Уровень автомобилизации населения, измеряемый
числом индивидуальных легковых машин на тысячу жителей,
является одним из наиболее чувствительных индикаторов богатства
населения страны и ее регионов. Если в советское время
собственники автомобиля (их было 0,5% населения) считался
богатым человеком, то сейчас 13% населения имеет автомобили,
а в ближайшие 10 лет эта цифра может превысить 25%. Эти
цифры – не предел, так как в США уровень автомобилизации
в 1990г. составлял 740,8, а в 1998г. достиг 774,5. Наиболее
высок уровень автомобилизации населения (кроме США) в развитых
странах: Италии – 524,1 (1995г.), Германии – 507,8 (1998),
Австралии – 498,6 (1997), Испании – 389 (1997), Японии –
386,9 (1997), Великобритании – 377,1 (1995)…Этот уровень
в развитых странах постоянно увеличивается, и предел его,
видимо, может составить 800-850 машин на тысячу жителей.
В России уровень автомобилизации населения растет очень
быстро (от 5,5 в 1970г. до 132,4 в 2000г) и сильно различается
по регионам: от максимальных значений в 200-250 (т.е. уровня
стран Восточной Европы и Израиля на 1998г.) до 9-27 машин
на тыс. жителей (уровень слабо развитых стран) - табл.1.Каковы
же региональные различия и причины таких огромных перепадов?
Чтобы понять закономерности географического распределения
уровня автомобилизации населения, проведено ранжирование
регионов по степени убывания этого показателя за 1970, 1985
и 2000гг., а также для 1993 и 1997гг., которые стали «переломными»
Табл. 1. Уровень автомобилизации населения
регионов России в 1970-2000гг.
(Регионы в таблице упорядочены по убыванию уровня автомобилизации
в 2000г .от максимальных до минимальных значений)
Регион |
автомобилизация
(машин/1000 |
ранги
регионов
|
изменение рангов |
|||||
1970 |
1985 |
2000 |
1970 |
1985 |
2000 |
19852000 |
19932000 |
|
Москва |
14,3 |
53 |
223,8 |
1 |
18 |
1 |
17 |
1 |
Калининградская |
5,8 |
40,2 |
208 |
16 |
47 |
2 |
45 |
2 |
Приморский |
5,1 |
44 |
202,1 |
26 |
36 |
3 |
33 |
5 |
Ханты-Мансийский |
2,1 |
37,6 |
198,9 |
72 |
55 |
4 |
51 |
17 |
С.-Петербург |
10,4 |
40,9 |
183,7 |
2 |
45 |
5 |
40 |
10 |
Сахалинская |
5,5 |
49,2 |
183 |
20 |
26 |
6 |
20 |
-5 |
Тюменская
|
3,5 |
43,1 |
170,4 |
43 |
39 |
7 |
32 |
19 |
Краснодарский
|
7,6 |
60,8 |
166,7 |
6 |
7 |
8 |
-1 |
3 |
Камчатская
|
4,4 |
45,1 |
165,7 |
34 |
31 |
