Парк индивидуальных легковых автомобилей
в крупных городах резко вырос, что приводит к увеличению
их доли в пассажирских перевозках. Одновременно растет
число индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют
пассажирские и грузовые автомобильные перевозки. Как следствие,
серьезное внимание должно уделяться техническому состоянию
автомобилей. Следует также отметить, что по сути «одномоментно»
к вождению в стране пришло несколько миллионов автовладельцев
в возрасте до 30 лет, при увеличении в потоках на городских
улицах удельного веса импортных автомашин.
Естественно, что государственный технический осмотр, проводимый
ежегодно, хотя и способствует поддержанию определенного
технического уровня автопарка, но в большей мере это должно
интересовать владельцев.
В связи с этим, для исследования отношения владельцев к
техническому состоянию автомобилей, их обслуживанию и ремонту
проведено пилотное анкетирование 100 человек.
Так как состояние автомобиля коррелирует с его возрастом,
то прежде всего выявлено распределение автомобилей респондентов
по возрасту : до 4 лет – 29%, 4-8 лет – 23%, 8-12 лет –
32% и более 12 лет – 16%. Средний возраст автомобиля по
совокупности респондентов составил 7,4 года. Исходя из
этих данных, можно было ожидать, что техническое состояние
автомобилей примерно в половине случаев будет оценено высоко.
Так и оказалось. Судя по табл.1, в 49% случаев техническое
состояние автомобиля оценено респондентами как отличное
и хорошее и только в 6 случаях из 100 - как плохое. Основная
доля машин, по мнению их владельцев, находится в удовлетворительном
и хорошем состоянии; при этом, чем больше возраст автомобиля,
тем чаще его состояние оценивается как удовлетворительное
и плохое (табл.1).При этом даже в возрасте машины до 4
лет только 13,8% владельцев таких машин оценили их состояние
как отлич-ное.
Частота ремонта увеличивается с возрастом машины (табл.2)
и ухудшением ее технического состояния (табл.3). В возрасте
до 8 лет ремонт машины примерно в 40 случаях из 100 осуществляется
время от времени.
Табл. 1. Оценка технического состояния автомобиля в зависимости от возраста машины, %
Возраст машины, лет
|
Техническое состояние
|
||||
отличное |
хорошее |
удовлетворительное |
плохое |
Итого |
|
до 4 |
13,8 |
48,3 |
37,9 |
0 |
100 |
4-8 |
8,7 |
43,5 |
39,1 |
8,7 |
100 |
8-12 |
3,1 |
46,9 |
43,8 |
6,2 |
100 |
12 и более |
0 |
18,8 |
68,7 |
12,5 |
100 |
В среднем |
7 |
42 |
45 |
6 |
100 |
Табл. 2 Частота проведения ремонта в зависимости от воз-раста машины, %
Возраст машины, лет
|
Частота проведения
ремонта
|
||||
постоянно |
часто |
редко |
время от времени |
Итого |
|
до 4 |
3,5 |
24,1 |
34,5 |
37,9 |
100 |
4-8 |
4,4 |
26,1 |
30,4 |
39,1 |
100 |
8-12 |
6,2 |
34,3 |
37,5 |
25 |
100 |
12 и более |
6,2 |
18,8 |
43,8 |
25 |
100 |
В среднем |
5 |
27 |
36 |
32 |
100 |
В настоящее время владельцы транспортных средств пользуются заводскими рекомендациями по техническому обслуживанию, главным образом, на гарантийном пробеге и в первые годы эксплуатации нового автомобиля. Фирменные предприятия занимают меньшую часть рынка сервисных услуг – 33% (табл.4). Ремонт и обслуживание владельцы автомобилей в основном производят своими силами (38%), у «хорошего механика» (26%).
