Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 
Тематические выдержки
Транспортные системы городов и зон их влияния: теоретико-методологические проблемы
Внутригородские передвижения: исследования и закономерности
Экономика, организация и управление ГОТ
Улично-дорожная сеть и ее загрузка
Закономерности использования и инфраструктура обслуживания легкового автотранспорта
Организация и безопасность дорожного движения в городах
Организация и экономика грузовых перевозок в городах
Экологические аспекты функционирования транспортных систем городов
Статистика транспортных систем городов
Транспортная система города N
В помощь проектировщику
Яndex
 
© S.Waksman, 2002-

Материалы XIII международной (шестнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции

Состояние и перспективы исследований и проектирования транспортных систем городов и их ареалов

Ваксман С.А.

Развитие города как системы предполагает взаимоувязанное развитие всех отраслей жизнедеятельности человека. В первую очередь, для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека в крупнейшем городе необходима развитая и согласованная система транспортных услуг, влияющая в целом на город. Транспортные системы городов и их ареалов – фактор, оказывающий влияние (и сильное!) на социально-экономическое развитие России и отдельных ее территорий. Далее....>>>

О долгосрочной стратегии развития транспортного комплекса субъекта федерации - «Белая книга по транспорту»

Бугроменко В.Н.

Рассматривается опыт разработки «Белых книг по транспорту и автомобильным дорогам» как жанра долгосрочной стратегии развития транспорта субъектов Российской Федерации. Далее....>>>

Схемы территориального планирования: транспортный аспект - проблемы и решения.

Свердлин Л.И., Тясто С.Я., Хмелева Д.С.

Рассматриваются подходы к разработке вопросов развития транспортной инфраструктуры в условиях неполной исходной информации и практическом отсутствии соответствующих методических материалов. Далее....>>>

Транспортные конфликты города с горожанами.

Стрельников А.И.

Утверждается, что отечественная школа транспортных расчетов способна расшифровать суть конфликта Это дает возможность включить аналитический расчетный материал в экспертную оценку ситуации и наладить диалог в спорных случаях. Сегодняшняя строительная практика, закрепленная в интересах инвестора (а не жителя) действующим Градостроительным Кодексом, исключает оценку отделенных последствий от строительной акции. Рассматривается опыт Финляндии и Болгарии в оценке функционирования городских объектов, даются предложения по изменению системы отношений «город-горожанин». Далее....>>>

Концептуальные основы развития транспортных систем в городах.

Агасьянц А.А.

Отмечается порочность современной практики застройки городов, усугубляющей трудности транспортного обслуживания населения. Рассматриваются комплексные мероприятия выхода из создавшегося положения путем целенаправленной модернизации пешеходно-транспортных систем. Далее....>>>

Проблемы развития транспортных систем городов России в современных условиях.

Черепанов Б.В., Черепанов А.Б.

Рассматриваются современные проблемы преобразования магистральных улично-дорожных сетей и систем городского пассажирскоготранспорта в новых политико-экономических отношениях в крупных и крупнейших городах России. Далее....>>>

О восстановлении системы транспортно-градостроительного проектирования.

Петрович М.Л.

Обосновывается предложение о восстановлении обязательной системы транспортно-градостроительного проектирования. Далее....>>>

Транспортная доступность и зоны влияния опорных многофункциональных поселений.

Свердлин Л.И., Хмелёва Д.C.

Рассматриваются вопросы соотношения радиусов транспортной доступности и зон влияния опорных многофункциональных поселений применительно к разработке схем территориального планирования. Далее....>>>

Дорожная обеспеченность муниципальных образований и стратегии развития их дорожной сети.

Новоторженцева Е.В., Худяева Т.С.

Проведен анализ дорожной обеспеченности муниципальных образований Свердловской области и сформулированы основные виды дорожных стратегий для них. Далее....>>>

Модель оценки качества системы пассажирского транспорта города: реализация на примере Астрахани.

Кирзнер Ю.С.

