Транспортные системы городов: что сделано и не сделано за 20 лет (от научного редактора)

С.А. Ваксман

Рассматривается история единственной специализированной в стране научно-практические конференции, посвященной транспортным системам городов и существующей 20 лет, подводятся итоги исследовательских и организационных работ в этой области и предлагается система научно-проектных, организационных и издательских мероприятий по развитию таких систем.

1.О конференции. Эта конференция является юбилейной – ей исполняется 20 лет (учреждена в 1986г.). За эти годы выпущено 15 сборников (1986, 1988, 1990, 1992, 1994, 1996, 1998, 1999, 2000, далее ежегодно по настоящее время). В 1991 году проведен единственный, к сожалению, из планировавшихся специализированных семинаров «Схемы и проекты организации движения в городах в условиях самоуправления территорий» и выпущен сборник к нему. С 1992г. конференция проводится как международная. В 15 сборниках опубликовано 648 основных материалов – см. раздел VIII «Алфавитный указатель публикаций.1986-2006» настоящего сборника. Начиная с 2002г. материалы конференций выкладываются на сайтах www.vaksman.by.ru, www.waksman.h15.ru, www.waksman.fromru.com к которым зафиксировано около 145 тысяч обращений. К юбилейной конференции подготовлен диск с материалами всех конференций, к которым добавлены «Указатель авторефератов кандидатских и докторских диссертаций по транспортным системам городов. Версия 2005г.» и «Указатель работ по транспортным системам городов, опубликованных на русском языке. Версия 2005г.» (составитель обоих - С.А.Ваксман), апробированные в сборниках конференций и на указанных сайтах. И на этом, с учетом вступительных слов коллег к каждому разделу сборника, 20-летний «отчет» считаю завершенным. Основное же внимание в этой статье сосредоточено не на том, что сделано за 20 лет, а на том, что предполагалось, но не сделано и что надо сделать, по крайней мере, в следующие 20 лет.