ТАБЛ.3. ЧАСТОТА ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТА АВТОМОБИЛЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ, %
Техническое состояние |
Частота проведения
ремонта |
||||
постоянно |
часто |
редко |
время от времени |
Итого |
|
отличное |
14,3 |
14,3 |
57,1 |
14,3 |
100 |
хорошее |
0 |
26,2 |
40,5 |
33,3 |
100 |
удовлетворительное |
6,7 |
28,9 |
33,3 |
31,1 |
100 |
плохое |
16,7 |
33,3 |
0 |
50 |
100 |
В среднем |
5 |
27 |
36 |
32 |
100 |
Доля самообслуживания автомобилей высока
и по мере их старения масштабы его увеличиваются (табл.4),
т.к. техническое состояние машин ухудшается. Выполнять работы
своими силами или с помощью друзей и родственников или у
«хорошего механика» действительно дешевле, но менее эффективно
и качественно, а от этого может зависеть жизнь людей. Контрольные
опросы показали, что чем крупнее город, тем большая доля
автовладельцев обращаются в сервисные предприятия и меньше
проводит ремонт своими силами.
Можно констатировать, что чем хуже состояние автомобиля,
тем реже автовладельцы производят ремонт на сертифицированных
станциях технического обслуживания и тем чаще автовладельцы
стараются проводить ремонт своими силами.
Согласно опросу, рекомендации заводов-изготовителей по техническому
обслуживанию и ремонту выполняются владельцами в основном
частично – 41% и эпизодически – 34%, что не лучшим образом
сказывается на состоянии автомобиля (табл.5).
Основные причины, по которым владельцы автомобилей не выполняют
заводские рекомендации по перечню и периодичности работ
и не направляют свои автомобили в сервисные и ремонтные
предприятия: 1) дороговизна работ на сервисных предприятиях
- 24%; 2) не доверяю сервисным предприятиям - 21%; 3) не
было необходимости - 22% (табл.6). Доля недоверия к сервисным
предприятиям высока, что говорит о низкой их доступности
для большинства населения.
Только 2% автовладельцев ответили, что у них нет причин,
по которым они бы не выполняли заводских рекомендаций -
это те, кто постоянно производят ремонт на сертифицированных
станциях технического обслуживания и мастерских. Чем больше
будет этот процент, тем, возможно,. лучше будет и автовладельцам,
и для дорожной безопасности.
Табл. 4. Место проведения ремонта в зависимости
от технического состояния автомобиля, %
Место проведения ремонта
|
Оценка технического
состояния автомобиля
|
||||
отличное |
хорошее |
удовлетворительное |
плохое |
В среднем |
|
на сертифицированных станциях технического
обслуживания и мастерских, включая дилеров |
29 |
10 |
4 |
0 |
8 |
прочие станции технического обслуживания
и мастерские |
29 |
24 |
27 |
17 |
25 |
на постах при автозаправочных станциях |
0 |
2 |
2 |
17 |
|
у «хорошего механика» |
29 |
26 |
27 |
17 |
26 |
своими силами |
13 |
38 |
40 |
49 |
38 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Табл.5. Частота выполнения рекомендаций
завода-изготовителя по техническому обслуживанию и ремонту
автомобиля
Рекомендации выполняются: |
% |
полностью | 18 |
частично | 41 |
эпизодически | 34 |
не выполняются никогда | 7 |
Итого | 100 |
Табл.6. Причины, по которым не выполняются
заводские рекомендации по перечню и периодичности работ
и не направляются автомобили в сервисные и
ремонтные предприятия
причины |
Периодичность выполнения |
||||
полностью |
частично |
эпизодически |
не выполняются никогда |
в среднем |
|
дорого на сервисных предприятиях |
6 |
27 |
31 |
14 |
24 |
не доверяю сервисным предприятиям |
11 |
20 |
29 |
14 |
21 |
не было необходимости |
61 |
18 |
9 |
14 |
22 |
нехватка времени |
16 |
18 |
14 |
14 |
16 |
большие расстояния до сервисного
предприятия |
0 |
2 |
3 |
14 |
3 |
нет желания |
0 |
13 |
14 |
30 |
12 |
нет таких причин |
6 |
2 |
0 |
0 |
2 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Таким образом, системой мер экономического характера нужно изменить ментальность автомобилистов в отношении технического состояния их машин.