Предварительные итоги восстановления протяженности

улично-дорожной сети

Г.А.Гольц

В настоящем сообщении интегрируются многочисленные публикации и дается ориентировочная динамика искомой протяженности улично-дорожной сети   за  продолжительное время.

Сейчас, по всей видимости, начинается новый этап повышенного внимания к строительству внутригородских улиц, проездов и внешних автомобильных дорог. Хотя программа этого строительства до конца не ясна и особенно источники ее финансирования, считаем, что обязательным элементом ее должно быть установление протяженности существующей сети, которая является естественно отправным моментом для любых обоснованных проектировок и планов. Однако до сих пор в виду разной ведомственной принадлежности такая статистическая информация в стране отсутствует.

Подведем некоторые итоги развития дорожно-мостового хозяйства в России за последние три века. Самое характерное в этом процессе: а) через динамику привлечения внимания общественности к этой проблеме косвенно видно само фактическое развитие улиц и дорог в тот или иной исторический период; б) резкое и даже непримиримое отношение во всех сферах хозяйственно-экономической, социальной и административно-правовой жизни к внутригородским улицам и проездам, с одной стороны, и внегородской дорожной сети, с другой; явление характерно только для России и нигде не наблюдается в других странах мира; в) благодаря такому разделению мы до сих пор не имеем надежных сведений о развитии городских улиц и проездов в стране за все годы.

Но не будем голословны. Вот как обстоит дело с динамикой публикаций по проблеме улиц и дорог, составленной по архивным материалам автора. Результаты исторического мониторинга количества публикаций по дорожно-мостовому хозяйству в аспекте коммунального благоустройства населенных мест выявили динамику весьма нетривиального характера, приведенную в табл. 1. 

Табл.1. Публикационная активность по теме

Период

Общее число
публикаций по теме улиц и дорог

Интенсивность информационного потока, 
среднегодичное число публикаций

1700-1799

64

0,65

1800-1869

166

2,41

1870-1899

186

6,41

1900-1909

244

27,11

1910-1917

184

26,29

1918-1929

155

14,09

1930-1939

181

20,11

1940-1949

84

9,33

1950-1959

47

5,22

 

По этим данным резко выделяются три исторических периода интенсивности информационного потока в год: 1900-1917 – 27, 1918-1929 – 14, 1930-1939 – 20. Удивительно, но в гужевую эпоху и начальные годы автомобилизации управляющие структуры уделяли большее внимание дорожному и коммунальному хозяйству в стране, чем в последующие периоды.

Объяснить до конца этот феномен пока не удается, но, видимо, земское управление, самоорганизация и самоуправление в структурах местной власти благотворно влияли в соответствующие годы на коммунальное строительство и благоустройство. Пришедшая на их смену жесткая централизация всей местной жизни резко ослабила внимание к нуждам коммунального хозяйства и улицам на местах.

Динамика структуры всей сети за ХХ и начало ХХI вв., интегрирующие собственные и оценки многих других авторов дается в табл. 2. С изменением границ страны в один год произошла резкая потеря протяженности улиц и дорог в городской и внегородской местности: а) в городах общая протяженность сократилась в 1,8 раза, то же с твердым покрытием – 1,3 раза, с усовершенствованными покрытиями – в 1,4 раза; б) вне городов соответственно – 2,1, 2, 1,7. Как видим, потери внегородской сети оказались большими, чем городской.

Погодовая реконструкция динамики протяженности улично-дорожной сети за последние 17 лет дала результат, приведенный в табл. 3.

Табл.2. Динамика структуры уличной и дорожной сети, тыс. км

Страна

Год

Городские дороги и улицы

Внегородские
дороги

Вся улично-дорожная сеть страны

А)

Б)

В)

А)x)

Б)

В)xx)

А)

Б)

В)

Российская
империя

1900

84

9,5

0,01

1060

30

0,91

1144

39,5

0,91

1915

105

30,4

0,1

1450

41,6

2,0

1555

72,0

2,0

СССР

1930

121

30,7

0,1

1490

38

3,9

1611

68,7

4,0

1945

159

54

3,5

1539

155,3

17,8

1698

209,3

21,3

1960

175

74,6

22

1366

270,8

77,1

1541

345,4

99,1

1975

225

115

46

1398

703

307,2

1623

818,0

353,2

1990

273

187

150

2062

1350,6

653,5

2335

1537,6

803,5

РФ

2005

220

149

129

891

750

537

1111

899,0

666

x)оценка учитываемой общей сети

xx)включая по оценке главные дороги с булыжным покрытием, тыс. км, 1900 г. – 0,9, 1915 г. – 1,8, 1930 г. – 3,6, 1945 г. – 7,6.

