Материалы XI международной (четырнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции

Проведение обследований интенсивности движения транспорта в городах Украины

Е.А. Рейцен

Кафедрой городского строительства КНУСА по просьбе Госстроя Украины в 2004 году разработаны новые ДБН Украины «Состав, порядок разработки, согласования и утверждения комплексных схем и проектов организации дорожного движения в городах» при участии Научно-исследовательского центра безопасности дорожного движения Украины, КиевНИИПградостроительства, Гипрограда и Академии жилищно-коммунального хозяйства.

Эти ДБН разработаны взамен «Временных нормативов по проектированию КСОД в городах Украины», действующих с 1990 года и выполненных той же кафедрой под руководством автора статьи.

Начиная с 1990 года сотрудники кафедры ГС КНУСА принимали непосредственное участие в разработке законов Украины, касающихся градостроительства, многих ДБН, генпланов и проектов застройки и планировки городов и пр. .

В  техническом задании на разработки указанных выше ДБН записано, что после их выхода, необходимо разработать: инструкцию по проведению транспортных обследований в городах и инструкцию по определению ущерба народному хозяйству от ДТП.

Остановимся на первом документе, разработка которого осуществляется кафедрой ГС КНУСА совместно с институтом Гипроград.

Измерения интенсивности движения транспорта (ИДТ) в городах СССР начали проводить почти 60 лет тому назад (Москва 1946 г.). В Киеве обследования ИДТ проводятся, начиная с 1963 года : в течение одной недели каждый день с 6.00 до 24.00 фиксировалась ИДТ на 21 транспортном узле.

В последующие годы в Киеве были проведены ещё два обследования ИДТ: на подходах к городу и на мостовых переходах через р. Днепр. На основании первого из них сотрудники кафедры ГС КНУСА (тогда КИСИ) была выпущена методика , а вторые обследования ИДТ в так называемых «узких местах» (мостах) позволили установить часы с наименьшими коэффициентами вариации, наиболее надёжные для проведения выборочных обследований ИДТ и разработать классификацию учётных пунктов ИДТ по пяти уровням иерархии:

§       первый уровень – вводы автомобильных дорог в город (24 часа в сутки, одна неделя в сезон);

§       второй уровень – «узкие места», характеризующиеся значительной концентрацией движения, режим которого с большой степенью достоверности отражает специфику режима движения в городе в целом (на протяжении 18 ч. с 6.00 до 24.00 в течение одной недели каждый квартал);

§       третий уровень – все сечения на пересечениях границ административных районов с общегородскими и районными магистралями (два раза в неделю в средний и максимальный дни с 7.00 до 19.00 в каждый квартал года);

§       четвёртый уровень – участки магистралей на подходах к главным транспортным узлам административных районов (в часы с наименьшими коэффициентами вариации с 9.00 до 10.00 и с 16.00 до 17.00 каждый день в течение одной недели в квартал);

§       пятый уровень – узлы, находящиеся между сечениями третьего и узлами четвёртого уровней иерархии. В них изучается всё поворотное движение в течение 20 минут в часы с наименьшими коэффициентами вариации каждый день на протяжении недели один раз в сезон. Коэффициенты для расчета суточной интенсивности движения транспорта в г.Киеве  (N сут.)  приведены в табл. 1-5.

Эта методика в последующем была апробирована при многих обследованиях ИДТ как в Киеве, так и всех областных центрах Украины, что позволило установить переводные коэффициенты для определения среднесуточной годовой интенсивности движения как для каждого города, так и в среднем по Украине. Как пример, такие коэффициенты для г. Киева приведены ниже (табл. 1-3).

Величина среднесуточной годовой ИДТ определяется по формуле:                    , где

Na-b – промежуток времени внутри часа с наименьшим коэффициентом вариации, равный 20 минутам и взятый только в промежутках 0 –20; 20 – 40; 40 – 00.

K1 – коэффициент внутричасовой неравномерности движения, который зависит от внутричасовой тенденции (повышающаяся в каждую последующую двадцати минутку, понижающаяся, повышающе-понижающаяся и понижающе-повышающаяся) - подробно в работе .

