Транспортные системы городов: региональные и городские законодательные акты и программы

ЗАКОН

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 4 июня 1999 года N 34-ЗС


Об автомобильных дорогах Ростовской области
(с изменениями на 25 декабря 2003 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Ростовской области от 14 мая 2001 года N 150-ЗС (Наше время, 25.05.2001);
Законом Ростовской области от 25 декабря 2003 года N 63-ЗС (Наше время, N 292-293, 31.12.2003).
____________________________________________________________________

Принят
Законодательным Собранием
25 мая 1999 года

Раздел I. Общие положения


Статья 1. Назначение закона и сфера его действия

Настоящий Закон определяет:

- правовые, финансово-экономические и организационные основы регулирования отношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в сфере дорожного хозяйства на территории области;

- статус и виды автомобильных дорог области, обязанности, права и ответственность органов, ведающих автомобильными дорогами, а также организаций и граждан, пользующихся автомобильными дорогами;

- правила пользования автомобильными дорогами и их охраны, требования к обустройству автомобильных дорог, созданию необходимых условий труда и отдыха пользователей дорог и обслуживанию пассажиров на территории области;

- совершенствование и эффективное функционирование автомобильных дорог как важнейшее условие развития общества и экономики Ростовской области;

- единую систему государственного регулирования и функционирования дорожного хозяйства на территории области.

Действие настоящего Областного закона распространяется на все автомобильные дороги, находящиеся на территории области.

Статья 2. Правовое регулирование дорожного хозяйства

Настоящий Областной закон основывается на Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве и Уставе Ростовской области.

Нормативные правовые акты органов государственной власти Ростовской области, местного самоуправления, детализирующие положения и принципы настоящего Областного закона, не могут ему противоречить. В случае противоречия действуют положения данного Областного закона.

Имущественные и личные неимущественные отношения в сфере дорожного хозяйства на территории области регулируются федеральным законодательством, а также настоящим Областным законом.

Статья 3. Принципы функционирования дорожного хозяйства

Функционирование дорожного хозяйства осуществляется на основе следующих принципов:

- приоритета жизни и здоровья граждан над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

- программно-целевого подхода к деятельности дорожного хозяйства;

- ограничения монополистической деятельности и развития конкуренции;

- подотчетности, подконтрольности дорожных предприятий органам государственной власти области и органам местного самоуправления в пределах их полномочий без вмешательства этих органов в предпринимательскую и производственно-хозяйственную деятельность дорожных предприятий.

Статья 4. Основные понятия и термины

Понятия и термины, используемые в настоящем областном Законе, имеют следующие значения:

- автомобильные дороги - комплекс функционально связанных конструктивных элементов и инженерных сооружений, обеспечивающий непрерывное безопасное движение автомобилей и других транспортных средств с установленными скоростями, нагрузками и габаритами, а также участки земель, предоставленные для размещения этого комплекса, и воздушное пространство в пределах полосы отвода;

- дорожные органы - организации, уполномоченные органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ростовской области осуществлять функции управления дорожным хозяйством;

- дорожное хозяйство - производственно-хозяйственный комплекс, включающий сеть автомобильных дорог Ростовской области, предприятия, организации и учреждения, осуществляющие научные исследования, изыскания, проектирование, строительство (реконструкцию), ремонт, содержание, выпуск дорожно-строительных материалов и конструкций, обследования, испытания автомобильных дорог и управление ими;

- земли автомобильных дорог - участки земель (включая полосу отвода), предоставляемые в постоянное или срочное пользование, в том числе в аренду, дорожным органам либо гражданам и юридическим лицам - собственникам автомобильных дорог - для размещения автомобильных дорог, обеспечения их строительства, реконструкции и эксплуатации, а также под здания и сооружения, необходимые для обслуживания участников дорожного движения;

- полоса отвода - земли, предоставляемые для размещения конструктивных элементов и сооружений автомобильной дороги, а также зданий, сооружений, защитных и декоративных лесонасаждений и устройств, необходимых для ее обслуживания и эксплуатации;

- придорожные полосы - зоны вдоль автомобильных дорог общего пользования с особыми условиями использования земель, необходимыми для строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог, исходя из перспективы их развития и размещения объектов дорожной инфраструктуры;

- пользователи автомобильных дорог - граждане и юридические лица, являющиеся участниками дорожного движения;

- владельцы автомобильных дорог - дорожные органы и другие юридические и физические лица, являющиеся собственниками автомобильных дорог или осуществляющие управление на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления.

Раздел II. Виды и учет автомобильных дорог Ростовской области


Статья 5. Классификация автомобильных дорог

Автомобильные дороги подразделяются по форме собственности на государственные (общего пользования и ведомственные), муниципальные и частные.

Техническая классификация автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами органов исполнительной власти Российской Федерации и Ростовской области.

Статья 6. Государственные автомобильные дороги (общего пользования и ведомственные).

К автомобильным дорогам общего пользования относятся внегородские федеральные и территориальные автомобильные дороги.

К ведомственным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, переданные в хозяйственное ведение или оперативное управление государственным органам и организациям в интересах решения государственных задач, а также обеспечивающие внутрипроизводственные и другие технологические перевозки, в том числе и на сельскохозяйственных предприятиях.

Порядок доступа на ведомственные дороги устанавливают собственники этих дорог.

