Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей городов.

Михайлов А.Ю., Головных И.М.

- Новосибирск: Наука, 267с. УДК 711.7
ББК 39.8
М 69

Рецензенты: доктор технических наук И.В. Бычков;
доктор экономических наук, профессор, академик МАН ВШ
В.И. Самаруха;
главный инженер ОАО Иркутскгипродорнии Г.А. Белинский.

Михайлов А.Ю., Головных И.М. Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей городов. – Новосибирск: Наука, 2004. – 267 с., ил.
Монография посвящена актуальным проблемам проектирования улично-дорожных сетей городов в условиях высокого уровня автомобилизации. Рассмотрены проблемы, связанные с обоснованием исходных данных при прогнозировании интенсивности движения. Особое внимание уделено развитию классификаций улично-дорожных сетей. Приведены методы и критерии оценки улично-дорожных сетей. Изложен метод восстановления матриц корреспонденций на основе замеров интенсивности движения транспортных средств.
Книга предназначена для специалистов, работающих в области градостроительства и проектирования транспортных систем и улично-дорожных сетей городов.

Ил. 44. Табл. 73. Библиогр. 227 назв.

Утверждено к печати ученым советом
Иркутского государственного технического университета

Без объявления
© А.Ю. Михайлов, И.М.Головных, 2004
© Иркутский государственный технический университет, 2004
ISBN 5–02–032091–9 © “Наука” Сибирская издательская фирма РАН, 2004

ВВЕДЕНИЕ ...………………………………………………………. 6
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ УЛИЧНО-ДОРОЖНЫХ СЕТЕЙ ………………………………… 9
1.1.Особенности функционирования улично-дорожных сетей в условиях высокого уровня автомобилизации ……………… 9
1.1.1.Уровень автомобилизации городов РФ на современном этапе …………………………………………… 9
1.1.2.Уровень автомобилизации США и стран Европы ..... 16
1.1.3.Распределение перевозок между индивидуальным и общественным транспортом в США и европейских странах ………………………………………………… 21
1.1.4.Особенности функционирования улично-дорожных сетей …………………………………………………... 30
1.2.Основные направления проектирования транспортных систем и улично-дорожных сетей городов ……………………... 36
1.2.1.Актуальные задачи развития транспортных систем городов и методы их решения ……………………..... 36
1.2.2.Успокоение движения ……………….…………....... 42
1.2.3.Приоритет маршрутного транспорта и полосы движения НOV ………………………………………... 56
Глава 2. РАЗВИТИЕ КЛАССИФИКАЦИЙ И НОРМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГОРОДСКИХ УЛИЦ И ДОРОГ …….. 63
2.1.Классификации городских улиц и дорог, разрабатывавшиеся в Российской Федерации ………………………………... 63
2.2.Североамериканские функциональные классификации городских улиц и дорог ……………………………………… 74
2.2.1.Принципы построения классификаций, основные категории улиц и дорог ……………………………… 74
2.2.2.Примеры классификаций улиц и дорог в США и Канаде …………………………………………………. 82
2.2.3.Программы по совершенствованию УДС в США и Канаде …………………………………………………. 86
2.3.Европейские классификации ………………………………. 89
2.3.1.Критерии классификации городских улиц и дорог, используемые в европейских странах ……………. 89
2.3.2.Классификации городских улиц и дорог в Великобритании ……………………………………… 93
2.4.Предложения по развитию классификации городских улиц и дорог ..……………………………………………………… 111
2.4.1.Североамериканские альтернативные классификации городских улиц и дорог ………………………… 111
2.4.2.Классификации городских улиц и дорог Западной Австралии……………………………………………… 113
2.4.3.Классификация городских улиц и дорог, предложенная PIARC ……..………………………………… 118
2.5.Городские бульвары …………………………………………. 124
2.5.1.Концепция городских бульваров ……………………. 124
2.5.2.Примеры городских бульваров ……………………… 126
Глава 3. МЕТОДЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЛИЧНО-ДОРОЖНЫХ СЕТЕЙ ……………………………………………  
3.1.Классификации критериев оценки улично-дорожных сетей 131
3.2.Частные критерии оценки УДС …………………………… 137
3.2.1.Транспортная работа УДС ..……………………… 137
3.2.2.Показатели экологической безопасности ………… 138
3.2.3.Показатели безопасности дорожного движения … 140
3.2.4.Показатель устойчивости функционирования УДС .. 142
3.2.5.Критерии, основанные на величине задержки и длине очереди …………………………………………… 143
3.3.Пропускная способность УДС …………………………… 146
3.3.1.Основные подходы к оценке пропускной способности УДС …………..………………………………… 146
3.3.2.Оценка пропускной способности на основе плотности УДС ………….………………………………… 147
3.3.3.Емкость УДС ………………………………………… 150
3.3.4.Оценка пропускной способности УДС на основе теории графов ………………………………………… 151
3.4 Интегральный критерий оценки – показатель уровня обслуживания ………………………………………………….. 155
3.4.1.Основные положения концепции показателя уровня обслуживания ………………………………………… 155
3.4.2.Формирование системы показателей уровня обслуживания ……………………………………………… 157
3.4.3.Оценка уровня обслуживания на перегонах улиц и дорог ………………………………………………….. 160
3.4.4.Оценка уровня обслуживания на пересечениях …… 170
3.4.5.Показатель уровня обслуживания пешеходных потоков ………………………………………………… 176
3.4.6.Показатель уровня обслуживания маршрутным пассажирским транспортом …………………………… 179
3.4.7.Дальнейшее развитие показателя уровня обслуживания ………………………………………………… 183
3.5.Оценка пропускной способности улично-дорожной сети c использованием показателя уровня обслуживания ……… 185
Глава 4. МЕТОДЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МАТРИЦ КОРРЕСПОНДЕНЦИЙ ПО ДАННЫМ ИНТЕНСИВНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ………………………………………………………… 192
4.1.Модели оценки матриц корреспонденций по данным интенсивности движения ………………………………………. 192
4.2.Методы обследований интенсивности движения при выполнении оценки матриц корреспонденций ……………… 198
4.3.Особенности оценки матрицы корреспонденций с использованием только значений интенсивности движения ……… 203
4.4.Модели робастного оценивания матриц корреспонденций .. 213
4.5.Предварительная оценка исходных данных и выявление грубых ошибок …….…………………………………………. 221
4.6.Результаты тестирования методов робастного оценивания матриц корреспонденций ………………………………….... 230
Библиографический список ……………………………………… 247

ВВЕДЕНИЕ

Реконструкция улично-дорожных сетей (УДС), организация дорожного движения (ОДД) относятся к числу наиболее сложных и актуальных вопросов как теории, так и современной практики проектирования транспортных систем городов. Об этом свидетельствуют итоговый документ WOLD ROAD MANIFESTO конференции Международной дорожной федерации (IRF Париж 2001) и материалы проведенного Мировой дорожной ассоциацией (PIARC) специализированного ХХ Мирового дорожного конгресса (XX World Road Congress Монреаль 1995), посвященного исключительно проблемам транспортной планировки городов.
