Материалы X международной (тринадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14 - 15 июня 2004 года

Ресурсосбережение в транспортных системах городов

Э. Сафронов, А. Борисов

В процессе модернизации транспортного комплекса страны главной проблемой является бережное отношение к природным ресурсам и состоянию окружающей среды. Ей посвящен доклад Римскому клубу «Фактор четыре», где ставится задача удвоения богатства при двукратном уменьшении потребления ресурсов [1]. Это означает увеличение продуктивности использования ресурсов в четыре раза и уменьшение нагрузки на природную среду, что является движением общества к устойчивому развитию. Страны ЕС приняли эти идеи в качестве руководства к действию. Однако появились и более радикальные предложения. Шведские ученые считают реальным добиваться увеличения эффективности использования ресурсов не в 4, а в 10 раз. Программа ООН по охране окружающей среды нацелена на 20-ти кратный эффект.

Задача ресурсосбережения может решаться путем последовательного технического перевооружения транспортных систем городов. Показателем материалоемкости на городском пассажирском транспорте является соотношение массы транспортного средства к количеству перевозимых им пассажиров. Наихудшие показатели из наземных видов транспорта у легкового автомобиля, наилучшие - у общественного транспорта особо большой вместимости. В первом случае, при среднем наполнении 2 человека на автомобиль, на одного пассажира приходится 500 кг, во втором – в 5 раз меньше. Кроме того, легковой автомобиль расходует на одного пассажира в 15 раз больше горючего и занимает в 10 раз большую площадь магистралей. Соотношение по ДТП 1 к 20 не в пользу легкового. Вывод: чем крупнее город, тем более вместительным должен быть подвижной состав. Основным показателем ГОТ является его производительность, т.е. транспортная работа за сутки (пасс.-км./сутки). Из известных видов ГОТ наибольшей вместимостью обладает метрополитен. Японские специалисты отмечают следующие преимущества рельсового транспорта: низкая стоимость проезда (метро 80 йен, автобус 160 йен), малая энергоемкость (метро 103 килокалорий на 1 пасс- км, автобус – 171), высокая безопасность движения (относительное количество пострадавших в 10 раз ниже).

Высокий уровень автомобилизации могут себе позволить лишь очень богатые страны. Это связано с огромными расходами на создание транспортной сети и её эксплуатацию, а также на обслуживание парка транспортных средств. Города США имеют обеспеченность магистральной сетью в 5-6 раз выше, чем города РФ. Причем доля скоростных магистралей там составляет 30-40%, чего нет в наших городах. В целом территории, занятые под транспорт в городах США, составляют 40-50% от общей площади, в городах РФ – 5-6%. Улучшить эти показатели для нас сложно в связи с невозможностью реконструкции магистралей в старых сложившихся городах. В условиях роста автомобилизации и высокой загрузкой центральных городских магистралей основной упор надо делать на развитие массового пассажирского транспорта большой и особо большой вместимости. В связи с этим необходимо обеспечивать муниципальный заказ на пассажирские перевозки муниципальным транспортом на уровне 70%, остальной объем будет выполнен на индивидуальном и частном транспорте.

Анализ состояния транспортных систем городов говорит о нерациональном распределении перевозок по видам муниципального транспорта. Например, чрезмерно большие объемы перевозок на автобусе в гг. Омске и Красноярске (71,3% и 69,3%) отрицательно сказываются на себестоимости перевозок и состоянии окружающей среды. В Омске микроавтобусы, работающие в режиме маршрутного такси перевозят уже 23% пассажиров, а их доля в транспортном потоке достигла 35%. Если не развивать муниципальный транспорт, ситуация осложнится, что приведёт к ещё большей загрузке улиц и аварийности.

Совершенствование транспортных систем можно значительно ускорить, используя возможности новых специальных программ. Например, в г. Омске разработана целевая программа «Развитие городского пассажирского транспорта на 2004-2006гг.». В ней заложено приобретение за три года 242 автобуса, 116 троллейбусов и 6 трамваев, что позволит восстановить численность ПС муниципального транспорт до уровня 2001г. И до 12% снизить объем перевозок на частных микроавтобусах от общего объема. Ежегодный предотвращенный ущерб от внедрения предложенных мероприятий в 2004 г. составит: от снижения ДТП – 13 млн. руб., экономии затрат времени пассажиров на поездки – 23 млн. руб., улучшения окружающей среды – 0,5 млн. руб., экономии горючего – 50 млн. руб., всего – 86,5 млн. руб. В 2006 г. предотвращенный годовой ущерб составит 160 млн. руб.

Литература:

1.Factor four. –M.: Academia, 2000. – 400 c.


© S.Waksman, 2002