Статья 7. Муниципальные автомобильные дороги

К муниципальным дорогам относятся расположенные в городских и сельских поселениях улицы, проезды, линии общественного транспорта и дороги местного значения, обеспечивающие транспортные связи в пределах границ муниципальных образований.

Сеть муниципальных дорог является составной частью инженерной инфраструктуры городских и сельских поселений и формируется на основе генеральных планов их развития.

Статья 8. Частные автомобильные дороги

К частным относятся автомобильные дороги, являющиеся собственностью организаций или граждан, использующиеся ими для собственных нужд или осуществления предпринимательской деятельности.

Порядок доступа на частные дороги устанавливают собственники этих дорог.

Статья 9. Наименование и индексация автомобильных дорог

Всем автомобильным дорогам области присваиваются наименования и индексы (условные обозначения).

Наименование автомобильной дороги общего пользования состоит из названий начального и конечного пунктов, являющихся главными пассажиро- и грузообразующими точками данного направления, а при необходимости и названий промежуточных населенных пунктов, указывающих направление автомобильной дороги.

Индексы автомобильных дорог общего назначения состоят из букв русского алфавита и цифр. Индексы автомобильных дорог являются их информационным указателем на местности и на картах.

Наименования и индексы международных автомобильных дорог, проходящих по территории области, устанавливаются международными соглашениями.

Наименования и индексы федеральных автомобильных дорог устанавливаются органами исполнительной власти Российской Федерации по представлению федерального дорожного органа.

Наименования и индексы областных автомобильных дорог устанавливаются органами исполнительной власти области по согласованию с федеральным дорожным органом.

Наименования и индексы ведомственных автомобильных дорог устанавливаются органами и предприятиями, в ведении которых они находятся.

Наименования и обозначения муниципальных дорог могут при необходимости устанавливаться органами местного самоуправления.

Собственник вправе устанавливать наименование частной дороги.

Статья 10. Исчисление расстояний на автомобильных дорогах общего пользования

Исчисление расстояний на автомобильных дорогах общего пользования производится в соответствии с законодательством между условными начальными и конечными точками отсчета, за которые принимаются :

- для областных дорог, выходящих из города Ростова-на-Дону, - здание главпочтамта;

- для дорог, соединяющих населенные пункты, - почта либо государственные, общественные здания или сооружения, расположенные в центре населенного пункта;

- для дорог, соединяющих другие автомобильные дороги общего пользования или примыкающих к ним, - пересечение осей сопрягающихся дорог;

- для дорог, соединяющих географические, исторические и другие объекты, - границы этих объектов.

В протяженность автомобильной дороги включается протяженность участков городских дорог и улиц, по которым осуществляется транзитный проезд автотранспорта.

Статья 11. Государственный учет автомобильных дорог

Государственные автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При государственном учете автомобильных дорог для перспектив развития, осуществления мер по повышению эффективности пользования автомобильными дорогами производится учет их протяженности, оценка интенсивности движения, состояния и других показателей.

Государственный учет автомобильных дорог общего пользования осуществляется по единой системе, устанавливаемой федеральным дорожным органом и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.

Раздел III. Управление дорожным хозяйством


Статья 12. Основы управления дорожным хозяйством области

Управление дорожным хозяйством области осуществляется на основе разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Ростовской области, органами местного самоуправления, а также полномочий между органами законодательной и исполнительной власти области.
(Статья дополнена с 25 мая 2001 года Законом Ростовской области от 14 мая 2001 года N 150-ЗС. - См. предыдущую редакцию).

Статья 13. Разграничение предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Ростовской области

Перечень вопросов, находящихся в исключительном ведении федеральных органов государственной власти и в совместном ведении органов государственной власти Российской Федерации и Ростовской области, определяется федеральным законодательством.

Вне пределов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения органы государственной власти Ростовской области обладают всей полнотой полномочий.

Статья 14. Система органов государственной власти Ростовской области, осуществляющих управление дорожным хозяйством, и их полномочия

Государственное управление дорожным хозяйством области осуществляется на основе разграничения полномочий между органами законодательной и исполнительной власти области.

Законодательное Собрание области осуществляет:

- принятие законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в дорожном хозяйстве области;

- абзац исключен с 25 мая 2001 года Законом Ростовской области от 14 мая 2001 года N 150-ЗС, - см. предыдущую редакцию;

- утверждение программ развития дорожного хозяйства области, финансируемых за счет средств областного бюджета и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 25 мая 2001 года Законом Ростовской области от 14 мая 2001 года N 150-ЗС, - см. предыдущую редакцию);

- внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроектов по вопросам совершенствования дорожного хозяйства;

- иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ростовской области.

Администрация области осуществляет:

- единую государственную политику в дорожном хозяйстве на территории области;

- разработку программ развития дорожного хозяйства области, финансируемых за счет средств областного бюджета и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 25 мая 2001 года Законом Ростовской области от 14 мая 2001 года N 150-ЗС, - см. предыдущую редакцию);

- определение показателей отнесения территориальных автомобильных дорог к дорогам общего пользования;

- утверждение перечня территориальных автомобильных дорог общего пользования;

- контроль за использованием средств, направляемых в соответствии с настоящим Областным законом на финансирование и развитие дорожного хозяйства области (абзац в редакции, введенной в действие с 25 мая 2001 года Законом Ростовской области от 14 мая 2001 года N 150-ЗС, - см. предыдущую редакцию);

- представление Законодательному Собранию предложений по финансированию дорожного хозяйства области;

- принятие нормативных актов по вопросам содержания, ремонта, реконструкции, строительства и охраны автомобильных дорог, ограничения и прекращения движения по автомобильным дорогам, установление особого режима хозяйственной деятельности в придорожных зонах автомобильных дорог;

- иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ростовской области.

