О статистической отчетности предприятий
городского
общественного транспорта
С.А.Ваксман
На примере предприятий ГОТ г. Екатеринбурга рассматривается система и формы статистической отчетности.
Основными формами отчета предприятий ГОТ в соответствии с Паспортом г. Екатеринбурга, содержащими сведения о развитии транспортной системы города, являются:
– для метрополитена – ф. №1-метро «Сведения о метрополитенном транспорте»; ф. №65-этр «Сведения о работе метрополитена, трамвайного и троллейбусного транспорта»;
– для трамвая и троллейбуса – ф. №1-этр «Сведения о трамвайном и троллейбусном транспорте»; ф. №65-этр «Сведения о работе метрополитена, трамвайного и троллейбусного транспорта»;
– для автобуса – ф. №1-автотранс «Сведения о наличии и работе автомобильного транспорта»; ф. №3-автотранс «Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта»; ф. №65-автотранс «Сведения о продукции автомобильного транспорта»;
– для легковых таксомоторов - ф. №3-автотранс «Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта»; ф. №65-этр «Сведения о работе метрополитена, трамвайного и троллейбусного транспорта».
Все указанные формы разработаны Госкомстатом России и составляют федеральное государственное статистическое наблюдение. В табл. 1 приводится характеристика этих форм.
Табл.
1. Формы статистической отчетности предприятий ГОТ,
отражающие уровень транспортно-пассажирского обслуживания
населения
[3]
Форма |
Наименование |
Периодичность |
Кем предоставляется |
1-метро |
Сведения о метрополитенном транспорте |
Годовая |
Метрополитен |
65-этр |
Сведения о работе метрополитенов, трамвайного и троллейбусного транспорта |
Квартальная |
Метрополитен, трамвай и троллейбус |
1-этр |
Сведения о трамвайном и троллейбусном транспорте |
Годовая |
Трамвай и троллейбус |
1-автотранс |
Сведения о работе пассажирского автотранспорта |
Месячная |
Автобус и легковые таксомоторы |
1-ТР |
Сведения об автотранспорте и о протяженности ведомственных и частных автодорог |
Годовая |
Автобус и легковые таксомоторы |
3-автотранс |
Сведения о наличии и использовании автотранспорта |
Годовая |
Автобус и легковые таксомоторы |
65-автотранс |
Сведения о продукции автомобильного транспорта |
Квартальная |
Автобус и легковые таксомоторы |
Общей для городского электрического пассажирского транспорта формой является ф. №65-этр «Сведения о работе метрополитена, трамвайного и троллейбусного транспорта». Эта форма квартальная и содержит такие показатели, как количество перевезенных пассажиров (с выделением пассажиров с платным проездом), доходы от перевозки пассажиров и багажа; дотации из бюджета; затраты на перевозку пассажиров и багажа; количество рейсов, предусмотренных расписанием и фактически выполненных (в т.ч. без нарушения расписания). Перечисленные показатели, за исключением перевозки пассажиров, определяются на основе учета предприятий. Количество перевезенных трамваем и троллейбусом пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, можно определить только путем специальных выборочных обследований, которые чаще всего не проводятся (на метрополитене для учета платных и бесплатных пассажиров условия созданы).
При подсчете количества перевезенных льготных пассажиров используется «Инструкция по заполнению форм федерального статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта». В соответствии с Инструкцией число поездок для пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, устанавливается в 50 поездок в месяц на одного пассажира. При этом не происходит учет специфичных для каждого города особенностей, а, следовательно, информация искажается.
Специфичной для трамвайно-троллейбусного транспорта формой является ф. №1-этр «Сведения о трамвайном и троллейбусном транспорте» (годовая). В нее включены сведения о путевом хозяйстве (протяженность пути в одно- и двухпутном исчислении), подвижном составе (общее количество подвижного состава на начало и конец года, общая пассажировместимость на конец года, в т.ч. с указанием мест для сидения), использовании и транспортной работе (число маршрутов, протяженность маршрутов, время пребывания подвижного состава в распоряжении, в движении, пробег в натуральных вагоно(машино)-километрах, пробег пассажирского подвижного состава, приведенный по вместимости, перевозка пассажиров, в т.ч. платных, пассажирооборот…).
Отличительной формой для метрополитена является ф. №1-метро «Сведения о метрополитенном транспорте» (годовая). В целом она схожа с формой по трамвайно-троллейбусному транспорту. Отметим, однако, отличительные черты (с точки зрения общих для всех предприятий ГОТ показателей).
1. При характеристике подвижного состава дается время пребывания его на линии и в движении, что позволяет получить представление о простое поездов в рабочее время.
2. Более подробно характеризуются происшествия с подвижным составом: выделяются случаи крушения поездов, аварии, а также приводится количество пострадавших в них (ранено, погибло).
3. Приводится пробег пассажирских вагонов, в т.ч. с пассажирами.
4. Пробег пассажирских вагонов характеризуется и в вагоно-километрах, и в поездо-километрах.
5. Отсутствует информация о движении подвижного состава в течение отчетного года, а также данные о сходе подвижного состава по техническим причинам.
Форма №1-автотранс «Сведения о наличии и работе автомобильного транспорта» (месячная) дает характеристику объема перевозки пассажиров и пассажирооборота автомобильного транспорта, но без выделения внутригородских, пригородных и междугородних. Поэтому для статистической отчетности более важным является показатель предусмотренных и фактически выполненных рейсов (с выделением в т.ч. рейсов, выполненных без нарушения расписания) в разрезе внутригородского, пригородного и междугороднего сообщения.