На основе предложенной автором ранее модели оценки качества единичной поездки по критерию транспортной доступности, качества обслуживания расчетных зон по отправлению и прибытию и города в целом, разработана вычислительная модель и проведены расчеты для г.Астрахани. Далее....>>>

Транспортный аудит городов.

Ваксман С.А.

Развиваются положения опубликованной в 2005 г. статьи «Аудит транспортных систем городов» и стадийность планирования и прогнозирования их развития». Далее....>>>

Коммуникационные факторы выбора населением территориальных единиц места жительства в городах.

Ваксман С.А.

Исходя из положения, что город, прежде всего, место поселения большого количества людей, можно считать приоритетными задачами – установление перечня факторов, определяющих ценность городских земель в зависимости от интересов его населения. Далее....>>>

Критерии выделения полос приоритетного движения маршрутного пассажирского транспорта

Антонова А.А., Михайлов А.Ю.

Маршрутную систему г. Иркутска отличают концентрация ГОТ на ограниченном количестве магистральных улиц (до 300 ед/ч в одном направлении) и, как следствие, высокое значение маршрутного коэффициента. Далее....>>>

 

Материалы XII международной (пятнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции

 

«…Пару слов о регулярной традиционной транспортно-экономической конференции по городскому транспорту в Екатеринбурге под руководством С.А. Ваксмана.
1. Основная заслуга этой конференции в том, что она продолжила исследование городских транспортных проблем в период, когда из этой науки ушли многие кадры.
2.Она объединила усилия, вдохнула жизнь и надежду в целесообразное существование для многих ученых, инженеров, проектировщиков.
3.Регулярно публикуемые биографии дают возможность молодежи войти в курс транспортно-градостроительных проблем, помогают освоить творческий опыт предшественников.
4. Что бы я пожелал конференции? Больше уделять внимание спорным и альтернативным подходам, может быть открыть специальную рубрику - дискуссии. Для привлечения продвинутой молодежи необходимо продолжение исследований с использованием фундаментальных результатов в пионерных областях большой науки, как на теоретическом, так и прикладном уровне, вспоминая замечательные слова: «Ничего нет практичнее, чем хорошая теория».».

Г.А.Гольц (Россия)

Транспортные системы городов: что сделано и не сделано за 20 лет (от научного редактора)

С.А. Ваксман

Рассматривается история единственной специализированной в стране научно-практические конференции, посвященной транспортным системам городов и существующей 20 лет, подводятся итоги исследовательских и организационных работ в этой области и предлагается система научно-проектных, организационных и издательских мероприятий по развитию таких систем. Далее....>>>

Городские транспортные системы: какие цели – такие и результаты

А.А. Агасьянц

Полемическая статья констатирует, что наилучшего положения в транспортно-пассажирском обслуживании населения достигнут те города, где модернизируются и поддерживаются созданные ранее системы общественного транспорта и, прежде всего, его электрических видов, приводятся примеры «бездумной транспортной политики», рассматривается положительный зарубежный опыт. Далее....>>>

Кольцевые или хордовые?

Б.В. Черепанов, А.Б. Черепанов

На основе расчетов теоретических схем с кольцевой и хордовой схемой скоростных дорог и магистральных улиц центральной зоны утверждается, что схема с кольцевыми магистралями предпочтительнее. Далее....>>>

Гиперкуб состояний пассажирской транспортной системы города

Ю.С.Кирзнер

Рассматривается целесообразность и возможность создания единой базы данных характеристик транспортных систем городов в разные периоды их развития. Предлагается подход к оцениванию на основе этой информации сравнительной эффективности транспортных систем городов. Далее....>>>

К вопросу о градостроительной логистике

Е.А. Рейцен, Н.Н. Кучеренко

Предлагается ввести понятие «Градостроительная логистика».