Статья 15. Предметы ведения органов местного самоуправления

В ведении органов местного самоуправления находятся:

- разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на развитие и совершенствование муниципальных дорог и улиц;

- управление муниципальными дорогами и имуществом, необходимым для их эксплуатации;

- формирование сети муниципальных дорог, линий общественного транспорта и организация их эксплуатации;

- организация дорожного движения на муниципальных дорогах и улицах.

Статья 16. Система дорожных органов

Управление дорожным хозяйством на территории области осуществляется федеральным, областным и муниципальными дорожными органами, созданными соответствующими органами исполнительной власти и местного самоуправления.

Статья 17. Областной дорожный орган

Администрация области в пределах своих полномочий осуществляет управление дорожным хозяйством через специализированный дорожный орган, созданный в соответствии с Уставом Ростовской области.

Правовой статус областного дорожного органа и его работников, порядок создания, реорганизации и ликвидации определяются Главой Администрации (Губернатором) области в соответствии с действующим законодательством.

Статья 18. Соглашения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Ростовской области и органов местного самоуправления по вопросам управления дорожным хозяйством

Органы государственной власти Ростовской области могут заключать соглашения с федеральными органами государственной власти по вопросам:

- взаимодействия по реализации межгосударственных, федеральных программ развития дорожного хозяйства;

- предоставления субвенций и дотаций из федерального бюджета (абзац в редакции, введенной в действие с 25 мая 2001 года Законом Ростовской области от 14 мая 2001 года N 150-ЗС, - см. предыдущую редакцию);

- других совместных действий по управлению дорожным хозяйством.

Органы государственной власти Ростовской области могут заключать соглашения с органами местного самоуправления по вопросам совместных действий в управлении дорожным хозяйством области в рамках законодательства.

Статья 19. Лицензирование дорожной деятельности
(Статья утратила силу с 31 декабря 2003 года
Законом Ростовской области от 25 декабря 2003 года N 63-ЗС. -
См. предыдущую редакцию)



Статья 20. Сертификация материалов, конструкций, изделий, приборов и оборудования

Используемые при выполнении дорожных работ на автомобильных дорогах материалы, конструкции, изделия, приборы, оборудование и средства измерений должны иметь сертификаты установленной формы.

Порядок сертификации материалов, конструкций, изделий, приборов и оборудования устанавливается законодательством Российской Федерации.

Раздел IV. Экономические основы дорожного хозяйства


Статья 21. Имущество автомобильных дорог

В состав имущества автомобильных дорог общего пользования включаются автомобильные дороги, сооружения и оборудование, необходимые для их эксплуатации и управления, а также земли автомобильных дорог. Имущество автомобильных дорог общего пользования находится исключительно в государственной собственности и закрепляется за соответствующими дорожными органами на праве оперативного управления.

Областной дорожный орган вправе приобретать за счет средств областного бюджета имущество, необходимое для управления и эксплуатации автомобильных дорог общего пользования (часть в редакции, введенной в действие с 25 мая 2001 года Законом Ростовской области от 14 мая 2001 года N 150-ЗС, - см. предыдущую редакцию).

Состав имущества муниципальных, ведомственных и частных автомобильных дорог определяется их собственниками в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть дополнена с 25 мая 2001 года Законом Ростовской области от 14 мая 2001 года N 150-ЗС, - см. предыдущую редакцию).

Муниципальные дорожные органы вправе приобретать за счет средств соответствующих местных бюджетов имущество, необходимое для эксплуатации муниципальных автомобильных дорог.

Статья 22. Распоряжение имуществом автомобильных дорог

Автомобильные дороги общего пользования и земли автомобильных дорог общего пользования не могут быть предметом купли-продажи, мены, дарения, вноситься в качестве вклада в уставный капитал юридического лица и отчуждаться иными способами за исключением случаев, специально предусмотренных законодательством Российской Федерации и Ростовской области.

Изменение форм собственности автомобильных дорог общего пользования без передачи их частным лицам допускается в случае, когда такое изменение согласуется с установленной разделом II настоящего Областного закона классификацией автомобильных дорог, и производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Ростовской области.

Участки автомобильных дорог общего пользования, проходящие через городские и сельские поселения, подлежат передаче в муниципальную собственность после завершения строительства и приемки в эксплуатацию участков автомобильных дорог в обход этих поселений.

При изменении формы собственности автомобильной дороги новый владелец вправе требовать от прежнего владельца приведения автомобильной дороги в состояние, отвечающее установленным требованиям и обеспечивающее безопасность дорожного движения.

Распоряжение иным имуществом автомобильных дорог общего пользования осуществляется органом, специально уполномоченным на это собственником имущества, по согласованию с соответствующим дорожным органом.

Часть имущества, находящегося в государственной собственности и используемого для обслуживания автомобильных дорог общего пользования, может быть передана в аренду гражданам и юридическим лицам в установленном порядке, если такая передача не приводит к снижению уровня эксплуатации автомобильной дороги.

