Система эксплуатационных показателей предприятий

городского общественного транспорта

С.А.Ваксман

Приведена система технико-эксплуатационных показателей предприятий-перевозчиков ГОТ.

Основные задачи, стоящие перед городским транспортом, технологическая и эксплуатационная специфика его работы определяют систему показателей, по которым планируется и оценивается производственная и финансово-хозяйственная деятельность любого предприятия (подразделения) ГОТ. Постоянным источником данных информационной базы  ГОТ является отчетность предприятий ГОТ, показатели которой можно разбить на три группы: 1) технические характеристики; 2) эксплуатационные показатели; 3) экономические результаты работы. При этом каждая группа должна содержать лишь те показатели, которые могут быть рассчитаны предприятиями. Выделим и рассмотрим эксплуатационные показатели работы предприятий ГОТ (табл.1).

На предприятиях ГОТ определяются исходные расчетные показатели: число вагонов на начало и конец года, коэффициент использования подвижного состава, эксплуатационная скорость и среднесуточная продолжительность работы на линии, наполняемость (среднее число пассажиров на 1 вагоно-км). Вычисляются также производные показатели: число вагонно-дней в хозяйстве, число вагонно-дней в движении, среднегодовое число вагонов в инвентарном парке предприятия, среднесуточный выпуск, пробег натуральный и приведенный по вместимости и расходу электроэнергии.

В инвентарное число пассажирского подвижного состава  на определенную дату (Wинв) включается число всех пассажирских трамвайных вагонов, троллейбусов, автобусов, числящихся на балансе предприятия на определенную дату: находящихся в работе, резерве, простое в технически исправном состоянии, ремонте, ожидании ремонта, включая также непригодные для работы вагоны и троллейбусы, но еще не списанные с баланса в установленном порядке.

 

 

Табл. 1. Эксплуатационные показатели работы предприятий ГОТ

№ п/п

Показатели

Единицы измерения

Условное обозначение

Формула расчета

Способ расчета

1

Инвентарное число вагонов на определенную дату

ед.

Wинв

-

баланс

2

Среднегодовое инвентарное число вагонов

ед.

Wср.инв

-

3

Коэффициент использования подвижного состава

-

Кипс

Кипс=tдв/tхоз

10/9

4

Средняя эксплуатационная скорость

км/ч

Vэ=L/Tср

12/5

5

Среднесуточная продолжительность работы

час

Тср

Тср=(n1t1+n2t2+…+nmtm)/(n1+n2+…+nm)

-

6

Общая продолжительность работы

вагоно-час

Твч

Твч=tдв*Тср

10*5

7

Наполняемость

чел./вагоно-км

Н

Рвм=Q/L

14/12

8

Общая пассажиро-вместимость

мест

Рвм

Рвм=

-

9

Вагоно-дни в хозяйстве

вагоно-дни

tхоз

tхоз= Wср.инвпер

2*Тпер

10

Вагоно-дни в движении

вагоно-дни

tдв

tдв=tхоз*Кисп

9*3

11

Среднесуточный выпуск вагонов на линию

ед.

Вср

Вср=Wср.инвисп

10/Тпер

12

Общий (натуральный) пробег

км

L

L=Tвч*Vэ

6*4

13

Транспортная работа

количество предоставленных место-км

М

-

14

Объем пассажирских перевозок

чел.

Q

Q=L*H

12*7

15

Пассажирооборот

пассажиро-км

Поб

Поб=Q*lср

14*lср

Среднегодовое число ПС в инвентарном парке предприятия (Wср.инв) рассчитывается по формуле (1):

,   (1)

где   - инвентарное число пассажирского ПС на начало года;

  - инвентарное число ПС состава на конец года.

В том случае, когда известны конкретные сроки поступления ПС, среднегодовое их число определяется по формуле (2):

,  (2)

где   - количество поступившего в течение года ПС;

  - количество выбывшего в течение года ПС;

  - число месяцев нахождения основных средств в эксплуатации, не считая месяца поступления;

  - число месяцев, остающихся до конца года со времени выбытия, не считая месяца выбытия.

Коэффициент использования подвижного состава (по выпуску) (Кипс) характеризует долю ПС, участвующего в движении, в общем инвентарном количестве ПС в хозяйстве и определяется отношением числа вагоно-дней в движении (tдв) к числу вагоно-дней в хозяйстве (tхоз).

Кипс= tдв/tхоз (3)

Средняя эксплуатационная скорость (Vэ) должна определяться по исполненному расписанию как средневзвешенная маршрутных скоростей по числу ПС в движении на соответствующих маршрутах. Среднюю эксплуатационную скорость можно также определить как отношение общего пробега (L) к среднесуточной продолжительности работы (Тср):

Vэ= L/Tср (4)

Среднесуточная продолжительность работы (Tср) вагона на линии рассчитывается на основе расписания движения поездов, которое устанавливается службой движения для каждого филиала (депо) на каждый месяц. Продолжительность работы определяется отношением общего числа часов работы вагонов в соответствии с расписанием на календарный период (обычно сутки) к числу вагонов в движении:

 

,  (5)

 

где , ,…,   - продолжительность работы, общая для некоторых групп поездов, установленная расписанием движения;

, ,…,   - число вагонов в этих группах.

