Материалы VIII международной (одиннадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14-15 июня 2002 года

О.Л. Гончар, Е.А. Рейцен

Наружное освещение и безопасность дорожного движения

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения при искусственном освещении улиц находится на стыке двух областей знаний -светотехники и организации дорожного движения. Это и определяет ее специфичность и сложность.

В Украине в последние 20 лет данной проблемой занимались и занимаются всего несколько человек [1,2,3]. В международном масштабе исследования в данном направлении координирует и обобщает их результаты Международная комиссия по освещению (МКО). Из семи отделений МКО, два имеют непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме. Например, работа технических комитетов отделения "Освещение и сигнализация на транспорте" ведется в следующих направлениях:

По данным МКО считается установленным, что улучшение качественных характеристик наружного освещения (НО) городов и доведение его до нормативных требований позволяет снизить количество ночных ДТП от 14 до 53% (в среднем на 30), количество ДТП с пешеходами- на 40%, а ДТП со смертельным исходом - от 48% до 65%. Для различных стран эти показатели могут колебаться в ту или иную сторону.

При оценке эффективности НО с точки зрения БДД МКО рекомендует использовать формулу:

где B - количество дневных ДТП до проведения усовершенствования; A - то же, после проведения усовершенствования; b - количество ночных ДТП до проведения усовершенствования; a - то же, после проведения усовершенствования.

Если r = 1, усовершенствование не дало никакого эффекта.

На протяжении многих лет исследователи пытаются установить приемлемый качественный уровень НО с точки зрения БДД. С октября 2001г. в Украине вступили в действие новые нормы [4], в которых выде-лен самостоятельный раздел "Наружное освещение". Следует отметить, что основы для этого раздела, разработанного авторами статьи, были заложены еще в свердловских научно-практических конференциях [5,6].

Автомобильный бум, начавшийся в городах Украины, особенно в Киеве, после 1995 года, привел к величинам интенсивности движения, превышающим 5000 экипажей в час в обоих направлениях. Поэтому в нормативы, существовавшие ранее в СССР и теперь в России, введены две дополнительные градации: более 5 тыс. авт / ч и 3-5 тыс.авт / ч вместо одной- более 3 тыс.авт / ч (см.табл).

Кроме того, как было показано нами ранее [5], с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения величину средней яркости дорожного покрытия в местах концентрации ДТП нужно назначать и с учетом интенсивности движения пешеходов (см. прим. 1). Некоторые места концентрации ДТП остаются и в последующие годы неизменными, а некоторые изменяются, поэтому и система наружного освещения своим режимом или мощностями должна приспосабливаться к таким местам.

Категория объекта освещения
Категория улиц, дорог, площадей
Расчетная интенсивность движения в двух направлениях тыс.авт./час
Средняя яркость покрытий, кд/м2, не менее чем
А
Магистральный улицы и дороги общегородского значения, площади(главные, вокзальные, транспортные, предмостовые, многофункциональные транспортные узлы)
Более 5От 3 до 5От 1 до 3От о.5 до 1Менее 0.5
2.01.61.20.80.6
Б
Магистральные улицы и дороги районного значения, площади перед общественными зданиями и строениями(стадионы, театры, выставки, торговые центры, колхозные рынки, другие места массового посещения)
Более 2От 1 до 2От 0.5 до 1Менее 0.5
1.00.80.60.4
В
Улицы и дороги местного значения(жилые улицы, дороги промышленных и коммунально-складских зон), проезды, улицы и дороги сельских населенных пунктов(главные улицы, жилые улицы, проезды), площади перед общественными зданиями и строениями сельского значения
0.5 и болееменее 0.5
0.40.2

Примечания:

1.При интенсивности движения по магистрали более 3000 авт/ч в обоих направлениях и одновременной интенсивности пешеходного движения через эту магистраль 1500-2000 чел/час на 1км магистрали приведенные в таблице нормы яркости необходимо увели-чивать на 10-20%.

2.Средняя яркость покрытий тротуаров, которые примыкают непосредственно к проезжей части улиц, дорог и площадей, должна быть не меньше, чем половина приведен-ной в таблице средней яркости покрытий этих улиц, дорог и площадей.

3.Перекрестки, наземные пешеходные переходы, посадочные площадки маршрутного транспорта и аварийно-опасные участки должны иметь среднюю яркость дорожного покрытия не меньше чем 1.6 кд/м2.

Литература

1. Рейцен Е.А., Казимирова И.И. Обеспечение безопасности дорожного движения в больших городах при искусственном освещении.// Проблемы боль-ших городов / Обзоры. Вып.9. М.: НДНТП, 1989. 25 с.

2. Гончаренко Ф.П. Исследование влияния светотехнических характеристик дорожных покрытий и разметок на режимы движения в темное время суток. Автореф. дисс… канд.техн.наук.-Киев, КАДИ, 1981. 19 с.

3. Рейцен Е.А., Гончар О.Л. Влияние наружного освещения на безопасность дорожного ддвижения.//Містобудування та територіальне планування № 9- К:КНУБА, 2001. С. 200-228.

4. Государственные строительные нормы Украины ДБН В.2.3-2001. Улицы и дороги населенных пунктов К.:Госстрой Украины, 2001. 51с.

5. Богацкий Г.Ф., Рейцен Е.А. Пути повышения безопасности движения транспорта и пешеходов при искусственном освещении улиц // Городской транспорт и организация движения / тезисы докл.- Свердловск, 1973. С. 284-293.

6. Рейцен Е.А., Казимирова И.И.. Безопасность движения и АСУ наруж-ным освещением // Социально-экономич. проблемы развития транспортных систем городов- Свердловск: Дом техники НТО, 1988. С. 118-121.


© S.Waksman 2002