Исследование перспектив открытия автосервиса в г. Хабаровске

А.Н. Демьяненко, В. В.Хмельницкий

На примере г. Хабаровска проводится экспресс-анализ рынка услуг автосервиса. Выявлены факторы, определяющие выбор автосервиса потребителем.

В ходе данного исследования решались следующие задачи:

·  количественная оценка потенциальной емкости услуг автосервиса в г. Хабаровске;

·  анализ сложившейся ситуации на рынке автосервиса;

·  анализ месторасположения возможного автосервиса.

Исходными посылками, которыми руководствовались авторы исследования, являлись: 1) оно носит разведывательный характер, в основе которого лежит экспресс-оценка существующего рынка услуг автосервиса; 2) аналогов проводимых исследований на данном виде рынка в литературе нет, поэтому необходимо применение маркетинговых технологий для исследования услуг автосервиса; 3) к услугам автосервиса были отнесены смена расходных материалов, диагностика автомобилей, мелкий ремонт, шиномонтаж, мелкие кузовные работы (данные услуги достаточно условно называются таковыми, т.к. по существу они разделяются по видам работ и в итоге включают в себя большой набор уже конкретных услуг [2] ).

На первом этапе проведена оценка исходной информации –  количества легковых автомобилей в г. Хабаровске и количества автосервисов – потенциальных конкурентов. На втором этапе проведены полевые исследования, в ходе которых получена информация, позволяющая оценить частоту пользования услугами потребителями, и выполнена оценка потенциального месторасположения автосервиса. Анализ загруженности автосервисов сводился к наблюдению за наполняемостью. На заключительном этапе рассчитаны частоты пользования услугами автосервиса, сформулированы выводы по его месторасположению, а также рекомендации, связанные с открытием автосервиса.

Исследование предложения со стороны фирм–автосервисов, состоит из сбора информации о количестве достаточно крупных фирм, осуществляющих большой спектр услуг автосервиса, а также выбор самых известных автосервисов и наблюдение за их загруженностью.

При обследовании рынка услуг автосервиса использованы различные способы получения информации: поквартирный опрос, анкетирование на коммерческих предприятиях, ВУЗах, а также опрос водителей в момент их заправки на АЗС. Всего опрошен 151 человек. При опросе под автомобилем понимался легковой автомобиль (без разделения по формам собственности) и микроавтобус. Чаще всего автомобилисты прибегают к услугам шиномонтажа и смены расходных материалов (табл. 1).

Табл.1. Востребованность услуг автосервиса

Вид услуги

Частота пользования данной услуги, раз в год

Процент
затруднившихся с ответом, %

Количество выполненных работ за год

Смена расходных материалов

5,5

1

1264068

Диагностика
автомобилей

3,0

12

612881

Мелкий ремонт

4,3

11

888446

Шиномонтаж

6,0

15

1183975

Мелкие кузовные работы

1,6

23

286011

 

Техническое обслуживание (ТО)  и ремонт автомобиля проводят в большинстве случаев в специализированных автосервисах – 57 %; на втором месте идет ремонт автомобилями своими силами - 29 %; меньше всего водители пользуются услугами незарегистрированных автосервисов.  Один и тот же водитель пользуется различными местами при проведении работ по техническому обслуживанию и по ремонту автомобилей, чего в принципе и стоило ожидать.

Распределение частоты пользования услугами специализированных автомоек представлено в табл. 2. Четверть респондентов данные услуги осуществляет либо своими силами, либо вообще не делает.

Табл. 2. Распределение частоты пользования услугами автомоек

Вид услуги автомойки

Частота пользования, раз в год

Процент не воспользовавшихся услугами автомоек, %

Частота пользования услугами автомоек с учетом сезонности

Количество выполненных работ

Доля не охваченного рынка услугами
автомоек

Мойка кузова

27,6

23 %

20,7

3 700 271

1 105 276

Чистка салона
пылесосом

25,0

28 %

18,75

3 134 052

1 218 798

Химчистка салона

5,2

34 %

3,9

597 559

307 834

Мойка двигателя

4,9

36 %

3,675

546 022

307 137

Полировка кузова

8,2

35 %

6,15

928 028

499 707

*Из расчета исключаются 3 зимних месяца

 

Рис. 1. Степень важности факторов, влияющих на выбор
предоставляемых услуг

 

Особенный интерес представляют результаты ранжирования факторов, влияющих на выбор услуг, предоставляемых на рынке автосервиса, шиномонтажа и автомоек (рис.1).

На рынке автомоек определяющим фактором является качество выполненной работы – 68 %. Известность фирмы меньше всего интересуют опрошенных – 15%. Аналогичная ситуация складывается и на рынке услуг шиномонтажа, где известность также находится далеко позади других факторов – 20 %..

При смене расходных материалов главным фактором выбора фирмы является качество – 76 %. Практически вровень с качеством идет цена услуги – 74 %.

На другие услуги также первостепенно влияет качество их выполнения. В общем виде, основными факторами, влияющими на выбор всех видов услуг, являются (в порядке уменьшения важности): 1) качество; 2) цена; 3) сроки выполнения; 4) гарантия; 5) местоположение; 6) известность фирмы.

Исходя из количества легковых автомобилей в городе (232152 автомобиля в 2004 г.) [3] и частоты пользования каждой услугой можно вычислить примерное число работ за год (табл. 1, 2).

Анализ показывает, что:

· наблюдается рост численности автосервисов, в особенности фирм, ориентированных на техническое обслуживание автомобиля (замена расходных материалов);

· наблюдается рост парка легковых автомобилей, что увеличивает величину спроса на услуги, как технического обслуживания, так и ремонта автомобилей;

· в связи с приобретением, в основном, автомобилей бывших в использовании и падением [4] темпов роста парка ожидается увеличение спроса на услуги автосервиса.

В Хабаровске выделено 23 крупных автосервисов. Опрос показал, что несмотря на изобилие автосервисов в городе, этот рынок не насыщен предоставлением качественных услуг. Респонденты упоминали всего 7 фирм при огромном их количестве. Фирма «555», например, вообще не рекламирует деятельность, однако она чаще всего упоминалась респондентами.

Проблемы автосервиса могут лежать в области набора квалифицированных кадров и формирования разумной тарифной политики. Основными ориентирами для организации автосервиса должны быть качество, цена, сроки выполнения и гарантия. Местоположение бизнеса на территории города также имеет определенное значение, особенно в период становления автосервиса. В дальнейшем роль этого фактора уменьшается.


© S.Waksman, 2002.