9 |
22 |
-4 |
Самарская
|
6,8 |
49,7 |
163 |
10 |
25 |
10 |
15 |
18 |
Адыгея
|
4,2 |
66,4 |
154,4 |
35 |
1 |
11 |
-10 |
-8 |
Карелия |
2,5 |
39,2 |
148,7 |
66 |
52 |
12 |
40 |
8 |
Московская
|
8,6 |
44,3 |
148,5 |
4 |
34 |
13 |
21 |
19 |
Хакасия
|
… |
62,1 |
148 |
… |
6 |
14 |
-8 |
-7 |
Ямало-Ненецкий
|
1,4 |
10,9 |
147,9 |
78 |
84 |
15 |
69 |
44 |
Ростовская
|
9,2 |
59,6 |
141,6 |
3 |
9 |
16 |
-7 |
2 |
Ставропольский
|
6,8 |
63,9 |
140,3 |
9 |
5 |
17 |
-12 |
14 |
Ленинградская
|
4,5 |
32,2 |
139,8 |
32 |
65 |
18 |
47 |
39 |
Белгородская
|
3,5 |
44 |
137,3 |
42 |
35 |
19 |
16 |
0 |
Магаданская
|
3,2 |
31,1 |
136,7 |
51 |
67 |
20 |
47 |
4 |
Амурская
|
3,3 |
42,2 |
134,7 |
48 |
42 |
21 |
21 |
6 |
Мурманская
|
5,1 |
53,9 |
134,2 |
25 |
16 |
22 |
-6 |
-10 |
Иркутская
|
5,1 |
56,6 |
133,4 |
24 |
15 |
23 |
-8 |
-7 |
Оренбургская
|
5,3 |
60,8 |
132,6 |
23 |
8 |
24 |
-16 |
-10 |
Липецкая
|
3,4 |
38,5 |
131,6 |
44 |
54 |
25 |
29 |
31 |
Хабаровский |
3,2 |
32,8 |
130 |
50 |
64 |
26 |
38 |
15 |
Челябинская
|
8,2 |
52,1 |
126 |
5 |
20 |
27 |
-7 |
2 |
Омская
|
4,6 |
44,7 |
125,3 |
30 |
32 |
28 |
4 |
17 |
Алтайский
край |
3,2 |
56,9 |
125,1 |
49 |
13 |
29 |
-16 |
1 |
Башкирия
|
3,8 |
44,4 |
124,6 |
40 |
33 |
30 |
3 |
13 |
Томская
|
4 |
48,6 |
124,2 |
38 |
28 |
31 |
-3 |
-21 |
Саратовская
|
7,5 |
53,6 |
123,3 |
8 |
17 |
32 |
-15 |
-7 |
Тамбовская
|
2,5 |
34,5 |
122,7 |
67 |
59 |
33 |
26 |
21 |
Волгоградская
|
6 |
58,3 |
122,4 |
14 |
11 |
34 |
-23 |
-9 |
Псковская
|
3,1 |
42 |
119,3 |
53 |
43 |
35 |
8 |
7 |
Тульская
|
4,7 |
39,7 |
116,1 |
27 |
49 |
36 |
13 |
16 |
Кемеровская
|
6,7 |
50,2 |
114,8 |
11 |
24 |
37 |
-13 |
0 |
Ульяновская
|
3,4 |
39,5 |
114,8 |
46 |
50 |
38 |
12 |
15 |
Калужская |
4,7 |
42,4 |
114 |
28 |
41 |
39 |
2 |
8 |
Тверская
|
3 |
33 |
113,6 |
58 |
62 |
40 |
22 |
15 |
Курганская |
5,8 |
65,4 |
113,4 |
17 |
4 |
41 |
-37 |
-35 |
Северная
Осетия |
6,5 |
56,8 |
113,4 |
13 |
14 |
42 |
-28 |
-2 |
Еврейская
АО |
… |
27,7 |
113,2 |
- |
75 |
43 |
32 |
29 |
Вологодская
|
2,1 |
26,9 |
113,1 |
71 |
78 |
44 |
34 |
27 |
Орловская
|
3 |
38,6 |
112,7 |
57 |
53 |
45 |
8 |
6 |
Красноярский |
4,7 |
49 |
111,9 |
29 |
27 |
46 |
-19 |
-37 |
Рязанская
|
3,4 |
35,2 |
111,7 |
45 |
57 |
47 |
10 |
14 |
Удмуртия |
5,4 |
43,8 |
109,7 |
21 |
38 |
48 |
-10 |
2 |
Якутия |
4,5 |
43,9 |
108,5 |
31 |
