Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 

Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.ru
 


Проблемы политики паркования в Таллинне

И. Пихлак, Д. Антов

Переводчики с англ. яз. Л.Р. Сафарова, О. Горохова, А. Петряев

Введение. В среднем годовой пробег автомобиля колеблется от 10 до 20 тысяч километров; при этом время поездки составляет только полчаса в день, а остальную часть времени автомобиль стоит на стоянке. Проблема стоянок очень важна в центре больших городов, где сосредоточены рабочие места, деловые офисы, развлекательные центры и т.д. Проблемы стоянок упоминались А.А. Поляковым. Исследования проблемы стоянок в бывшем Советском Союзе были начаты в шестидесятых в Таллинне, Каунасе, Ленинграде, Киеве, Ереване, Алма-Ате, Вильнюсе и Шяуляе.

Население Таллинна уменьшилось за последние двенадцать лет с 500 до 420 тысяч, по следующим причинам: отток части населения; отрицательный прирост населения; переезд жителей в пригороды (поскольку последние работают в Таллинне, они очень часто используют личные автомобили).

Количество автомобилей на 1000 населения увеличилось с 26 до336 или в 15 раз. В течение последних лет центральный деловой район (ЦДР) Таллинна быстро развился за счёт строительства множества многоэтажных гостиниц, банков, жилых зданий и деловых офисов. В результате численность населения и количество рабочих мест в ЦДР выросли.

Исследования движения. С 1973 года ежегодно рассчитываются индексы движения в Таллинне на 10 главных магистралях на кордонных линиях в период между 15:00 и 18:00. В течении 1973 - 2001 годов дорожное движение увеличилось в 3,5 раза, а легкового транспорта - в 6,3 раза. Доля легковых автомобилей сегодня составляет 85%, в 1973 этот показатель составил 48%. Интенсификация дорожного движения происходит медленнее в центре города, из-за пробок на ряде перекрёстков, а главным образом в силу большой доли транспортных средств, проезжающих через центр. Это связано с 8-образной формой Таллинна. Две главных тангенциальных уличных маршрута запланированы в Таллинне, северный уже запущен, а южный будет готов к 2004 году.

Исследования стоянок. Начиная с 1966 года, в центре Таллинне ежегодно проводятся исследования стоянок, в августе в рабочее время между 12:00 и 15:00. В процессе изучения регистрируются все автомашины, находящиеся на улицах, во дворах, автостоянках и т.д. Центр города разделён на 3 зоны: исторически старый город, ЦДР и остальная часть центра (зона 3).

Табл. 1. Автомашины находящиеся в центре Таллинна

Зона
Территория
Количество автомашин
Рост, раз
Га
1966
1990
2001
2001\1966
Старый город
61
310
1069
1130
3,6
ЦДР
144
396
2776
7621
19,2
Зона 3
331
526
3503
8118
15,4
Итого
536
1232
7348
15,739
12,8

В 2001 году 22% транспортных средств было припарковано на улицах, 94% из этих средств составляют автомобили. Плотность стоянки была самая высокая в зоне ЦДР – 59,6 транспортных средств на гектар; таким образом, 13% зоны использовалось под стоянку. Городской коэффициент (количество транспортных средств, паркующихся в ЦДР, делится на количество зарегистрированных в городе транспортных средств) возрос с 0,045 до 0,057. Количество машин на стоянках в центре города стабилизируется, причем наблюдается тенденция уменьшения количества парковок на улице и увеличения – в других местах (не на улицах).

Исследование парковок на трех больших парковочных зонах в ЦДР позволили определить наибольшую долю их заполняемости: 1) 92% площади в Vabaduse Square (открытая платная стоянка на 200 мест); 2) 52% площади в Ravala (семиэтажная закрытая стоянка на 570 мест); 3) 47% площади в Stockmann универмаге (пятиэтажная закрытая стоянка на 400 мест). Наибольшее количество автомобилей находится на стоянках в период между 11:00 и 17:00.

