Рассматриваются тенденции изменения маршрутной подвижности средствами ГЭТ по городам России в 2000-2004гг., свидетельствующие о
снижении роли ГЭТ
Изменения в экономике и рост автомобилизации в последние 15 лет привели к сокращению роли ГОТ (табл. 1) – в первую очередь, городского электрического – в большинстве городов без метрополитена и, даже, в части городов с метро. Эта тенденция свидетельствует о том, что в большинстве городов местные власти не осуществляют транспортной политики, соответствующей интересам развития ГОТ. Более того, наметилась тенденция полного сворачивания ГЭТ в таких городах как Архангельск, Воронеж, Рязань, Тула, Череповец.
В связи с этим ниже приводится динамика маршрутной подвижности населения как обобщенной характеристики реализованного спроса на ГЭТ в период с 2000 по 2004 гг. (табл. 2).
Табл. 1 – Динамика объема перевозок ГОТ России
в 1995-2004 гг. (млн. человек)
[1]
Годы Виды ГОТ |
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2004 к 2000, % |
Автобус (городской) |
18522 |
18345 |
17490 |
16240 |
14787 |
13665 |
74,5 |
Трамвай |
7540 |
7421 |
7354 |
6982 |
6321 |
5804 |
78,2 |
Троллейбус |
8475 |
8759 |
8604 |
8181 |
7291 |
6680 |
76,3 |
Метрополитен |
4150 |
4186 |
4205 |
4200 |
4205 |
4211 |
100,6 |
Итого: |
38687 |
38711 |
37653 |
35603 |
32604 |
30360 |
78,4 |
Надежность
информации об объемах перевозок на ГЭТ в [1,2] вызывает
большое сомнение в связи с тем, что в статистической
отчетности приводятся данные с учетом льготного и
бесплатного проезда. Так, например, в Краснодаре в
2000-2002гг. величина маршрутной подвижности на ГЭТ
оказалась просто фантастической: в
В г. Дзержинске за весь рассматриваемый период маршрутная подвижность, исходя из отчетных материалов превышала 500 поездок в расчете на 1 жителя; практически такие же показатели были характерны для г. Йошкар-Ола.
Табл. 2 – Маршрутная подвижность на городском электрическом транспорте в городах РФ в 2000-2004гг.
(в знаменателе указаны данные без учета метрополитена)
Годы Города |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Виды ГЭТ* |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Свыше 3 млн. человек |
||||||
Москва |
615,2 / 233,4 |
568,2 / 211,4 |
558,4 / 223,2 |
476,6 / 160,5 |
469,2 / 161,6 |
М, Т, Тр |
Санкт-Петербург |
571,5 / 379,3 |
544,4 / 354,8 |
512,8 / 330,1 |
467,3 / 291,2 |
459,7 / 279,7 |
М, Т, Тр |
1 – 3 млн. человек, с метрополитеном |
||||||
Новосибирск |
203,0 / 148,6 |
218,2 / 162,7 |
212,5 / 159,5 |
204,0 / 154,9 |
208,9 / 158,4 |
М, Т, Тр |
Нижний Новгород |
406,1 / 367,8 |
375,7 / 338,4 |
377,8 / 344,6 |
427,0 / 390,4 |
523,6 / 487,2 |
М, Т, Тр |
Екатеринбург |
311,9 / 289,0 |
307,3 / 283,0 |
307,7 / 282,8 |
321,9 / 291,0 |
313,3 / 280,3 |
М, Т, Тр |
Самара |
269,6 / 246,3 |
291,8 / 269,3 |
279,9 / 259,1 |
273,9 / 252,3 |
263,5 / 244,9 |
М, Т, Тр |
1 – 3 млн. человек, без метрополитена |
||||||
Омск |
89,5 |
89,7 |
41,1 |
76,2 |
85,0 |
Т, Тр |
Казань |
260,8 |
281,6 |
