Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 

Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.ru
 

Материалы XIII международной (шестнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции

1. Ваксман С.А. Состояние и перспективы исследований и проектирования транспортных систем городов и их ареалов

2. Бугроменко В.Н. О долгосрочной стратегии развития транспортного комплекса субъекта федерации - «Белая книга по транспорту»

3. Свердлин Л.И., Тясто С.Я., Хмелева Д.С. Схемы территориального планирования: транспортный аспект - проблемы и решения

4. Стрельников А.И. Транспортные конфликты города с горожанами

5. Агасьянц А.А. Концептуальные основы развития транспортных систем в городах

6. Черепанов Б.В., Черепанов А.Б. Проблемы развития транспортных систем городов России в современных условиях

7. Петрович М.Л. О восстановлении системы транспортно-градостроительного проектирования

8. Свердлин Л.И., Хмелёва Д.C. Транспортная доступность и зоны влияния опорных многофункциональных поселений

9. Новоторженцева Е.В., Худяева Т.С. Дорожная обеспеченность муниципальных образований и стратегии развития их дорожной сети

10. Кирзнер Ю.С. Модель оценки качества системы пассажирского транспорта города: реализация на примере Астрахани

11. Ваксман С.А. Транспортный аудит городов

12. Ваксман С.А. Коммуникационные факторы выбора населением территориальных единиц места жительства в городах

13. Антонова А.А., Михайлов А.Ю. Критерии выделения полос приоритетного движения маршрутного пассажирского транспорта

 

Материалы XII международной (пятнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции

 

«…Пару слов о регулярной традиционной транспортно-экономической конференции по городскому транспорту в Екатеринбурге под руководством С.А. Ваксмана.
1. Основная заслуга этой конференции в том, что она продолжила исследование городских транспортных проблем в период, когда из этой науки ушли многие кадры.
2.Она объединила усилия, вдохнула жизнь и надежду в целесообразное существование для многих ученых, инженеров, проектировщиков.
3.Регулярно публикуемые биографии дают возможность молодежи войти в курс транспортно-градостроительных проблем, помогают освоить творческий опыт предшественников.
4. Что бы я пожелал конференции? Больше уделять внимание спорным и альтернативным подходам, может быть открыть специальную рубрику - дискуссии. Для привлечения продвинутой молодежи необходимо продолжение исследований с использованием фундаментальных результатов в пионерных областях большой науки, как на теоретическом, так и прикладном уровне, вспоминая замечательные слова: «Ничего нет практичнее, чем хорошая теория».».

Г.А.Гольц (Россия)

Транспортные системы городов: что сделано и не сделано за 20 лет (от научного редактора)

С.А. Ваксман

Рассматривается история единственной специализированной в стране научно-практические конференции, посвященной транспортным системам городов и существующей 20 лет, подводятся итоги исследовательских и организационных работ в этой области и предлагается система научно-проектных, организационных и издательских мероприятий по развитию таких систем. Далее....>>>

Городские транспортные системы: какие цели – такие и результаты

А.А. Агасьянц

Полемическая статья констатирует, что наилучшего положения в транспортно-пассажирском обслуживании населения достигнут те города, где модернизируются и поддерживаются созданные ранее системы общественного транспорта и, прежде всего, его электрических видов, приводятся примеры «бездумной транспортной политики», рассматривается положительный зарубежный опыт. Далее....>>>

Кольцевые или хордовые?

Б.В. Черепанов, А.Б. Черепанов

На основе расчетов теоретических схем с кольцевой и хордовой схемой скоростных дорог и магистральных улиц центральной зоны утверждается, что схема с кольцевыми магистралями предпочтительнее. Далее....>>>

Гиперкуб состояний пассажирской транспортной системы города

Ю.С.Кирзнер

Рассматривается целесообразность и возможность создания единой базы данных характеристик транспортных систем городов в разные периоды их развития. Предлагается подход к оцениванию на основе этой информации сравнительной эффективности транспортных систем городов. Далее....>>>

К вопросу о градостроительной логистике

Е.А. Рейцен, Н.Н. Кучеренко

Предлагается ввести понятие «Градостроительная логистика».