Можно утверждать, что за последние 10–15 лет взгляды на проектирование УДС претерпели революционные изменения. Распространение концепции устойчивого развития на градостроительное планирование оказало сильное влияние на виды проектирования, связанные с городскими территориями, включая проектирование транспортных систем. Появление в специальной зарубежной литературе и периодике новых терминов “sustainable streets”, “liveable streets”, “living streets”, “naturalized streetscapes”, “context sensitive design” вызвано растущим интересом к проблемам экологии, ландшафтного проектирования и дизайна благоустройства улиц, интеграции улиц в городскую среду, сохранения архитектурного наследия, обеспечения безопасных и комфортных условий движения пешеходов. Все эти тенденции получают отражение в разработках новых классификаций городских улиц и дорог, совершенствовании их норм проектирования. В этой связи в монографии уделено особое внимание анализу развития классификаций городских улиц и дорог.
Опыт проектных и исследовательских работ позволяет авторам утверждать, что методы оценки УДС остаются одним из самых актуальных вопросов теории и практики проектирования транспортных сетей городов. Оценка УДС предшествует многим стадиям и видам градостроительного проектирования, включая даже такие, как разработка градостроительных регламентов и зонирования городских территорий, является обязательным элементом проектов организации дорожного движения (ПОД) и комплексных схем организации движения (КСОД). Выполнение проектных работ связано с определенными трудностями, вызываемыми, в том числе, состоянием методического обеспечения в области оценки УДС и ОДД. В этой связи представляет особый интерес опыт США, где за основу оценки различных видов движения (транспортные средства, пешеходы) и элементов УДС принят единый критерий – показатель уровня обслуживания (Level of Service), при этом непрерывно совершенствуются методики его использования.
Отечественными специалистами редко выполнялись работы по оценке существующих матриц корреспонденций в виде потоков транспортных средств, предметом исследований были пассажиро-потоки. Вместе с тем по понятным причинам для зарубежных специалистов больший интерес представляли транспортные потоки на УДС. В методических документах Мировой дорожной ассоциации PIARC (10.02.B Traffic control, toll and road information) методы восстановления существующих матриц корреспонденций указываются как важнейший инструмент анализа функционирования УДС. В последнем издании “Руководства по пропускной способности 2000” (Highway Capacity Manual 2000) методике восстановления матриц корреспонденций посвящена целая глава. В нашей стране становятся все более актуальными вопросы ОДД и реконструкции УДС, при решении которых должна проводиться оценка их существующего состояния. Поэтому авторы рассмотрели одно из возможных решений задачи оценки матрицы корреспонденций на основе данных интенсивности движения.
Особенностью данной монографии является то, что авторы воспользовались различными библиографическими источниками, включая интернет-издания. В настоящее время зарубежные веб-сайты государственных, научных и проектных учреждений, университетов, профессиональных и общественных объединений предоставляют разнообразную информацию о градостроительстве, муниципальных программах, транспортных системах городов, методах проектирования и моделирования транспортных систем и т.д.
С целью помочь читателям самостоятельно ознакомиться с этой информацией, авторы систематизировали ссылки:
градостроительство [85,96,114,133,138,161,162,183];
классификации и нормы проектирования городских улиц и дорог [76, 79,99-101,112,124,127,129,152,180,187,193-195,200];
приоритетные условия движения пешеходов и велосипедистов, успокоение движения [88,107,123,128,130,135,136,141,143, 145, 148,189,199,204];
приоритетные условия общественного транспорта и полосы HOV [110,126,131,134, 151,155];
пропускная способность и показатель уровня обслуживания [80,109, 117,156,157,160,168,203,208,211];
транспортная статистика [104,105,120,140,147,172,207].
Из российских сайтов, которыми воспользовались авторы, следует особо отметить сайт www.waksman.fromru.com, содержащий много интересной профессиональной информации.

Библиографический список

1. Агасьянц А.А. Основные предпосылки повышения эффективности улично-дорожной сети //Совершенствование транспортных систем городов: Тез. сообщений Всесоюз. науч.-техн. сем. – Суздаль, 9 – 11 ноября 1989. – М.: ЦНИИП градостроительства, 1989. – C. 20 – 23.
2. Автомобильный транспорт России. http://online. russiantrans-port. om/ us/ ocums/ n/auto/jan03/iru1.html
3. Артынов А.П., Скалецкий И.И. Автоматизация процессов планирования и управления транспортными системами. – М.: Транспорт, 1981. – 280 с.
4. Бабков В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения: Учебник для вузов. – М.: Транспорт, 1993. – 271 с.
5. Брайловский Н.О., Грановский Б.И. Моделирование транспортных систем. – М.: Транспорт, 1978. – 125 с.
6. Буга П.Г., Шелков Ю.Д. Организация пешеходного движения в городах. – М.: Высш. школа, 1980. – 232 с.