Обозначения в табл. 2 и 3: А) общая протяженность; Б) в том числе с твердым покрытием; В) из нее с усовершенствованными покрытиями

 

Табл.3. Ориентировочная реконструкция протяженности

улично-дорожной сети после распада СССР, тыс. км

Страна

Год

Городские сети

Внегородские сети

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

СССР

1990

273

187

150

1900

1350,6

653,5

 

 

 

 

 

 

 

Россия (РФ)

1991

150

140

109

893

677

374

1992

158

140,8

110

902

698

386

1993

165

141,5

110

925

726

401

1994

172

142,3

111

945

743

411

1995

179

142,5

111

933

750

475

1996

186

142,7

111

924

749

498

1997

192

142,9

111

927

756

507

1998

198

143,2

112

916

752

505

1999

203

143,5

112

906

753

508

2000

212

143,8

116

900

754

510

2001

214

144,1

119

898

755

513

2002

214

144,4

119

898

756

516

2003

215

144,8

120

897

745

510

2004

217

145,2

120

894

738

505

2005

220

149,3

123

891

750

537

2006 (оценка)

222

155

129

888

760

540

В этой сводке сочетаются данные, взятые из статистических сборников с ориентировочными расчетами, произведенными с помощью математико-статистических методов. Мы считаем, что отсутствие вообще какой-либо сводной информации по стране в целом по городским уличным сетям в принципе нетерпимо и понимаем, что в будущем, возможно, приведенные данные будут уточнены.

Что бросается в глаза в первую очередь при анализе этих данных: 1) весьма слабый темп прироста, приближающийся практически к нулю, дорог с твердыми и усовершенствованными покрытиями в городах и вне их;

2) это тем более настораживает, ибо еще не менее 30 % всех населенных пунктов в сельской местности не имеют благоустроенных выходов на магистрали;

3) большие средства, по всей видимости, были затрачены на текущий и капитальный ремонт – главным образом на увеличение полосности существующих магистралей, на транспортные развязки, да и расхищение средств также оказывало негативное влияние;

4) следует заметить, что в истории нашей страны не было вообще ни одного периода, когда протяженность благоустроенных улиц и дорог не увеличивалась, исключением является только рассматриваемый последний 17-летний период;

5) все это происходило при неуклонном возрастании интенсивности движения автомобилей на улицах и дорогах, включая подходы к городам; автомобилизация (число автомобилей на 1000 жителей) возросла за этот период в целом по стране в 2 раза, а по отдельным городам в 3 и более раз; при активном жилищном строительстве это уже привело к заторам и многокилометровым пробкам; по существу города и пригороды сейчас находятся в состоянии весьма недалекого паралича движения, если не принять экстренных мер;

6) выход только один – скоординировать автомобилизацию и жилищное строительство таким образом, чтобы огромные средства, получаемые жилищным строительным комплексом, в значительной мере шли на транспортную инфраструктуру, коммунальное хозяйство и благоустройство; ясно, что другого пути просто нет, ибо надежду на платные дорог мы считаем иллюзорной.

В разрабатывавшейся серии программ дорожного строительства (кстати, без внутригородских сетей) есть все: перечни титулов, расчет необходимых средств и географическое распределение необходимого строительства. Нет главного – механизмов получения средств, всего процесса финансирования и принципиальных подходов к реальному бизнес-планированию уличной и дорожной отрасли [1] .

Основные использованные источники

1.        Города союза СССР. – М.: НКВД РСФСР, 1927. – 162 с.

2.        Дулов А.В. Городская среда и история России. – М.: Наука, 1983.

3.        Девяконов Н.Г. Шоссейные и грунтовые дороги, городские улицы и городские железные дороги в России // Журнал МПС. – 1896. – кн. 10. – с. 119-128.

4.        Энциклопедия местного управления и хозяйства. Коммунальная энциклопедия. М.-Л.: Госиздат, 1927. – 1583 с.

5.        Автодорожное хозяйство СССР в цифрах. Статистический справочник. – М.-Л.: Гострансиздат, 1935.

6.        Гибшман А. Городское благоустройство в 1922 году // Коммунальное дело. – 1923. - № 9-10. – с. 113-128.

7.        Гольберг Я. Дорожное строительство в СССР. – М., 1932 (№210, 211. Серия 1,2).

8.        Гибшман А. Из дорожной статистики // Коммунальное дело. – 1924. - №5. – с. 10-12.

9.        Дубелир Г. О выборах мостовых // Городское дело. – 1911. - №11-12. – с. 886-907.

10.     Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. т. XXVII. Россия.

11.     Гольберг А. Механический транспорт и план электрификации России // Техника и экономика путей сообщения. – 1922. - № 14. – с. 76-79.