В последние годы появилось большое количество публикаций, посвящённых логистике, проводятся международные конференции и семинары, в том числе сообщения по этой тематике включаются в повестку дня конференций по транспортным системам городов Далее....>>>

Вопросы калибровки моделей формирования потоков в городской транспортной сети

В.П.Федоров, О.М.Пахомова, Л.А.Лосин, Н.В.Булычева

Рассматриваются способы калибровки моделей формирования
потоков в городской транспортной сети

Модель формирования пассажиропотоков является не только инструментом совершенствования транспортной системы, но и одним из основных звеньев в решении крупных проблем, лежащих в сфере экономики недвижимости и связанных с эффективным развитием городских территорий. Далее....>>>

Материалы XI международной (четырнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции

Аудит транспортных систем городов и стадийность планирования их развития (от научного редактора)

С.А. Ваксман

1. Судя по публикациям первого раздела нашего сборника (Агасьянц А.А., Петрович М.Л., Солодилов В.В., Свердлин Л.И., Сибрикова М.А.) серьезной проблемой остается выстраивание последовательности планирования и проектирования развития транспортных систем городов. Рассмотрим сложившуюся ситуацию. Далее...

 

О философии транспорта

Г.А. Гольц

Начну с беседы, которая состоялась у меня с выпускником Московского энергетического института лет 30 назад. Он работал над кандидатской диссертацией, я его раньше не знал. На его вопрос, чем занимаюсь, ответил с достоинством, чтобы не влезать во все детали, - философией транспорта. Его реакцию трудно передать, он побагровел и вымолвил: «Мы все реализуем в металле, а вы треплетесь и занимаетесь ерундой». Потом что-то говорил еще ругательное о философии вообще. Я не стал с ним спорить, ибо твердо знаю с детства, что без продуманной философской подосновы, идеологической базы, целевой установки ничего путного сделать нельзя ни в металле, кирпиче, бетоне, пластмассе, асфальте, ни в чем-либо другом. Далее...

 

Крупнейшие города - опорные центры транспортной системы страны

А.А. Агасьянц

Крупнейшие города совместно с населенными пунктами своих областей образуют целостную социально-экономическую общность, консолидированную территорию, устойчивое функционирование кото­рой осуществляется по закономерностям, имеющим много общего и требующим адекватного развития инфраструктуры, при этом зона влияния главного центра представляет собой пространство, отра­жающее циклы жизнедеятельности городского и областного населе­ния: суточные, недельные, сезонные, а также уровень развития транспортной системы и социально-экономического потенциала ре­гиона в целом. Далее...

Комплексное моделирование потоков общественного и индивидуального транспорта

В.П.Федоров, О.М.Пахомова, Л.А.Лосин, Н.В.Булычева

Современная практика развития городов мира демонстрирует возрастающую взаимосвязь между подсистемами индивидуального и общественного транспорта. Поэтому одним из определяющих параметров при проектировании ТСГ становится распределение передвижений по видам транспорта. Непосредственно связанный с уровнем подвижности,  этот показатель должен включаться в состав массива определяемых на перспективу параметров при выполнении градостроительных проектов уровня генерального плана города. Далее...

 

Новые подходы к формированию проектных решений по  развитию транспортной инфраструктуры в Генеральном плане Санкт-Петербурга

М.Л. Петрович, В.В. Солодилов

Разработка проекта нового Генерального плана Санкт-Петербурга проявила необходимость существенного переосмысления оснований для формирования раздела, посвященного развитию транспортной инфраструктуры. Далее...

Транспортные обоснования композиции генерального плана города

Л.И. Свердлин

Анализ статей, опубликованных в сборниках материалов Свердловских/Екатеринбургских конференций за весь период их проведения (1986–2004гг.), обнаруживает наличие слабоосвещенной ниши, где были бы представлены порядок и содержание  транспортных расчетов в процессе взаимодействия транспортника-градостроителя и архитектора при разработке генерального плана города. Далее...

Методологические вопросы учета транспортно-градостроительных факторов при освоении  территории

М.А.Сибрикова, А.А.Агасьянц

Основная задача градостроительства направлена на организацию и управление обширными пространствами, включающими группы населенных мест, а также отдельные поселения — как городские, так и сельские. Управление территориальными ресурсами городов — это совокупность взаимосвязей между элементами системы управления, направленная на оптимальное использование земельных ресурсов. Градостроительство является одной из форм прогнозирования, связанного с решением широкого круга социально-экономических проблем, от качества разработки концепции которых во многом зависит динамика эффективности развития общества в целом. Далее...