7. Буренскене М.Ч., Ушпалите Р. Р. Моделирование транспортной инфрастуктуры с использованием информационных систем //Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния. Мат–лы и тез. докл. IX междунар. науч.-практ. конф. – Екатеринбург: Комвакс АМБ, 2003. – С. 120 – 124.
8. Ваксман С.А. Социально-экономические проблемы прогнозирования массового пассажирского транспорта в городах. – Екатеринбург: УрГЭУ, 1996. – 289 с.
9. Ваксман С.А., Головырских М.А. Информационная система общественного транспорта города //Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния: Мат–лы и тез. докл. IX междунар. науч.-практ. конф. – Екатеринбург: Комвакс АМБ, 2003. – С. 79 – 83.
10. Ваксман С.А., Швец В.Л. Надежность прогнозирования транспортных систем городов //Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов: Тез. докл. III Свердловской конф. – Свердловск, СИНХ, 1990. – С.25 – 28.
11. Ваксман С.А., Швец В.Л. Оценка точности прогнозирования развития транспортных систем городов в рамках КТС // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов: Тез. докл. III Свердловской конф. – Свердловск: СИНХ, 1990. – С.42–47.
12. Виллеми А. Стратегия развития общественного транспорта Таллинна. //Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния: Мат-лы и тез. докл. IX междунар. науч.-практ. конф. – Екатеринбург: Комвакс АМБ, 2003. – С. 83 – 86.
13. Врубель Ю.А. О потоке насыщения /Белорус. политех. ин-т. – Минск, 1988. – 7 с. – Рук. деп. в ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР, № 663. – ат 89.
14. Глик Ф.Г. Методы прогнозирования загрузки сети магистральных городов //Схемы и проекты организации движения в городах в условиях самоуправления территорий: Тез. докл. науч.-практ. семинара. – Свердловск: Комвакс, 1991. – С. 24-27.
15. Глик Ф.Г. Обследование транспортных потоков и прогнозирование нагрузки сети городских улиц и дорог //Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов: Мат-лы IV междунар. науч.-прак. конф. – Екатеринбург: Комвакс, 1998. – С.59–61.
16. Глухарева Т.А., Горбанев Р.В. Организация движения грузовых автомобилей в городах. – М.: Транспорт, 1989. – 125 с.
17. Горбанев Р.В., Ваксман С.А., Глухарева Т.А. Проблемы загрузки сети магистральных улиц и дорог больших городов автомобильным транспортом: Проблемы больших городов. – М.: ГОС-ИНИТИ, 1979. – Вып. №21. – 27 с.
18. Гришкявючене Д.Р. Критерий полосности и уровня организации движения при оценке пропускной способности улично-дорожных сетей городов: Автореф. дис. ... канд. техн. наук. – М., 1980. – 22 с.
19. Демиденко Е.З. Линейная и нелинейная регрессия. – М.: Финансы и статистика, 1981. – 302 с.
20. Закс Л. Статистическое оценивание. – М.: Статистика, 1976. – 598 с.
21. Зубков Г.Н. Применение моделей и методов структурного анализа систем в градостроительстве. – М.: Стройиздат, 1984. – 152 с.
22. Зырянов В.В. Критерии оценки условий движения и модели транспортных потоков. – Кемерово: Кузбас. политех. ин-т, 1993. – 164 с.
23. Капитанов В.Т., Хилажев Е.Б. Управление транспортными потоками в городах. – М.: Транспорт, 1985. – 94 с.
24. Киселева О.Н., Сена С.Л., Федоров В.П. Определение матрицы существующих грузовых корреспонденций на основе обследований на магистральной сети //Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов: Тез.докл. 2-ой обл. эконом. конф. – Свердловск, 1988. – С. 95 – 98.
25. Клибавичус А.Ю. Проектирование комплексных транспортных схем в условиях ограниченного финансирования //Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния: Мат-лы и тез. докл. IX междунар. науч.-практ. конф. – Екатеринбург: Комвакс АМБ, 2003. – С. 116 – 119.
26. Красников А.Н. Обоснование протяженности магистралей с непрерывным движением //Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов: Тез.докл. 2-ой обл. эконом. конф. -Свердловск, 1988. – С. 104 – 106.
27. Кременец Ю.А. Технические средства регулирования дорожного движения. – М.: Транспорт, 1981. — 252 с.
28. Кременец Ю.А. Технические средства организации дорожного движения. – М.: Транспорт, 1990. – 255 с.
29. Крейстмейн М.Г. Исследование систем магистральных улиц центров крупных городов: Автореф. дис. ... канд. техн. наук. – М., 1980. – 17 с.
30. Крылова О.Н. Методы расчета емкости сети магистральных улиц и автостоянок в центральном районе крупного города (на примере Ленинграда): Автореф. дис. ... канд. техн. наук. – Л., 1978. – 20 с.
31. Лобанов Е.М. Транспортная планировка городов. – М.: Транспорт, 1990. – 240 с.
32. МГСН 1.01- 99. Нормы и правила проектирования планировки и застройки г. Москвы (часть 3). http://www.gvozdik.ru/ documents/ room00059/ default.asp
33. Михайлов А.Ю. Оценка транспортных корреспонденций в центральной части Иркутска //Город: прошлое, настоящее, будущее: Сб. науч. труд. – Иркутск: ИрГТУ, 2000. – С. 291 – 294.
34. Михайлов А.Ю., Головных И.М. Робастное оценивание матриц корреспонденций на основе данных интенсивности движения //Вестн. стипендиатов DAAD. – Иркутск: ИрГТУ, 2001. – С. 31 – 42.
35. Михайлов А.Ю., Головных И.М. Модель оценки пропускной способности УДС //Вест. стипендиатов DAAD. – Иркутск: ИрГТУ, 2002. – С. 5 – 8.
36. Михайлов А.Ю., Головных И.М. Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей //Вест. стипендиатов DAAD. – Иркутск: ИрГТУ, 2002. – С. 9 – 15.
