Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 

Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.ru
 

Материалы XI международной (четырнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции

Мониторинг поведения в дорожном движении в Эстонии

Даго Антов, Илмар Пихлак, Тийа Рыйвас

Статья дает обзор проекта мониторинга поведения в дорожном движении, проведенного в 2004 году. Зачинателем проекта стал в 2001 году Департамент дорог и этот проект стал первой попыткой получить достоверные и обоснованные данные об аспектах дорожного движения в Эстонии. В ходе реализации проекта была разработана методика проведения мониторинга, осуществлено пилотное исследование и представлены в полном объеме результаты опросов и наблюдений. В 2002 и 2003 годах были проведены исследования аналогичные первому, главной их целью было сравнение результатов 2001, 2002 и 2003 годов. 

Исследование 2004 года основано на методике и принципах максимально приближенных к уже использовавшимся, причем главной целью являлось достоверное сравнение с предыдущим годом,  для определения тенденций.

Проект состоял из двух основных частей:

-        опрос жителей (для получения оценки участников дорожного движения) по отдельным вопросам поведения в дорожном движении;

-        наружные наблюдения на улицах и дорогах, для выяснения реального поведения в дорожном движении.

Первая часть мониторинга состояла из анкетного опроса 1000 жителей Эстонии и подведения результатов, с целью выяснить мнение жителей о единичных аспектах дорожного движения и состоянии его безопасности в целом.

Вторая часть (наблюдения) охватывают следующие аспекты поведения в ДД:

-    выполнение требований сигналов светофора водителями (а) и пешеходами (б);

-    использование света фар и указателей поворота;

-    предоставление пешеходам преимущественного права на нерегулируемых пешеходных переходах;

-    скорость движения и дистанции до движущегося впереди транспортного средства;

-    вождение в состоянии опьянения;

-    использование средств безопасности для детей;

-    использование ремня безопасности.

По перечисленным темам исследования провели совместно ПО Стратум (Stratum) и ПО Научный центр безопасности движения (SoTK). По пятой подтеме были использованы данные Департамента полиции, основанные на результатах рейдов «Дуют все!».

1. Итоги наблюдений за поведением в дорожном движении в 2004г.

Основанием для определения объема  и мест наблюдений стало исследование Таллиннского технического университета по пробегу, заказанное Департаментом дорог («Пробег автопарка в Эстонии в 2003 году», Таллиннский технический университет, 2004). При выборе мест наблюдения учитывалась разница между объемами движения на шоссе и в городах (пробег в тыс.км), также распределение объемов движения по разным видам дорог – основным и вспомогательным, а также по разным городам.

Табл. 1. Объем наблюдений

Подтема

К-во опрошенных

Невыполнение требования красного сигнала светофора – водители

12 583

Невыполнение требования красного сигнала светофора – пешеходы

3378

Неиспользование света фар

19 523

Неиспользование указателей поворота

8674

Поведение водителей на пешеходных переходах (контакты пешеходов и тр.средств)

1830

Вождение в состоянии опьянения

(Департамент полиции)

176 306

Нарушения ограничения скорости

68 070

Маленькие дистанции до впереди движущегося транспортного средства

71 767

При сравнении результатов  исследований 2004 года с 2003 годом значительных расхождений не отмечено за исключением следующих: 1) на несколько процентов улучшилось соблюдение требования красного сигнала светофора пешеходами; 2) несколько улучшилось соблюдение требования красного сигнала светофора водителями; 3) поведение водителей на переходах в сущности не изменилось; 4) использование света фар ухудшилось; 5) использование указателей поворота улучшилось как в Эстонии, так и в Таллинне отдельно; 6) вождение в нетрезвом состоянии сокращается, особенно в Таллинне и Харьюском уезде; 7) соблюдение требования ограничения скорости ухудшилось; 8) положение с соблюдением безопасной дистанции ухудшилось значительно; 9) положение в части использования ремня безопасности несколько ухудшилось.

Табл. 2. Удельный вес нарушителей Правил дорожного движения на основании наблюдений 2004 года

№№

п/п

Показатель

Ед.изм.

Эстония всего

В т.ч. Таллинн

1,1

Невыполнение требования красного сигнала светофора – пешеходы

%

9,6

8,8

1,2

Невыполнение требования красного сигнала светофора – водители

%

1,4

1,3

2

Неиспользование указателей поворота при его совершении

%

23,3

29,0

3

Неиспользование света фар в дневное время

%

0,7

0,6

4.1

Поведение водителей на переходах (нарушение требования уступить дорогу)Какое по счету тр.средство остановилось (в среднем)?

трансп.