37 |
49 |
-12 |
-16 |
Татария
|
2,8 |
31,1 |
108,2 |
64 |
68 |
50 |
18 |
15 |
Читинская
|
3 |
51,4 |
108,1 |
59 |
21 |
51 |
-30 |
-7 |
Курская
|
2,6 |
23,7 |
107,6 |
65 |
80 |
52 |
28 |
27 |
Кабардино-Балкария |
7,6 |
65,9 |
106,9 |
7 |
3 |
53 |
-50 |
-31 |
Воронежская
|
5,3 |
50,8 |
105,8 |
22 |
32 |
54 |
-32 |
-37 |
Нижегородская |
4,1 |
33,6 |
105 |
37 |
61 |
55 |
6 |
11 |
Калмыкия
|
3,3 |
50,8 |
104,9 |
47 |
23 |
56 |
-33 |
-21 |
Алтай |
2,2 |
39,3 |
103,8 |
69 |
51 |
57 |
-6 |
-21 |
Пермская
|
2,9 |
29,3 |
102,8 |
62 |
71 |
58 |
13 |
17 |
Владимирская
|
3,1 |
34,8 |
102,5 |
54 |
58 |
59 |
-1 |
5 |
Коми
|
3,1 |
40,2 |
102,4 |
56 |
48 |
60 |
-12 |
2 |
Пензенская
|
2,9 |
34,5 |
101,2 |
60 |
60 |
61 |
-1 |
2 |
Новгородская
|
3,8 |
32,9 |
100,5 |
39 |
63 |
62 |
1 |
11 |
Смоленская
|
3,1 |
40,8 |
99,9 |
55 |
46 |
63 |
-17 |
-14 |
Ярославская
|
3,2 |
32,1 |
98,1 |
52 |
66 |
64 |
2 |
4 |
Свердловская
|
6,6 |
41,3 |
97,2 |
12 |
45 |
65 |
-20 |
-17 |
Новосибирская
|
5,6 |
52,3 |
96,2 |
19 |
19 |
66 |
-47 |
-28 |
Астраханская
|
2,9 |
31,1 |
95,9 |
61 |
69 |
67 |
2 |
-7 |
Ивановская
|
3,8 |
29,2 |
95,4 |
39 |
72 |
68 |
4 |
8 |
Костромская
|
2,1 |
31 |
95,3 |
70 |
70 |
69 |
1 |
-11 |
Карачаево-Черкес |
… |
66 |
95 |
- |
2 |
70 |
-68 |
-57 |
Тува |
4,4 |
47 |
90,4 |
33 |
29 |
71 |
-42 |
-2 |
Агинский
БАО |
5,8 |
57,8 |
89,4 |
18 |
12 |
72 |
-60 |
-38 |
Архангельская
|
1,7 |
27,2 |
85,7 |
75 |
77 |
73 |
4 |
-3 |
Кировская
|
2,8 |
35,6 |
83,6 |
63 |
56 |
74 |
-18 |
-7 |
Мордовия
|
1,7 |
28,2 |
78,6 |
76 |
74 |
75 |
1 |
-1 |
Бурятия
|
4,1 |
45,2 |
76,2 |
36 |
30 |
76 |
-46 |
-37 |
Марий
Эл |
1,8 |
28,7 |
75,4 |
73 |
73 |
77 |
-4 |
0 |
Усть-Ордынский |
… |
59,4 |
69,7 |
- |
10 |
78 |
-68 |
-32 |
Чувашия |
1,6 |
19,4 |
64,3 |
77 |
81 |
79 |
2 |
3 |
Брянская |
1,7 |
24,3 |
57,6 |
74 |
79 |
80 |
-1 |
0 |
Ненецкий
АО |
0,8 |
17 |
54 |
80 |
83 |
82 |
1 |
-1 |
Дагестан |
2,3 |
27,5 |
53,5 |
68 |
76 |
83 |
-7 |
-3 |
Таймырский
|
0,4 |
10,4 |
40,9 |
81 |
85 |
84 |
1 |
0 |
Коми-Пермяцкий
|
1 |
18,9 |
27,2 |
79 |
82 |
85 |
-3 |
-2 |
Корякский
|
0,1 |
… |
16,6 |
82 |
- |
86 |
- |
1 |
Чукотский |
… |
6,3 |
15,1 |
- |
87 |
87 |
0 |
-1 |
Эвенкийский
|
… |
10,4 |
9,4 |
- |
86 |
88 |
-2 |
-2 |
В советские времена уровень автомобилизации
отражал тогдашнюю территориальную структуру богатства населения.
