Городской общественный транспорт Торонто (Канада)

Н.В. Курис (Канада), Е.А. Рейцен (Украина)

Даётся краткий обзор состояния городского общественного транспорта Торонто

 

Торонто – самый большой по площади (около 700 км2) и по численности населения (более 3 млн. жителей) город Канады, расположен в южной части провинции Онтарио. Начиная с 50-х годов ХХ в., в Торонто наблюдался устойчивый прирост населения (50 тыс. человек ежегодно), благодаря чему в городе уже в 1975 г. проживала 1/10 часть населения Канады. Пассажироперевозки общественным транспортом организованы в Торонто в 1921 г. Одновременно с открытием движения на первых линиях трамвая был образован орган, координирующий функционирование и дальнейшее развитие общественного транспорта – Транспортная Комиссия Торонто. Вскоре после открытия движения на линиях трамвая в Торонто, в основном в районах с низкой плотностью населения, было организовано несколько автобусных маршрутов. Благодаря интенсивному и планомерному развитию общественного транспорта уже к 1938 г. маршрутами трамвая были связаны практически все районы Торонто.

В 1953 г. в городскую агломерацию Торонто вошли 12 пригородных районов, и площадь зоны транспортного обслуживания увеличилась почти в восемь раз. Увеличение территории Торонто поставило перед Транспортной Комиссией сложную задачу по организации перевозок между периферийными районами города. В момент образования агломерации, суммарный ежегодный пробег подвижного состава  ГОТ Торонто достигал 115 млн. км при численности населения ядра агломерации 1,3 млн. человек; после образования агломерации численность населения ядра увеличилась до 2,2 млн. человек. В результате количественного (прокладка новых линий трамвая и организация новых автобусных маршрутов) и качественного (строительство в Торонто метрополитена) развития к 1974 г. суммарный пробег подвижного состава ГОТ Торонто возрос почти вдвое. В 1975 году на маршрутах ГОТ Торонто эксплуатировалось 498 вагонов метрополитена, 389 трамвайных вагонов, 151 троллейбус и 1210 автобусов. Движение поездов на первой линии метрополитена Торонто было открыто в 1954 году.

Следует упомянуть, что в Торонто впервые в мире в 1959 году (тогда в нем проживало 1,6 млн. жителей и было зарегистрировано 625000 автомобилей, т.е. уже тогда уровень автомобилизации составлял 390 автомобилей на 1000 жителей) осуществлён эксперимент по введению АСУД в одном из районов города размером 0,8 х 2,72 км, насчитывавшем 16 регулируемых перекрёстков. Эксперимент продолжался до 1961 года, после чего выяснилось, что использование АСУД для координации транспортных потоков принесло следующий эффект: средние задержки в утренние часы пик снизились на 25%, а в вечерние – на 11%; скорости движения в часы пик повысились с 19,2 – 20,8 до 25,6 км/ч; объём движения вырос на 20% при тех же задержках. Полное включение АСУД произошло в 1965 году.

Основными мероприятиями, проводившимися Транспортной Комиссией с целью изменения структуры уличных транспортных потоков, были: устройство пересадочных пунктов на несколько видов транспорта и автостоянок, предназначенных для эксплуатации по системам park and ride и kiss and ride. Один из таких пересадочных пунктов был организован перед въездом в центральную часть города, который имел пропускную способность 50–70 тыс. пассажиров в сутки. 72% общего количества пассажиров использовали этот пункт для пересадки с автобуса на метрополитен, 7% являлись водителями и пассажирами индивидуальных легковых автомобилей, эксплуатировавшимся по системам park and ride и kiss and ride, 14% составляли жители близлежащих домов, которые приходили на остановочный пункт пешком. Как показали результаты транспортных обследований, примерно такое же распределение наблюдалось и на других пересадочных пунктах, оборудованных автостоянками для легковых автомобилей.

Сейчас в Торонто действуют четыре линии метро: жёлтая U-образная по направлению к центру города (станция Union) вдоль улицы Yonge и обратно вдоль University Av. с 32 станциями, 4 из которых – пересадочные; зелёная, пересекающая жёлтую в трёх местах с 31 станцией и 4 пересадочными из них; голубая, являющаяся продолжением зелёной – 6 станций (1 пересадочная); красная – перпендикулярно жёлтой линии – 5 станций (1 пересадочная). Итак, сейчас в Торонто действует 74 станции метро.

Прибыв в международный аэропорт Б.Пирсона, мы обратили внимание на то, что все три терминала имеют отдельные въезды для автомобилей, а по верху соединены недавно введенной в действие линией монорельса. Выехав из аэропорта, попадаем на первую автоматическую в Северной Америке автостраду №401. Водители, пользующиеся ею постоянно, имеют на лобовом стекле автомобиля специальное регистрирующее устройство, распознающее номер автомобиля и текущий счёт водителя на право пользования этой автострадой. У тех водителей, у которых нет такого права, при каждом въезде на автостраду снимается 3 канадских доллара и далее, в зависимости от пройденного ими километража, присылается им квитанция на оплату. Поражает организация пересадочного движения с метрополитена на другие виды транспорта. Например, покупая билет на метро от конечной станции Finch (2,75 кан. $) для синьоров (пенсионеров), едем до конечной станции Union на границе центра города, и здесь, переходя буквально за стенку тоннеля, попадаем на один из двух маршрутов трамвая (street car), который вывозит из тоннеля до нужной остановки в центре города. Обратный путь может выглядеть следующим образом: с билетом (2,75 кан.$) заходим в трамвай, на котором спускаемся  на ближайшую станцию метрополитена; здесь садимся в поезд нужного направления и следуем до нужной остановки; далее, поднимаясь наверх без покупки нового билета, садимся в автобус, остановка которого находится под крышей станции метро, и едем до места назначения. Всё это с минимальной затратой времени на пересадки и одноразовым билетом.

Интересная организация движения скоростных автобусов Viva, которые останавливаются только на специально оборудованных для них остановках (пропуская другие остановки), на которых в автомате вы можете купить и закомпостировать билет, дающий право проезда в течение двух часов. Одновременно на полосах автобуса Viva установлены знаки car pool, разрешающие на эту полосу заезжать легковым автомобилям, в которых два и более пассажиров. По пути своего следования Viva может отклониться от маршрута и заехать в новый жилой район (0,5 км от трассы), где оборудован специальный остановочный пункт островного типа.

Интересно нововведение в жилых микрорайонах, где перед перекрёстками независимо от категорий пересекающихся улиц, установлен знак «STOP», с табличкой “All ways”, дающий право приоритетного проезда водителю, который первым подъехал к перекрёстку. Интересно работает система «kiss and ride»: жена подъехала к станции метро встречать мужа с работы; ее пустят на стоянку бесплатно, где она имеет право ожидать, не выходя из автомобиля не более 10 минут.

Есть и другие нововведения, но и сказанного достаточно, чтобы более подробно изучить опыт Канады для совершенствования ОДД в наших условиях. 


© S.Waksman, 2002