37. Михайлов А.Ю., Фадеев Д.С., Головных И.М. К вопросу организации паркирования в центральной исторической части Иркутска //Вест. стипендиатов DAAD. – Иркутск: ИрГТУ, 2002. – С. 16 – 25.
38. Муртаф Б. Современное линейное программирование. – М.: Мир, 1984. – 224 с.
39. Мягков В.Н., Пальчиков Н.С., Федоров В.П. Математическое обеспечение градостроительного проектирования. – Л.: Наука, 1989. – 144 с.
40. Нормы проектирования планировки и застройки Москвы. ВСН 2-85. – М.: Стройиздат, 1986. – 192 с.
41. О городской целевой программе использования альтернативных видов моторного топлива на автомобильном транспорте города на 2002-2004 годы: Постановление правительства Москвы от 12 марта 2002 г. N 170. http://www.stroi.ru/nrmdocs/detailtext.asp
42. Организация дорожного движения в городах: Методическое пособие /Под общ. ред. Ю.Д. Шелкова. – М.: НИЦ ГАИ МВД России, 1995. – 143 с.
43. Пашков В.И. Динамика автомобильного парка России: Перспективы российских автомобилестроителей //Экономика и производство. – 1999. – №2. http://www4.mte.ru/www/toim.nsf
44. Петрович М.Л. Регрессионный анализ и его математическое обеспечение на ЕС ЭВМ: Практическое руководство. – М.: Финансы и статистика, 1982. – 199 с.
45. Пихлак И., Антов Д. Проблемы политики паркования в Таллинне //Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния: Мат-лы и тез. док. IX междунар. научн.-прак. конф. – Екатеринбург: Комвакс АМБ, 2003. – С. 138 – 143.
46. Поспелов П.И., Пуркин В.И. Защита от шума при проектировании автомобильных дорог. – М.: МАДИ, 1985. – 119 с.
47. Прогноз изменения парка автомобилей России //Российский рынок автомобилей. http://www.retail.ru/ biblio/ good73.htm
48. Развитие улично-дорожной сети г. Москвы. http:// www. mosarchinform.ru/genplan/transport/
49. Рейцен Е.А., Хейло М.Э. Рациональные методы организации дорожного движения в больших городах //Проблемы больших городов. – М.: МГЦНТИ, 1988, вып. – №26. – 24 с.
50. Рекомендации по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений. – М.: ЦНИИП градостроительства Минстроя России, 1994. – 88 с.
51. Романов А.Г. Дорожное движение в городах: закономерности и тенденции. – М.: Транспорт, 1984. – 80 с.
52. Руководство по проектированию городских улиц и дорог. – М.: Стройиздат, 1980. – 222 с.
53. Руководство по регулированию дорожного движения в городах. – М.: Стройиздат, 1974. – 97 с.
54. Сербер Д. Линейный регрессионный анализ. – М.: Мир, 1980. – 456 с.
55. Сигаев А.В. Автотранспорт и планировка городов. – М.: Стройиздат, 1972. – 234 с.
56. Сигаев А.В. Грузовые магистрали города. – М.: Высшая школа, 1975. – 254 с.
57. Сигаев А.В. Проектирование улично-дорожной сети. – М.: Стройиздат, 1978. – 263 с.
58. Сигаев А.В. Планировочные и транспортные проблемы городских агломерации. – М.: Стройиздат, 1978. – 263 с.
59. Сильянов В.В. Теория транспортных потоков в проектировании дорог и организации движения. – М.: Транспорт, 1977. – 303 с.
60. Сильянов В.В., Лобанов Е.М., Ситников Ю.М. Сапегин Л.Н. Пропускная способность автомобильных дорог. – М.: Транспорт, 1972. – 152 с.
61. Смоляк С.А., Титаренко Б.П. Устойчивые методы оценивания: Статистическая обработка неоднородных совокупностей. – М: Статистика, 1980. – 208 с.
62. СНиП 2.07.01 – 89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. – М.: ЦНТИ Госстроя СССР, 1989. – 56 с.
63. Ставничий Ю.А. Транспортные системы городов. – М.: Стройиздат, 1990. – 224 с.
64. Титаренко Б.П. Устойчивые оценки параметров регрессионных моделей // Алгоритмическое и программное обеспечение многомерного статистического анализа: Уч. зап. по статистике. – М.: Наука, 1980. – Т.36. – С. 137–138.
65. Федоров В.П. Математическая модель формирования пассажиро- потоков // Изв. АН СССР. Техн. кибернетика. – 1974. – №4. – С. 17 – 26.
66. Хейт Ф. Математическая теория транспортных потоков. – М.: Транспорт, 1966. – 286 с.
67. Хомяк Я.В. Организация дорожного движения. – Киев: Высшая школа, 1986. – 276 с.
68. Черепанов А.Б. Краткое историческое обозрение норм проектирования транспортных систем городов. Ч 1. Улично-дорожная сеть //Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния: Мат-лы и тез. док. IX междунар. научн.-прак. конф. – Екатеринбург: Комвакс АМБ, 2003. – С. 148 – 157.
69. Шелков Ю.Д. О разработке заданий на проектирование организации дорожного движения в городах: Методическое пособие. – М.: ВНИИЦБД МВД СССР, 1991. – 20 с.
70. Шелков Ю.Д., Романов А.Г. Методические рекомендации по регулированию пешеходного движения. – М.: ВНИИБД МВД СССР, 1977. – 53 с.
71. Шелков Ю.Д., Шештокас В.В. Методический подход к оценке работоспособности городской улично-дорожной сети //Тр. ВНИИБД МВД СССР. – М., 1979. – Вып.4. – С.20 – 23.
72. Шештокас В.В. Город и транспорт. – М.: Стройиздат, 1984. – 176 с.
73. Шештокас В.В., Самойлов Д.С. Конфликтные ситуации и безопасность движения в городах. – М.: Транспорт, 1987. – 207 с.
