Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 

Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.ru
 

Персоналии

Евгений Александрович Рейцен – к 70-летию

С.А.Ваксман

С Киевом у меня многое связано: сам киевлянин; став жителем Свердловска,  практически каждый год прилетал  «домой». Говорю это к тому, что многих коллег-киевлян знаю не только по статьям и выступлениям на конференциях, но и по застольным беседам, и в повседневной жизни, по творческим (и не только!) спорам… Именно поэтому могу (так мне по крайней мере кажется) выделить главное во многих из тех, с кем сталкивался в Киеве.

Женя Рейцен – это фонтан дел, забот, устремлений, подчас внешне очень далеких от транспортных систем городов. Он всегда на острие, в порыве, причем его ещё надо сдерживать. Посудите сами: вице-президент поэтического клуба «Стих и Я» (Киевский госуниверситет строительства и архитектуры); готовит сборник из 100 стихотворений (с 1985 по 2005 годы), на 15 из них  написана музыка и, что уже совсем удивительно, они исполняются;  мастер спорта Украины международного класса, гроссмейстер по шахматной композиции, судья национальной и международной категории по шахматной композиции, дважды вице-чемпион мира (2001, 2004гг);  Президент комиссии по шахматной композиции Украины (с1996г.),  член Исполкома Федерации шахмат Украины (с 2001г.), с1996г.представитель Украины в ФИДЕ (Комиссия по шахматной композиции).

Ну ладно, бывают же люди ещё и не с таким количеством увлечений и должностей! Так нет, им составлено около 300 шахматных композиций, более 100 из которых опубликованы, он главный редактор «Ежегодника Украины по шахматной композиции» и главный редактор нового журнала «Проблемист Украины» (я получил в подарок №1этого журнала, иначе и не знал бы, что вынесено в его заголовок), который объявил международный конкурс составления «Рейцен – 70». Как Вы понимаете, последняя цифра и есть повод для написания этой статьи. А к шахматам я ещё вернусь в конце и приведу первую шахматную задачу-миниатюру Е.А.Рейцена (миниатюрами называется задачи с числом фигур не более 7),  опубликованную в газете «Киевская правда» 12 апреля 1962 года! А теперь обратимся к тому, что интересует меня больше всего – к Евгению Александровичу Рейцену и его деятельности на благо развития транспортных систем городов.

Родился Женя 6 ноября 1935г. в Киеве. Не хотелось бы, но приходится сказать о трудном Женином детстве, так как оно все «замешано» на нашей истории. Отец, Александр Александрович Рейцен, начальник боепитания Киевского 14-го артполка, по навету был арестован и расстрелян 22 ноября 1937 года, когда сыну только исполнилось два годика. Реабилитирован в 1957г. Мать, Татьяна Кондратьевна, как ЧСИР (напомню молодым: член семьи изменника Родины) по этапу через Бутырку была отправлена на Урал в Ивдельлаг (реабилитирована только в 1958г.). В Киев Татьяна Кондратьевна смогла вернуться только в 1961г., когда сыну уже было 26 лет! Воспитали Женю бабушка и дедушка.

В 1953г. Женя закончил среднюю школу №9 на Подоле (а я в 1956г. – школу №17 там же неподалеку). Учился в КИСИ и там же впервые выступил с докладом на научной конференции 1960 г. на тему «Рациональное освещение городских улиц и площадей». Это направление по сути дела и стало темой кандидатской диссертации: «Изыскания рациональных методов повышения безопасности движения при искусственном освещении улиц». Тема была предложена зав.кафедрой ГС КИСИ Георгием Филипповиемч Богацким. Защита диссертации состоялась в  конце июня 1972 г.

Практически без передышки Рейцен сформулировал для себя тему следующей диссертации «Градостроительные принципы построения оптимальных автоматизированных систем управления дорожным движением с учетом планировочной структуры города».