 

Опыт проектирования транспортной системы в генеральном плане города (на примере г. Казани)

Б.В. Черепанов, А.Б. Черепанов

Проектирование ТС должно происходить в тесной увязке между развитием магистральной УДС города и сети ГПТ. В городах с населением более 1 млн. жителей, к которым относится и г.Казань, для совершенствования транспортного обслуживания населения необходимо предусматривать создание сети скоростного рельсового транспорта (СРТ) в виде сети обычного метрополитена и нового “лёгкого метро”, первая линия которого построена в Москве в районе Южного Бутово. Далее...

Оценка роли транспортных логистических центров в экономике города на примере Роттердама и Санкт-Петербурга

Д. С. Романов

Ранее автором предлагалось создание Прибрежной транспортной промзоны Санкт-Петербурга, сочетающей индустриальный портово-промышленный комплекс и постиндустриальные технологии в виде Северо-Западного логистического центра [1, 2]. Система портовых логистических центров в Санкт-Петербурге только зарождается. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть возможное их влияние на экономическое развитие  города, ориентируясь на опыт Европейского логистического центра в Роттердаме. Для этого был использован метод анализа экспортной базы с помощью коэффициента локализации [3]. Далее...

Материалы X международной (тринадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14 - 15 июня 2004 года

Транспортные системы городов: наука и практика первого десятилетия XXI века (от научного редактора)

С.А.Ваксман

1) История. С 1986 года в Свердловске/Екатеринбурге про-водятся научно-практические конференции «Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния». Появление этих конференций было вызвано двумя обстоятельствами: Далее...

Современные и стратегические задачи
градостроительного и транспортного развития

А.А. Агасьянц

В настоящее время в крупных и крупнейших городах России уровень автомобилизации составляет 150-250 автомобилей на тысячу жителей, что лишь незначительно опережает по срокам ранее установленные прогнозные показатели. В генпланах и КТС городов, разработанных 15 – 20 лет назад, уровень насыщения в 150-180 легковых автомобилей/тыс. чел. намечался на 2000-2005 годы, а возможность более высокой автомобилизации – до 250-300 авт. Далее...

Задача сравнения вариантов крупных
градостроительных проектов

Н.В. Булычева, С.Ю. Дмитриев, О.М. Пахомова, В.П. Федоров

Обоснованный выбор варианта крупных градостроительных решений является многоплановой задачей (экономический, гра-достроительный, социальный эффекты, бюджетная эффектив-ность и т. д.) требует комплексного подхода к выбору критериев, выстроенных в иерархическую систему, и по своей сути является предметом системного анализа. Далее...

Комплексная оценка вариантов работы транспортных систем
в генеральных планах городов с использованием экспертных оценок

Б.В. Черепанов, А.Б. Черепанов

В современной практике разработок вариантов развития транспортных систем (ТС) городов на перспективу практически отсутствуют какие-либо программы комплексной оценки их ра-боты с использованием компьютерных технологий. Далее...

Проблема прогнозирования средствами
имитационной модели

А.И. Стрельников

Знакомство с комплексом расчетов транспортных нагрузок TransNet, созданным сотрудниками ИСА РАН[1], дает повод об-судить вопросы, связанные с практическими приложениями ими-тационной модели для перспективных прогнозов. Сам комплекс представляет собой весьма совершенную систему. Далее...

Опыт прогнозирования пассажиропотоков на сети
Петербургского метрополитена

М.Л. Петрович

Петербургский метрополитен представляет собой сеть из че-тырех линий общей протяженностью почти 100 км (в двухпутном исчислении). На линиях расположено 58 станций, 12 из них обра-зуют шесть пересадочных узлов. 11 станций метрополитена обеспечивают пересадку на станции железной дороги. Объем пе-ревозок составляет около 2,5 млн. чел. в день (данные по посадке в будние дни осенью 2003 г.). Посадка на наиболее нагруженных станциях достигает величины 90 тыс. чел. в сутки, максимальные пассажиропотоки в вестибюлях - 12 тыс.чел. в час (на вход), на перегонах – до 40 – 45 тыс. чел. в час (в одном направлении). Далее...