74. 2001 Liniar programming software surway. http :// li-onhrtpub.com /orms/ surveys/ LP / LP-survey.html
75. Abrahamson T. Estimation of Origin-Destination Matrices Using Traffic Counts – A Literature Survey // IIASA Interim Report IR-98-021/May, 1998. – 27 p.
76. Access management manual. http://www.dot.state.oh.us/ planning/ AccessMgmt/ Manual_Default.htm
77. Aldrin M. Traffic volume estimation from shot-period traffic counts //Traffic Eng. and Contr., 1998. – Vol 39. – N 12. – P. 656 – 659.
78. An Analysis of Factors Contributing to “Walking Along Road-way” Crashes: Research Study and Guidelines for Sidewalks and Walk-ways //Report NO. FHWA-RD-01-101, February, 2002. – 50 p.
79. Arterial and Collector Street Design Elements. http://www.ci.eugene.or. us /pw /trans /ACSP /41-76.pdf
80. Basic Freeway Section and Ideal Freeway Conditions. http:// www. webs1. uidaho.edu / niatt labmanual / Chapters / capacityandlos / theoryandconcepts / BasicFreewaySectionAndIdealConditions.htm
81. Bell M. G. H. The Estimation of an Origin-Destination Matrix from Traffic Counts //Transportation Science, 1983. – Vol.17(2). – P.198 – 217.
82. Bell, M. G. H. Variances and Covariances for Origin-Destination Flows When Estimated by Log-Linear Models //Transportation Research, 1985. – Vol. 19B. – N 6. – P. 497–507.
83. Bell, M. G. H. The Real Time Estimation of Origin-Destination Flows in the Presence of Platoon Dispersion // Transportation Research, 1991. – Vol. 25(B). – P. 115–125.
84. Bell M.G., Grosso S. The Path Flow Estimator as a network observer // Traffic Eng. and Contr., 1998. – Vol 39. – N 10. – P. 540 – 549.
85. Better Streets, Better Places: Delivering Sustainable Residential Environments http://www.odpm.gov.uk/stellent/groups/odpm_planning/documents/pdf/ odpm_plan_pdf_023006.pdf
86. Brenninger-Gothe M., Jornsten K. O., Lundgren J. T. Estimation of Origin-Destinition Matrix from Traffic Counts Using Multiobjective Programming Formulations // Transportation Research, 1989. – Vol. 23(B) –N 4. – P. 257–265.
87. Canadian Capacity Guide for Signalized Intersection/ Second Edition. Editor:S.Teply /Institute of Transportation Engineers. Washington, DC, USA, June 1995. – 115 p.
88. Capacity Analysis of Pedestrian and Bicyclist Facilities. http:// www.tfhrc.gov/ safety/ pedbike/ research/ current.htm#6.
89. Capacity and quality of service of two-lane highways. Final Report Prepared for NCHRP, TRB, National Research Council. Mid-west Research Institute, University of California-Berkeley, MRI Project No. 104215, November 1999. – 180 p.
90. Carey M., Hendrickson C., Siddharthan K. A Method for Direct Estimation of Origin/Destination Trip Matrices //Transportation Science, 1981. – Vol. 15 (1). – P. 32 – 49.
91. Carrol P.S. Classification of driving expousure //Accident Ana. And Prev., 1973. – Vol. 5. – N 2. – P. 81 – 94.
92. Cascettа E. Estimation of Trip Matrices from Traffic Counts and Survey Data: A Generalised Least Squares Estimator // Transportation Research, 1984. – Vol.18 (B). – N 4/5. – P.289–299.
93. Cascetta, E., and S. Nguyen. A Unified Framework for Estimating or Updating Origin/Destination Matrices from Traffic Counts // Transportation Research, 1988. –Vol. 22(B). – N 6. – P. 437–455.
94. Cascetta E., Inaudi D., and Marquis G. Dynamic Estimators of Origin-Destination Matrices Using Traffic Counts //Transportation Science, 1993. – Vol. 27. – N 4. – P. 363–373.
95. Chapman R.A. The concept of exposure //Accident Anal. and Prev., 1973. – Vol.5. – N2. – P. 95–110.
96. City of London Unitary Development Plan 2002 Chapter 9: Transport and Movement 2002 – P. 99–136. Available: http://www.cityoflondon.gov.uk/ our_ services / development_planning/ planning/ pdf/ udp_ch9_ transportation.pdf
97. Comparison 1990/95-2001 Green Book. http://www.wsdot.wa.gov/ TA/ Operations/ LAG/ GreenBKcom-parenotice. html
98. Cremer, M., Keller H. A New Class of Dynamic Methods for the Identification of Origin-Destination Flows // Transportation Research-B, 1987. – Vol. 21(B). – N 2. – P. 117–132.
99. D1. A First Theoretical Approach to Classification of Arterial Streets. Prepared by Stephen Marshall, Univ. of Westminster. http://www.tft.lth.se /artists/ deliverD1_1.htm
100. D1.2. A First Theoretical Approach to Sustainability Concepts and assessment Tools. Prepared by Ian Plowright, Univ. of Westminster. http://www.tft.lth.se/ artists/ publ/ D1_2.pdf
101. D1.2. – appendix. Approach of the Sustainability Concept – Internal Discussion Paper Prepared by D'Ieteren Emmanuel, Morelle Sylvaine, Hecq WalterCentre for Economic and Social Studies on the Environment .Universite Libre de Bruxelles. http://www.tft.lth.se/ artists/publ/D1_2app2.pdf
102. Da Rios G., Rinelli S. Sulle teorie dei flussidi traffico applicate al moto pedonale //Rivista della Strada, 1979. – N 460 – 461. – Р.997 – 990.
103. De Palma A., Nesterov Y. Optimization Formulations and Statitic Equlibrium in Congested Transportation Networks. Universite de Cergy – Pontoise, Universite Catholique de Louvain, FNRS Suisse support, July,1998. –28 p.
