Городской
общественный транспорт Торонто (Канада)
Н.В.
Курис (Канада), Е.А. Рейцен (Украина)
Даётся краткий обзор
состояния городского общественного транспорта Торонто
Торонто
– самый большой по площади (около 700 км2)
и по численности населения (более 3 млн. жителей)
город Канады, расположен в южной части провинции Онтарио.
Начиная с 50-х годов ХХ в., в Торонто наблюдался устойчивый
прирост населения (50 тыс. человек ежегодно), благодаря
чему в городе уже в 1975 г. проживала 1/10 часть
населения Канады. Пассажироперевозки общественным
транспортом организованы в Торонто в 1921
г. Одновременно с открытием
движения на первых линиях трамвая был образован орган,
координирующий функционирование и дальнейшее развитие
общественного транспорта – Транспортная Комиссия Торонто.
Вскоре после открытия движения на линиях трамвая в
Торонто, в основном в районах с низкой плотностью
населения, было организовано несколько автобусных
маршрутов. Благодаря интенсивному и планомерному развитию
общественного транспорта уже к 1938
г. маршрутами трамвая были связаны
практически все районы Торонто.
В 1953 г. в городскую агломерацию
Торонто вошли 12 пригородных районов, и площадь зоны
транспортного обслуживания увеличилась почти в восемь
раз. Увеличение территории Торонто поставило перед
Транспортной Комиссией сложную задачу по организации
перевозок между периферийными районами города. В момент
образования агломерации, суммарный ежегодный пробег
подвижного состава
ГОТ Торонто достигал 115 млн. км при численности
населения ядра агломерации 1,3 млн. человек; после
образования агломерации численность населения ядра
увеличилась до 2,2 млн. человек. В результате количественного
(прокладка новых линий трамвая и организация новых
автобусных маршрутов) и качественного (строительство
в Торонто метрополитена) развития к 1974 г. суммарный пробег подвижного
состава ГОТ Торонто возрос почти вдвое. В 1975 году
на маршрутах ГОТ Торонто эксплуатировалось 498 вагонов
метрополитена, 389 трамвайных вагонов, 151 троллейбус
и 1210 автобусов. Движение поездов на первой линии
метрополитена Торонто было открыто в 1954 году.
Следует упомянуть, что в Торонто
впервые в мире в 1959 году (тогда в нем проживало
1,6 млн. жителей и было зарегистрировано 625000 автомобилей,
т.е. уже тогда уровень автомобилизации составлял 390
автомобилей на 1000 жителей) осуществлён эксперимент
по введению АСУД в одном из районов города размером
0,8 х 2,72 км, насчитывавшем 16
регулируемых перекрёстков. Эксперимент продолжался
до 1961 года, после чего выяснилось, что использование
АСУД для координации транспортных потоков принесло
следующий эффект: средние задержки в утренние часы
пик снизились на 25%, а в вечерние – на 11%; скорости
движения в часы пик повысились с 19,2 – 20,8 до 25,6
км/ч; объём движения вырос на 20% при тех же задержках.
Полное включение АСУД произошло в 1965 году.
Основными мероприятиями, проводившимися
Транспортной Комиссией с целью изменения структуры
уличных транспортных потоков, были: устройство пересадочных
пунктов на несколько видов транспорта и автостоянок,
предназначенных для эксплуатации по системам park and ride и kiss and ride. Один из таких пересадочных пунктов был организован
перед въездом в центральную часть города, который имел пропускную способность 50–70 тыс. пассажиров
в сутки. 72% общего количества пассажиров использовали
этот пункт для пересадки с автобуса на метрополитен,
7% являлись водителями и пассажирами индивидуальных
легковых автомобилей, эксплуатировавшимся по системам park and ride и kiss and ride, 14% составляли жители близлежащих домов, которые
приходили на остановочный пункт пешком. Как показали
результаты транспортных обследований, примерно такое
же распределение наблюдалось и на других пересадочных
пунктах, оборудованных автостоянками для легковых
автомобилей.
Сейчас в Торонто действуют
четыре линии метро: жёлтая U-образная по направлению к
центру города (станция Union) вдоль улицы Yonge и обратно
вдоль University Av. с 32 станциями, 4 из которых
– пересадочные; зелёная, пересекающая жёлтую в трёх
местах с 31 станцией и 4 пересадочными из них; голубая,
являющаяся продолжением зелёной – 6 станций (1 пересадочная);
красная – перпендикулярно жёлтой линии – 5 станций
(1 пересадочная). Итак, сейчас в Торонто действует
74 станции метро.
Прибыв в международный аэропорт
Б.Пирсона, мы обратили внимание на то, что все три
терминала имеют отдельные въезды для автомобилей,
а по верху соединены недавно введенной в действие
линией монорельса. Выехав из аэропорта, попадаем на
первую автоматическую в Северной Америке автостраду
№401. Водители, пользующиеся ею постоянно, имеют на
лобовом стекле автомобиля специальное регистрирующее
устройство, распознающее номер автомобиля и текущий
счёт водителя на право пользования этой автострадой.
У тех водителей, у которых нет такого права, при каждом
въезде на автостраду снимается 3 канадских доллара
и далее, в зависимости от пройденного ими километража,
присылается им квитанция на оплату. Поражает организация
пересадочного движения с метрополитена на другие виды
транспорта. Например, покупая билет на метро от конечной
станции Finch (2,75 кан. $) для синьоров
(пенсионеров), едем до конечной станции Union на границе центра города, и
здесь, переходя буквально за стенку тоннеля, попадаем
на один из двух маршрутов трамвая (street car), который вывозит из тоннеля
до нужной остановки в центре города. Обратный путь
может выглядеть следующим образом: с билетом (2,75
кан.$) заходим в трамвай, на котором спускаемся
на ближайшую станцию метрополитена; здесь садимся
в поезд нужного направления и следуем до нужной остановки;
далее, поднимаясь наверх без покупки нового билета,
садимся в автобус, остановка которого находится под
крышей станции метро, и едем до места назначения.
Всё это с минимальной затратой времени на пересадки
и одноразовым билетом.
Интересная организация движения
скоростных автобусов Viva, которые останавливаются только
на специально оборудованных для них остановках (пропуская
другие остановки), на которых в автомате вы можете
купить и закомпостировать билет, дающий право проезда
в течение двух часов. Одновременно на полосах автобуса
Viva установлены
знаки car pool, разрешающие на эту полосу
заезжать легковым автомобилям, в которых два и более
пассажиров. По пути своего следования Viva может отклониться от маршрута и заехать в новый жилой
район (0,5
км от трассы), где оборудован
специальный остановочный пункт островного типа.
Интересно нововведение в жилых
микрорайонах, где перед перекрёстками независимо от
категорий пересекающихся улиц, установлен знак «STOP», с табличкой “All ways”, дающий право приоритетного проезда водителю, который
первым подъехал к перекрёстку. Интересно работает
система «kiss and ride»: жена подъехала к станции
метро встречать мужа с работы; ее пустят на стоянку
бесплатно, где она имеет право ожидать, не выходя
из автомобиля не более 10
минут.
Есть и другие нововведения,
но и сказанного достаточно, чтобы более подробно изучить
опыт Канады для совершенствования ОДД в наших условиях.