Другой формой отчетности автобусных предприятий является ф. №65-автотранс «Сведения о продукции автомобильного транспорта» (квартальная). Здесь объемы перевозок и пассажирооборот приводятся с выделением внутригородских, пригородных, междугородних и международных маршрутов. Кроме того, следует отметить и показатели доходов (в т.ч. от перевозок платных пассажиров) и расходов, связанных с каждым видом перевозок.
Наибольшую ценность представляют годовые формы отчетности: ф. №3-автотранс «Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта» и ф.№1-тр (автотранспорт) «Сведения об автотранспорте и о протяженности ведомственных и частных автодорог». В первой форме (с выделением внутригородских маршрутов) даются показатели: число автобусных маршрутов (на конец года), длина автобусных маршрутов (на конец года), пребывание автомобилей в распоряжении (автомобиле-дней), в т.ч. в работе, в простое в ремонте и его ожидании, в простое в технически исправном состоянии, пробег автомобилей, в т.ч. с пассажирами и др.
Форма ф. №1-тр (автотранспорт) характеризует наличие отдельных типов подвижного состава, группировку автомобилей, находящихся на балансе хозяйства, по времени их пребывания в эксплуатации, работу и использование автомобильного транспорта, финансовые показатели и ведомственные и частные автомобильные дороги, но в целом по предприятию, без выделения внутригородских перевозок.
В годовой отчетности о работе автомобильного транспорта отсутствуют такие показатели, как количество перевезенных пассажиров, пассажирооборот, вместимость подвижного состава, число сходов подвижного состава с маршрута по различным причинам…
Табл. 2. Показатели отчетности различных видов ГОТ [4]
Показатель |
Метрополитен |
Трамвай |
Автобус |
Протяженность развернутого пути (линии) в однопутном исчислении (км) |
+ |
+ |
- |
Эксплуатационная длина путей в двухпутном исчислении (км) |
+ |
+ |
- |
Наличие инвентарного пассажирского состава на начало года (штук) |
- |
+ |
- |
Наличие инвентарного пассажирского состава на конец года (штук) |
+ |
+ |
- |
Выбыло пассажирского состава в отчетном году (штук) |
+ |
+ |
- |
Общая пассажировместимость подвижного состава на конец года (мест) |
+ |
+ |
- |
в т.ч. число мест для сидения |
+ |
+ |
- |
Число единиц подвижного состава по времени эксплуатации штук |
+ |
+ |
- |
Число маршрутов на конец года (единиц) |
- |
+ |
+ |
Протяженность маршрутов (км) |
- |
+ |
+ |
Пребывание пассажирского подвижного состава в распоряжении хозяйства (вагоно-дней) |
+ |
+ |
+ |
в т.ч. в движении |
+ |
+ |
+ |
в неисправном состоянии |
+ |
+ |
+ |
Пребывание автомобилей в распоряжении хозяйства с учетом их пассажировместимости (по местам для сидения) (автомобиле-место-дней) |
- |
- |
+ |
Пробег пассажирских вагонов (вагоно-км) |
+ |
+ |
- |
в т.ч. с пассажирами |
+ |
- |
- |
Пробег автомобилей (км) |
- |
- |
+ |
в т.ч. с пассажирами |
- |
- |
+ |
Пробег поездов (поездо-км) |
+ |
- |
- |
Время пребывания пассажирского подвижного состава в движении (вагоно-часов) |
- |
+ |
+ |
Время пребывания поездов на линии (поездо-часов) |
+ |
- |
- |
Время пребывания пассажирских поездов в движении (поездо-часов) |
+ |
- |
- |
Транспортная работа – пробег пассажирского подвижного состава, приведенный по вместимости (место-км) |
- |
+ |
+ |
Перевезено пассажиров, включая пользующихся правом бесплатного проезда (чел.) |
+ |
+ |
+ |
в т.ч. пассажиров с платным проездом |
+ |
+ |
+ |
Пассажирооборот (пасс.-км) |
+ |
+ |
+ |
Число случаев схода пассажирского подвижного состава с линии (единиц) |
+ |
+ |
- |
в т.ч. крушение поездов |
+ |
- |
- |
Аварии |
+ |
- |
- |
В них пострадало (чел.) |
+ |
- |
- |
в т.ч. погибло |
+ |
- |
- |
Ранено |
+ |
- |
- |
Предусмотрено рейсов по расписанию (единиц) |
+ |
+ |
+ |
Фактически выполнено рейсов (единиц) |
+ |
+ |
+ |
в т.ч. без нарушения расписания |
+ |
+ |
+ |
Доходы от перевозок пассажиров и багажа (руб.) |
+ |
+ |
+ |
в т.ч. от оплаты проезда и провоза багажа пассажирами |
+ |
+ |
- |
Дотации из бюджета (руб.) |
+ |
+ |
+ |
Расходы на перевозку пассажиров и багажа (руб.) |
+ |
+ |
+ |
Обобщенная характеристика форм отчетности предприятий ГОТ (табл. 2) свидетельствует, что статистическая отчетность различных видов ГОТ, даже без учета специфичных для каждого вида транспорта показателей, не совпадает. В связи с этим необходимо привести показатели «к одному знаменателю» с тем, чтобы можно было в сопоставлении анализировать развитие пассажирского транспорта в городе.