В последние годы появилось большое количество публикаций, посвящённых логистике, проводятся международные конференции и семинары, в том числе сообщения по этой тематике включаются в повестку дня конференций по транспортным системам городов Далее....>>>

Вопросы калибровки моделей формирования потоков в городской транспортной сети

В.П.Федоров, О.М.Пахомова, Л.А.Лосин, Н.В.Булычева

Рассматриваются способы калибровки моделей формирования
потоков в городской транспортной сети

Модель формирования пассажиропотоков является не только инструментом совершенствования транспортной системы, но и одним из основных звеньев в решении крупных проблем, лежащих в сфере экономики недвижимости и связанных с эффективным развитием городских территорий. Далее....>>>


Материалы XI международной (четырнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции

Аудит транспортных систем городов и стадийность планирования их развития (от научного редактора)

С.А. Ваксман

1. Судя по публикациям первого раздела нашего сборника (Агасьянц А.А., Петрович М.Л., Солодилов В.В., Свердлин Л.И., Сибрикова М.А.) серьезной проблемой остается выстраивание последовательности планирования и проектирования развития транспортных систем городов. Рассмотрим сложившуюся ситуацию. Далее...

 

О философии транспорта

Г.А. Гольц

Начну с беседы, которая состоялась у меня с выпускником Московского энергетического института лет 30 назад. Он работал над кандидатской диссертацией, я его раньше не знал. На его вопрос, чем занимаюсь, ответил с достоинством, чтобы не влезать во все детали, - философией транспорта. Его реакцию трудно передать, он побагровел и вымолвил: «Мы все реализуем в металле, а вы треплетесь и занимаетесь ерундой». Потом что-то говорил еще ругательное о философии вообще. Я не стал с ним спорить, ибо твердо знаю с детства, что без продуманной философской подосновы, идеологической базы, целевой установки ничего путного сделать нельзя ни в металле, кирпиче, бетоне, пластмассе, асфальте, ни в чем-либо другом. Далее...

 

Крупнейшие города - опорные центры транспортной системы страны

А.А. Агасьянц

Крупнейшие города совместно с населенными пунктами своих областей образуют целостную социально-экономическую общность, консолидированную территорию, устойчивое функционирование которой осуществляется по закономерностям, имеющим много общего и требующим адекватного развития инфраструктуры, при этом зона влияния главного центра представляет собой пространство, отражающее циклы жизнедеятельности городского и областного населения: суточные, недельные, сезонные, а также уровень развития транспортной системы и социально-экономического потенциала региона в целом. Далее...

Комплексное моделирование потоков общественного и индивидуального транспорта

В.П.Федоров, О.М.Пахомова, Л.А.Лосин, Н.В.Булычева

Современная практика развития городов мира демонстрирует возрастающую взаимосвязь между подсистемами индивидуального и общественного транспорта. Поэтому одним из определяющих параметров при проектировании ТСГ становится распределение передвижений по видам транспорта. Непосредственно связанный с уровнем подвижности,  этот показатель должен включаться в состав массива определяемых на перспективу параметров при выполнении градостроительных проектов уровня генерального плана города. Далее...

 

Новые подходы к формированию проектных решений по  развитию транспортной инфраструктуры в Генеральном плане Санкт-Петербурга

М.Л. Петрович, В.В. Солодилов

Разработка проекта нового Генерального плана Санкт-Петербурга проявила необходимость существенного переосмысления оснований для формирования раздела, посвященного развитию транспортной инфраструктуры. Далее...

Транспортные обоснования композиции генерального плана города

Л.И. Свердлин

Анализ статей, опубликованных в сборниках материалов Свердловских/Екатеринбургских конференций за весь период их проведения (1986–2004гг.), обнаруживает наличие слабоосвещенной ниши, где были бы представлены порядок и содержание  транспортных расчетов в процессе взаимодействия транспортника-градостроителя и архитектора при разработке генерального плана города. Далее...

Методологические вопросы учета транспортно-градостроительных факторов при освоении  территории

М.А.Сибрикова, А.А.Агасьянц

Основная задача градостроительства направлена на организацию и управление обширными пространствами, включающими группы населенных мест, а также отдельные поселения — как городские, так и сельские. Управление территориальными ресурсами городов — это совокупность взаимосвязей между элементами системы управления, направленная на оптимальное использование земельных ресурсов. Градостроительство является одной из форм прогнозирования, связанного с решением широкого круга социально-экономических проблем, от качества разработки концепции которых во многом зависит динамика эффективности развития общества в целом. Далее...

