Развиваются
положения опубликованной в
Исторически профессиональный аудит стал формироваться в бухгалтерском учете как следствие развития консультационных услуг. В настоящее время сфера использования внешнего и внутреннего аудита значительно расширилась и выходит за рамки функции проверки финансовой деятельности предприятия или организации. В английском языке используется термин «special audit» - дословно «специальный аудит», то есть аудит определенной сферы деятельности: энергоаудит, экологический аудит, аудит качества… Здесь есть определенная проблема, связанная с иерархическим уровнем объекта. Проще задача решается, когда речь идет о предприятии и/или его продукции; тогда имеется та или иная система отчетности и внутренних и внешних нормативов. Однако в случае транспортного аудита городов нет ни отчетности (это отдельная проблема), ни отлаженной системы нормативов.
Строго говоря, транспортный аудит – это оценка соответствия транспортной системы города и ее подсистем целям стратегии развития города и требованиям населения. Речь идет, в первую очередь, о структурном потенциале системы/подсистемы с точки зрения управления (о строении/структуре и управлении системой / подсистемой), о количественных и качественных её характеристиках, о кадровом потенциале специалистов, осуществляющих управление транспортной системой.
Хотя термин «special audit» до сих пор четко не определен, необходимо соблюдать общие принципы аудита, в частности:
- соответствие отчетов по транспортным системам городов определенному стандарту (его надо создать);
- точность (достоверность) отчетов по транспортным системам городов (нужна стандартизированная форма таких отчетов и система показателей);
- соответствие транспортных систем городов нормам, нормативам и критериям, законодательным актам (их надо иметь);
- соответствие показателей экономичности и эффективности установленным критериям (нужны методы их расчета).
Главной целью транспортного аудита городов является разработка предложений по совершенствованию транспортных систем городов на различные расчетные сроки. Проще: по совершенствованию РАБОТЫ системы и ее подсистем.
Итак, транспортный аудит городов – это процесс сбора, анализа и комплексной оценки информации о транспортной системе города (ее подсистемах) с целью разработки рекомендаций по совершенствованию ее/их работоспособности.
Данное определение указывает на цель транспортного аудита и его объект. Оно требует формализованных критериев, с одной стороны, и неформального творческого подхода, с другой.
Транспортный аудит городов, как и любой другой, осуществляется по следующему алгоритму:
- определение цели и задач аудита;
- определение основных его направлений (как правило, проведение обследований, расчет и анализ показателей, характеризующих работоспособность подсистем);
- разработка плана проведения (определение информационного обеспечения, финансовых и штатных ресурсов, времени проведения, методики обследований);
- организация работы (сбор материалов и проведение обследований, группировка полученных данных);
- анализ полученных результатов (выявление положительных и отрицательных сторон и их причин), выявление первоочередных направлений повышения работоспособности транспортной системы города;
- разработка предложений по развитию транспортной системы города (ее подсистем);
- использование результатов аудита в работе муниципальных органов.
Строго говоря, необходимо иметь программное обеспечение для проведения транспортного аудита и методические рекомендации. И еще раз: нужна система мониторинга и диагностики состояния транспортных систем городов!
Специалисты по профессиональному аудиту рассматривают следующие модули такой системы:
-Оценка - сбор информации и оценка количественных показателей работоспособности отдельных предприятий-перевозчиков и подсистем, а также всей транспортной системы города;
-Качество - оценка качества транспортно-пассажирского обслуживания населения и работоспособности магистральных улиц и дорог;
-Затраты - оценка фактических затрат на содержание и эксплуатацию подсистем и всей системы в работоспособном состоянии в сопоставлении с необходимыми затратами;
-Удовлетворенность - оценка уровня удовлетворенности населения и предприятий транспортно-пассажирским обслуживанием;
-Мероприятия - оценка способов достижения планируемого уровня работоспособности системы на первую очередь и разработка мероприятий;
-Потенциал - оценка возможностей развития транспортной системы города и ее элементов на перспективу.
Часть показателей этих модулей может быть выражена количественно уже сейчас, но вся система нуждается в разработке.
Изложенное не претендует на однозначность и завершенность. Скорее всего, это постановка задачи для обсуждения, причем самым слабым звеном является понятие «работоспособность транспортной системы города» и ее конкретизация применительно к отдельным подсистемам и их элементам