Среднее время стоянки составляет 80 минут в Vabaduse Square, 162 минуты в Ravala и 48 минут в Stockmann универмаге. Парковочная зона в Ravala ориентирована на длительное время парковки и стоимость составляет 30 EEK (2$) в час и 1500 EEK (100$) в месяц. Парковочная зона в Stockmann универмаге, наоборот, ориентирована на короткое время парковки, и стоимость составляет 10 EEK в час, причем постоянные клиенты магазина могут парковаться 1,5 часа бесплатно. Повышение дохода понизило долю транспортных расходов почти в 2 раза, что в свою очередь привело к сокращению использования общественного транспорта с 85% (1966) до 30% (2001).

Тарифы стоянок. Транспортные средства, паркующиеся в городе, подразделяются на транспортные средства: доставки; принадлежащие жителям центральной части города; временных посетителей; людей, работающих в центре города. Из-за недостатка площади для парковки, в центре Таллинна были созданы платные стоянки. Тарифы парковки представлены в табл.2.

Табл. 2. Тарифы стоянок в центре Таллинна

Парковочная зона
Единицы
1993
2002
2005 (запланированный)
Срок парковки
Жители
EEK/месяц
25
100
100…200
Нет
Старый город
EEK/час
25…50*
48
48
1…2 часа
ЦДР
EEK/час
6
12
24
1…2 часа**
Зона 3
EEK/час
3**
12*
12
Нет

Примечание: *Сбор при въезде, **Частично

Возможно использование ежемесячной карты стоянки, которая стоит 1500 EEK и позволяет парковаться в центре города; месяц охраняемой стоянки за пределами центральной части города стоит 350-500 EEK. Часто стоянка бесплатна для владельцев земельных участков, но только тогда, когда территория закрыта для иностранных транспортных средств.

В основном тарифы парковки должны стимулировать использование 60-85% площади стоянки в час пик. Когда доля используемой площади достигает 85%, тариф парковки должен быть пересмотрен. В основном тарифный рост позволяет временно уменьшить спрос на парковку или время стоянки.

Строительство закрытых стоянок финансировалось частными инвесторами; роль города заключалась лишь в планировочном расположении и координации проекта.

Стоянки около супермаркетов и гипермаркетов, которые расположены в основном за пределами центра города, обычно бесплатные. Автостоянка около гипермаркета Rocca al Mare рассчитана на 1000 мест плюс 1000 мест рядом с двумя спортивными залами в окрестности. Когда стоянки с различными режимами работы находятся рядом друг с другом, можно сэкономить на площади парковки, но проблемой для больших супермаркетов часто является связь с обычной сетью дорог, особенно въезды с левыми поворотами.

Методы оплаты. Примером для Таллинна служат способы оплаты, принятые в Хельсинки, но с одним главным отличием – не используются счётчики времени стоянки автомобиля. Сегодня можно оплачивать стоянку, используя перечисленные ниже варианты:

  • лицензия для жителей центра города (стоит сегодня 100 EEK в месяц), находящаяся в автомобиле;
  • бесплатная лицензия для инвалидов;
  • предварительно оплаченный билет стоянки;
  • парковочный билет, купленный в парковочной кассе (можно осуществить оплату, используя монеты или settles);
  • ежемесячная парковочная карта;
  • оплата с использованием мобильного телефона (популярность этого метода быстро увеличивается и достигает сегодня 35% от всех способов платежей).

Плата на частных закрытых стоянках определяется владельцем и может меняться. Время платной стоянки на улице представлено в табл. 3.

Табл. 3. Время платной стоянки на улице

День недели
2002 год
Запланированный
Рабочие дни
июл.18
сен.18
Суббота
авг.15
сен.15
Воскресенье
бесплатно
бесплатно

Парковочные штрафы. За неуплату стоянки любой водитель может быть оштрафован. Штраф составлял в 1995 году 250 EEK, сегодня – 600 EEK (40$), как в Хельсинки. В Таллинне только 60% водителей оплачивают штрафы незамедлительно, в то время как в Хельсинки 85-90%. С 2002 года стали штрафовать водителей, а не владельцев автомобилей. Если припаркованный автомобиль создаёт помеху движению или создаёт опасность, он может быть отбуксирован с улицы - водитель должен оплатить буксировку и охраняемую стоянку.