 

Опыт проектирования транспортной системы в генеральном плане города (на примере г. Казани)

Б.В. Черепанов, А.Б. Черепанов

Проектирование ТС должно происходить в тесной увязке между развитием магистральной УДС города и сети ГПТ. В городах с населением более 1 млн. жителей, к которым относится и г.Казань, для совершенствования транспортного обслуживания населения необходимо предусматривать создание сети скоростного рельсового транспорта (СРТ) в виде сети обычного метрополитена и нового “лёгкого метро”, первая линия которого построена в Москве в районе Южного Бутово. Далее...

Оценка роли транспортных логистических центров в экономике города на примере Роттердама и Санкт-Петербурга

Д. С. Романов

Ранее автором предлагалось создание Прибрежной транспортной промзоны Санкт-Петербурга, сочетающей индустриальный портово-промышленный комплекс и постиндустриальные технологии в виде Северо-Западного логистического центра [1, 2]. Система портовых логистических центров в Санкт-Петербурге только зарождается. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть возможное их влияние на экономическое развитие  города, ориентируясь на опыт Европейского логистического центра в Роттердаме. Для этого был использован метод анализа экспортной базы с помощью коэффициента локализации [3]. Далее...

Материалы X международной (тринадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14 - 15 июня 2004 года

Транспортные системы городов: наука и практика первого десятилетия XXI века (от научного редактора)

С.А.Ваксман

1) История. С 1986 года в Свердловске/Екатеринбурге проводятся научно-практические конференции «Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния». Появление этих конференций было вызвано двумя обстоятельствами: Далее...

Современные и стратегические задачи
градостроительного и транспортного развития

А.А. Агасьянц

В настоящее время в крупных и крупнейших городах России уровень автомобилизации составляет 150-250 автомобилей на тысячу жителей, что лишь незначительно опережает по срокам ранее установленные прогнозные показатели. В генпланах и КТС городов, разработанных 15 – 20 лет назад, уровень насыщения в 150-180 легковых автомобилей/тыс. чел. намечался на 2000-2005 годы, а возможность более высокой автомобилизации – до 250-300 авт. Далее...

Задача сравнения вариантов крупных
градостроительных проектов

Н.В. Булычева, С.Ю. Дмитриев, О.М. Пахомова, В.П. Федоров

Обоснованный выбор варианта крупных градостроительных решений является многоплановой задачей (экономический, градостроительный, социальный эффекты, бюджетная эффективность и т. д.) требует комплексного подхода к выбору критериев, выстроенных в иерархическую систему, и по своей сути является предметом системного анализа. Далее...

Комплексная оценка вариантов работы транспортных систем
в генеральных планах городов с использованием экспертных оценок

Б.В. Черепанов, А.Б. Черепанов

В современной практике разработок вариантов развития транспортных систем (ТС) городов на перспективу практически отсутствуют какие-либо программы комплексной оценки их работы с использованием компьютерных технологий. Далее...

Проблема прогнозирования средствами
имитационной модели

А.И. Стрельников

Знакомство с комплексом расчетов транспортных нагрузок TransNet, созданным сотрудниками ИСА РАН[1], дает повод обсудить вопросы, связанные с практическими приложениями имитационной модели для перспективных прогнозов. Сам комплекс представляет собой весьма совершенную систему. Далее...

Опыт прогнозирования пассажиропотоков на сети
Петербургского метрополитена

М.Л. Петрович

Петербургский метрополитен представляет собой сеть из четырех линий общей протяженностью почти 100 км (в двухпутном исчислении). На линиях расположено 58 станций, 12 из них образуют шесть пересадочных узлов. 11 станций метрополитена обеспечивают пересадку на станции железной дороги. Объем перевозок составляет около 2,5 млн. чел. в день (данные по посадке в будние дни осенью 2003 г.). Посадка на наиболее нагруженных станциях достигает величины 90 тыс. чел. в сутки, максимальные пассажиропотоки в вестибюлях - 12 тыс.чел. в час (на вход), на перегонах – до 40 – 45 тыс. чел. в час (в одном направлении). Далее...