2. Состояние исследований транспортных систем городов и их ареалов. Как и двадцать лет назад, в стране нет организации, объединяющей специалистов транспортных систем городов, нет даже «Регистра» таких специалистов. А заодно и регистра вузовских, научных, проектных, иных организаций и предприятий, связанных с проблематикой транспортных систем городов. Отчасти это связано с тем, что до настоящего времени в России нет сформированного законодательства в отношении транспортных систем городов. На упомянутых выше сайтах течение ряда лет выкладываются документы регионального и муниципального уровней по этой проблеме. Их анализ подтверждает безотлагательность принятия Закона РФ «О государственной политике в области транспортных систем городов». Ранее неоднократно разрабатывавшиеся Федеральные целевые комплексные программы оказались в этом отношении малодейственными, не были подкреплены реальным финансированием.
Как и двадцать, и тридцать, и сорок лет назад в России нет специализированных журналов, посвященных комплексному подходу к транспортным системам городов. Более того, перестал выходить журнал «Вестник ГЭТ», газета городского общественного транспорта «Омнибус». Потребность в специализированном издании огромна и связана, прежде всего, с резким ухудшением качества публикаций в этой области знаний, разбросанных в многочисленных малотиражных изданиях.
В стране отсутствует координация планов исследовательских работ в области транспортных систем городов – редкие гранты по этой проблематике положения не спасают. Более того, нет и плана-задания необходимых изданий по транспортным системам городов. Надо быть признательным профессору Ю.М. Коссому за пассионарный многолетний подход к изданию (особенно за последние годы) столь необходимых учебников и монографий. Упомяну только «Экономика ГЭТ» (1997), «Экономика и управление на ГЭТ» и «Организация движения и пассажирских перевозок на ГЭТ» - обе 2002г. и др. Но эти издания – плод не только научной, но и огромной организационной энергии Ю.М. Коссого.
В то же время выходят работы, посвященные проблематике транспортных систем городов, в которых нет даже определения, что это такое. Наметилось и новое бедствие, когда логистику пытаются сделать «наукой наук». Процитирую один абзац вышедшего учебника (?!) для студентов экономических вузов «Логистика: общественный пассажирский транспорт: Под общей ред. Л.Б. Миротина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003 – 224с.»: «Создание рациональной транспортной системы как региона, так и города предполагает использование логистического подхода ещё на этапе проектирования и проведения градостроительных работ. Это позволяет существенно сократить потребность населения в перевозках как путем приближения мест жительства к местам труда, проведения досуга и т.д., так и наоборот. Структура проектируемой пассажирской транспортной сети должна строиться по принципу сокращения полных затрат времени пассажира, включая время подхода к остановочному пункту, время ожидания транспортного средства, время поездки, время пересадки и т.д.» (с.20). Возникает деликатный вопрос: «Какое отношение перечисленное выше имеет к логистике, определение которой, данное Национальным Советом логистического менеджмента США, приведено на с. 22 того же учебника?»
Более того, анализ потока диссертационных работ по проблематике транспортных систем городов за последние годы выявил странные смещения и тревожные тенденции, в первую очередь, вопиющее незнание в ряде случаев молодыми исследователями работ своих предшественников.
Принятие любого закона, издание вузовских учебников должно сопровождаться приведением в систему терминологии по рассматриваемой проблематике. Уже приходилось отмечать, что терминология по транспортным системам городов не устоялась и не отработана. Прежде всего, это относится к базовому термину – «транспортная система города». Отметим, что это не только отечественная проблема. По моей просьбе известный литовский специалист А.Клибавичюс опросил ряд ведущих европейских специалистов, которые практически единодушно привели следующее определение: «Транспортная система города» - это транспортная система, лежащая в пределах городской агломерации или на территории населенного пункта. При изучении транспортной системы должны учитываться все 4 компоненты (составные части) системы: улицы и транспортная инженерная инфраструктура; все участники и виды движения – пешеходы, водители индивидуального, общественного транспорта, водители грузового транспорта, велосипедисты; все транспортные средства – автомобили, рельсовый транспорт (и вертикальный - фуникулеры), тягачи и прицепы, мотоциклы, велосипеды, строительные механизмы; окружающая среда (застройка, озеленение, столбы контактной сети, и т. д.) ». Определение, правильное по существу, не содержит ряд обязательных для понятия «система» признаков. Обратимся теперь, например, к такому официальному изданию, как «Транспорт в России: Стат. сб./ Росстат – М., 2005. – 198 с.» На С. 196 дается определение понятия «Пассажирооборот - характеризует перевозку пассажиров с учетом расстояний, на которые перевезены пассажиры… Для расчета пассажирооборота на городском электрическом транспорте используют данные о среднем расстоянии поездки пассажира. Его значение исчисляется на основании разового (1 раз в 5 лет) непосредственного обследования пассажиропотоков в данном городе…». В этом определении неправильно все: во-первых, произведение объема перевозок на среднюю дальность поездки представляет пассажирскую работу; под пассажирооборотом следует понимать сумму прибытий и отправлений пассажиров по остановочному пункту или их группе, по определенной зоне или расчетному транспортному району; во-вторых, специалисты знают, что «непосредственные обследования пассажиропотоков» даже в крупнейших городах типа Екатеринбурга не осуществляются десятилетиями – в указанном городе в последний раз комплексные обследования пассажиропотоков осуществлялись в 1986 году.
Таким образом, сегодня требуется срочная подготовка и издание терминологического справочника «Транспортные системы городов».
Отметим попутно, что, в статистической отчетности и разработках полностью отсутствует такой показатель, как подвижность населения (на ГОТ – маршрутная), не приводятся объемы пассажирских автобусных перевозок, данные по протяженности и площади УДС и другие крайне необходимые данные в разрезе городов. Наличие таких показателей позволило бы не только сопоставлять города, но и избегать крупных статистических ошибок. Например, по г.Краснодару маршрутная подвижность на ГЭТ, исчисленная по объемам перевозок, указанных в упомянутом сборнике, в последние годы составила 900 поездок (!!!). Очевидно, что статистика перевозок пассажиров в городах содержит значительные «ошибки», связанные с включением с 1995 года в отчетность практически не контролируемого на наземных видах ГОТ объема пассажиров, «пользующихся правом бесплатного и льготного проезда» - количество перевозимых пассажиров определяется без обоснований из расчета 50 поездок в месяц для всех категорий лиц, пользующихся правом бесплатного проезда. Таким образом, имеется острая необходимость в создании баз данных по транспортным системам городов.
В который раз приходится отмечать, что не сложилась и система стадийного проектирования развития транспортных систем городов.
Указанные и не указанные проблемы требуют интенсивных дискуссий, однако специализированного журнала, о котором идет речь уже почти 50 лет, в стране нет.