средство

2,8

3,6

4.2

Поведение водителей на переходах: нарушение обязанности уступить дорогу пешеходам. Удельный вес нарушителей, %

%

64,0

72,5

5

Вождение в состоянии алкогольного опьянения

(нетрезвый+остаточные явления)

%

1,9

1,4

6,1

Использование световозвращателей:

взрослые - не используют

%

52,0

Данных

нет

6,2

Использование световозвращателей:

дети – не используют

%

29,0

Данных

нет

7,1

Использование ремня безопасности:

водители - не используют

%

27,0

29,9

7,2

Использование ремня безопасности:

пассажиры на переднем сиденье – не используют

%

24,8

24,4

7,3

Использование ремня безопасности:

на заднем сиденье - не используют

%

79,7

74,0

8

Средства безопасности для детей:

не используют

%

67,6

58,8

9,1

Несоблюдение ограничения скорости V огр=90

%

24,6

Данных

нет

9,2

Несоблюдение ограничения скорости V огр=110

%

2,8

Данных

нет

10,1

Маленькая дистанция (< 2 сек)

V огр=90

%

24,4

Данных

нет

10,2

Маленькая дистанция (< 2 сек)

V огр=110

%

24,2

Данных

нет

Табл. 3. Удельный вес % нарушителей Правил дорожного движения на основе результатов исследования 2004 и 2003 гг.

№№

п/п

 

Показатель

Ед. изм.

 

Эстония

всего

Таллинн

Эстония

всего

Таллинн

2003

2003

2004

2004

1,1

Невыполнение требований красного сигнала светофора пешеходами

%

11,9

11,0

9,6

8,8

1,2

Невыполнение требований красного сигнала светофора

водителями

%

1,8

1,7

1,4

1,3

2

Неиспользование указателей поворота

%

26,0

32,0

23,3

29,0

3

Неиспользование света фар в дневное время

%

0,5

0,5

0,7

0,6

4

Поведение водителей на переходах – невыполнение требования уступить дорогу пешеходам

%

64,7

72,2

64,0

72,5

5

Вождение в состоянии алкогольного опьянения

%

2,0

3,6

1,9

1,4

6,1

Неиспользование световозвращателя - взрослые

%

Данных нет

Данных нет

52

Данных

нет

6,2

Неиспользование световозвращателя - дети

%

Данных

нет

Данных

нет

29

Данных

нет

7,1

Неиспользование ремня безопасности - водители

%

28,1

32,3

27,0

29,9

7,2

Неиспользование ремня безопасности – пассажиры на переднем сиденье

%

21,1

23,8

24,8

24,4

7,3

Неиспользование ремня безопасности на заднем сиденье

%

76,1

70,2

79,7

74,0

8

Неиспользование средств безопасности для детей

%

64,6

Данных

нет

67,6

58,8

9,1

Нарушение ограничения скорости V=90

%

20,1

Данных

нет

24,6

Данных

нет

9,2

Нарушение ограничения скорости V=110

%

3,6

Данных

нет

2,8

Данных

нет

10,1

Соблюдение маленькой дистанции (менее 2 сек), V=90

%

14,8

Данных

нет

24,4

Данных

нет

10,2

Соблюдение маленькой дистанции (менее 2 сек), V=110

%

19,3

Данных

нет

24,2

 

2 . Сравнение результатов мониторинга поведения в дорожном движении в Эстонии и Финляндии

В Финляндии проект осуществляется в течение более чем десяти лет, начиная  с 1992 года. Последние имеющиеся данные опубликованы в 2003 году (Liikennekäyttäytymisen seuranta 2003. Liikenneturva:  www.liikenneturva.fi). Так как многие подтемы мониторинга поведения в дорожном движении схожи, то определнный интерес представляет сравнение результатов в Эстонии и Финляндии – табл. 4.

Табл. 4. Сравнение поведения в дорожном движении в Эстонии и Финляндии

Показатель

Эстония

2004

Финляндия

2003

Удельный вес участников, %

Невыполнение требований красного сигнала светофора пешеходами

9,6

17

Невыполнение требований красного сигнала светофора водителями

1,3

16

Неиспользование указателей поворота

23,3

15

Неиспользование световозвращателя в темное время на дороге

нет

60

Неиспользование света фар в дневное время

0,7

5,0 (2002.a.)

Поведение водителей на переходе – невыполнение требования уступить дорогу пешеходу

64

нет

Вождение в состоянии алкогольного опьянения <0,5 промилля

1,49

0,92

Вождение в состоянии алкогольного опьянения >0,5 промилля

0,37

0,21

Неиспользование световозвращателя

58 (2003.a.)

нет

Неиспользование ремня безопасности на переднем сиденье (на шоссе)

20,1

9%

Неиспользование ремня безопасности на переднем сиденье (в населенных пунктах)

28,7

17

Неиспользование ремня безопасности на заднем сиденье

79,7

24

Неиспользование средств безопасности для детей

67,6

4

Нарушение ограничения скорости движения Vогр=90/80, нарушение ограничения более 10 км/ч

24,6

8,0

Нарушение ограничения скорости V=110/100

2,8

8,3

Соблюдение дистанции до впереди идущего транспортного средства (менее 0,5 сек) на шоссе

3,5

1,0

Соблюдение дистанции до впереди идущего транспортного средства (менее 1  сек) на шоссе

6,5

20,8

[1] Науч. рук. – доцент, к.т.н. С.А. Ваксман