                                             K2 = 100 /  

Неправильный учёт внутричасовой неравномерности движения, особенно, в часы «пик», как было показано к.т.н. С.А. Ваксманом ,  может привести к ошибке в 25% и более. Наша методика при минимальном 20-минутном, фиксированном внутри часа интервале позволяет получать величину ИДТ с ошибкой, не превышающей 5 – 10 %. Методика была принята ВНИИБД МВД СССР при определении ИДТ для оценки эффективности АСУД в городах.

Табл. 1. Коэффициенты неравномерности движения

транспорта по часам суток в г.Киеве ( )

Часы суток

Коэффициент неравномерности

Часы суток

Коэффициент неравномерности

I зона

II, III, IV зоны

I зона

II, III, IV зоны

6 –7

1,22

1,75

15 – 16

7,34

6,67

7 – 8

3,52

3,96

16 – 17

7,88

7,37

8 – 9

6,64

6,81

17 – 18

8,20

8,30

9 – 10

6,47

6,50

18 – 19

6,45

6,60

10 - 11

6,77

6,86

19 – 20

4,83

5,22

11 – 12

7,00

6,92

20 – 21

3,52

3,86

12 – 13

6,42

7,13

21 – 22

2,38

2,85

13 - 14

6,22

7,05

22 – 23

2,03

1,12

14 – 15

6,35

7,46

23 – 24

1,58

0,57

Известно, что часовые рамки – условны и действительный час «пик» утром может находиться, например, между 8.30 и 9.30 часами» Теперь эти рамки меняются дважды в году – при переходе на летнее и зимнее время.

Табл. 2.Коэффициенты неравномерности движения

транспорта по дням недели (K3)

Номер зоны

Коэффициенты неравномерности по дням недели

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

I

II, III, IV

0,965

0,860

0,931

0,918

0,927

0,867

0,914

0,934

0,897

0,859

1,120

1,194

1,480

1,918

Табл. 3.Коэффициенты неравномерности движения

по месяцам года (K4)

 

Месяц

Коэффициенты неравномерности

 

Месяц

Коэффициенты неравномерности

I зона

II, III, IV зоны

I зона

II, III, IV зоны

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

1,081

1,181

1,111

1,046

0,977

0,915

1,478

1,465

1,200

1,052

0,937

0,815

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

0,927

0,940

0,952

0,972

0,977

0,989

0,782

0,776

0,848

0,807

1,009

1,125

Примечание: объём дорожного движения в период с 24.00 до 6.00 принят равным 3% от суточного объёма, K5 =1,03.

Разрабатываемая инструкция по проведению обследований ИДТ в городах будет включать вышеприведенную методику с необходимыми уточнениями. Другие же транспортные обследования в городах можно проводить аналогично «Руководству» .

Литература

1.      Дёмин Н.М., Рейцен Е.А. Опыт разработки вопросов обеспечения безопасности дорожного движения в градостроительном проектировании //Сб. матер. Междун. науч.-практ. конф. «Сучасні шляхи боротьби за безпеку дорожнього руху» Киев, 16 дек.2004 г. С.25-28.

2.      Рейцен Е.А. Надежность обследований интенсивности движения в городах. Градостроительство, вып.35, К.: Будівельник, 1983, С.87-90.

3.      Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог УССР. Сливак И.М., Колесникова Э.П. Методика изучения интенсивности движения и транспортных потоков на подходах к городам и промышленным центрам УССР. К, 1966. – 33с.

4.      Ваксман С.А. До питання внутрішньогодинної нерівномірності завантаження мережі магістральних вулиць. / Автомобільні дороги і дорожнє будівництво. – К.: Будівельник, 1980, вип..27, С.88-90.

5.      БелНИИПградостроительства, ЦНИИПградостроительства. Руководство по проведению транспортных обследований в городах. М.: Стройиздат, 1982. – 72с.

6.      Старинкевич А.К., Олейников Е.С. Транспорт в планировке и застройке городов. К.: Будівельник, 1965. – 115с. 


© S.Waksman 2002