Транспортный аудит городов

С.А.Ваксман

Развиваются положения опубликованной в 2005 г. статьи «Аудит транспортных систем городов» и стадийность планирования и прогнозирования их развития» [5] , дается определение понятия «транспортный аудит городов», его цели  и задачи, содержание укрупненных модулей.

 

Исторически профессиональный аудит стал формироваться в бухгалтерском учете как следствие развития консультационных услуг. В настоящее время сфера использования внешнего и внутреннего аудита значительно расширилась и выходит за рамки функции проверки финансовой деятельности предприятия или организации. В английском языке используется термин «special audit» - дословно «специальный аудит», то есть аудит определенной сферы деятельности: энергоаудит, экологический аудит, аудит качества… Здесь есть определенная проблема, связанная с иерархическим уровнем объекта. Проще задача решается, когда речь идет о предприятии и/или его продукции; тогда имеется та или иная система отчетности и внутренних и внешних нормативов. Однако в случае транспортного аудита городов нет ни отчетности (это отдельная проблема), ни отлаженной системы нормативов.

Строго говоря, транспортный аудит – это оценка соответствия транспортной системы города и ее подсистем целям стратегии развития города и требованиям населения. Речь идет, в первую очередь, о структурном потенциале системы/подсистемы с точки зрения управления (о строении/структуре и управлении системой / подсистемой), о количественных и качественных её характеристиках, о кадровом потенциале специалистов, осуществляющих управление транспортной системой.

Хотя термин «special audit» до сих пор четко не определен, необходимо соблюдать общие принципы аудита, в частности:

- соответствие отчетов по транспортным системам городов определенному стандарту (его надо создать);

- точность (достоверность) отчетов по транспортным системам городов (нужна стандартизированная форма таких отчетов и система показателей);

- соответствие транспортных систем городов нормам, нормативам и критериям, законодательным актам (их надо иметь);

- соответствие показателей экономичности и эффективности установленным критериям (нужны методы их расчета).

Главной целью транспортного аудита городов является разработка предложений по совершенствованию транспортных систем городов на различные расчетные сроки. Проще: по совершенствованию РАБОТЫ системы и ее подсистем.

Итак, транспортный аудит городов – это процесс сбора, анализа и комплексной оценки информации о транспортной системе  города (ее подсистемах) с целью разработки рекомендаций по совершенствованию ее/их работоспособности.

Данное определение указывает на цель транспортного аудита и его объект. Оно требует формализованных критериев, с одной стороны, и неформального творческого подхода, с другой.

Транспортный аудит городов, как и любой другой, осуществляется по следующему алгоритму:

- определение цели и задач аудита;

- определение основных его направлений (как правило, проведение обследований,  расчет и анализ показателей, характеризующих работоспособность подсистем);

- разработка плана проведения (определение информационного обеспечения, финансовых и штатных ресурсов, времени проведения, методики обследований);

- организация работы (сбор материалов и проведение обследований, группировка полученных данных);

- анализ полученных результатов (выявление положительных и отрицательных сторон и их причин), выявление первоочередных направлений повышения работоспособности транспортной системы города;

- разработка предложений по развитию транспортной системы  города (ее подсистем);

- использование результатов аудита в работе муниципальных органов.

Строго говоря, необходимо иметь программное обеспечение для проведения транспортного аудита и методические рекомендации. И еще раз: нужна система мониторинга и диагностики состояния транспортных систем городов!

Специалисты по профессиональному аудиту рассматривают следующие модули такой системы:

-Оценка - сбор информации и оценка количественных показателей работоспособности отдельных предприятий-перевозчиков и подсистем, а также всей транспортной системы  города;

-Качество - оценка качества транспортно-пассажирского обслуживания населения и работоспособности магистральных улиц и дорог;

-Затраты - оценка фактических затрат на содержание и эксплуатацию подсистем и всей системы в работоспособном состоянии в сопоставлении с необходимыми затратами;

-Удовлетворенность - оценка уровня удовлетворенности населения и предприятий транспортно-пассажирским обслуживанием;

-Мероприятия - оценка способов достижения планируемого уровня работоспособности системы на первую очередь и разработка мероприятий; 

-Потенциал - оценка возможностей развития транспортной системы города и ее элементов на перспективу.

Часть показателей этих модулей может быть выражена количественно уже сейчас, но вся система нуждается в разработке.

Изложенное не претендует на однозначность и завершенность. Скорее всего, это постановка задачи для обсуждения, причем самым слабым звеном является понятие «работоспособность транспортной системы города» и ее конкретизация применительно к отдельным подсистемам и их элементам


© S.Waksman 2002