Порядок распоряжения имуществом муниципальных, ведомственных и частных автомобильных дорог определяется их собственниками в соответствии с действующим законодательством.

Статья 23. Финансирование дорожного хозяйства

Источниками финансирования автомобильных дорог общего пользования являются средства федерального и областного бюджетов, а также другие источники, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Источниками финансирования муниципальных автомобильных дорог являются бюджеты муниципальных образований и другие источники, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Источниками финансирования ведомственных автомобильных дорог являются средства ведомств, на балансе которых находятся дороги, а также другие источники, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Источниками финансирования частных автомобильных дорог являются средства их собственников, а также другие источники, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Распоряжение средствами областного бюджета, направляемыми на финансирование дорожного хозяйства, осуществляет областной дорожный орган.
(Статья в редакции, введенной в действие с 25 мая 2001 года Законом Ростовской области от 14 мая 2001 года N 150-ЗС. - См. предыдущую редакцию).

Раздел V. Земли автомобильных дорог


Статья 24. Земли автомобильных дорог

Земли под автомобильные дороги общего пользования предоставляются в постоянное бессрочное пользование. В соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю" с земельных участков, занятых федеральными автомобильными дорогами общего пользования, земельный налог не взимается. Освобождение от земельного налога земельных участков, занятых территориальными дорогами общего пользования, находится в компетенции Законодательного Собрания Ростовской области и представительных органов местного самоуправления в пределах сумм земельного налога, остающихся в их распоряжении.

Земли под муниципальные, ведомственные и частные автомобильные дороги отводятся в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и Ростовской области.

Для нужд развития дорожной сети приобретаются земли любой собственности в установленном законом порядке.

Для строительства и реконструкции дороги может быть зарезервирована полоса, где не допускается изменение характера хозяйственной деятельности без согласования с дорожным органом, по инициативе которого произведено резервирование.

Статья 25. Полоса отвода автомобильных дорог

Размер полосы отвода автомобильных дорог определяется исходя из размещения полного комплекса сооружений автомобильной дороги с учетом возможности ее эксплуатации, обслуживания участников дорожного движения, соблюдения безопасного функционирования автомобильной дороги, экологических, санитарных и иных норм.

Размер полосы отвода для вновь строящейся или реконструируемой автомобильной дороги определяется проектной документацией, разработанной на основании действующих нормативов, согласованной и утвержденной в установленном порядке.

Отвод участков осуществляется с учетом очередности их освоения в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и Ростовской области.

Статья 26. Придорожные полосы автомобильных дорог

Размер придорожных полос устанавливается нормативными актами органов исполнительной власти Российской Федерации и Ростовской области в зависимости от значимости автомобильных дорог.

Придорожные полосы используются для эксплуатации и развития автомобильных дорог на основании утвержденной в установленном порядке землеустроительной документации.

Статья 27. Порядок использования земель автомобильных дорог

Использование земель автомобильных дорог должно соответствовать градостроительным и экологическим требованиям, санитарным и иным нормам, установленным законодательством Российской Федерации и Ростовской области.

Без согласования с дорожными органами в придорожных полосах автомобильных дорог запрещается любое строительство, посадка лесных насаждений, установка рекламы, памятников, ритуальных сооружений и другие виды деятельности, ухудшающие эксплуатацию дороги, безопасность дорожного движения, нарушающие водоотвод или приводящие к эрозии почвы, подмыву берегов и русел рек под мостами и другими искусственными сооружениями.

Любые сооружения, коммуникации и насаждения, препятствующие эксплуатации дорожных сооружений, подлежат ликвидации в установленном порядке.

Особый режим использования земель в пределах придорожных полос предусматривает ряд ограничений при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах этих полос для создания нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и безопасности населения.

Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, должны быть уведомлены соответствующими органами местного самоуправления об особом режиме использования этих земель.

Земельные участки в пределах придорожных полос у их собственников, владельцев, пользователей и арендаторов не изымаются.

При передаче участков земель, попадающих в границы придорожных полос, другим юридическим и физическим лицам в собственность или аренду владельцы или собственники этих земель обязаны уведомить новых владельцев или собственников об особых условиях их использования, что должно быть отражено в документах на право владения собственностью или договорах аренды.

Раздел VI. Общие условия прокладки и переустройства коммуникаций на автомобильных дорогах


Статья 28. Пересечения и примыкания автомобильных дорог с другими автомобильными дорогами

Строительство, реконструкция и ремонт примыканий и пересечений автомобильных дорог с другими автомобильными дорогами допускаются в местах, согласованных соответствующим дорожным органом, собственниками ведомственных и частных автомобильных дорог, при наличии проектной документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке.

Затраты, связанные с устройством пересечений и примыканий, несет заказчик, осуществляющий данные работы.

Статья 29. Пересечение автомобильных дорог с железными дорогами

Места пересечения автомобильных дорог с железными дорогами определяются в соответствии со стандартами, техническими нормами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области.

На пересечениях железных дорог в разных уровнях владельцы искусственных сооружений обязаны осуществлять комплекс мер по содержанию и ремонту для обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспорта.

Работы по устройству пересечений автомобильных дорог с железными дорогами, связанные с ремонтом и реконструкцией существующих или строительством новых железнодорожных линий, осуществляются за счет средств владельцев железных дорог. В случаях, когда устройство таких пересечений вызвано строительством новых или расширением существующих автомобильных дорог, устройство пересечений осуществляется за счет средств владельцев автомобильных дорог.