Восстановлением матриц корреспонденций с использо-ванием библиотеки Optimization Toolbox пакета MATLAB

А.Ю.Михайлов, Р.Ю. Лагерев

В зарубежной теории и практике проектирования транспорт-ных систем уже с 70-х годов уделялось большое внимание мето-дам восстановления матриц существующих корреспонденций (Estimation of Origin-Destination Matrix from Traffic Counts), кото-рые отнесены специалистами “Мировой дорожной ассоциации” (PIARC) к числу важнейших инструментов анализа УДС. Далее...

 

О соотношении понятий «мобильность»
и «подвижность» в исследовании транспортных
систем городов

С.А. Ваксман

Ни одна область знания не может существовать в наше время изолированно. Вот и в “городское движение” (в транспортные системы городов) с появлением русской версии журнала МСОТ “Public transport international” стали быстро проникать новые термины, часто без критического анализа, а как бы лингвистиче-ски – под влиянием переводчиков. Далее...

Ресурсосбережение в транспортных системах городов

Э. Сафронов, А. Борисов

В процессе модернизации транспортного комплекса страны главной проблемой является бережное отношение к природным ресурсам и состоянию окружающей среды. Ей посвящен доклад Римскому клубу «Фактор четыре», где ставится задача удвоения богатства при двукратном уменьшении потребления ресурсов [1]. Это означает увеличение продуктивности использования ресур-сов в четыре раза и уменьшение нагрузки на природную среду, что является движением общества к устойчивому развитию. Далее...

Частные компании в транспортном секторе
Санкт-Петербурга

Д.С. Романов

Для обеспечения конкурентоспособности и экономической безопасности Санкт-Петербурга автором ранее предложено соз-дание Прибрежной транспортной промзоны [1]. Отличительной особенностью проекта является его ориентация на сочетание ин-дустриальных и постиндустриальных технологий Далее...

Методы сбора транспортной информации и принятия решений при создании новых дорог и системы
общественного транспорта – германский опыт

А.В. Астапенко, Файт Аппельт, С.А. Семенов

В Германии всеми вопросами транспортного планирования, включая вопросы развития дорожной сети, организации движе-ния в городе, развития общественного транспорта, сбора транс-портной статистики и мониторинга дорожного движения, зани-мается один департамент в структуре правительства города (на-звание этого департамента можно перевести как департамент «мобильности»). Далее...

 

Материалы IX международной (двенадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 16-17 июня 2003 года

Ю.М. Коссой

О классификационной и терминологической базе
исследований транспортных систем городов

В статье, опубликованной в предыдущем сборнике мате-риалов конференции со скромным подзаголовком «от научного редактора» [1], С.А. Ваксман среди ряда важных проблем сего-дняшнего этапа обозначил как серьёзную «отсутствие термино-логического единства». Полностью поддерживая такую оценку, считаю возможным и необходимым продолжить эту тему, не-сколько расширив ее рамки. Далее...

Г.А. Гольц

Транспорт и макроэкономика России за три века

Из всех макроэкономических показателей рассмотрим здесь один: валовой внутренний продукт. Он является интеграль-ным показателем, отражающим эффективность функционирова-ния всей экономики и социума. Далее...

 

Г.А. Гольц

Особенности технико-экономического обоснования дорожного и уличного строительства в городах и их ближнем окружении: идейные основы и пути трансляции накопленного научного багажа на всю дорожную сеть

Суть проблемы. До самого последнего времени технико-экономическое обоснование реконструкции и нового строитель-ства автомобильных дорог производилось на основе прямого сче-та грузовых связей между грузообразующими пунктами, а пасса-жирские потоки брались коэффициентом от грузового движения, возрастающего по мере автомобилизации. Однако после того как легковые автомобили на подходах к городам стали преобладаю-щими, старый метод оказался совершенно неприемлем. В этих условиях наиболее адекватными становятся методы косвенного счета, которые для городского движения применяются, по край-ней мере, сто лет и тем не менее недостаточно известны дорож-никам. Далее...

