Проблема обеспечения безопасности дорожного движения при искусственном освещении улиц находится на стыке двух областей знаний -светотехники и организации дорожного движения. Это и определяет ее специфичность и сложность.
В Украине в последние 20 лет данной проблемой занимались и занимаются всего несколько человек [1,2,3]. В международном масштабе исследования в данном направлении координирует и обобщает их результаты Международная комиссия по освещению (МКО). Из семи отделений МКО, два имеют непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме. Например, работа технических комитетов отделения "Освещение и сигнализация на транспорте" ведется в следующих направлениях:
освещение улиц, автодорог, тоннелей, различные осветительные и светосигнальные установки;
дорожная разметка и знаки;
изучение взаимосвязи между уровнями освещения дорог и ДТП;
видимость в атмосфере малой прозрачности.
По данным МКО считается установленным, что улучшение качественных характеристик наружного освещения (НО) городов и доведение его до нормативных требований позволяет снизить количество ночных ДТП от 14 до 53% (в среднем на 30), количество ДТП с пешеходами- на 40%, а ДТП со смертельным исходом - от 48% до 65%. Для различных стран эти показатели могут колебаться в ту или иную сторону.
При оценке эффективности НО с точки зрения БДД МКО рекомендует использовать формулу:
где B - количество дневных ДТП до проведения усовершенствования; A - то же, после проведения усовершенствования; b - количество ночных ДТП до проведения усовершенствования; a - то же, после проведения усовершенствования.
Если r = 1, усовершенствование не дало никакого эффекта.
На протяжении многих лет исследователи пытаются установить приемлемый качественный уровень НО с точки зрения БДД. С октября 2001г. в Украине вступили в действие новые нормы [4], в которых выде-лен самостоятельный раздел "Наружное освещение". Следует отметить, что основы для этого раздела, разработанного авторами статьи, были заложены еще в свердловских научно-практических конференциях [5,6].
Автомобильный бум, начавшийся в городах Украины, особенно в Киеве, после 1995 года, привел к величинам интенсивности движения, превышающим 5000 экипажей в час в обоих направлениях. Поэтому в нормативы, существовавшие ранее в СССР и теперь в России, введены две дополнительные градации: более 5 тыс. авт / ч и 3-5 тыс.авт / ч вместо одной- более 3 тыс.авт / ч (см.табл).
Кроме того, как было показано нами ранее [5], с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения величину средней яркости дорожного покрытия в местах концентрации ДТП нужно назначать и с учетом интенсивности движения пешеходов (см. прим. 1). Некоторые места концентрации ДТП остаются и в последующие годы неизменными, а некоторые изменяются, поэтому и система наружного освещения своим режимом или мощностями должна приспосабливаться к таким местам.
Категория
объекта освещения
|
Категория
улиц, дорог, площадей
|
Расчетная
интенсивность движения в двух направлениях тыс.авт./час
|
Средняя
яркость покрытий, кд/м2, не менее чем
|
А
|
Магистральный
улицы и дороги общегородского значения, площади(главные,
вокзальные, транспортные, предмостовые, многофункциональные
транспортные узлы)
|
Более 5От 3 до
5От 1 до
3От о.5 до
1Менее 0.5
|
2.01.61.20.80.6
|
Б
|
Магистральные
улицы и дороги районного значения, площади перед общественными
зданиями и строениями(стадионы, театры, выставки, торговые
центры, колхозные рынки, другие места массового посещения)
|
Более 2От 1 до
2От 0.5 до
1Менее 0.5
|
1.00.80.60.4
|
В
|
Улицы и
дороги местного значения(жилые улицы, дороги промышленных
и коммунально-складских зон), проезды, улицы и дороги
сельских населенных пунктов(главные улицы, жилые улицы,
проезды), площади перед общественными зданиями и строениями
сельского значения
|
0.5 и болееменее 0.5
|
0.40.2
|
Примечания:
1.При интенсивности движения по магистрали более 3000 авт/ч в обоих направлениях и одновременной интенсивности пешеходного движения через эту магистраль 1500-2000 чел/час на 1км магистрали приведенные в таблице нормы яркости необходимо увели-чивать на 10-20%.
2.Средняя яркость покрытий тротуаров, которые примыкают непосредственно к проезжей части улиц, дорог и площадей, должна быть не меньше, чем половина приведен-ной в таблице средней яркости покрытий этих улиц, дорог и площадей.
3.Перекрестки, наземные пешеходные переходы, посадочные площадки маршрутного транспорта и аварийно-опасные участки должны иметь среднюю яркость дорожного покрытия не меньше чем 1.6 кд/м2.
Литература
1. Рейцен Е.А., Казимирова И.И. Обеспечение безопасности дорожного движения в больших городах при искусственном освещении.// Проблемы боль-ших городов / Обзоры. Вып.9. М.: НДНТП, 1989. 25 с.
2. Гончаренко Ф.П. Исследование влияния светотехнических характеристик дорожных покрытий и разметок на режимы движения в темное время суток. Автореф. дисс… канд.техн.наук.-Киев, КАДИ, 1981. 19 с.
3. Рейцен Е.А., Гончар О.Л. Влияние наружного освещения на безопасность дорожного ддвижения.//Містобудування та територіальне планування № 9- К:КНУБА, 2001. С. 200-228.
4. Государственные строительные нормы Украины ДБН В.2.3-2001. Улицы и дороги населенных пунктов К.:Госстрой Украины, 2001. 51с.
5. Богацкий Г.Ф., Рейцен Е.А. Пути повышения безопасности движения транспорта и пешеходов при искусственном освещении улиц // Городской транспорт и организация движения / тезисы докл.- Свердловск, 1973. С. 284-293.
6. Рейцен Е.А., Казимирова И.И.. Безопасность движения и АСУ наруж-ным освещением // Социально-экономич. проблемы развития транспортных систем городов- Свердловск: Дом техники НТО, 1988. С. 118-121.