда В.П. Управляющая система транспортной инфраструктуры города. // Социально-экономические про-блемы развития транспортных систем городов. / Тезисы докладов II областной экономической конференции, 15-17 июня, Свердловск, 1988. - Свердловск, 1988. - С. 107-110.
19. Старовойда В.П., Бигич Б.К. Использование вместимости легковых автомобилей в городах. // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов. / Тезисы докладов III областной экономической конференции, 13-15 июня, Свердловск, 1990. - Свердловск, 1990. - С. 117-118.
20. Старовойда В.П. Коэффициенты часовой неравномерности движения для городских улиц. // Наука и техника в го-родском хозяйстве, вып.76. - Киев: Будiвельник, 1991 с.76-78

При составлении настоящего списка научный редактор столкнулся с трудностями. Дело в том, что большая часть книг и статей В.П. Старовойды опубликована на украинском языке, а Указатель «С.А.Ваксман. Транспортные системы городов» (Екатеринбург, 1998 – версия 2) составлен пока для публикаций на русском языке. Поэтому данный список отражает только малую часть публикаций В.П. Старовойды. Большинство работ В.П. Старовойды на украинском языке опубликовано в сбор-никах «Автомобiльнi дороги i дорожне будiвництво» (Киiв: Будiвельник) – порядка 40 работ.