Так, в 1970г. имелось 4 типа регионов, обладавших высоким
уровнем моторизации населения: 1)столичные (с повышенной
долей в населении чиновников, политической и культурной
советской элиты: Москва – 14,3 автомобилей на 1000 человек,
Ленинград – 10,4, Московская область – 8,6); 2)крупнейшие
промышленные центры, где среди рабочих важнейших предприятий
централизовано распределялись автомобили (Челябинская –
8,2, Кемеровская – 6,7, Свердловская – 6,6); 3)регионы
с более богатыми крестьянами (колхозниками) (Ростовская
– 9,2, Краснодарский край – 7,6, Саратовская – 7,5, Ставропольский
край – 6,8, Самарская – 6,8, Волгоградская – 6,0); 4)кавказские,
где сельское население в этот период в среднем было богаче,
чем в остальной части страны (Кабардино-Балкария – 7,6,
Северная Осетия – 6,5, Чечено-Ингушетия – 5,9). Остальные
регионы имели уровень ниже среднего по РСФСР (5,5). Близко
к среднему и ниже относились регионы Сибири, Дальнего Востока
и Крайнего Севера, которые имели повышенную зарплату и льготы
на получение автомобилей. Для других регионов были характерны
низкие значения этого показателя (менее 4 машин на тыс.
жителей). Нижние «этажи» этой иерархии занимали тогдашние
«пауперы»: Курская область (2,6), Карелия (2,5), Тамбовская
(2,5), Дагестан (2,3), Алтай (2,2), Костромская (2,1), Вологодская
(2,1), Ханты-Мансийский АО (2,1), Брянская (1,7), Архангельская
(1,7), Чувашия (1,6). Наконец, на самом «дне» (от 1,4 до
0,1) оказались автономные округа Крайнего Севера, где не
было автодорог с твердым покрытием, машины, поэтому там
особенно не были и нужны (Ямало-Ненецкий, Коми-Пермяцкий,
Ненецкий, Таймырский, Корякский).
К 1985г. среднее значение показателя по России выросло с
5,5 до 44,5 автомобилей на тысячу жителей (т.е. в 9 раз).
При этом прежние лидеры (Москва, Ленинград, Московская и
Челябинская области) «откатились» назад, полностью уступив
первенство «богатым» республикам и краям Северного Кавказа,
Поволжья и юга Сибири (с уровнем в 66,4-56,6 автомобилей
на тысячу жителей). Тем не менее, население в этих последних
было не столь зажиточно, как в Прибалтике (Эстонии – 109
автомобилей, Литве – 92, Латвии – 79) или Грузии (71). Москва
в 1985г. занимала уже только 18-е место, Московская область
– не 4-е (как в 1970г.), а только 33-е, а Ленинград был
отброшен на 44-е место. Вперед вышли те же Кабардино-Балкария
(65,9), Ставропольский (63,9) и Краснодарский (60,8) края,
Ростовская (59,6) и Волгоградская (58,3) области, а новыми
лидерами стали Адыгея (66,4), Карачаево-Черкессия (66,0),
Курганская область (65,4), Хакасия (62,1) и Оренбургская
область (60,8). Близко к средней (44,5 машины на тысячу
жителей) уже находились в 1985г. регионы Сибири, Дальнего
Востока, Урала, а к последней трети относились области Центра,
Черноземья. Завершали список, как всегда, регионы Европейского
Севера, Чувашия и автономные округа (Чукотский – 6,3).
С началом перестройки уровень автомобилизации «пополз» вверх:
средняя по России с 44,5 машин на 1 тыс. жителей (1985г.)
поднялась с 58,6 в 1990г., 75,7 - в 1993г., 93,3 – в 1995г.
В первой половине 1990-х годов в страну хлынул поток дешевых
автомобилей б/у из стран Европы (преимущественно из Германии)
и Азии (главным образом, из Японии и Южной Кореи), что привело
к значительному увеличению их числа в приграничных регионах,
а также главных центрах с высоким уровнем доходов населения
(Москва, Санкт-Петербург, Самара, Тюменская область). Так,
коэффициент автомобилизации в Москве «подскочил» с 53,0
в 1985г. до 70,6 в 1990г., 93,6 – в 1992г., 113,1 – в 1993г.,
138,3 – в 1994г., 153,5 – в 1995г. (т.е. в 3 раза). Прежние
южные лидеры стали постепенно вытесняться, уступая свои
места новым лидерам «раннего капитализма». Так в 1993г.