Удельная вместимость (наполняемость) (Н) определяют делением числа перевезенных пассажиров (Q) на натуральный (L) или приведенный по вместимости пробег:

Н= Q/L (6)

Общая пассажировместимостьвм) подвижного состава определяется путем умножения инвентарного числа подвижного состава по типам на их вместимость в соответствии с техническим паспортом, из расчета 5 человек на 1 кв.метр свободной площади пола, плюс места для сидения и суммирования полученных произведений:

Рвм= ,  (7)

где - число вагонов в i группе;

  - расчетная вместимость вагонов этой группы.

После установления исходных показателей определяют расчетные.

Пребывание пассажирского ПС в распоряжении хозяйства в вагоно-днях (tхоз) определяется путем суммирования всех календарных дней пребывания ПС в хозяйстве, включая выходные и праздничные дни; среднеинвентарное количество ПС (Wинв) умножают на количество дней в периоде (Тпер):

tхоз=Wинв*Tпер  (8)

Пребывание пассажирского ПС в движении в вагоно-днях (tдв) определяется путем суммирования числа пассажирских вагонов, выпущенных из филиала (депо) на линию за каждый календарный день отчетного года. Показатель вагоно-дней в движении также рассчитывается умножением числа вагоно-дней в хозяйстве (tхоз) на коэффициент использования подвижного состава (Кипс):

tдв=tхозипс  (9)

Среднесуточный выпуск вагонов на линиюср) определяют, разделив вагоно-дни в движении на число дней в периоде или умножив среднее инвентарное число вагонов на коэффициент использования ПС.

Показатель пробега (L) пассажирского подвижного состава в натуральных вагоно-километрах определяется путем суммирования количества километров, пройденных каждой пассажирской единицей с момента выхода ее из филиала (депо) на линию и до момента возвращения с линии за каждый день отчетного периода.

Таким образом, произведение вагоно-дней в движении на среднюю продолжительность работы вагонов на линии дает общую продолжительность работы в вагонно-часах (Твч), а произведение вагоно-часов работы на среднюю эксплуатационную скорость – общий или натуральный пробег в километрах:

Твч=tдв*Tср,   (10)

L=Tвч*Vэ (11)

Транспортная работа (количество предоставленных место-км) – пробег пассажирского ПС, приведенный по вместимости, определяется как произведение пробега пассажирского ПС на вместимость по типам:

, (12)

где М – количество предоставленных место-км;

  - пробег i-й группы вагонов;

  - расчетная вместимость вагонов этой группы  (например, вагонов трамвая типа Т-3 – 118 чел., Т-3М и «Спектр» – 123 чел).

Умножением запланированного пробега ПС на наполняемость можно получить объем пассажирских перевозок (Q):

Q=L (13)

Пассажирооборотоб) ГОТ определяется умножением количества перевезенных пассажиров на среднее расстояние поездки (lср) пассажира, полученное путем проведения специальных обследований:

Поб=Q*lср (14)

Заметим, что термин «пассажирооборот» не является удачным, т.к. по сути дела речь идет о пассажирской работе. По мнению Ю.М. Коссого [5] , использование в качестве оценочного показателя объема пассажирских перевозок (или пассажирооборота) является спорным. Объективный показатель транспортной подвижности – действительная потребность населения в транспортных услугах – далеко не всегда зависит от  уровня работы транспортного предприятия. Количество перевезенных пассажиров или выполненных пассажиро-км зависит от разнообразных факторов и не может характеризовать предприятие-перевозчика, объем и качество его работы. Очевидно, что сами по себе данные о количестве перевезенных пассажиров или о том, на сколько процентов в отчетном году возросло или сократилось это количество, ничего не говорят ни о степени удовлетворения спроса на перевозки, ни о качестве транспортного обслуживания населения. Достаточно условны эти показатели и как базовые измерители для определения объемов текущего финансирования.

Ю.М.Коссой считает, что транспортную работу целесообразнее измерять количеством место-км, а не величиной пробега, числом рейсов и т.п., т.к. количество место-км отражает основной результат исполненного движения – возможность произвести именно такой объем продукции. Также, по мнению Ю.М.Коссого, он позволяет учесть неодинаковые возможности различных типов подвижного состава, произвести при прочих равных условиях определенное количество транспортной продукции.

Нельзя не заметить, что действующая на предприятиях ГОТ система плановых и отчетных показателей требует дальнейшего совершенствования. Прежде всего, нет единых основных показателей для разных видов ГОТ. Несмотря на то, что автобусный транспорт и ГЭТ объединились в одном Министерстве транспорта РФ, до сих пор имеют место различия в понимании отдельных показателей, в порядке их исчисления и использования. Неодинакова и полнота учета количества перевезенных пассажиров, в том числе и в связи с разной оценкой количества платных и льготных пассажиров. Кроме того, отдельные показатели, отражающие количественный уровень перевозочного процесса, которые используются для оценки и прогнозирования эксплуатационной работы, не всегда соответствуют действительному положению дел. Это следствие того, что в оперативной и даже бухгалтерской отчетности предприятий используются отчетно-статистические сведения, вынужденно допускающие определенную приблизительность данных. Так, весьма условно определяется количество поездок, совершаемых бесплатно, по документам, дающим право льготного проезда, по билетам многоразового пользования.

Система производственных показателей, характеризующих эксплуатационную деятельность транспортного предприятия, дополняется финансовыми показателями.



© S.Waksman 2002