Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 

Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.ru Коммтел: компьютеры, сети, телекоммуникации
 

Материалы X международной (тринадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14 - 15 июня 2004 года

Современный общественный пассажирский транспорт г. Минска

Ф.Г. Глик

По состоянию на октябрь 2001г. в Минске сложились сеть из 158 маршрутов автобуса, 66 – троллейбуса и 9 – трамвая. За маршрутами наземного транспорта закреплено в (соответствии с расписанием движения) 171 трамвайный вагон, 800 троллейбусов и 842 автобуса с общей вместимостью при 5 чел. на м2 свободной площади пола салона соответственно 20,35-72,76-76,24 тыс. мест. Средняя вместимость троллейбуса и автобуса (при той же норме наполнения) практически не отличается (90,95 и 90,55 мест) и несколько ниже средней вместимости трамвая (119 мест). По предоставленному в час «пик» общему количеству пассажиро-мест лидирует автобус (45%), затем троллейбус (43%) и трамвай (12%).
Исходя из наиболее приемлемого режима работы водителей наземного транспорта и соблюдения графика движения подвижного состава на маршруте (до 120 минут на оборотный рейс), только 13 маршрутов (5,6%) требует пересмотра.
Оценка интервалов движения наземного транспорта показывает, что 59,8% всех городских маршрутов являются для пассажиров неудобными (более 10минут), в том числе трамвайные – 44,4%, троллейбусные – 28,8% и автобусные – 73,5%. Избежать такого положения можно путем сокращения протяженности длинных или объединения достаточно совмещенных между собой коротких маршрутов.
По эксплуатационной скорости движения подвижного состава на маршрутах резко выделяется трамвай - не более 16 км/час. С аналогичной скоростью троллейбусы работают на 31,8% маршрутах и автобусы – на 8% маршрутах. Таким образом, самый высокопровозной вид транспорта – трамвай теряет свою привлекательность из-за больших затрат времени пассажирами на поездку.
Основные характеристики маршрутной системы наземного пассажирского транспорта и метрополитена приведены в табл.1 Материалами обследования установлено, что максимальные пассажиропотоки в час «пик» складываются на подходах к конечным станциям метрополитена (9,5-11 тыс. пассажиров), на выходах в сторону центра города из жилых районов, не имеющих подвода линий метрополитена (6-10тыс. пассажиров), на отдельных магистральных улицах (5-10тыс. пассажиров). Эти величины пассажиропотоков указывают на необходимость развития линий метрополитена в районы города, на связях с которыми исчерпывается пропускная способность улиц и суммарная провозная способность двух видов транспорта – троллейбуса и автобуса.
На ряде магистральных улиц в соответствии со строительными нормами Беларуси (СНБ) требуется выделение отдельных полос движения для троллейбусов и автобусов (при сетевых интервалах 80 сек. и менее). Линии трамвая имеют довольно значительный резерв пропускной способности.
Загрузка основных узлов транспортной сети характеризуется коэффициентами внутричасовой неравномерности пассажиропотоков (по 15-ти минутным интервалам) и колеблющимися от 1,05 до 1,45 (в среднем 1,2 – 1,3). Снижение этой неравномерности, а, следовательно, нагрузки на пассажирский транспорт, может быть достигнуто в отдельных случаях путем рассредоточения времени начала работы (учебы) предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений, расположенных в зоне пешеходной доступности рассматриваемого транспортного узла, а также за счет совершенствования расписания движения подвижного состава на маршрутах.
Обследование пассажиропотоков позволило получить с достаточной достоверностью данные, необходимые для расчета потребного количества подвижного состава на маршрутах трамвая, троллейбуса и автобуса в утренние часы «пик». Максимальная нагрузка во внутригородских перевозках в целом для всех видов транспорта приходится с 7 до 8, на некоторых маршрутах трамвая, троллейбуса и автобуса - с 8 до 9.
Загрузку различных видов наземного ГОТ можно оценить по количеству человек на м2 свободной площади пола в час «пик», которая составила для трамвая (поезда) – 4, троллейбуса – 5,5, автобуса – 6,1 и в среднем для ГОТ– 5,6.
Сводные основные показатели работы всех видов ГОТ за 2001 год представлены в табл.2.

