Материалы VIII международной (одиннадцатой екатеринбургской) научнопрактической конференции 14-15 июня 2002 года

А.К. Заремба

Стратегия формирования магистральной улично-дорожной сети г. Екатеринбурга

Идеология разработанной автором схемы магистральной уличнодорожной сети Екатеринбурга учитывает комплекс факторов: новый статус города центра федерального округа; новые автодорожные "коридоры" российского значения; интенсивный рост автомобилизации; экологическое воздействие автотранспорта; преемственность транспортнопланировочного начертания основного каркаса, намеченного генпланом 1972 г. и реализованного лишь частично; исчерпание на настоящий момент пропускной способности существующей магистральной сети города.

В качестве принципиальных посылок к начертанию схемы приняты следующие: открытость по основным направлениям; компактность; формирование системы расселенческих "русел" изолированно от трасс грузового транспорта; формирование основного структурообразующего каркаса из двух категорий трасс магистральных улиц общегородского значения непрерывного движения и городских скоростных магистральных дорог; ввод грузового автотранспорта с внешних направлений непосредственно на территории промзон.

Екатеринбург по своему географическому положению находится между двумя автотранспортными "коридорами" существующим южным от Москва до границ с Монголией и проектируемым северным от г.Санкт-Петербург до г. Кемерово (место примыкания к южному "коридору"). Связь г. Екатеринбурга с названными трассами осуществляется в южном направлении по автодороге Екатеринбург - Челябинск - Караганда, имеющей статус федерального значения; в северном направлении по автодороге Екатеринбург - Пермь (см. схему).

Учитывая ожидаемое развитие автодорожной сети на территории России, в рассматриваемой схеме предложены два обхода Екатеринбурга за пределами Екатеринбургской кольцевой автомобильной дороги (ЕКАД), во избежание транзитных потоков автотранспорта через город. Один обход должен продолжить трассу Караганда - Челябинск на север России, связав оба широтных автодорожных "коридора" восточнее Екатеринбурга, проходя касательно аэропортов "Кольцово", "Уктус" и зоны расселения города Березовского с тяготеющими к нему поселками. В пределах Свердловской области эту трассу следует рассматривать в качестве дублера существующей автодороги Екатеринбург - Нижний Тагил - Серов.

Второй обход широтного начертания предложен по направлению Москва - Тюмень касательно намечаемого к строительству мощного логистического центра в районе строящейся ж/д станции "Сидельниково".

Из внешних автодорог, направленных к Екатеринбургу и через него, наибольшее стратегическое значение имеют Челябинское, Московское и Тюменское шоссе, далее единственный внутриобластной меридиан Екатеринбург - Нижний Тагил - Серов. В перспективе ожидается усиление значимости существующей автодороги на Реж, которая может связать Екатеринбург с рядом городов на северовостоке Свердловской области. Существующая автодорога Екатеринбург Полевской рассматривается как дублер Челябинского тракта регионального уровня с последующим проложением трассы через гг. Верхний Уфалей, Касли, Кыштым, Златоуст до южного автодорожного "коридора". Указанное обусловило целесообразность создания дублирующих трасс Челябинского, Московского и Тюменского направлений на подходах к городу и его территории. Кроме того, предложен дублер Полевского тракта для отвода грузового транспорта от водохранилища, жилой территории поселка Горный Щит и разрастающихся новых поселков.

Транспортнопланировочное решение магистральной сети преемственно сохраняет и развивает решение, заложенное генпланом города 1972 г. Общегородские магистрали непрерывного движения сохраняют положение по периметру центрального планировочного района (малое транспортное кольцо) и имеют радиальные вводы от него в каждый планировочный район города и далее на внешние автодороги. Эти трассы можно условно именовать расселенческими, то есть, как правило, пропуск по ним грузового транспорта запрещен. Как расселенческие оси они имеют открытую структуру, внедряясь за пределами ЕКАД в близлежащие города Среднеуральск, Березовск.

Схемой предусмотрено усилить планировочную значимость Тагильской автодороги, не ограничиваясь ее примыканием ко второму грузовому кольцу. Представляется целесообразным продолжить это направление уже в качестве общегородской магистрали непрерывного движения до выхода на малое транспортное кольцо города в зоне комплекса вокзалов. Предлагается также акцентировать планировочную значимость дороги на аэропорты с присвоением ей категории общегородской магистрали непрерывного движения. Это вызвано еще и тем, что именно эту трассу рекомендуется продолжить от аэропортов до слияния с Тюменской автодорогой, считая ее дублером этой дороги. К новому радиальному направлению относится и участок магистрали между малым кольцом и ЕКАД, дублирующий старую трассу Сибирского тракта и проходящий далее через район Компрессорный. Это позволит обеспечить скоростную пассажирскую связь упомянутого района и поселков Путевка, Чапаева, Тубсанаторий с другими районами города и фокусами общегородского значения.