С начала 80-х годов Е.А. начинает руководить работами аспирантов. Первым его аспирантом был представитель Кипра Симеу Андреас, который блестяще защитил диссертацию в 1984г. Следует сказать, что в то время специализированного Совета при кафедре ГС КИСИ не было и приходилось просить разрешения у ВАК СССР на одноразовую защиту на специализированном совете архитектурного факультета. Что это такое – знают только те, кто прошел через эту процедуру. Пришлось ее пройти и второй аспирантке Евгения  Александровича – С.В. Дубовой, которая успешно защитила диссертацию по теме: «Исследование качества работы городского пассажирского транспорта и АСУДД». На успехах Е.А. как руководителя аспирантов, сказался опыт руководства студенческими исследованиями. Вот почему в его аспирантуру попадали студенты, которые начинали исследования с 3-го курса. Правда, в одном из интервью Е.А. рассказывал, что одного будущего аспиранта он отобрал еще на первом курсе. Это был Михаил Хейло, который окончил КИСИ в 1980 году,  оставлен при кафедре ГС, стал стажером, аспирантом, опубликовал ряд интересных работ, но трагически погиб. Всего Евгением Александровичем подготовлено 12 аспирантов, 5 из которых защитились, а трое готовятся к защите в 2005 году. Начиная с 1996 года, 10 студентов под его руководством защитили магистерские работы.

Не смотря на большие достижения по решению проблемы построения автоматизированных систем управления дорожным движением с учетом планировочной структуры городов в масштабах СССР, докторскую диссертацию по не зависящим от него причинам Евгений Александрович не защитил. По моим наблюдениям, это его никогда не расстраивало. Ко времени окончания Е.А. докторантуры исследования эффективности АСУДД в городах были проведены в Харькове, Минске, Свердловске, Новосибирске, Алма-Ате, Фрунзе и других городах, по инициативе Е.А. при Житомирском филиале института Укркоммундорпроект создан отдела проектирования АСУДД в городах Украины. В 1984 г. по завершении докторантуры Е.А. представил Совету института результаты исследования, которые тогдашний ректор КИСИ А.М. Тугай отметил как «самое эффективное использование пребывания в докторантуре». К сожалению, в середине 80-х годов в стране было всего 4 профильных доктора наук в четырех разных городах. Как следствие, единственный докторский совет при МИСИ, где можно было защищать диссертацию,  в 1985 г. закрылся; в том же году расформировывается ВНИИБД МВД СССР…Впрочем я уже об этом писал, так как ситуация, рассмотренная выше, характерна и для сегодняшнего дня - профильных докторов наук по транспортным системам городов в России почти нет. Должен сказать, что «докторские» разработки Е.А. не пропали даром и в 1986-1990гг. научно-исследовательская группа при кафедре ГС КИСИ разработала техзадания на проектирование АСУДД в 20-и городах Украины; 12 систем уже действуют.

В 1990 году впервые в СССР выходит нормативный документ «Временные нормы проектирования комплексных схем организации дорожного движения в городах Украины», созданный под руководством Е.А.Рейцена, а в 1991-1992гг. впервые для Украины (насколько мне известно) разрабатывается КСОД для Краматорска, Горловки, Николаева. Интересно, что все, кто входил в число исполнителей данной темы, являлись  выпускниками факультета ГС, а в последствии стали аспирантами Е.А.Рейцена.

В 90-х годах Е.А.Рейцен разрабатывает строительные нормы Украины по наружному освещению транспортных развязок, городских улиц и дорог (введены в действие в 2001г.), потом руководит разработкой проекта новых норм «Состав, содержание и порядок согласования комплексных схем организации дорожного движения в городах Украины».

Что  еще? Можно было бы рассказать о трагических совпадениях в жизни Е.А. (его мама умерла в тот день, когда в 1937г. погиб отец), и о лирических (и мама, и Женя, и его сыновья появились на свет в одном и том же знаменитом киевском роддоме Зайцева), и о том, что он был способным спортсменом, и что он ответственный секретарь сборника «Градостроительство и территориальное планирование», где впервые бал напечатан мой «Указатель авторефератов кандидатских и докторских диссертаций по ТСГ (версия 1999г.), но под другими фамилиями, пожурить за «многостаночность»… В конце 2004 года Евгений Александрович переизбран на должность профессора кафедры городского строительства, им опубликовано 175 печатных работ и около 70 методических работ. Остается пожелать ему научной и любой другой творческой неуемности до 120 лет!

Ну а обещанный этюд? Вот он.

День, когда Человек впервые полетел в Космос

Мат в 3 хода

1.Kd3! цугцванг 1…Кр:d3 2.Фв4 Кре3 3.Фd2x  2. … a2

3.Фв3х - это главный вариант.