Табл.1.Основные характеристики маршрутной системы общественного пассажирского транспорта г.Минска (по расписанию на октябрь 2001г.)
Наименование показателей
Единицы
измерения
Величина показателей по видам транспорта
метрополитен
трамвай
троллейбус
автобус
Количество маршрутов, линий метрополитена
единиц
2
9
66
158
Средняя протяженность маршрута, линии
метрополитена
км
11,9
10,1
10,4
12,4
Количество подвижного состава на линии в часы "пик" по расписанию:
- поездов, троллейбусов, автобусов
единиц
38
121
800
842
- одиночных вагонов, троллейбусов, автобусов
единиц
152
171
800
842
Фактическая вместимость подвижного состава на линии в час "пик" (при норме 5 человек на м2 свободной площади пола салона):
- общая
тыс мест
27,4
20,4
72,8
76,2
- одиночного вагона, троллейбуса, автобуса
мест
180
119
91
91
Эксплутационная скорость
км/час
36,7
14,7
16,5
17,5
Средний интервал движения подвижного состава на маршруте в час "пик"
минут
2
6,1
6,5
17
Средний сетевой интервал движения
подвижного состава в час "пик"
минут
2
1,6
2
3,4
Среднесуточная продолжительность
работы единицы подвижного состава
часов
12,3
12,1
11,6
11,6
Коэффициент маршрутной совмещенности
-
3,8
3,3
5

 

Табл.2. Основные показатели работы общественного пассажирского транспорта г.Минска за 2001г. (население – 1712,6 тыс.чел.; освоенная территория – 217,5 км2)
Наименование показателей
Единицыизмерения
Величина
В том числе по видам транспорта
метро
трамвай
тролл-с
автобус
Протяжённость транспортной сети
км
422
23,7
25
201,1
401,4
- с учетом метрополитена
км
426,2
Плотность транспортной сети
(в пределах городской черты)
км/км2
1,85
0,11
0,12
0,92
1,85
- с учетом метрополитена
км/км2
1,96
Годовой объём пассажироперевозок:
-- с учётом материалов обследован.
млн.пасс.
1122,9
297,11
66,1
356,5
403,2
-- по статотчётности
млн.пасс.
1014,58
270,242
72,56
334,07
337,71
Доля видов транспорта в пассажиро-перевозках:
-- с учётом материалов обследован.
%
100
26,5
5,9
31,7
35,9
-- по статотчётности
%
100
26,6
7,2
32,9
33,3
Годовая транспортная работа:
-- с учётом материалов обследован.
млн.пасс.-км
4408,1
1464,7
173,8
1172,9
1596,7
-- по статотчётности
млн.пасс.-км
-
-
-
-
1279,9
Средняя дальность маршрутной поездки пассажира:
-- с учётом материалов обследован.
км
3,9
4,93
2,63
3,29
3,96
-- по статотчётности
км
-
-
-
-
3,79
Инвентарное количество подвижного состава:
-- поездов, троллейбусов, автобусов
единиц
2482
44
152
1004
1280
-- одиночных вагонов, троллейбусов, автобусов
единиц
2685
176
225
1004
1280
Коэффициент выпуска подвижного состава на линию
0,741
0,864
0,759
0,776
0,708
Годовые удельные показатели на 1км транспортной сети (с учётом мате-риалов обследований):
-- пассажиров
млн.пасс
2,64
12,54
2,64
1,77
1,01
-- пассажиро-км
млн.пасс-км
10,34
61,8
6,95
5,83
3,98
-- подвижного состава в движении
единиц
4,3
1,6
3,31
3,87
2,26
Удельные показатели на единицу подвижного состава (поезд) в движении (с учетом материалов обследований):
-- пассажиров в год
тыс.
610,6
7818,4
572,9
457,6
44,9
-- пассажиро-км в год
тыс.
2438,2
38544,7
1506,5
1505,5
1761,9
Средние затраты времени на одно передвижение с использованием общественного пассажирского транспорта
минут
41,8
Коэффициент пересадочности
1,373
1,18
Коэффициент неравномерности по месяцам
1,08
1,11
1,1
1,06
1,09
Примечание: 1 количество поездок с учётом пересадок; 2 количество пассажиров, вошедших на станции; 3 включая пересадки на метрополитене (на наземном транспорте-1,45).