Восстановлением матриц корреспонденций с использованием библиотеки Optimization Toolbox пакета MATLAB

А.Ю.Михайлов, Р.Ю. Лагерев

В зарубежной теории и практике проектирования транспортных систем уже с 70-х годов уделялось большое внимание методам восстановления матриц существующих корреспонденций (Estimation of Origin-Destination Matrix from Traffic Counts), которые отнесены специалистами “Мировой дорожной ассоциации” (PIARC) к числу важнейших инструментов анализа УДС. Далее...

 

О соотношении понятий «мобильность»
и «подвижность» в исследовании транспортных
систем городов

С.А. Ваксман

Ни одна область знания не может существовать в наше время изолированно. Вот и в “городское движение” (в транспортные системы городов) с появлением русской версии журнала МСОТ “Public transport international” стали быстро проникать новые термины, часто без критического анализа, а как бы лингвистически – под влиянием переводчиков. Далее...

Ресурсосбережение в транспортных системах городов

Э. Сафронов, А. Борисов

В процессе модернизации транспортного комплекса страны главной проблемой является бережное отношение к природным ресурсам и состоянию окружающей среды. Ей посвящен доклад Римскому клубу «Фактор четыре», где ставится задача удвоения богатства при двукратном уменьшении потребления ресурсов [1]. Это означает увеличение продуктивности использования ресурсов в четыре раза и уменьшение нагрузки на природную среду, что является движением общества к устойчивому развитию. Далее...

Частные компании в транспортном секторе
Санкт-Петербурга

Д.С. Романов

Для обеспечения конкурентоспособности и экономической безопасности Санкт-Петербурга автором ранее предложено создание Прибрежной транспортной промзоны [1]. Отличительной особенностью проекта является его ориентация на сочетание индустриальных и постиндустриальных технологий Далее...

Методы сбора транспортной информации и принятия решений при создании новых дорог и системы
общественного транспорта – германский опыт

А.В. Астапенко, Файт Аппельт, С.А. Семенов

В Германии всеми вопросами транспортного планирования, включая вопросы развития дорожной сети, организации движения в городе, развития общественного транспорта, сбора транспортной статистики и мониторинга дорожного движения, занимается один департамент в структуре правительства города (название этого департамента можно перевести как департамент «мобильности»). Далее...

 

Материалы IX международной (двенадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 16-17 июня 2003 года

Ю.М. Коссой

О классификационной и терминологической базе
исследований транспортных систем городов

В статье, опубликованной в предыдущем сборнике материалов конференции со скромным подзаголовком «от научного редактора» [1], С.А. Ваксман среди ряда важных проблем сегодняшнего этапа обозначил как серьёзную «отсутствие терминологического единства». Полностью поддерживая такую оценку, считаю возможным и необходимым продолжить эту тему, несколько расширив ее рамки. Далее...

Г.А. Гольц

Транспорт и макроэкономика России за три века

Из всех макроэкономических показателей рассмотрим здесь один: валовой внутренний продукт. Он является интегральным показателем, отражающим эффективность функционирования всей экономики и социума. Далее...

 

Г.А. Гольц

Особенности технико-экономического обоснования дорожного и уличного строительства в городах и их ближнем окружении: идейные основы и пути трансляции накопленного научного багажа на всю дорожную сеть

Суть проблемы. До самого последнего времени технико-экономическое обоснование реконструкции и нового строительства автомобильных дорог производилось на основе прямого счета грузовых связей между грузообразующими пунктами, а пассажирские потоки брались коэффициентом от грузового движения, возрастающего по мере автомобилизации. Однако после того как легковые автомобили на подходах к городам стали преобладающими, старый метод оказался совершенно неприемлем. В этих условиях наиболее адекватными становятся методы косвенного счета, которые для городского движения применяются, по крайней мере, сто лет и тем не менее недостаточно известны дорожникам. Далее...