3.Что надо сделать?
3.1 Дела организационные
В условиях отсутствия пока Закона РФ «О самоуправляемых организациях» необходимо консолидировать силы, к сожалению, немногочисленных специалистов транспортных систем годов, создав сначала региональные ассоциации таких специалистов, а затем и общероссийский Союз. Их задачами должны являться:
- защита прав и общих профессиональных интересов специалистов в области транспортных систем городов;
- содействие в создании наиболее благоприятных условий для творческого и профессионального труда;
- содействие развитию всех видов транспорта городов как важнейшего компонента национальной структуры и средства укрепления взаимосвязи и взаимопонимания народов, как части единой транспортной системы страны, имеющей общенациональное и международное значение;
- участие в установленном порядке в разработке законов и других нормативных актов, относящихся к деятельности членов Ассоциации (Союза) и деятельности ее творческих организаций, защита прав и интересов специалистов в органах государственной власти, общественных организациях, ведомствах, учреждениях, включая борьбу за принятие необходимых правовых норм, закрепление и отстаивание минимального уровня оплаты и правовых гарантий;
- поддержка творческой молодежи и содействие подготовке творческих кадров для решения транспортных проблем городов России и зон их влияния путем проведения студенческих Олимпиад по ТСГ, конкурсов дипломных, курсовых проектов и работ, конкурсов рефератов по заданным темам, создания молодежной секции студентов и молодых специалистов, специализирующихся по ТСГ, организации школ-семинаров;
- забота о специалистах-ветеранах, содействие их социальной защищенности и обеспеченности;
- расширение и углубление международных связей российских специалистов, организация информационного и творческого обмена с коллегами других стран, сохранение и развитие связей между специалистами всех регионов России, содействие их интеграции в работе над крупными совместными проектами;
- содействие развитию научных исследований, освоению новых технологий проектирования, деятельности теоретиков, а также своевременному и полноценному информационному обеспечению всех специалистов этого профиля;
- выпуск научно-методической, научно-популярной и иной литературы по профилю Ассоциации;
- проведение ежегодных «Поляковских» и иных чтений.
Следует, однако, отметить не очень понятную инерционность самих специалистов, объединить которых не удается даже в пределах крупнейших городов страны. Аналогичное положение имеет место и в Белоруссии, и в Украине.
Отметим, что существенную роль в объединении специалистов транспортных систем городов должна была бы сыграть Академия архитектуры и строительных наук России, имеющая статус государственной, в первую очередь её институт Градостроительства. Однако отыскать какие-либо объединительные шаги этой Академии в области транспортных систем городов не удалось.
Одной из первоочередных проблем является создание Союза общественного транспорта России, включающего Ассоциации предприятий–перевозчиков, вузов, НИИ, проектных организаций, предприятий по выпуску подвижного состава, Ассоциации специалистов транспортных систем городов и регулярный выпуск Регистров членов такого Союза. Отдельным пунктом должно являться, по опыту западных стран, создание Ассоциации пользователей ГОТ, особенно в крупнейших городах.
3.2 Издательская деятельность
Необходимо составление и, в дальнейшем, регулярная корректировка плана изданий по транспортным системам городов и их ареалов. Не затрагивая проблему издания учебной литературы этого направления, перечислю ряд крайне необходимых изданий для органов управления, проектных и исследовательских организаций: 1) Аудит транспортных систем городов (примечание: давно накопленный опыт исследований городского движения сегодня основательно забыт); 2)Внутригородская подвижность: методы исследований, закономерности, прогнозирование; 3) Инфраструктура легкового индивидуального транспорта городов и их ареалов; 4) Прогнозирование, планирование и расчеты сетей городского общественного транспорта в условиях высокой автомобилизации; 5) Влияние транспортных потоков на городскую среду – методы расчетов; 6) Организация движения насыщенных транспортных потоков в городах; 7) Социология и психология городского движения; 8) Статистика и эконометрика городского движения; 9) Организация движения на улично-дорожной сети; 10) Основы транспортного планирования городов…
Необходимо так же учреждение серии «Вехи транспортных исследований городов». Предварительный план такой серии включает в себя тома (в одном или нескольких выпусках), посвященные работам Г.В. Шелейховского (например, его рукописи 1946 года), А.Х. Зильберталя, А.А. Полякова, А.Ю. Шацкого... Естественно, публикуемые работы должны содержать не только вновь или впервые публикуемые тексты, но и справки об авторах, а также критический разбор работ. Серьезные возможности деятельного продвижения томов указанной серии дает использование Интернета; в частности, в течение 2006 года планируется поместить на сайт упомянутую работу Г.В. Шелейховского.
Необходимо и создание журнала «Транспортные системы городов и их ареалов», а также выпуск упоминавшегося «Терминологического справочника по транспортным системам городов».
3.3.Исследовательская (первоочередная) работа в области городских путей сообщений и транспорта:
1.Разработка Руководства по проведению комплекса транспортно-социологических обследований в городах в современных условиях.
2.Анализ и обобщение накопленных материалов по исследованию закономерностей внутригородских передвижений и формированию пассажиропотоков в условиях высокой автомобилизации населения. Разработка методики перехода от современных закономерностей к перспективным.

