Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 

Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.ru
 


Оценка материального ущерба
от дорожно-транспортных происшествий в Украине

Е.А. Рейцен, И.Л. Кужильный, Т.А. Кужильная

По методикам В.А. Аксенова, Е.П. Поповой, О.А. Дивочкина [1] одно отчетное ДТП в среднем оценивалось в 5 тыс. руб., а ДТП со смертельным исходом - в 25 тыс. рублей. Эти цифры были намного меньше, чем аналогичные за рубежом; учитывая тот факт, что там нормы потерь от ДТП ежегодно корректировались в соответствии с индексом цен, который отсутствовал в СССР, любая методика оценки материального ущерба (МУ) от ДТП, которая не учитывала, например, темпов инфляции, оказывалась устаревшей уже на стадии разработки.

ДТП, нанося обществу огромные социально-экономи-ческие потери, вместе с тем продолжает оставаться относительно мало изученным видом непроизводственных затрат общества. Например, средний возраст погибших при ДТП в Украине составляет 34 года и, таким образом, ДТП наносит существенный урон производительным силам общества. С другой стороны, более половины погибших и травмированных – это люди в возрасте от 20 до 40 лет, гибель которых накладывает определенный отпечаток на воспроизводство населения в стране, что имеет особое социальное значение.

Известно, что величина МУ от ДТП со смертельными исходами значительно отличается от МУ при ДТП, в которых человеческих жертв не было. Особую актуальность этот вопрос приобретает при обосновании мероприятий по повышению безопасности дорожного движения в городах. Так, если на автомобильных дорогах тяжесть последствий от разных видов ДТП приблизительно равнозначна, то в городах Украины более 70% всех ДТП приходится на пешеходов и 80% ДТП со смертельным исходом связаны именно с наездами на пешеходов (табл. 1).

Величина материального ущерба от ДТП зависит от многих составляющих (медицина, ГАИ, юридические расходы, потери от заторов и повреждения дорожных сооружений и т.п.), однако наибольшие потери (около 99% от всего МУ при ДТП) связаны с гибелью людей.

Табл.1. Удельный вес ДТП со смертельным исходом
(% от общего их числа) в Украине

Виды ДТП В городах Остальные
Наезд на пешеходов 80 24,0
Столкновение транспортных средств (ТС) 11 24,8
Наезд на стоящее ТС 0,9 3,8
Опрокидывание 16,1
Другие виды ДТП 8,1 33,3
Всего 100% 100%

В условиях рыночной экономики МУ от ДТП несут государство, юридические и физические лица. Для определения ущерба в г. Киеве было проанализировано около 1000 учетных карточек ДТП (1999-2000 гг.), а также 458 больничных листов Киевской городской клинической больницы скорой помощи. В результате получены следующие данные:

При определении медицинских затрат учитывалось: количество пострадавших на одно ДТП, радиус доступности скорой помощи к месту аварии и госпитализации в случае необходимости, время пребывания в больнице, характер травм и пр.

Погибших в ДТП можно условно разделить на две группы: погибшие на месте ДТП и умершие в течение 30 суток. Во второй группе пострадавшие умерли в следующих часовых промежутках:
- погибшие во время транспортирования в больницу или на протяжении суток – 55%;
- умершие на протяжении 3 суток – 29%;
- умершие на протяжении 10 суток -12 %;
- остальные – 4 %

Среднее значение медицинских затрат на одного погибшего составляет 3120 руб. Полученные данные требуют дальнейших исследований и уточнений.

Литература

1. В.А. Аксенов, Е.П. Попова, О.А. Дивочкин. Экономическая эффективность рациональной организации дорожного движения. – М.: Транспорт, 1987 - 127 с.