104. Daily Travel & HIghway Capacity 1999: US Urbanized Areas over 1,000,000. http://www.publicpurpose.com/hwy-tti99travel.htm
105. Distribution of Vehicles by Share http://www.fhwa.dot.gov/ ohim/onh00/ bar6.htm
106. Dowling R.C., May A.D. Comparison of small – area OD estimation techniques //Transp. Res. Rec., 1985. – N1045. – P.9 – 15.
107. Engwicht D. 'Second generation traffic-calming project' (strategies and devices that cost less, can be applied city-wide quickly, and don't alienating motorists). http://www.lesstraffic.com/ Traffic_Calming_2.doc
108. Ewing R. Pedestrian and transitfriendly design. Joint Center for Environmental and Urban Problems. Florida Atlantic University/ Florida International University. March 1996. – 103 p.
109. FDOT Quality/Level of Service Handbook. http://www11.myflorida. com /planning / systems / sm/ los/ default.htm
110. Federal-Aid Highway Program Guidance on High Occupancy Vehicle (HOV) Lanes. http://www.fhwa.dot.gov/ operations/ hovguide01.htm
111. Fisk C. S. Trip matrix Estimation from Link traffic Counts: The Congested Network Case //Transportation Research, 1989. – Vol.23 (B). – P. 331–336.
112. Forbs G. Urban Roadway Classification //Urban Street symposium. Conference Proceedings. TRB Circular E-C019, Dallas, Texas, June 28–30, 1999. – 8 p. http://www.mackblackwell.org/ research/finals/ arc9012/urbanroadway.pdf
113. Geva I., Hauer E., Landau U. Maximum – likelihood and bayesian methods for the estimation of origin – destination flows //Transp. Res. Rec., 1983. – N944. – P.101 – 105.
114. Grammenos F., Tasker-Brown J. Residential Street Pattern Design for Healthy Liveable Communities. http://www.greenroofs.ca/ nua/ ip/ ip02.htm
115. Gur Y. Estimation trip tables from traffic counts: comparative evaluation of available techniques //Transp. Res. Rec., 1983. – N944. – P.113 – 117.
116. Hedrickson C., McNeil S. Estimation Matrices with constrained regression. Transp. Res. Rec., 1984. – N976. – P.25 – 32.
117. Highway Capacity Manual (HCM) Glossary of Traffic Terms. http://www.aatraffic.com/HCMGlossary.htm
118. Highway Capacity Manual 2000. – Transportation Research Board, National Research Council. – Washington, D.C., USA, 2000. – 1134 p.
119. Highway Design Guide. http://www.yorktraffic.com/hdg
120. http://www.bts.gov/publications/journal_of_transportation_statistics
121. http://www.carfree.com
122. http://www.ci.eugene.or.us
123. http://www.cityoflondon.gov.uk/ living_environment/ sustain-ability / transport. htm
124. www.city.toronto.on.ca/transportation/road_class.htm
125. http://www.cityoflondon.gov.uk/our_services/highways_transport/transport.htm
126. http://www.dot.state.ga.us/DOT/ plan-prog / planning/ studies/ hov
127. http://www.dot.state.oh.us/planning/AccessMgmt/accessdefault.htm
128. http://www.fhwa.dot.gov/environment/calmsite.htm
129. http://www.fhwa.dot.gov/environment/flex
130. http://www.fhwa.dot.gov/environment/tcalm
131. http://www.fhwa.dot.gov/legsregs/directives/policy/hovmemgd.htm
132. http://www.fhwa.dot.gov/Traffic Congestion.htm
133. http://www.greenroofs.ca/nua
134. http://www.hovworld.com
135. http://www.ite.org/traffic/tcstate.htm
136. http://www.leicester.gov.uk/departments/ Leicester City Council – Work starts on traffic calming.htm
137. http://www.logistic.ru/news/2002/9/4/23/2401.html
138. http://www.newurbanism.org
139. http://www.optimization-online.org
140. http://www.publicpurpose.com
141. http://www.pedbikeimages.org
142. http://www.planning.detr.gov.uk/consult/ppg13/index.htm
143. http://www.pps.org/downtownnyc /Traffic Calming.htm
144. http://www.softline.ru
145. http://www.trafficcalming.org
146. http://tpd.az.gov/gis/fclass/index.html
147. http://www.transtat.dft.gov.uk
148. http://www.urban-advantage.com
149. http://www.walkable.org
150. http://www.walkinginfo.org
151. http://www.wsdot.wa.gov/hov
152. Iowa Statewide Urban Design Standards Manual. Chapter 5: Roadway Design. Section 5: Access Management. http://www. iowasudas.org /designs / ch5sec5.pdf
153. Interim local implementation plan 2002/2003. Wandsworth Council , Technical Services Department, The Town Hall, Wandsworth High Street. – London SW18 2PU, Wandsworth Council 2001. – 200 p.
154. Irkutsk city administration support for transportation and city master plan modernization./ Commission of the European Communities, EU BISTRO TASIC Programme, Final report Project № BIS/99/108/023. – 238 p.
155. Kari J. Sane ENTIRE Documents; Updated 9.12.1998 City of Helsinki, Traffic Planning Division Short Introduction to the Bus Priority Functions used in Helsinki http://www.hel.fi/ksv/entire/repPriorityFunctions.htm
156. Kittelson W. K. Historical Overview of the Committee on Highway Capacity and Quality of Service //Transportation Research Circular E-C018: 4th International Symposium on Highway Capacity. – USA, Kittelson and Associates. Inc. – 12 p. http: // nationalacademies. Org /trb/ publications /ec018 /01_63.pdf
157. Kittelson W. Overview of the year 2000 edition of the high-way capacity manual. October 2000. http://www.a3a10.gati.org/ ppt/ HCM2000overview.pdf
158. Lam W.H.K., Lo H.P., Zhang N. Estimation of an origin-destination matrix with random link choice proportions: a statistical approach // Transportation Research, 1996. – Vol. 30(B). – P. 309-324.