3.Обоснование критериев точности расчетов пассажирских нагрузок на транспортной сети на различные расчетные сроки. Выделение доли перевозок на легковом транспорте

4.Определение условий применения скоростного пассажирского транспорта.

5.Пути развития уличного ГЭТ в крупнейших городах, управление рынком передвижений, координация различных видов ГОТ и обеспечения реального приоритета в ЦДР общественному пассажирскому транспорту путем выделения автобусных, автобусно-троллейбусных коридоров, отдельных полос для их движения….

6.Определение плотности УДС городов различного типа в условиях высокой автомобилизации и уточнение методов определения емкости УДС города.

7.Разработка теории городской маршрутной сети

8.Проектирование городских скоростных дорог и концентрация транспортных потоков на хордовых магистралях, проходящих через промышленные зоны и деловые районы.

9.Создание бестранспортных зон в центральных районах крупных городов

10.Создание Базы Знаний по транспортным системам городов

11.Разработка методов поощрение «велосипедизации», в первую очередь разработка схемы велосипедных дорожек – постоянных и временно организуемых.

12.Проверка целесообразности создания гаражей-стоянок «P+R» на «входах» в центральную часть города, особенно возле станций метро и железных дорог.…

Любой из специалистов узнает в приведенном перечне многократно обсуждавшиеся проблемы и легко может продолжить их список. Задача же состоит в том, чтобы путем обсуждений, сформировать проблематику исследований ближайших 5-7 лет и найти пути ее финансирования. Сформированные выше предложения, естественно, являются дискуссионными от начала и до конца – именно для этого они и приведены. Указанные и не указанные мероприятия требуют согласованной политической воли руководителей всех уровней управления и разработки документации в форме КТС/КСОД под контролем общественных организаций граждан. Например, во Франции регулярно проводятся конгрессы Национальной Федерации ассоциаций пользователей общественного транспорта; в 2000г. на 12-м таком конгрессе обсуждался, в частности, вопрос о разработке «планов городских передвижений» (PDV), введенных законом о чистом воздухе и рациональном использовании энергии.


© S.Waksman, 2002