Принципиально новой идеей в рассматриваемой схеме является создание сети непрерывных магистралей в периферийной зоне города, соединяющей между собой все периферийные жилые и промышленные районы. Эта сеть имеет замкнутую форму, что позволит снять существенную долю внутригородского пассажирского транзитного потока с центральной и срединной зон города.

В условиях возрастающей автомобилизации целесообразно откорректировать идеологию размещения объектов различного функционального назначения на плане города, вынося значительную их часть на транспортный каркас и транспортные узлы. Такой планировочный прием позволит целенаправленно управлять транспортными потоками, особенно движением легковых автомобилей, создавать условия по скоростям движения, при которых трасса в периферийной зоне может иметь приоритеты перед другими трассами.

При разработке схемы принята принципиальная установка на максимальное исключение грузового транспорта с селитебной территории. Прежде всего, преемственно сохранена трасса второго внутригородского кольца. Но, в отличии от генплана 1972 года, не построенный северный его участок предлагается глубоко внедрить в северный промышленно-складской район города, охватывая большую часть его предприятий, проходя параллельно существующей железнодорожной магистрали. Рекомендуется юговосточную границу кольца, проходящую по существующему путепроводу над ж/д путями станции Шарташ, провести восточнее за пределами жилого района "Синие камни" и комплекса объектов лесотехнической академии. Новый дублирующий участок кольца позволит значительно сократить интенсивность транспортного потока на перегруженном уже в настоящее время путепроводе.

Рисунок

1 малое транспортное кольцо, образованное пересечением магистральных улиц общегородского значения непрерывного движения 2 второе кольцо, образованное пересечением магистральных дорог скоростного движения 3 Екатеринбургская кольцевая автомобильная дорога

Магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения Магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения Магистральные дороги скоростного движения Магистральные дороги регулируемого движения Внешние автомобильные дороги I и II категории Внешние автомобильные дороги III и IV категории Трассы улиц и дорог, предложенные автором

К предложениям по реорганизации транспортного обслуживания протяженной в широтном направлении северной промзоны относятся: ввод грузового транспорта в "тело" промзоны непосредственно с внешних автодорог через развиваемую сеть новых скоростных и регулируемых дорог; внутренняя реструктуризация территорий, направленная на улучшение транспортной связности объектов в самой промзоне; расчленение промзоны транспортными артериями меридионального начертания с целью планировочного воссоединения северных районов города с остальной его частью.

Исключительно важной является задача по улучшению связей между районами города. К примеру, появление связующей трассы ул. Викулова ул. Готвальда с мостом через Верх-Исетский пруд позволит кратчайшим путем соединить жилые районы ВИЗ-правобережный, Заречный, Сортировочный между собой, с вокзальным комплексом и станцией метро. Заслуживает внимания предложение по продлению трассы одного из меридианов города ул.9 Января-8 Марта, проходящих вдоль поймы реки Исеть, далее, через ул. Челюскинцев вдоль берега Городского пруда с выходом на ул. Готвальда и планируемую магистраль непрерывного движения Европейскую, а с нее к вокзалам, станции метро, району Сортировочный.

В схеме широко использован принцип создания дублирующих направлений на регулируемой сети. Перегруженный транспортными потоками проспект Космонавтов, являющийся единственным выходом в северную часть города и за его пределы может иметь в качестве дублеров продолжение трасс ул. Шефской, пр. Орджоникидзе в северном направлении, что делает структуру уличной сети в этом направлении открытой, разветвленной.

Предложена сеть дублеров в центральном районе и компактно застроенной срединной зоне в основном из существующих улиц путем их соединения. Исходной установкой являлось исключение транзитных потоков из центрального района, центрального ядра города при межрайонных корреспонденциях.

Чрезвычайно актуальным является вопрос о способах преобразования существующих общегородских магистральных улиц регулируемого движения в магистрали непрерывного скоростного движения. Главным образом это относится к трассам, проходящим по периметру центрального планировочного района города. Очевидной является неизбежность сочетания подземных трассировок и эстакадного решения с разноуровневыми развязками.


© S.Waksman 2002