159. Lee C.E., Savur V.S. Analysis of Intersection Capacity and Level of Service by Simulation //Transp. Res. Rec., 1979. – N699. – P.34 – 41.
160. Level of Service Criteria. http://www.webs1. uidaho. edu/ niatt_labmanual/ Chapters / capacityandlos/ theoryandconcepts/ LO-SCriteria.htm
161. Liveable neighbourhoods. edition 2, 2000. a western australian government sustainable cities initiative http://www. planning.wa.gov.au / publications/ liveable/LN_ed2.pdf
162. Liveable Neighbourhoods. Street Layout, Design and Traffic Management Guidelines. Western Australian Planning Commission. JUNE 2000 – 59 p http://www.planning.wa.gov.au/ publications/liveable/LNTMG.pdf
163. Leeds University Institute of Transport Studies Traffic-Calming information: http://www.its.leeds.ac.uk/ primavera/ p_calming. html
164. Medina A., Taft N., Salamatian K, Bhattacharyya S., Diot C. Traffic Matrix Estimation: Existing Techniques and New Directions. SIGCOMM’02, August 19-23, 2002. – 15 p. Available: http://gaia.cs. umass.edu /measurement / traffic_matrix_estimation. pdf
165. Millenium book. IFR, Paris, 2001. – 174 p.
166. Mode of Transport to Work in Great Britain: 1998. http:// www. publicpurpose. com / ut-index.htm
167. Muller P., Skopil G., Topp., H. Strassenraum und Verkehrsvertag- lichkeit //Stasse und Verhehr., 1991. – N 5. – Р. 270 – 280.
168. Multimodal Level of Service Analysis For Urban Streets. National Cooperative Highway Research. Project 3-70, FY 2003: http:// www4.trb.org / trb/ crp.nsf / All+Projects/ NCHRP+3-70
169. Nguyen, S., Morello, E., Pallottino, S. Discrete time dynamic estimation model for passenger origin-destination matrices on transit networks // Transportation Research, 1988. – Vol. 22(B). – N4. – P. 251–260.
170. Old P., Foster N., Payne A. Using Microsoft Access to develop trip matrices //Traffic Eng. and Contr., 1998. – Vol. 39. – N 10. – P. 551 – 553.
171. Olszewski P., Suchorevsky W. Traffic capacity of the city center //Traffic Eng. and Contr., Vol. 28. – N6. – P. 336 – 343, 339 – 343, 348.
172. Our Nation's Highways – 2000. Selected Facts and Figures. Publication No. FHWA-PL-01-1012. http://www.fhwa.dot.gov/ ohim/ onh00/ onh.htm
173. Oxfordshire County Council. Best practice guides. No.3 Bus priority http:// www. oxfordshire.gov.uk/ index/ environment_and_travel/ travel/ centre_of_excellence.htm
174. Pedestrian Facilities Users Guide: Providing Safety and Mobility //Publication No. FHWA-RD-01-102 March 2002. – 164 p.
175. Peck S. 12 Features of Sustainable Community Development: Social, Economic and Environmental Benefits and Two Case Studies. Sustainable Communities Consultancy. http:// www.greenroofs.ca / nua/ nua.html
176. Peterson B.E. Calculation of capacity, queue length and delay in traffic facilities //Traffic Eng. and Contr., 1977. – Vol.18. – N 6. – P. 310 – 312.
177. PIARC: Priority for public transport and other high occupancy vehicles (HOV) on urban roads. Reference : 10.07.B Routes/ Roads special issue II-1995. –P. 1 – 51.
178. PIARC: Reduction of car traffic in city centers. Reference : 10.01.B, Routes/ Roads 1990. – P. 1 – 48.
179. PIARC: The urban road network design. / Reference : 10.04.B, Routes/ Roads 1991. – P. 45 – 84.
180. PIARC : Urban road design and architecture / Reference : 10.08.B, Routes/Roads special issue II-1995. – P. 51 – 126.
181. PIARC: XXth Wold Road Congress. Montreal, 3 – 9 Septamber. / Transportation and Urban Space Planning. / National Reports. 20.22.E – 1995. – 487 p.
182. Road classification systeM – A consolidated report. http://www.city. toronto.on.ca/ transportation/pdf/classqualifications.pdf
183. RPG3 : Strategic guidance for London planning. www.go-london.gov. uk/ planning/downloads/rpg3.rtf
184. Prinz D. Stadtebau: Band 1: Stadtebauliches Entwerfen. Verlag W. Kohlhammer, Stutgart-Berlin-Koln, 1995. – 224 s.
185. Richardson W.Y. The design of town centers? Particular refrernce to vehocle and pedestrian traffic circulation //Proc. 100th Conf., Edinburgh, 1973. Inst/Munic. Eng., London, 1973. – P.45 – 50, 64 – 75.
186. Sasaki T., Asakura Y., Kawasaki M. A road network design model considering node capacity //Mem. Fac. Eng., Kyoto Univ., 1987. – Vol. 49. – N 1. – P. 1 – 20.
187. SEA Streets Design Details. http:// www.ci.seattle.wa/ util/ SEAstreets/ design.htm.
188. Sevenirate P.N., Morrall J.F. Level of servis on pedestrian facility // Transp. Qurt., 1985. –Vol.39. – N1. – P.109–123.
189. Slower Speeds Initiative: http://www.slower-speeds.org.uk
190. Speed Management in Urban Areas. A framework for the planning and evaluation process. //Danish Road Directorate. Report no. 168. Publisher: The Danish Road Directorate, Herrmann & Fischer A/S, January 1999. – 41 p.