248,1 |
247,4 |
248,9 |
Т, Тр |
Челябинск |
269,6 |
284,2 |
181,3 |
165,0 |
158,4 |
Т, Тр |
Ростов-на-Дону |
71,0 |
62,3 |
27,8 |
41,4 |
37,1 |
Т, Тр |
Уфа |
145,7 |
171,7 |
168,5 |
150,2 |
149,8 |
Т, Тр |
Волгоград |
451,0 |
454,2 |
394,5 |
364,4 |
362,5 |
Т, Тр |
Пермь |
190,3 |
183,3 |
79,8 |
133,8 |
124,4 |
Т, Тр |
500 тыс. – 1 млн. человек |
||||||
Красноярск |
101,7 |
94,0 |
83,5 |
60,3 |
57,1 |
Т, Тр |
Саратов |
338,0 |
357,1 |
319,4 |
270,1 |
260,1 |
Т, Тр |
Воронеж |
650,9 |
643,9 |
616,6 |
577,4 |
22,9 |
Т, Тр |
Тольятти |
101,7 |
103,9 |
110,2 |
95,5 |
76,2 |
Тр |
Краснодар |
** |
** |
** |
502,8 |
474,4 |
Т, Тр |
Ульяновск |
309,1 |
318,8 |
299,5 |
254,0 |
220,0 |
Т, Тр |
Ижевск |
353,9 |
373,4 |
362,4 |
368,3 |
372,5 |
Т, Тр |
Ярославль |
602,9 |
472,5 |
454,8 |
456,5 |
415,7 |
Т, Тр |
Барнаул |
481,3 |
492,5 |
495,1 |
407,4 |
344,9 |
Т, Тр |
Иркутск |
140,0 |
137,8 |
137,5 |
136,3 |
132,7 |
Т, Тр |
Владивосток |
217,7 |
179,8 |
140,5 |
138,6 |
96,5 |
Т, Тр |
Хабаровск |
98,9 |
102,4 |
126,0 |
107,0 |
72,9 |
Т, Тр |
Новокузнецк |
85,1 |
82,5 |
71,5 |
68,7 |
67,8 |
Т, Тр |
Оренбург |
119,6 |
121,9 |
99,1 |
78,1 |
80,6 |
Тр |
Рязань |
428,8 |
432,9 |
399,0 |
360,8 |
331,3 |
Т, Тр |
Пенза |
296,3 |
264,9 |
214,4 |
177,0 |
87,3 |
Тр |
Тюмень |
60,4 |
58,1 |
31,5 |
29,2 |
29,9 |
Тр |
Набережные Челны |
103,7 |
84,6 |
85,6 |
108,6 |
109,6 |
Т |
Астрахань |
139,3 |
132,5 |
121,4 |
87,2 |
90,6 |
Т, Тр |
Липецк |
178,7 |
178,5 |
154,8 |
151,9 |
138,9 |
Т, Тр |
250 – 500 тыс. человек |
||||||
Томск |
368,2 |
424,2 |
448,2 |
400,6 |
381,0 |
Т, Тр |
Кемерово |
136,2 |
146,8 |
136,7 |
145,4 |
136,2 |
Т, Тр |
Тула |
** |
** |
312,2 |
282,2 |
163,8 |
Т, Тр |
Махачкала |
107,9 |
59,0 |
45,3 |
39,1 |
47,3 |
Тр |
Киров |
279,5 |
308,8 |
331,0 |
328,7 |
178,8 |
Тр |
Чебоксары |
571,4 |
613,9 |
586,2 |
550,8 |
524,4 |
Тр |
Иваново |
211,2 |
202,7 |
181,0 |
175,6 |
185,6 |
Т, Тр |
Брянск |
392,4 |
407,6 |
430,1 |
450,3 |
424,7 |
Тр |
Калининград |
233,3 |
221,5 |
204,6 |
195,3 |
188,4 |
Т, Тр |
Магнитогорск |
427,2 |
452,5 |
440,0 |
365,8 |
355,7 |
Т |
Курск |
** |
** |
** |
** |
** |
Т, Тр |
Тверь |
** |
** |
** |
** |
** |
Т, Тр |
Нижний Тагил |
130,0 |
85,7 |
117,2 |
95,8 |
102,8 |
Т |
Улан-Удэ |
200,9 |
202,9 |
166,6 |
165,6 |
107,8 |
Т |
Архангельск |
408,5 |
112,3 |
89,4 |
66,8 |
49,2 |
Т, Тр |
Ставрополь |
245,6 |
276,2 |
266,4 |
208,2 |
267,5 |
Тр |
Курган |
191,1 |
183,1 |
154,9 |
159,2 |
161,8 |
Тр |
Белгород |
287,4 |
276,2 |
270,2 |
229,7 |
221,8 |
Тр |
Мурманск |
320,2 |
331,8 |
331,6 |
344,8 |
363,0 |
Тр |
Калуга |
365,5 |
353,2 |
236,1 |
224,6 |
161,5 |
Тр |
Орел |
** |
** |
** |
** |
431,4 |
Т, Тр |
Смоленск |
281,6 |
279,4 |
262,5 |
** |
** |
Т, Тр |
Чита |
177,8 |
177,8 |
170,5 |
153,8 |
118,0 |
Тр |
Владимир |
487,1 |
448,7 |
339,9 |
269,6 |
283,1 |
Тр |
Владикавказ |
391,2 |
383,4 |
373,5 |
359,9 |
285,5 |
Т, Тр |
Череповец |
240,4 |
60,0 |
54,7 |
52,3 |
51,7 |
Т |
Волжский |
120,3 |
