Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 

Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.ru
 

Материалы VIII международной (одиннадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14-15 июня 2002 года

Н.Н. Кучеренко, Е.А. Рейцен

Нормирование, проектирование и строительство объектов транспортной инфраструктуры в городах Украины (на примере АЗС)

На сегодняшний день дорожное хозяйство Украины составляет 172,6 тыс. км автомобильных дорог общего пользования и 88,2 тыс. км улиц и дорог в городах и населённых пунктах. По данным статистики за 1996 год, в Украине насчитывалось 6210 тыс. автомобилей, из которых 78,5 % легковых, 14,8 % грузовых, 4,5 % специальных и 2,2 % автобусов. Об увеличении автомобильного парка Украины можно судить по даннымтаблиц 1 и 2 [1]. За последние 5 лет интенсивность движения транспортных средств в городах Украины возросла в несколько раз; величина автомо-билизации достигла нормативных значений.

Табл. 1. Наличие (годовой выпуск) автомобилей в Украине, тыс. ед.

Автомобили

1990

1995

2000

2010 (прогноз)

Легковые

3360 (156)

4200 (215)

6000 (885)

12000 (1500)

Грузовые

919 (28)

880 (44)

900 (200)

1300 (350)

Автобусы

133 (13)

124 (12)

125 (16)

127 (26)

Табл. 2. Структура развития грузового автомобильного парка Украины (в %)

Тип двигателей

1990 г.

1995 г.

2000 г.

2010 г.

Бензиновые

77,6

74

65

30

Дизельные

18,6

20

28

59

На сжиженном газе

0,4

1,8

2,1

4

На природном газе

3,3

3,8

4,2

5

С газодизельным циклом

0,1

0,4

0,6

1

На других видах топлива

-

-

0,1

1

ИТОГО

100

100

100

100

В настоящее время в Украине функционирует свыше 3400 АЗС. На одну АЗС приходится 1921 автомобиль. Для сравнения, этот показатель в Венгрии равен 1000 автомобилей, а в России - 1750 автомобилей на одну АЗС.

Украина имеет один из наиболее высоких индексов транзитно-сти в Европе, который будет увеличиваться с принятием правительст-вом "Концепции создания и функционирования сети международных транспортных коридоров" (строительство одного из шести уже нача-лось). Это приведёт к увеличению объёмов строительства объектов транспортной инфраструктуры и, в частности, АЗС.

Резкое возрастание автомобильного парка заставило Киевскую администрацию в 1996 г. принять распоряжение "О разработке Гене-ральной схемы развития отрасли нефтепродуктообеспечения г. Киева на период до 2010 года". Главкиевархитектура разработала схему земель-ных участков под АЗС, включающую около 400 участков; сейчас дейст-вует 225 АЗС.

Известно, что успешная деятельность АЗС зависит от удачного расположения, широкого ассортимента высококачественного топлива и масел, сопутствующих услуг, конкурентной цены. Поэтому проблему развития АЗС решают, например в Запорожье, тремя путями: долго-срочная аренда земельных участков сроком на 50 и более лет, а также продажа опционов на них; создание совместно с городскими властями коммунальных АЗС, где доля города была бы не меньшей, чем 34 % (горисполком входит в такие СП имуществом, то есть долей земли, а строительство и эксплуатация АЗС - за фирмами); создание ОАО со своими АЗС и их продажа на аукционе.

Летом 2001 г. Госстроем Украины утверждено Изменение № 10 в ДБН 360 - 92* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских населенных пунктов", регламентирующее размещение авто-заправочных станций и комплексов. Документ был подготовлен Управ-лением градостроительной политики Госстроя Украины и институтами Гипроград и Укргипроавтотранс. Изменение № 10 не только меняет нормы размещения АЗС, но и делает их более конкретными. Если ранее в разделе "Транспорт и улично-дорожная сеть" АЗС было посвящено 2 пункта, то теперь - 11 пунктов и 3 таблицы в приложении, одну из ко-торых приводим полностью (см. табл. 3). Введено понятие автозапра-вочного комплекса (АЗК), проведена классификация объектов по типам в зависимости от мощности и размещения резервуаров (подземный или надземный, раздельный, сблокированный, контейнерный).

Полностью запрещено размещение АЗС на пешеходных улицах и местных проездах и ближе 10 м от проезжей части. АЗК запрещено размещать в границах селитебных территорий и зон отдыха. Малые и средние АЗС контейнерного типа допускаются только на территориях автотранспортных предприятий. Запрещено размещение в черте города АЗС с надземным одностенным резервуаром. Размещение части АЗС в пределах красных линий возможно только в случае, если градострои-тельной документацией эта территория не предназначена для расширения улицы в перспективе, но в этом случае часть участка в пределах красных линий передаётся в пользование только временно, по договору аренды.