Решения о закрытии или открытии переездов через железные дороги в одном уровне принимаются Администрацией области с учетом совместного заключения Государственной инспекции безопасности дорожного движения, соответствующих дорожных органов, собственников ведомственных и частных автомобильных и железных дорог и согласования с органами местного самоуправления.

Статья 30. Порядок устройства коммуникаций на автомобильных дорогах

Порядок устройства пересечений автомобильных дорог с транспортными и инженерными коммуникациями регулируется настоящим Областным законом, стандартами, техническими нормами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области.

Запрещается прокладка любых коммуникаций в полосе отвода, в придорожной зоне и через автомобильные дороги без согласования с соответствующим дорожным органом, собственниками ведомственных и частных автомобильных дорог.

Ранее проложенные в полосе отвода и в придорожной зоне автомобильных дорог коммуникации должны приводиться в соответствие с действующими нормативами за счет средств владельцев коммуникаций.

Заказчики, осуществляющие прокладку транспортных и инженерных коммуникаций через автомобильные дороги, обязаны полностью возместить ущерб, причиненный в результате производства этих работ.

На транспортные и инженерные коммуникации, сооруженные с нарушением порядка, установленного стандартами, техническими нормами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области, распространяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, применяемые к самовольным постройкам.

При прокладке любых коммуникаций на землях автомобильных дорог и в придорожной полосе дорожные органы и собственники ведомственных и частных автомобильных дорог имеют право на осуществление контроля за проведением этих работ и участие в приемке в эксплуатацию.

Статья 31. Прокладка инженерных коммуникаций по дорожным сооружениям автомобильных дорог

В автодорожных тоннелях, по мостам, эстакадам и другим искусственным сооружениям автомобильных дорог прокладка инженерных коммуникаций осуществляется на основании разрешений и технических условий, выдаваемых соответствующими дорожными органами и собственниками ведомственных и частных автомобильных дорог.

Затраты на прокладку и реконструкцию коммуникаций, устройство необходимых для этих целей обустройств и сооружений, дополнительное усиление конструкций и дополнительные затраты на содержание автомобильных дорог несут собственники коммуникаций (часть дополнена с 25 мая 2001 года Законом Ростовской области от 14 мая 2001 года N 150-ЗС, - см. предыдущую редакцию).

При реконструкции, ремонте искусственных сооружений или изменении технических норм переустройство инженерных коммуникаций осуществляется за счет средств, предусмотренных на финансирование соответствующих дорожных работ, если иное не определено условиями договора на прокладку или переустройство инженерных коммуникаций (часть в редакции, введенной в действие с 25 мая 2001 года Законом Ростовской области от 14 мая 2001 года N 150-ЗС, - см. предыдущую редакцию).

Собственники коммуникаций обязаны обеспечивать их эксплуатацию в технически исправном состоянии в соответствии с нормами, исключающими порчу искусственных сооружений автомобильных дорог.

Раздел VII. Пользование автомобильными дорогами


Статья 32. Основы пользования автомобильными дорогами

На всех автомобильных дорогах, расположенных на территории Ростовской области, действуют единые правила дорожного движения и общие принципы пользования автомобильными дорогами, устанавливаемые законодательством Российской Федерации.

По автомобильным дорогам общего пользования и муниципальным дорогам обеспечивается беспрепятственный проезд технически исправных, удовлетворяющих требованиям экологической безопасности транспортных средств, зарегистрированных в установленном порядке, с допускаемыми, исходя из состояния автомобильных дорог, скоростями, нагрузками и габаритами.

Движение транспортных средств на гусеничном ходу или с металлическими шпорами по автомобильным дорогам общего пользования и муниципальным дорогам не допускается и должно осуществляться по специальным путям за пределами полосы отвода автомобильных дорог.

Статья 33. Нагрузки, габариты и скорость движения транспортных средств

Нагрузки и габариты транспортных средств устанавливаются государственными стандартами Российской Федерации в зависимости от категории автомобильных дорог. Скорости движения по автомобильным дорогам определяются правилами дорожного движения и устанавливаются исходя из обеспечения безопасности движения транспортных средств и пешеходов.

На автомобильных дорогах могут вводиться временные ограничения нагрузок, габаритов и скоростей движения транспортных средств в случаях проведения ремонтных и других работ, возникновения ситуаций, влияющих на безопасность дорожного движения, или возможности нанесения ущерба автомобильным дорогам.

Порядок введения временного ограничения движения на автомобильных дорогах устанавливается нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Ростовской области, органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их компетенции, и настоящим Областным законом.

Статья 34. Ограничение дорожного движения по погодно-климатическим условиям

В неблагоприятные по погодно-климатическим условиям периоды года органы исполнительной власти Ростовской области могут вводить временное ограничение движения транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 25 мая 2001 года Законом Ростовской области от 14 мая 2001 года N 150-ЗС, - см. предыдущую редакцию).

Пропуск транспортных средств с нагрузками на ось, превышающими установленные пределы, осуществляется по пропускам, выдаваемым соответствующими дорожными органами за плату, компенсирующую затраты на восстановление автомобильных дорог, с зачислением получаемых средств в соответствующие бюджеты (часть в редакции, введенной в действие с 25 мая 2001 года Законом Ростовской области от 14 мая 2001 года N 150-ЗС, - см. предыдущую редакцию).

