Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 

Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.ru
 

Материалы VIII международной (одиннадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14-15 июня 2002 года

Г.А. Гольц

Тенденции изменения и прогноз роли автотранспорта в городских пассажирских перевозках России

В современных условиях взрывной автомобилизации тенденции перевозок легковыми автомобилями приобретают первостепенное значение, особенно во внутригородском и пригородно-городском сообщениях. Для обнаружения этих тенденций взят период с 1970 по 2001 годы. На основе выявленных трендов, функциональных и статистических зависимостей был произведен прогноз перевозок до 2010 г. (рис. 1-4). За анализируемый период объем перевозок пассажиров вырос с 13,6 млрд. пассажиров в 1970 г. до 29,5 млрд. в 2001 г. Доля автотранспорта в общих перевозках внутри городов возросла соответственно о 54,8% до 57,4%. Удельный рост по отношению к другим видам транспорта (трамвай, троллейбус, метро, железные дороги внутри города, речной транспорт) не такой большой, но учитывая возрастание уровня автомобилизации к 2010 г. объем перевозок автотранспорта возрастет до 36,4 млрд. пассажиров, а его доля возрастет уже весьма существенно - до 61,1%. Таким образом, в перспективе автотранспорт прочно станет основным видом транспорта во внутригородских перевозках пассажиров. Особенно бурно растут перевозки легковыми автомобилями. Примечательно, что в 90-е годы произошел спад перевозок на автобусах по отношению к перевозкам на легковых автомобилях, которые стремительно в этот период, наоборот, увеличивались. Предложена экспертная оценка числа полос на магистральной дороге в зоне влияния города.

где Nr - число полос движения на отдельной автомагистрали в обоих направлениях на заданном расстоянии от границ города, ед.;

Н - население города с зоной его влияния, млн. чел.;

А - число автомобилей в городе и в зоне его влияния, ед.;

ci - иерархический ряд временных констант пространственной самоорганизации населения и хозяйства, ч;

r - расстояние от границ города, км (оно берется скачкообразно в соответствии со следующим рядом i времени движения - 0,5-1 - 1,5 - 2 ч);

v - средняя скорость автомобильного потока, км/ч.

Рис. 1 Внутригородское сообщение (логарифмическая шкала) 1 - общий объем перевозок всеми видами транспорта 2 - автотранспорт весь 3 - городской электротранспорт (трамвай, троллейбус, метро) 4 - пригородные железные дороги в городе 5 - речной транспорт

Рис. 2 Внутригородское сообщение 1 - общий объем перевозок только автотранспортом 2 - автобусы общего пользования (рейсовые) 3 - легковые такси 4 - легковые автомобили 5 - речной транспорт

Рис.3 и 4. Структура пассажирских перевозок во внутригороском сообщении

Кроме внутригородских сообщений был сделан аналогичный анализ по пригородному и дальнему сообщениям (см. таблицу).

Динамика и прогноз абсолютных величин объемов перевозок пассажиров во всех видах сообщения, млрд. пасс.

Год

Все перевозки

Только автотранспорт

Дальние

Пригородные

Городские

Дальние

Пригородны

Городские

1970

0,41

4,36

24,93

0,12

2,45

13,66

1980

0,52

7,8

34,54

0,21

5,53

20,49

1990

0,64

8,45

42,86

0,27

6,09

26,54

2000

0,37

6,48

48,97

0,21

5,28

27,29

2010

0,49

7,98

59,64

0,28

6,47

36,43

Из таблицы отчетливо видна возрастающая роль автотранспорта во всех видах сообщений. Можно сказать, что автотранспорт и дороги в России в наступившем веке займут первостепенное значение в пассажирских коммуникациях населения. Рост перевозок при уменьшающемся населении страны и увеличении доли населения пенсионного возраста будет свидетельствовать о значительном, благодаря автомобилизации и дорогам, возрастании социально-территориальной мобильности населения.

Заметим, что приводимые здесь величины прогнозных значений даются как середина прогнозного диапазона. Границы его в обе стороны могут составлять для 2005 г, - 5%, для 2010 г. -10%.