12.     Алабин П., Коновалов П. Сборник сведений о настоящем состоянии городского хозяйства в главнейших городах России. – Самара, 1889.

13.     Веселовский Б.Б., ред. Благоустройство деревни. – М.: НКВД РСФСР, 1925.

14.     Неопиханов А. Русский транспорт и его планирование. – М – Пг.: Госиздат, 1924. – 576 с.

15.     Всероссийская выставка в Н. Новгороде. – Н. Новгород, 1896.

16.     Бабков В.Ф. Развитие техники дорожного строительства. – М.: Транспорт, 1988. – 272 с.

17.     Шквариков В. Строительство русских городов в XVIII и начале XIX вв. // Архитектура СССР. – 1939. - №8. – с. 49-60.

18.     Образцов В.Н. Станции и узлы. ч. 2. – М.: Трансжелдориздат, 1938. – 492 с.

19.     Купреянов К.Н. Дорожное дело. – М.: МКХ, 1926. – 78 с.

20.     Щербо Г.М. Московские мостовые за 900 лет. – М.: ТОО «Янус», 1996. – 152 с.

21.     Глинка Ф. Мои заметки о признаках древнего быта и камнях, найденных в Тверской Карелии, о Бежецком уезде // Русский исторический сборник, издаваемый обществом истории и древностей российских. – М., 1837. – т. 1 – кн. 2. – с. 3-20.

22.     Абрамов В.В., Маркина Л.С. Оценка протяженности участков автомобильных дорог и подходах к городам // Труды ИКТП. – вып. 70. – М., 1979. – с. 73-81.

23.     Бекряев Б.А., Буданов Ю.С., Варфоломеев В.Л. и др. Дороги России. Исторический аспект. – М.: «Крук», 1996. – 408 с.

24.     Николаев А.С., Житков С.М. Краткий исторический очерк развития водных и сухопутных сообщений и  торговых портов в России. – Спб., 1900.

25.     Некрасов В.К. Дорожное хозяйство городов РСФСР // Транспорт и дороги города. – 1937. - № 11. – с. 31-33.

26.     Смирнов А.К. Городское земельное хозяйство // Коммунальное дело. – 1927. - № 10-11. – с. 18-34.

27.     Отдельные сведения по городским улицам и проездам // Транспорт и дороги города. – 1932. - №1 – с. 3; 1933. - № 1. – с. 2; 1933. - № 7-8. – с. 1.

28.     Веселовский Б.Б. Нормы эксплуатационно-строительные. Основные измерители по местному хозяйству. – И.: НКВД РСФСР, 1927. – 500 с.

29.     Коммунальное хозяйство СССР к концу первой пятилетки. – Сборник статистических материалов. – М., 1933. – 135 с.

30.     Гольденберг А.И. Коммунальное строительство в СССР. – М.: Всякохудожник, 1932. – 7с.

31.     Цивцивадзе И. Строительство деревни и дорожное дело // Коммунальное хозяйство – 1924. - № 2. – с. 1-3.

32.     Коммунальное хозяйство РСФСР к началу 1927 г. – М.: НКВД РСФСР, 1927. – 371 с.

33.     Реконструкция городов СССР 1933-1937, т. 2. – М.: Стандартизация и рационализация, 1933.

34.     Госкомстат России. Жилищное хозяйство в России. – 2002. – Статистический сборник. – М., 2002.

35.     Схема развития автомобильных дорог. – М.: Министерство транспорта, 2004.

36.     Веселовский Б.Б. Курс экономики и организации городского хозяйство. – М.: Госпланиздат, 1951. – 411 с.

37.     Веселовский Б.Б, Коммунальное хозяйство в цифрах и диаграммах 1917-1927 гг. – М.: НКВД РСФСР, 1928. – 101 с.

38.     ЦУНХУ Госплана СССР. Коммунальное хозяйства СССР к концу первой пятилетки. Основные итоги переписи коммунального хозяйства. – 1932 г. – М.: Союзоргучет, 1935. – 115 с.

39.     Коммунальное хозяйство РСФСР к началу 1937 г. (краткий статистический справочник). – М.: Наркомхоз, 1938. – 63 с.

40.     Ваксман С.А., Худяева Т. Автомобилизация и развитие улично-дорожной сети в городах разной крупности // Социально-экономические проблемы транспортных систем городов и зон их влияния. – Екатеринбург, 2005. – с. 61-69.

41.     Добросельская Т.М. Современное состояние улично-дорожной сети и задачи ее развития в крупных городах // Труды ИКТП. – 1979. – вып. 73. – с. 158-168.

42.     Веселовский Б.Б. Курс экономики и планирования коммунального хозяйства. – М.-Л.: Наркомхоз РСФСР, 1939. – 454 с.


© S.Waksman, 2002.