Порядок введения временного ограничения движения и размеры платы, компенсирующей затраты на восстановление автомобильных дорог, устанавливаются органами исполнительной власти Российской Федерации, Ростовской области и местного самоуправления.

Пользователи автомобильных дорог должны быть заблаговременно уведомлены о сроках и порядке введения временного ограничения движения.

Статья 35. Пропуск транспортных средств со сверхнормативными нагрузками и габаритами

Пропуск транспортных средств с нагрузками, габаритами и скоростями, превышающими показатели, установленные по технико-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, осуществляется на основании разрешений, выдаваемых дорожными органами за плату в порядке, установленном органами исполнительной власти Российской Федерации, Ростовской области и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

Средства от взимания платы за пропуск по автомобильным дорогам транспортных средств со сверхнормативными нагрузками и габаритами зачисляются в соответствующие бюджеты (часть в редакции, введенной в действие с 25 мая 2001 года Законом Ростовской области от 14 мая 2001 года N 150-ЗС, - см. предыдущую редакцию).

Статья 36. Пропуск транспортных средств, перевозящих опасные грузы

Пропуск по автомобильным дорогам транспортных средств, перевозящих опасные грузы, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Статья 37. Проведение митингов, демонстраций, шествий, пикетирования и спортивных соревнований на автомобильных дорогах

Демонстрации и шествия на автомобильных дорогах организуются и проводятся в соответствии с действующим законодательством. Движение организованных пеших колонн осуществляется в соответствии с требованиями правил дорожного движения.

Спортивные соревнования организуются по разрешению дорожных органов и Государственной инспекции безопасности дорожного движения и проводятся в соответствии со специальными правилами.

Решения о проведении этих мероприятий на автомобильных дорогах должны приниматься с учетом обеспечения бесперебойной работы дорог.

Разрешение трудовых и социальных конфликтов, выражение политических протестов путем перекрытия автомобильных дорог не допускается.

Статья 38. Размещение рекламы и иных информационных устройств на автомобильных дорогах

Размещение наружной рекламы, иных информационных знаков и указателей, не относящихся к техническим средствам регулирования дорожного движения, не должно ухудшать условия безопасности дорожного движения.

Порядок их размещения, установки и оплаты определяются соответствующими органами государственной власти Ростовской области и органами местного самоуправления.

Размещение таких устройств на автомобильных дорогах допускается на основании разрешений, выдаваемых в установленном порядке, и договоров на размещение наружной рекламы.
(Статья в редакции, введенной в действие с 25 мая 2001 года Законом Ростовской области от 14 мая 2001 года N 150-ЗС. - См. предыдущую редакцию).

Статья 39. Организация дорожного сервиса

Автомобильные дороги должны быть обустроены объектами сервиса, предназначенными для обслуживания участников дорожного движения, в соответствии с комплексными программами, утверждаемыми в установленном порядке.

Размещение таких объектов выполняется в соответствии со стандартами и техническими нормами при соблюдении требований безопасности движения.

Правила и порядок размещения объектов сервиса определяются соответствующими органами исполнительной власти и местного самоуправления.

Статья 40. Осуществление юридическими и физическими лицами хозяйственной, предпринимательской и иных видов деятельности на автомобильных дорогах

Хозяйственная деятельность юридических и физических лиц на автомобильной дороге или в придорожной полосе не должна создавать препятствий движению транспортных средств и пешеходов, ухудшать условия безопасности дорожного движения. Хозяйственная деятельность осуществляется только в специально отведенных местах на основании разрешения, выдаваемого соответствующим дорожным органом либо собственником ведомственной или частной автомобильной дороги.

За выдачу разрешений на размещение объектов хозяйственной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования и в их придорожной полосе может взиматься плата в порядке и в размерах, устанавливаемых органами государственной власти Российской Федерации и Ростовской области в пределах своей компетенции. Полученные средства зачисляются в соответствующие бюджеты.
(Статья в редакции, введенной в действие с 25 мая 2001 года Законом Ростовской области от 14 мая 2001 года N 150-ЗС. - См. предыдущую редакцию).

Статья 41. Контроль за соблюдением правил пользования автомобильными дорогами

Контроль за соблюдением правил пользования автомобильными дорогами осуществляют в пределах своей компетенции дорожные органы, Государственная инспекция безопасности дорожного движения и другие органы исполнительной власти и местного самоуправления.

Раздел VIII. Правила эксплуатации автомобильных дорог


Статья 42. Нормы эксплуатации автомобильных дорог

Дорожные органы, владельцы ведомственных и частных дорог должны обеспечивать эксплуатацию автомобильных дорог в соответствии с требованиями стандартов и норм.

Дорожные органы обязаны осуществлять необходимые мероприятия с целью определения транспортно-эксплуатационного состояния, уровня содержания, надежности и безопасности, степени соответствия транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог установленным нормам и стандартам.

Статья 43. Выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог

Работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них выполняются специализированными дорожными организациями на основе контрактов (договоров) с дорожными органами.

Допускается привлечение физических и юридических лиц для выполнения отдельных видов работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог при наличии у них соответствующих лицензий.