в первой 20-ке регионов еще оставались старые советские
лидеры (Адыгея, Курганская область, Хакасия, Краснодарский
карй, Оренбургская, Ростовская, Кабардино-Балкария, Волгоградская),
но их стали обходить приграничные регионы, которые все больше
процветали в это время (Сахалинская, Калининградская, Камчатская,
Мурманская, Иркутская области, Приморский край, Карелия),
а также Москва и Санкт-Петербург.
Уже к 1997г. старые советские лидеры почти все были вытеснены
новыми «акулами капитализма»: Сахалинской областью (1-е
место в России по уровню автомобилизации), Калининградской
(2-е), Москвой (3-е), Приморским краем (4-е), Ханты-Мансийским
округом (5), Тюменской (6), Санкт-Петербургом (7), Хабаровским
краем (8), Самарской областью (9). Из старых «передовиков»
сохранили свои лидирующие позиции только Краснодарский
край (10) и Адыгея (12). Прежние лидеры (Карачаево-Черкессия,
Кабардино-Балкария, Курганская, Хакасия, Усть-Ордынский
и Агинский округа, Волгоградская) были оттеснены в середину
и даже конец иерархии.
В результате нового бума автомобилизации 1998-2000гг. иерархия
регионов по уровню моторизации их населения приобрела к
2000г. следующий вид (табл.1): Москва и Санкт-Петербург
вновь стали лидерами (как это было в 1970г.). Вместе с ними
в первую двадцатку вошли разбогатевшие, благодаря своему
выгодному экономико-географическому положению, приграничные
регионы (Калининградская, Приморский, Сахалин, Камчатская,
Карелия, Ленинградская, Магаданская, Мурманская и Амурская
области), активно взаимодействующие с соседними развитыми
странами, избавлявшимися от старых автомобилей (Япония,
Южная Корея, Германия), а также наиболее богатые регионы
(с повышенным уровнем душевого ВВП) – автономные округа
Тюменского Севера (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий), Краснодарский
край с Адыгеей, Самарская, Московская, Ростовская области,
Ставропольский край, Белгородская и Оренбургская области.
Среднюю часть списка заняли южные регионы Поволжья и Сибири,
Черноземья, некоторые регионы Центра; нижнюю – остальные
регионы Центра, Европейского Севера, аутсайдеры Северного
Кавказа. Замыкают этот список постоянные аутсайдеры - Архангельская,
Кировская области, Мордовия, Марий Эл, Чувашия, Брянская
область, Дагестан, автономные округа Крайнего Севера (за
исключением севера Тюменской области), а также опустившиеся
«на дно» в последнее десятилетие новые аутсайдеры (Тува,
Бурятия, Агинский и Усть-Ордынский округа, Чечня, Ингушетия).
Некоторые старые аутсайдеры поднялись в середину списка
(Курская, Вологодская, Тамбовская, Пермская, Псковская
области).
Анализ изменения рангов уровня автомобилизации населения
по регионам позволил выявить следующие типы их динамики
(все они делятся на три большие группы – находящиеся в первой
трети (лидеры), в середине (середняки) и в «хвосте» иерархической
шкалы (аутсайдеры):
1. Регионы-лидеры, медленно уступающие свои прежние высокие
места (Краснодарский край, Хакасия, Ростовская область).
Они остаются в первой двадцатке, но постепенно покидают
первые места.
2. Прежние лидеры, ушедшие в середину, но затем вернувшиеся
в начало (Москва, Санкт-Петербург, Калининградская, Московская
и Самарская области).
3. Регионы, «топчущиеся» в начале иерархической шкалы (Иркутская
область, Ставропольский край) с резкими подвижками внутри
группы лидеров.