Ю.С.Кирзнер

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПАССАЖИРСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ГОРОДА:
СОПОСТАВИМОСТЬ, ИЗМЕРЕНИЕ, ПРИМЕНЕНИЕ

Известно - чтобы управлять любым объектом, в том числе и системой городского пассажирского транспорта (в дальнейшем - системой), нужно знать об этом объекте Далее...

А.В. Ламанов

Интермодальные транспортные системы –
инновационное направление развития
железнодорожного пассажирского транспорта

Традиционный подход к организации пассажирского комплекса железнодорожного транспорта не отвечает сложившейся ситуации и перспективным требованиям к развитию пассажирских перевозок. Далее...

Д.С. Романов

(Научный руководитель – доцент, к.э.н. Ю.Н. Баженов)

Проблема сочетания индустриальных
и постиндустриальных элементов при модернизации транспортных систем

 

В условиях перехода в постиндустриальное общество в мировой экономике наблюдается обострение кризиса между современным уровнем научно-технического прогресса и условиями его реализации. Особенно наглядно это противоречие выражено в транспортной сфере. Далее...

С.А. Тархов

Морфологические типы сетей метрополитена

При описании структуры сетей метрополитена, как правило, исследователи используют ряд простых показателей (число действующих линий, общая протяженность и плотность сети), которые, однако, не могут передать всю сложность пространственной композиции (устройства) каждой сети отдельно. Далее...

Н.В. Булычева, О.М. Пахомова, В.П. Федоров

Моделирование потребительского потенциала
городской территории

Планирование территориального развития города должно опираться на оценку эффективности мероприятий, направленных на повышение инвестиционного потенциала города, давая тем самым рыночный импульс для преобразований городской среды в целом, выступающей в городе как ресурс общегородского сообщества. Далее...

 

Материалы VIII международной (одиннадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14-15 июня 2002 года

А.И. Стрельников

НОВЫЕ ЗАДАЧИ КОМПЛЕКСНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СХЕМЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ГОРОДА


Оценка исходной ситуации. Комплексная транспортная схема (КТС) традиционно следовала за генеральным планом (ГП) во исполнение его положений. За рубежом такой иерархии не было. Далее...

А.И. Стрельников

О допустимой точности транспортного прогноза
(из сборника 1999г.)

Всегда ли полезно, чтобы транспортные расчеты, включая прогноз, были адекватны текущим фактам эксплуатации транспортной системы? Далее...

С. А. Ваксман

Проблемы развития и организации функционирования транспортных систем городов (от научного редактора)

Функционирование транспортных систем городов (ТСГ) и зон их влияния по определению предусматривает взаимодействие населения (потребитель услуг) - предприятий (компаний)-перевозчиков, оказывающих дорожно-транспортные услуги - властных структур. Далее...

В.Н. Бугроменко

Свод знаний и база знаний в городском транспорте

Постановка вопроса и исходные понятия. В последнее время получили развитие идеи о необходимости компьютерных технологий, которые бы изменили парадигму науки о городском транспорте. Далее...

Г.А. Гольц

Тенденции изменения и прогноз роли автотранспорта в городских пассажирских перевозках России

В современных условиях взрывной автомобилизации тенденции перевозок легковыми автомобилями приобретают первостепенное значение, особенно во внутригородском и пригородно-городском сообщениях. Для обнаружения этих тенденций взят период с 1970 по 2001 годы. Далее...

Б.В. Черепанов

Приоритетные направления научных исследований транспортных сетей городов России

При разработке генеральных планов городов многими градостроителями все предметнее ставится вопрос о разработке не статичного варианта генплана, а о переходе на постоянно действующий мониторинг развития города, в котором учитываются изменения предыдущих лет, происходящие в застройке города, росте автомобилизации, в развитии сети ГОТ, производства и малого бизнеса и т.п. Далее...

В.П.Федоров, Е.А.Платонова, О.М.Пахомова, Н.В.Булычева

Моделирование размещения объектов обслуживания на городской территории

Для формирования рациональной структуры городского землепользования при разработке стратегии развития города и планов функционального зонирования территории требуются расчетные модели, учитывающие не только основные свойства различных ее участков, но и основные закономерности развития видов городского землепользования. Далее...