О статистической отчетности предприятий
городского
общественного транспорта
С.А.Ваксман
На примере предприятий ГОТ г. Екатеринбурга рассматривается система и формы
статистической отчетности.
Основными формами отчета предприятий ГОТ в соответствии
с Паспортом г. Екатеринбурга, содержащими сведения о
развитии транспортной системы города, являются:
–
для метрополитена – ф. №1-метро «Сведения о метрополитенном
транспорте»; ф. №65-этр «Сведения о работе метрополитена,
трамвайного и троллейбусного транспорта»;
–
для трамвая и троллейбуса – ф. №1-этр «Сведения о трамвайном
и троллейбусном транспорте»; ф. №65-этр «Сведения о
работе метрополитена, трамвайного и троллейбусного транспорта»;
–
для автобуса – ф. №1-автотранс «Сведения о наличии и
работе автомобильного транспорта»; ф. №3-автотранс «Сведения
о наличии и использовании автомобильного транспорта»;
ф. №65-автотранс «Сведения о продукции автомобильного
транспорта»;
–
для легковых таксомоторов - ф. №3-автотранс «Сведения
о наличии и использовании автомобильного транспорта»;
ф. №65-этр «Сведения о работе метрополитена, трамвайного
и троллейбусного транспорта».
Все указанные формы разработаны Госкомстатом России и составляют федеральное государственное
статистическое наблюдение. В табл.
1 приводится характеристика этих форм.
Табл.
1. Формы статистической отчетности предприятий ГОТ,
отражающие уровень транспортно-пассажирского обслуживания
населения
[3]
Форма |
Наименование |
Периодичность |
Кем предоставляется |
1-метро |
Сведения о метрополитенном транспорте |
Годовая |
Метрополитен |
65-этр |
Сведения о работе метрополитенов, трамвайного
и троллейбусного транспорта |
Квартальная |
Метрополитен, трамвай и троллейбус |
1-этр |
Сведения о трамвайном и троллейбусном транспорте |
Годовая |
Трамвай и троллейбус |
1-автотранс |
Сведения о работе пассажирского автотранспорта |
Месячная |
Автобус и легковые таксомоторы |
1-ТР |
Сведения об автотранспорте и о протяженности
ведомственных и частных автодорог |
Годовая |
Автобус и легковые таксомоторы |
3-автотранс |
Сведения о наличии и использовании автотранспорта |
Годовая |
Автобус и легковые таксомоторы |
65-автотранс |
Сведения о продукции автомобильного транспорта |
Квартальная |
Автобус и легковые таксомоторы |
Общей для городского электрического пассажирского транспорта формой является ф. №65-этр «Сведения о работе метрополитена, трамвайного и троллейбусного транспорта». Эта форма квартальная и содержит такие показатели, как количество перевезенных пассажиров (с выделением пассажиров с платным проездом), доходы от перевозки пассажиров и багажа; дотации из бюджета; затраты на перевозку пассажиров и багажа; количество рейсов, предусмотренных расписанием и фактически выполненных (в т.ч. без нарушения расписания). Перечисленные показатели, за исключением перевозки пассажиров, определяются на основе учета предприятий. Количество перевезенных трамваем и троллейбусом пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, можно определить только путем специальных выборочных обследований, которые чаще всего не проводятся (на метрополитене для учета платных и бесплатных пассажиров условия созданы).
При подсчете количества перевезенных льготных пассажиров
используется «Инструкция по заполнению форм федерального
статистического наблюдения за деятельностью трамвайного
и троллейбусного транспорта». В соответствии с Инструкцией
число поездок для пассажиров, пользующихся правом бесплатного
проезда, устанавливается в 50 поездок в месяц на одного
пассажира. При этом не происходит учет специфичных для
каждого города особенностей, а, следовательно, информация
искажается.
Специфичной для трамвайно-троллейбусного транспорта формой
является ф. №1-этр
«Сведения о трамвайном и троллейбусном транспорте»
(годовая). В нее включены сведения о путевом хозяйстве
(протяженность пути в одно- и двухпутном исчислении),
подвижном составе (общее количество подвижного состава
на начало и конец года, общая пассажировместимость на
конец года, в т.ч. с указанием мест для сидения), использовании
и транспортной работе (число маршрутов, протяженность
маршрутов, время пребывания подвижного состава в распоряжении,
в движении, пробег в натуральных вагоно(машино)-километрах,
пробег пассажирского подвижного состава, приведенный
по вместимости, перевозка пассажиров, в т.ч. платных,
пассажирооборот…).
Отличительной формой для метрополитена является ф.
№1-метро «Сведения о метрополитенном транспорте»
(годовая). В целом она схожа с формой по трамвайно-троллейбусному
транспорту. Отметим, однако, отличительные черты (с
точки зрения общих для всех предприятий ГОТ показателей).
1.
При характеристике подвижного состава дается время пребывания
его на линии и в движении, что позволяет получить представление
о простое поездов в рабочее время.
2.
Более подробно характеризуются происшествия с подвижным
составом: выделяются случаи крушения поездов, аварии,
а также приводится количество пострадавших в них (ранено,
погибло).
3.
Приводится пробег пассажирских вагонов, в т.ч. с пассажирами.
4.
Пробег пассажирских вагонов характеризуется и в вагоно-километрах,
и в поездо-километрах.
5.
Отсутствует информация о движении подвижного состава
в течение отчетного года, а также данные о сходе подвижного
состава по техническим причинам.
Форма №1-автотранс «Сведения о наличии и работе автомобильного
транспорта» (месячная) дает характеристику объема перевозки пассажиров и пассажирооборота
автомобильного транспорта, но без выделения внутригородских,
пригородных и междугородних. Поэтому для статистической
отчетности более важным является показатель предусмотренных
и фактически выполненных рейсов (с выделением в т.ч.