Статья 44. Рациональное использование и охрана автомобильных дорог общего пользования

Рациональное использование и охрана автомобильных дорог общего пользования обеспечиваются:

- соблюдением установленного законодательством порядка пользования автомобильными дорогами и исключением случаев самовольного движения транспортных средств, не предназначенных для эксплуатации на автомобильных дорогах;

- своевременным прекращением или ограничением движения транспортных средств в случае явлений непреодолимой силы (пожаров, стихийных бедствий, блокады, военных действий, массовых волнений и беспорядков, забастовок) или по погодно-климатическим условиям;

- недопущением пересечения автомобильных дорог железными или другими автомобильными дорогами, каналами, газопроводами, нефтепроводами, линиями связи, электропередач и другими линейными сооружениями, прокладки этих сооружений вдоль автомобильных дорог в пределах полосы отвода, а также устройства примыканий к автомобильным дорогам и съездов с автомобильных дорог без согласования с дорожными органами;

- запрещением пользования несовместимого с назначением автомобильных дорог, за исключением случаев, оговоренных в настоящем Областном законе;

- предупреждением самовольного производства на землях автомобильных дорог изыскательских, топографических, геологоразведочных, горных, сельскохозяйственных и других работ, строительства зданий и сооружений, памятников и других ритуальных символов;

- предотвращением повреждений и загрязнения автомобильных дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.

Охрана автомобильных дорог осуществляется соответствующими органами исполнительной власти и местного самоуправления, владельцами ведомственных и частных дорог в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Статья 45. Охрана окружающей природной среды

При осуществлении дорожной деятельности обязательны соблюдения требований экологической безопасности и охраны здоровья населения.

Применение механизмов, оборудования, материалов, химических препаратов и веществ при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог допускается при наличии соответствующего экологического сертификата.

Статья 46. Государственный контроль и надзор за выполнением дорожных работ и состоянием автомобильных дорог

Государственный контроль за выполнением дорожных работ и состоянием автомобильных дорог осуществляется органами государственного контроля и надзора, соответствующими дорожными органами, органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами.

Статья 47. Мобилизационная подготовка автомобильных дорог

Мобилизационная подготовка автомобильных дорог осуществляется заблаговременно в мирное время в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения бесперебойного движения транспорта по автомобильным дорогам в военное время и во время чрезвычайных ситуаций.

Руководство мобилизационной подготовкой федеральных автомобильных дорог общего пользования осуществляется федеральным дорожным органом, а территориальных автомобильных дорог общего пользования - совместно федеральным и областным дорожными органами.

Раздел IX. Платные автомобильные дороги


Статья 48. Общие положения

Платные автомобильные дороги устраиваются в целях повышения уровня обслуживания пользователей, ускорения развития сети автомобильных дорог, в том числе путем привлечения дополнительных негосударственных инвестиций.

Устройство платных дорог допускается только при возможности альтернативного бесперебойного проезда в заданном направлении по существующей сети автомобильных дорог.

Земли, отводимые под строительство платных автомобильных дорог, должны использоваться только по прямому назначению.

Решение о строительстве платных дорог и порядок проведения конкурса инвестиционных проектов принимают федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Ростовской области и органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, на основе разработанного и утвержденного технико-экономического обоснования.

Финансирование строительства платных автомобильных дорог может осуществляться из средств федерального бюджета, областного бюджета, муниципальных бюджетов, кредитов банка и международных финансовых институтов, ценных бумаг, инвестиций и других источников (часть в редакции, введенной в действие с 25 мая 2001 года Законом Ростовской области от 14 мая 2001 года N 150-ЗС, - см. предыдущую редакцию).

Статья 49. Платные дороги

Органы государственной власти Ростовской области вправе принимать решения об эксплуатации на платной основе автомобильных дорог, находящихся в областной собственности, и передаче их на конкурсной основе в эксплуатацию. Порядок создания и эксплуатации платных автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Ростовской области.
(Статья в редакции, введенной в действие с 25 мая 2001 года Законом Ростовской области от 14 мая 2001 года N 150-ЗС. - См. предыдущую редакцию).

Статья 50. Размер платы за проезд

Размер платы за проезд устанавливается в зависимости от типа транспортных средств пользователей и фиксируется в принимаемых, в порядке, установленном настоящим Областным законом, решениях о создании платных дорог в форме некоммерческих организаций.

Органами исполнительной власти Ростовской области и местного самоуправления муниципальных образований могут устанавливаться льготы за проезд для отдельных категорий пользователей.

Раздел X. Права и обязанности дорожных органов и их должностных лиц, собственников ведомственных и частных автомобильных дорог


Статья 51. Обязанности дорожных органов и их должностных лиц, собственников ведомственных и частных автомобильных дорог

Дорожные органы и их должностные лица, собственники ведомственных и частных автомобильных дорог обязаны:

- обеспечивать выполнение стандартов и норм при содержании и ремонте, реконструкции и строительстве автомобильных дорог, безопасность дорожного движения;

- требовать от пользователей автомобильных дорог и других юридических и физических лиц соблюдения порядка пользования дорогами и выполнения правил охраны автомобильных дорог и правил дорожного движения;

- осуществлять меры по реализации принятых в установленном порядке решений об ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах;

- проводить анализ дорожно-транспортных происшествий, совершенных на автомобильных дорогах, находящихся в их ведении;

- обеспечивать сохранность имущества автомобильных дорог;

- в случаях, предусмотренных законодательством, направлять материалы о нарушениях законов и нормативных правовых актов в правоохранительные органы;

- предоставлять на конкурсной основе равный доступ на рынок дорожных работ организациям независимо от их форм собственности.