Закрытые стоянки. В центре Таллинна 4 закрытые стоянки, одна из которых является подземной, с общим количеством мест 1450. Подземная стоянка с 260 местами находится под главной улицей ЦДР. Её строительство обошлось в 60 миллионов EEK. Самая большая закрытая пятиэтажная стоянка на 760 мест располагается вне центра города у универсама Kristiine. Существует также ещё 3 стоянки, расположенные у супермаркетов, на 200, 240 и 360 подземных мест. У новых строений в центре города запланированы постройки автостоянок в подвалах зданий. Примером может быть многоэтажное здание, где 2 - 6 этажи – стоянка для автомобилей.

Невозможно строить закрытые стоянки рядом с жилой зоной, поскольку они будут использоваться только жителями города в ночное время суток. Закрытая стоянка в центре города может обслуживать разных клиентов, приезжающих в дневное время, а жителей города в ночное время суток. Относительно богатые люди, живущие в Старом Городе, могут ставить свои транспортные средства в зоне, прилегающей к Старому Городу.

Благодаря планировочным решениям в течение 10 – 12 лет число мест на автостоянках увеличится на 5000, из которых 3700 будут приходиться на закрытые стоянки. Частные инвесторы наряду с финансированием строительства в деловой центральной части города супермаркетов, финансируют и строительство закрытых стоянок. В перспективе могли бы появиться ещё около 2200 мест на автостоянках. Но в результате строительных работ около 1000 мест будут удалены. Таким образом, рост мест на автостоянках будет меньше, чем рост объёмов движения. Стоянка будет занимать примерно 10% территории центра города, в некоторых местах до 20%.

Иногда, например, невозможно построить большие стоянки вблизи спортивных сооружений. В Таллинне, например, у нового футбольного стадиона, рассчитанного на 10000 человек, 70% машин паркуется на близ лежащих улицах и во дворах.

Стандарты проектирования стоянок. Эстония имеет свой собственный стандарт проектирования стоянок, который разработан с использованием финских и германских стандартов [6,7]. Вместимость стоянки должна планироваться следующим образом: для компаний и офисов используется X-количество парковочных мест, делённое на Y-количество квадратных метров закрытой площади на этаже.

Стандарты фактически рассчитываются для 19 различных типов деятельности. Стандарт стоянки в центре города – используется как максимальный, а за пределами центра – как минимальный (табл.4).

Жилые дома должны иметь по меньшей мере следующую площадь парковки: центр города – 0,3 до 0,5 парковочных мест/квартиру; ЦДР- 0,7 до 0,9; Зона 3 – 0,9 до 1,0.

Табл. 4. Стандарты стоянок для нежилой зоны

Деятельность
Центр города
Область многоквартирных домов
Область частной застройки
Офис с клиентами
1/140
янв.80
янв.50
Офис без клиентов
1/300
1/160
янв.80
Магазины
1/150
янв.80
янв.50
Индустриальный завод
1/500
1/300
1/150

Политика в области стоянок. Политика в области стоянок - важная часть транспортной политики города. Цели здесь могут быть сформулированы следующим образом:

  • создание равных возможностей парковки для всех водителей;
  • уменьшение длины стоянки для более эффективного использовании её площади;
  • контроль парковки как мера контроля дорожного движения, контроль движения в центре города;
  • обеспечение в центре города благоприятной среды для пешеходов и общественного транспорта;
  • уменьшение дорожного движения в центре города, включая строительство новых тангенциальных шоссе;
  • улучшение состояния окружающей среды;
  • расширение области парковки, введение стандартов стоянки;
  • запрещение стоянок на главных улицах;
  • увеличение доли закрытых автостоянок для паркующихся на длительное время автомашин;
  • развитие информационных систем дорожного движения для уменьшения не нужного движения в центре города;
  • развитие услуг парковки (например, мобильная стоянка и предоставление первых 15 минут парковки бесплатно).