191. Spiess H. A gradient approach for the O-D matrix adjustment problem. / EMME/2 Support Center, Haldenstrasse 16, CH-2558, Aegerten, Switzerland, May 1990. http://www.spiess.ch/ emme2/ demadj/ demadj.html или http://www.spiess.ch/ emme2/ archive/ post-script/ demadj.pdf
192. Steed S. Naturalized Streetscapes: a Case Study of Crouwn Street, Vancouver. 17 p. http:// www.sustainability.ca/ index.cfm?MId=350
193. Street characteristics. http:// www ci.fort-worth.tx.us/ tpw/ mtp/ street_chac.asp
194. Street Classification. http://www.ci.eugene.or.us/pw/ trans/ ACSP/ 27_40.pdf
195. Street functional classifications. http:// www ci. fort-worth. tx. us / tpw/ mtp/ street_funct.asp
196. Sutaria T.C., Haynes I. Relation of Signalized Intersection Level of Service to Failure Rate and Average Individual Delay //Highway Res. Rec., 1970. – N 321. – P. 107 – 113.
197. Takashi Nishimura, Yasuo Hino, Jun Kawanishi Analysis of the Road Network Capacity and Intensive by Cut Theory with Partial Cut// Mem. Fac. Eng. Osaka Univ., 1990. –Vol. 32. – P. 87 – 95 .
198. Taylor Brian D. Rethinking Traffic Congestion. // Institute of Transportation Studies University of California, Los Angeles, AC-CESS, 2002. – N 21. – 9 p.
199. TEA-21 – Transportation Equity Act for the 21st Century. http://www. fhwa. dot. gov/ tea21/ sumcov.htm
200. Technical Corrections for AASHTO 2001 Green Book. http://www.transportation.org /download/ GreenBookErrata.pdf
201. The AIA's Principles for Livable Communities. http://www.aia.org/ livable/ principles.asp
202. The Effects of Traffic Calming Measures on Pedestrian and Motorist Behavior /Report No. FHWA-RD-00-104 August 2001. – 30 p.
203. The Transit Capacity and Quality of Service Manual, First Edition. http://gulliver.trb.org/publications/tcrp/tcrp_webdoc_6-e.pdf
204. Toronto Pedestrian Charter Adopted by Toronto City Council, May 21, 2002 2p. Available: http://www.city.toronto.on.ca/ pedes-trian/pdf/charter.pdf
205. Traffic Calming Programs. http://www.trafficcalming.org/ programs. html
206. Traffic control in oversaturated streetnetworks // NCRHP report N194, 1978. – 152 p.
207. Traffic Speeds in English Urban Areas: 2002 http://www.transtat.dft. gov.uk
208. Transit Capacity and Quality of Service Manual. Transit Cooperative Research Program Web Document No. 6. TRB, National Research Council, Washington, D.C., 1999. Available: http://www4.nationalacademies.org/ trb/ crp.nsf/ all+projects/ tcrp+a15.
209. Traffic management and parking guidance for london. http://www.go-london.gov.uk/localregionalgov/ downloads/ newguide. rtf
210. Traffic Volumes & Highway Capacity Lane Miles per Capita. http://www.publicpurpose.com/ hwy-tti99travel.htm
211. TRB A310A http://www.a3a10.gati.org
212. Tsuna Sasaki, Yasuo Yaskura, Masaashi Kawasaki A Road Network Design Model Considering Node Capacity //Mem. Fac. Eng. Kyoto Univ., 1987. –Vol. 49. – N 1. – 20 p.
213. Van der Zijpp N. A comparison of methods for dynamic origin-destination matrix estimation. Ph.D. thesis., Faculty of Civil Engineering, Delft University of Technology (P.O.Box 5048 2600 GA Delft NL), 1995. – 177 p.
214. Van Zuylen H.J., Branston D.M. Consistent link flow estimation from counts // Transportation Research, 1982. – Vol. 16(B). – P. 473–476.
215. Van Zuylen H.J., Willumsen L.G. The most likely trip matrix estimated from traffic counts // Transportation Research, 1980. – Vol.14(B) – P. 281–293.
216. Vehicle Registrations http://www.fhwa.dot.gov/ ohim/ onh00/ line2.htm
217. Watling, D.P. Maximum Likelihood Estimation of an Origin-Destination Matrix from a Partial Registration Plate Survey // Transportation Research, 1994. – Vol. 28(B). – N4. – P. 289–314.
218. Watling D.P., Maher M.H. A Graphical Procedure for Analysing Partial Registration-plate Data // Traffic Eng. and Contr., 1988. – Vol. 29. – P. 515–519.
219. Watling, D.P., Maher M.J. A Statistical Procedure for Estimating A Mean Origin-Destination Matrix from a Partial Registration Plate Survey // Transportation Research, 1992. – Vol. 26(B). – N3. – P. 171–193.
220. Weidmann U. Transporttechnik der Fussgangen //Strasse und Verkehr. 1992. – N 3. – C. 161 – 169.
221. Willumsen L. G. Simplified Transport Models Based on Traffic Counts //Transportation, 1981. – N10. – P. 257–278.
222. Urban transport strategy review. experiences from Germany and Zurich. // Final report. Deutsche gesellschaft fur technische zusammenarbeit, (GTZ) GMBH, ESCHBORN, Division 44 Environmental management, water, energy, transport. Postfach 5180, 65726 Eschborn. January 2001. – 78 p.
223. US Urbanized Areas: Traffic Congestion: 1990-1999. http:// www. publicpurpose. com/ hwy-tti9099tti.htm
224. Yang, H. Heuristic algorithms for the bilevel Origin-Destination matrix estimation problem. // Transportation Research, 1995. – Vol.29(B). – P. 231–242.
225. Yang H, Sasaki T., Iida Y., Asakura Y. Estimation of Origin-Destination Matrices from Link Traffic Counts on Congested Networks // Transportation Research, 1992. – Vol.26(B). – P.417–434.
226. Yang, H., Iida, Y., Sasaki, T. The Equilibrium-Based Origin-Destination Matrix Estimation Problem // Transportation Research, 1994. – Vol.28(B). – P. 23–33.
227. Yin Zhang, Roughan M., Duffield N., Greenberg A. Fast Accurate Computation of LargeScale IP Traffic Matrices from Link Loads //SIGMETRICS’03, 2003. – June 10. – 12 p. Available: http://www. research. att.com


© S.Waksman 2002