Нормативное обеспечение разработки КСОД в Украине

Е.А. Рейцен, С.В. Каракай, В.И. Григорьев, И.А. Матусевич

В 1998 году в Украине принята «Программа обеспечения безопасности дорожного движения и экологической безопасности транспортных средств», в соответствии с которой предусматривалась разработка КСОД для городов с населением 100 тыс. и более. Такие разработки велись в Украине в 1989-1992 гг. на основании «Временных нормативов по проектированию комплексных схем организации дорожного движения в городах УССР», действовавших с 1990г. По ним КСОД были выполнены для городов Луцка, Краматорска, Горловки, Черкасс, Белой Церкви, Львова. Однако к настоящему времени «временные нормативы» требуют обновления и дополнения. Поэтому взамен указанных нормативов авторами предложена разработка под названием «Состав, содержание, порядок разработки, согласования и утверждения КСОД для городов Украины» (план госбюджетных НИР кафедры городского строительства КНУСА на 2003-2004 гг.). В новой редакции документа особое внимание будет уделено необходимости оптимизации размещения объектов транспортной инфраструктуры (АЗС, СТО и пр.) с учетом обеспечения безопасности движения и экологической безопасности в зоне их действия [1].

Как показано в [2], строительство объектов автосервиса в городах Украины ведется стихийно, без продуманного комплексного плана, без научных методов организации строительства и зачастую во вред безопасности дорожного движения и экологии окружающей среды. Например, при строительстве одноэтажных боксов для хранения автомобилей нерационально используется городская территория, в результате чего в Киеве более 500 га земель находится под коллективными стоянками и гаражами, что приблизительно равняется 5 таким жилым массивам как Русановка.

Анализ ситуации, которая сложилась в Киеве, подтверждает необходимость быстрейшей переработки нормативов проектирования КСОД с учетом современных тенденций: уровень автомобилизации вырос в несколько раз за последние 5 лет, в основном за счет импортных автомобилей разных марок; внедрены методики оценки стоимости земельных участков в местах расположения крупных пересадочных узлов, рынков с необходимостью размещения рядом с ними автостоянок и прочих объектов; обострение экологической обстановки в центре города; появление на маршрутах микроавтобусов, таксобусов, сокращение или отмена некоторых маршрутов городского пассажирского транспорта; наконец приватизации объектов, взятие в долгосрочную аренду земельных участков в центрах городов.

Приведём пример США, где для выяснения существующего положения, связанного с разработкой программ усовершенстовавания УДС, был проведен опрос в 24 разных по численности населения городах. Установлено, что в ряде из них программы усовершенствования не базировались на систематическом анализе недостатков и не были разработаны соответствующие процедуры по их выявлению. Во всех ответах подчеркивалась заинтересованность в строгой процедуре, позволяющей выявлять критические места и устанавливать приоритет мероприятий.

В Украине в настоящее время действует «Методика выявления мест концентрации мест ДТП» [3], которая, на наш взгляд, должна быть несколько видоизменена и полностью включена в новый нормативный документ по КСОД.

Литература

1. Н.Н.Кучеренко, Е.А. Рейцен. Нормирование, проектирование и строительство объектов транспортной инфраструктуры в городах Украины (на примере АЗС) // Социально - экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния. / Материалы Vlll международной науч.-прак. конф. – Екатеринбург: АМБ, 2002. с 108-113.
2. Н.Н. Кучеренко, Е.А. Рейцен. О безопасности дорожного движения в зоне размещения объектов транспортной инфраструктуры. // Научно-техн. вестник «Безопасность дорожного движения в Украине» 1999, № 3, с 63-70.
3. ГУ ГАИ МВД Украины. Методические рекомендации по определению мест концентрации ДТП на улично-дорожной сети городов. – Киев. 1992 – 23с.


© S.Waksman 2002