рейсов, выполненных без нарушения расписания) в разрезе
внутригородского, пригородного и междугороднего сообщения.
Другой формой отчетности автобусных предприятий является
ф. №65-автотранс «Сведения о продукции автомобильного
транспорта» (квартальная). Здесь объемы перевозок
и пассажирооборот приводятся с выделением внутригородских,
пригородных, междугородних и международных маршрутов.
Кроме того, следует отметить и показатели доходов (в
т.ч. от перевозок платных пассажиров) и расходов, связанных
с каждым видом перевозок.
Наибольшую ценность представляют годовые формы отчетности:
ф. №3-автотранс «Сведения о наличии и использовании
автомобильного транспорта» и ф.№1-тр (автотранспорт)
«Сведения об автотранспорте и о протяженности ведомственных
и частных автодорог». В первой форме (с выделением
внутригородских маршрутов) даются показатели: число
автобусных маршрутов (на конец года), длина автобусных
маршрутов (на конец года), пребывание автомобилей в
распоряжении (автомобиле-дней), в т.ч. в работе, в простое
в ремонте и его ожидании, в простое в технически исправном
состоянии, пробег автомобилей, в т.ч. с пассажирами
и др.
Форма ф. №1-тр (автотранспорт) характеризует наличие
отдельных типов подвижного состава, группировку автомобилей,
находящихся на балансе хозяйства, по времени их пребывания
в эксплуатации, работу и использование автомобильного
транспорта, финансовые показатели и ведомственные и
частные автомобильные дороги, но в целом по предприятию,
без выделения внутригородских перевозок.
В годовой отчетности о работе автомобильного транспорта
отсутствуют такие показатели, как количество перевезенных
пассажиров, пассажирооборот, вместимость подвижного
состава, число сходов подвижного состава с маршрута
по различным причинам…
Табл. 2. Показатели отчетности различных видов ГОТ
[4]
Показатель |
Метрополитен |
Трамвай |
Автобус |
Протяженность
развернутого пути (линии) в однопутном исчислении
(км) |
+ |
+ |
- |
Эксплуатационная
длина путей в двухпутном исчислении (км) |
+ |
+ |
- |
Наличие
инвентарного пассажирского состава на начало года
(штук) |
- |
+ |
- |
Наличие
инвентарного пассажирского состава на конец года
(штук) |
+ |
+ |
- |
Выбыло
пассажирского состава в отчетном году (штук) |
+ |
+ |
- |
Общая
пассажировместимость подвижного состава на конец
года (мест) |
+ |
+ |
- |
в т.ч.
число мест для сидения |
+ |
+ |
- |
Число
единиц подвижного состава по времени эксплуатации
штук |
+ |
+ |
- |
Число
маршрутов на конец года (единиц) |
- |
+ |
+ |
Протяженность
маршрутов (км) |
- |
+ |
+ |
Пребывание
пассажирского подвижного состава в распоряжении
хозяйства (вагоно-дней) |
+ |
+ |
+ |
в т.ч.
в движении |
+ |
+ |
+ |
в неисправном
состоянии |
+ |
+ |
+ |
Пребывание
автомобилей в распоряжении хозяйства с учетом
их пассажировместимости (по местам для сидения)
(автомобиле-место-дней) |
- |
- |
+ |
Пробег
пассажирских вагонов (вагоно-км) |
+ |
+ |
- |
в т.ч.
с пассажирами |
+ |
- |
- |
Пробег
автомобилей (км) |
- |
- |
+ |
в т.ч.
с пассажирами |
- |
- |
+ |
Пробег
поездов (поездо-км) |
+ |
- |
- |
Время
пребывания пассажирского подвижного состава в
движении (вагоно-часов) |
- |
+ |
+ |
Время
пребывания поездов на линии (поездо-часов) |
+ |
- |
- |
Время
пребывания пассажирских поездов в движении (поездо-часов) |
+ |
- |
- |
Транспортная
работа – пробег пассажирского подвижного состава,
приведенный по вместимости (место-км) |
- |
+ |
+ |
Перевезено
пассажиров, включая пользующихся правом бесплатного
проезда (чел.) |
+ |
+ |
+ |
в т.ч.
пассажиров с платным проездом |
+ |
+ |
+ |
Пассажирооборот
(пасс.-км) |
+ |
+ |
+ |
Число
случаев схода пассажирского подвижного состава
с линии (единиц) |
+ |
+ |
- |
в т.ч.
крушение поездов |
+ |
- |
- |
Аварии |
+ |
- |
- |
В них
пострадало (чел.) |
+ |
- |
- |
в т.ч.
погибло |
+ |
- |
- |
Ранено |
+ |
- |
- |
Предусмотрено
рейсов по расписанию (единиц) |
+ |
+ |
+ |
Фактически
выполнено рейсов (единиц) |
+ |
+ |
+ |
в т.ч.
без нарушения расписания |
+ |
+ |
+ |
Доходы
от перевозок пассажиров и багажа (руб.) |
+ |
+ |
+ |
в т.ч.
от оплаты проезда и провоза багажа пассажирами |
+ |
+ |
- |
Дотации
из бюджета (руб.) |
+ |
+ |
+ |
Расходы
на перевозку пассажиров и багажа (руб.) |
+ |
+ |
+ |
Обобщенная характеристика форм отчетности предприятий ГОТ (табл. 2) свидетельствует, что статистическая отчетность различных видов ГОТ, даже без учета специфичных для каждого вида транспорта показателей, не совпадает. В связи с этим необходимо привести показатели «к одному знаменателю» с тем, чтобы можно было в сопоставлении анализировать развитие пассажирского транспорта в городе.