4. Прежние лидеры, ушедшие в середину иерархической шкалы
(их можно условно назвать «обедневшими рабочими и крестьянами»):
Саратовская, Кемеровская, Курганская, Волгоградская, Челябинская,
Калужская области, Удмуртия и Северная Осетия.
5. Прежние лидеры, ставшие аутсайдерами («обнищавшие рабочие,
колхозники и южане»): Свердловская, Новосибирская, Воронежская
области, Усть-Ордынский и Агинский округа, Карачаево-Черкессия,
Кабардино-Балкария. Чечня и Ингушетия.
6. Прежние регионы-середняки, вошедшие в группу лидеров
(«разбогатевшие середняки»): Приморский край, Сахалинская,
Белгородская, Камчатская, Амурская области.
7. Бывшие аутсайдеры, ставшие новыми лидерами (поднявшиеся
со «дна» нувориши): Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа,
Карелия, Тюменская и Магаданская области.
8. Середняки, ставшие сначала лидерами, но теперь медленно
сползающие к середине: Адыгея, Оренбургская и Магаданская
области.
9. Середняки, побывавшие в лидерах и вернувшиеся обратно
в середину: Томская область, Алтайский и Красноярский края,
Калмыкия.
10. Середняки, ставшие сначала аутсайдерами, а затем лидерами:
Хабаровский край, Липецкая и Ленинградская области.
11. «Топчущиеся» (устойчивые) середняки. Они менялись местами,
но остаются в средней группе: Якутия, Башкирия, Омская,
Ульяновская, Пермская, Тверская, Владимирская, Рязанская,
Тульская и Орловская области).
12. Середняки, ставшие сначала аутсайдерами, но затем вернувшиеся
в середину: Нижегородская.
13. Середняки, превратившиеся в аутсайдеров: Тува, Бурятия,
Коми, Ярославская, Ивановская, Смоленская, Новгородская
области.
14. Аутсайдеры, ставшие середняками: Тамбовская, Вологодская,
Пермская, Псковская, Курская области и Еврейская АО.
15. Аутсайдеры, ставшие середняками, но затем вновь превратившиеся
в аутсайдеров: Татария, Республика Алтай, Кировская, Читинская.
16. Устойчивые аутсайдеры: Пензенская область.
17. Устойчивые «хвостовые» маргиналы-аутсайдеры: Мордовия,
Архангельская, Костромская, Астраханская, Брянская области,
Чувашия, Марий Эл, Дагестан; автономные округа Крайнего
Севера: Ненецкий, Коми-Пермяцкий, Таймырский, Эвенкийский,
Чукотский, Корякский.
Итак, автомобилизация в России идет быстрыми темпами, меняет
пространственную и экономическую ментальность людей, а,
следовательно, и их отношение к окружающей среде, экономике
страны, к повышению личной ответственности за участие в
ее развитии, в конечном счете, к повышению уровня жизни
всего населения региона и страны.
Проблемы автомобилизации могут решаться только путем создания:
1)решетки-каркаса скоростных автострад, рассекающего тоннелями
и эстакадами городское тело и дублирующего все главные подходы
из пригородной зоны; 2)альтернативной сети внеуличного скоростного
рельсового общественного транспорта.
От научного редактора:
ниже приводится перечень статистических изданий, в которых
имеется информация по уровням автомобилизации населения:
Транспорт в России. 2002. Стат. сб. – М.: Госкомстат, 2002.
– 93 с.; Транспорт и связь в России. Стат. сб.– М.: Госкомстат
России, 1999. – 250с.; Транспорт и связь в России. Стат.сб.
– М.: Госкомстат России, 2001. – 222с.;Транспорт и связь
Российской Федерации. 1992. – М.: Госкомстат России, 1992.
– 88с.; Транспорт и связь РСФСР в 1989г. Краткий стат.сб..
– М.: Госкомстат РСФСР, 1990. – 92с.;Транспорт России. –
М.: ХХ век, 1998. – 500с.; Транспорт России. Еженедельная
газета Министерства транспорта России. 2000-2002гг.; Регионы
России.Социально-экономические показатели.2003: Стат.сб./Госкомстат
России.- М.,2003- 895с.