Статья 52. Права дорожных органов и их должностных лиц

Собственники автомобильных дорог, дорожные органы и их должностные лица имеют право:

- при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций пользоваться частными и ведомственными дорогами, временно занимать принадлежащие физическим и юридическим лицам земли для выполнения специальных и ремонтно-восстановительных работ, привлекать воинские формирования и материально-технические средства мобилизационных резервов для восстановления движения на автомобильных дорогах в установленном Правительством Российской Федерации порядке;

- вводить временные ограничения движения на время проведения дорожно-ремонтных работ;

- запрещать или приостанавливать проведение работ, осуществляемых без разрешения соответствующих дорожных органов или с нарушением нормативов и стандартов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

- пресекать несанкционированное использование земель автомобильных дорог, ликвидировать самовольно возведенные здания, сооружения, примыкания, пересечения, наружную рекламу, знаки, щиты и другие постройки в установленном законом порядке;

- запрещать или пресекать неразрешенную хозяйственную, предпринимательскую и иную деятельность на землях автомобильных дорог в установленном порядке;

- издавать нормативные акты, правила, рекомендации, а также выдавать предписания, обязательные к исполнению любыми физическими и юридическими лицами, по вопросам управления дорожным хозяйством в пределах своих полномочий;

- привлекать специальные подразделения для охраны автомобильных дорог и сооружений;

- обращаться в суд, арбитражный суд с исковыми заявлениями в защиту государственных интересов в дорожном хозяйстве;

- запрашивать и получать от организаций (их руководителей), органов исполнительной власти, местного самоуправления (их должностных лиц), организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, необходимые для осуществления своей деятельности сведения и документы.

Законодательством Российской Федерации и Ростовской области дорожный орган может быть наделен и иными правами.

Статья 53. Права собственников ведомственных и частных автомобильных дорог

Собственники ведомственных и частных автомобильных дорог на своих автомобильных дорогах имеют право:

- свободно владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им имуществом автомобильных дорог;

- вводить ограничения движения на время проведения дорожно-ремонтных работ;

- запрещать или приостанавливать проведение работ, осуществляемых без их разрешения или с нарушением нормативов и стандартов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

- ставить перед компетентными государственными органами вопрос о пресечении несанкционированного использования земель, отведенных под автомобильные дороги и придорожные полосы, о ликвидации самовольно возведенных зданий, сооружений, примыканий, пересечений, наружной рекламы, знаков, щитов и других построек;

- обращаться в судебные органы с исковыми заявлениями о возмещении причиненных убытков;

- в установленном порядке взимать плату за проезд по автомобильным дорогам, находящимся в их собственности.

Статья 54. Обязанности пользователей автомобильных дорог

Пользователи автомобильных дорог обязаны:

- использовать имущество автомобильных дорог по прямому назначению;

- соблюдать установленные правила, обеспечивающие безопасные условия дорожного движения;

- возмещать владельцу автомобильных дорог ущерб имуществу, причиненный по вине пользователя.

Статья 55. Права пользователей автомобильных дорог

Пользователи автомобильных дорог имеют право на:

- беспрепятственный, бесперебойный, безопасный проезд по автомобильным дорогам общего пользования;

- возмещение владельцем автомобильных дорог ущерба, причиненного пользователю вследствие дорожно-транспортного происшествия по дорожным условиям;

- информацию об условиях проезда по автомобильным дорогам.

Раздел XI. Ответственность за нарушение дорожного законодательства

Статья 56. Виды ответственности за нарушение дорожного законодательства

За нарушение дорожного законодательства, органы исполнительной власти и местного самоуправления (их должностные лица), организации (их руководители), а также граждане несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 57. Ответственность дорожных органов

Дорожные органы, предприятия дорожного хозяйства несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций в порядке, установленном действующим законодательством.

Статья 58. Взыскание убытков, причиненных организациям и гражданам

В случае, если совершенными в нарушение дорожного законодательства действиями дорожных органов, предприятий дорожного хозяйства (их должностных лиц) либо неисполнением, или ненадлежащим исполнением указанными органами и предприятиями (их должностными лицами) своих обязанностей причинен вред организациям или гражданам, этот вред подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Если действиями (бездействием) организаций или граждан, нарушающими дорожное законодательство, причинены убытки другим организациям или гражданам либо органу исполнительной власти и местного самоуправления, эти убытки подлежат возмещению причинившим их лицом в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 59. Ответственность за нарушение настоящего Областного закона

Невыполнение должностными лицами и гражданами, настоящего Областного закона влечет административную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Раздел XII. Страхование в дорожном хозяйстве

Статья 60. Страхование гражданской ответственности владельцев автомобильных дорог

Необходимость и целесообразность страхования имущества автомобильных дорог общего пользования, муниципальных, ведомственных и частных автомобильных дорог, а также риск своей ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью и имуществу пользователей автомобильных дорог, определяется собственниками этих дорог самостоятельно на основании действующего законодательства.

Раздел XIII. Заключительные положения

Статья 61. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Администрации
(Губернатор) Ростовской области
В.Чуб

г. Ростов-на-Дону
4 июня 1999 года
N 34-ЗС

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "КОДЕКС"


© S.Waksman 2002