Устновлено, что в больших городах АЗС размещают на магист-ральных улицах общегородского и районного значения, в средних и малых городах - на магистральных улицах и дорогах, а также вдоль улиц и дорог промышленных и коммунально-складских зон и на их территориях. АЗС большой мощности разрешается размещать только в промышленно-коммунальных зонах. В центральных и плотно застроен-ных районах города возможно размещение только малых АЗС (с под-земным резервуаром до 40 куб.м).

Выбор места для АЗС происходит на основе плана детальной планировки района, схемы размещения АЗС, а при их отсутствии - на основе градостроительного обоснования месторасположения объекта, согласованного и утверждённого в установленном порядке. Разработку этих документов может финансировать инвестор.

Схема создания объекта АЗС выглядит так: аренда участка, под-готовка к строительству (предварительные согласования месторасполо-жения, получение АПЗ), проектирование и строительство с параллель-ной подготовкой решения о покупке участка: получение решения Киев-совета об отводе земли для продажи, получение Государственного акта о праве собственности на землю. Именно этот документ, а не решение Киевсовета свидетельствует о вступлении собственника в свои права.

Обычно для размещения АЗС требуется приблизительно 20 соток земли. Цены на землю определяют экспертной оценкой, которую про-водят по единой методике, утверждённой Постановлением Кабинета Министров Украины от 16 июня 1999 г., № 1050. Экспертная оценка оценивает участок в целом, учитывает расположение в системе города, целевое назначение участка (цены при коммерческом и жилом назначе-нии разнятся в 2 раза) и многие другие факторы. Нормативную оценку, которая выше экспертной, используют только при начислении налога и пошлины при сделках физических лиц. Официальные цены на землю в Киеве составляют от 2000 грн./кв. м в центральных районах до 100 грн./кв. м на перефирии. Цены и спрос постепенно растут.

Размещение АЗС по районам крайне неравномерно и не соответствует плотности транспортных потоков. Анализ рынка АЗС в Европе показывает, что АЗС рентабельна, если она обслуживает в среднем 1000 автомобилей ежесуточно, а средняя реализация топлива через заправоч-ную станцию составляет около 2 млн. литров топлива в год. Окупае-мость АЗС в Европе в среднем - 3,5 года.

По мнению украинских экспертов [2] "магазин приносит не более 5 - 10 % прибыли всей АЗС, строительство кафе-ресторана окупается за время от 4 месяцев до 1,5 лет, оборудование АЗС автомойкой на 15 - 20 % увеличивает количество посетителей станции, окупаемость оборудования мойки- приблизительно 1 год. В городах число постоянных клиентов АЗС (а постоянные клиенты обеспечивают 70 - 80 % про-даж) составляет 70 %, а на трассах - 10 - 15 %".

Табл. 3. Классификация АЗС по мощности и технологическим решениям

Типы АЗС по технологическим решениям

Категории АЗС по мощности (по ёмкости резервуаров и количеству автозаправок в час)

Тип

Размещение резервуара

I – малая

II – средняя

III – большая

Относительно ТРК

Относительно поверхности участка

Суммарная ёмкость резервуаров, м3

Наибольшее количество заправок в час, ед.

Суммарная (макс. одного) ёмкость резервуаров, м3

Наибольшее количество заправок в час, ед.

Суммарная ёмкость резервуаров, м3

Наибольшее количество заправок в час, ед.

А

Раздельное традиционное

подземное

от 10 до 40 включ.

До 80 включ.

более 40 до 100 включ.

более 80 до 150 включ.

более 100 до 200 включ.

более 150

Б

Сблокированное (блочное)

подземное

от 10 до 40 включ.

До 80 включ.

более 40 до 100 включ.

более 80 до 150 включ.

более 100 до 200 включ.

более 150

В

Раздельное (модульное)

надземное

до 20 включ.

До 40 включ.

более 20 до 80 включ. (до 20 включ.)

более 40 до 100 включ.

-

-

Г

Сблокированное (контейнерное)

надземное

до 20 включ.

До 40 включ.

более 20 до 80 включ. (до 20 включ.)

более 40 до 80 включ.

-

-

Примечание. При определении ориентировочной мощности АЗС по показателям количества автозаправок в сутки следует руко-водствоваться таким соотношением при пропускной способности до :

40 ед./час соответствует 100 ед./час

135 ед./час соответствует 500 ед./час

80 ед./час соответствует 200 ед./час

150 ед./час соответствует 750 ед./час

100 ед./час соответствует 250 ед./час

Более 150 ед./час соответствует более 1000 ед./час

Литература

1. Каиило П.М., Овчарав А.В. Эколого-экономический анализ эффектив-ности применения бифункциональных каталических нейтрализаторов, отрабо-танных газов, ДВС на автотранспорте. // Экотехнологии и ресурсосбережения. 1998. № 6.

2. Савченко Е. Строительство АЗС - секретная тема? // Строительство и реконструкция. 2001. № 10