Ю.С.Кирзнер

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПАССАЖИРСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ГОРОДА:
СОПОСТАВИМОСТЬ, ИЗМЕРЕНИЕ, ПРИМЕНЕНИЕ

Известно - чтобы управлять любым объектом, в том числе и системой городского пассажирского транспорта (в дальнейшем - системой), нужно знать об этом объекте Далее...

А.В. Ламанов

Интермодальные транспортные системы –
инновационное направление развития
железнодорожного пассажирского транспорта

Традиционный подход к организации пассажирского комплекса железнодорожного транспорта не отвечает сложив-шейся ситуации и перспективным требованиям к развитию пас-сажирских перевозок. Далее...

Д.С. Романов

(Научный руководитель – доцент, к.э.н. Ю.Н. Баженов)

Проблема сочетания индустриальных
и постиндустриальных элементов при модернизации транспортных систем

 

В условиях перехода в постиндустриальное общество в мировой экономике наблюдается обострение кризиса между со-временным уровнем научно-технического прогресса и условиями его реализации. Особенно наглядно это противоречие выражено в транспортной сфере. Далее...

С.А. Тархов

Морфологические типы сетей метрополитена

При описании структуры сетей метрополитена, как пра-вило, исследователи используют ряд простых показателей (число действующих линий, общая протяженность и плотность сети), которые, однако, не могут передать всю сложность пространст-венной композиции (устройства) каждой сети отдельно. Далее...

Н.В. Булычева, О.М. Пахомова, В.П. Федоров

Моделирование потребительского потенциала
городской территории

Планирование территориального развития города должно опираться на оценку эффективности мероприятий, направленных на повышение инвестиционного потенциала города, давая тем самым рыночный импульс для преобразований городской среды в целом, выступающей в городе как ресурс общегородского со-общества. Далее...

 

Материалы VIII международной (одиннадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14-15 июня 2002 года

А.И. Стрельников

НОВЫЕ ЗАДАЧИ КОМПЛЕКСНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СХЕМЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ГОРОДА


Оценка исходной ситуации. Комплексная транспортная схема (КТС) традиционно следовала за генеральным планом (ГП) во исполнение его положений. За рубежом такой иерархии не было. Далее...

А.И. Стрельников

О допустимой точности транспортного прогноза
(из сборника 1999г.)

Всегда ли полезно, чтобы транспортные расчеты, включая прогноз, были адекватны текущим фактам эксплуатации транспортной системы? Далее...

С. А. Ваксман

Проблемы развития и организации функционирования транспортных систем городов (от научного редактора)

Функционирование транспортных систем городов (ТСГ) и зон их влияния по определению предусматривает взаимодействие населения (потребитель услуг) - предприятий (компаний)-перевозчиков, оказывающих дорожно-транспортные услуги - властных структур. Далее...

В.Н. Бугроменко

Свод знаний и база знаний в городском транспорте

Постановка вопроса и исходные понятия. В последнее время получили развитие идеи о необходимости компьютерных технологий, которые бы изменили парадигму науки о городском транспорте. Далее...

Г.А. Гольц

Тенденции изменения и прогноз роли автотранспорта в городских пассажирских перевозках России

В современных условиях взрывной автомобилизации тенденции перевозок легковыми автомобилями приобретают первостепенное значение, особенно во внутригородском и пригородно-городском сообщениях. Для обнаружения этих тенденций взят период с 1970 по 2001 годы. Далее...

Б.В. Черепанов

Приоритетные направления научных исследований транспортных сетей городов России

При разработке генеральных планов городов многими градостроителями все предметнее ставится вопрос о разработке не статичного варианта генплана, а о переходе на постоянно действующий мониторинг развития города, в котором учитываются изменения предыдущих лет, происходящие в застройке города, росте автомобилизации, в развитии сети ГОТ, производства и малого бизнеса и т.п. Далее...

В.П.Федоров, Е.А.Платонова, О.М.Пахомова, Н.В.Булычева

Моделирование размещения объектов обслуживания на городской территории

Для формирования рациональной структуры городского землепользования при разработке стратегии развития города и планов функционального зонирования территории требуются расчетные модели, учитывающие не только основные свойства различных ее участков, но и основные закономерности развития видов городского землепользования. Далее...