129,9 |
89,0 |
74,7 |
79,2 |
Т |
Саранск |
276,7 |
284,4 |
286,5 |
280,1 |
307,5 |
Тр |
Тамбов |
192,9 |
156,6 |
138,8 |
138,6 |
137,5 |
Тр |
Вологда |
204,6 |
213,5 |
251,2 |
273,0 |
276,0 |
Тр |
Таганрог |
** |
** |
** |
136,6 |
138,5 |
Т, Тр |
Комсомольск-на-Амуре |
91,6 |
77,4 |
58,7 |
94,3 |
50,7 |
Т |
Кострома |
170,8 |
190,5 |
184,5 |
149,6 |
150,4 |
Тр |
Нальчик |
89,5 |
105,1 |
10,7 |
106,2 |
100,8 |
Тр |
Петрозаводск |
** |
** |
** |
** |
149,6 |
Тр |
Стерлитамак |
** |
** |
** |
** |
** |
Тр |
Дзержинск |
** |
** |
** |
** |
** |
Т, Тр |
Братск |
115,6 |
122,3 |
125,5 |
126,1 |
128,2 |
Тр |
Йошкар-Ола |
** |
** |
** |
** |
** |
Тр |
Орск |
** |
** |
** |
** |
** |
Т |
100 – 250 тыс. человек |
||||||
Ангарск |
166,2 |
175,4 |
180,7 |
110,1 |
135,1 |
Т |
Новороссийск |
352,7 |
318,5 |
253,5 |
164,6 |
146,3 |
Тр |
Нижнекамск |
198,3 |
198,6 |
190,4 |
202,3 |
202,6 |
Т |
Прокопьевск |
211,1 |
203,8 |
191,0 |
193,2 |
206,9 |
Т |
Рыбинск |
308,8 |
359,0 |
398,5 |
405,5 |
345,3 |
Тр |
Шахты |
13,5 |
17,1 |
10,3 |
9,4 |
8,4 |
Т, Тр |
Благовещенск |
58,1 |
47,9 |
56,8 |
58,9 |
58,8 |
Тр |
Бийск |
225,8 |
215,4 |
215,6 |
213,2 |
199,9 |
Т |
Великий Новгород |
57,1 |
70,1 |
74,2 |
81,6 |
83,6 |
Тр |
Старый Оскол |
45,8 |
47,6 |
47,4 |
49,6 |
44,6 |
Т |
Балаково |
262,6 |
259,6 |
157,2 |
121,7 |
103,2 |
Тр |
Златоуст |
177,2 |
245,8 |
226,2 |
258,5 |
246,0 |
Т |
Армавир |
151,6 |
150,1 |
96,0 |
99,5 |
98,1 |
Тр |
Энгельс |
173,0 |
158,9 |
157,5 |
140,2 |
94,3 |
Тр |
Сызрань |
- |
- |
- |
6,9 |
8,7 |
Тр |
Каменск-Уральский |
272,3 |
264,4 |
269,1 |
271,2 |
326,2 |
Тр |
Подольск |
- |
50,0 |
93,8 |
100,6 |
112,8 |
Тр |
Березники |
175,4 |
164,3 |
227,8 |
162,3 |
139,5 |
Тр |
Новочеркасск |
48,3 |
51,7 |
54,2 |
50,9 |
40,4 |
Т |
Волгодонск |
162,7 |
160,2 |
137,6 |
104,8 |
82,8 |
Тр |
Абакан |
43,1 |
32,8 |
25,2 |
32,7 |
37,0 |
Тр |
Рубцовск |
278,6 |
231,0 |
261,5 |
267,3 |
270,6 |
Тр |
Майкоп |
340,7 |
348,5 |
304,3 |
243,5 |
222,0 |
Тр |
Миасс |
113,7 |
228,0 |
154,0 |
185,0 |
127,8 |
Тр |
Салават |
223,9 |
214,1 |
210,8 |
207,4 |
165,9 |
Т |
Ковров |
260,2 |
282,8 |
324,3 |
323,5 |
325,9 |
Тр |
Коломна |
353,7 |
354,8 |
356,0 |
366,4 |
371,0 |
Т |
Химки |
50,9 |
71,3 |
** |
95,7 |
82,9 |
Тр |
Альметьевск |
267,2 |
290,9 |
296,8 |
292,0 |
270,0 |
Тр |
Пятигорск |
437,7 |
433,4 |
390,9 |
396,2 |
349,3 |
Т |
Новочебоксарск |
343,6 |
342,1 |
339,0 |
324,9 |
293,2 |
Тр |
Ачинск |
72,4 |
75,4 |
77,7 |
77,5 |
72,7 |
Т |
Ногинск |
19,6 |
17,9 |
19,6 |
13,6 |
16,3 |
Т |
Черкесск |
130,6 |
159,3 |
154,2 |
152,3 |
135,8 |
Тр |
Новокуйбышевск |
104,1 |
111,2 |
99,9 |
85,0 |
92,1 |
Тр |
Ленинск-Кузнецкий |
111,6 |
106,8 |
123,2 |
123,8 |
125,3 |
Тр |
Новотроицк |
272,8 |
260,8 |
235,6 |
288,8 |
304,1 |
Т |
Усть-Илимск |
37,1 |
37,6 |
39,2 |
37,8 |
39,1 |
Т |
Менее 100 тыс. человек |
||||||
Усолье-Сибирское |
189,4 |
224,1 |
244,1 |
240,6 |
237,2 |
Т |
Краснотурьинск |
24,7 |
24,7 |
21,6 |
23,1 |
17,4 |
Т |
Видное |
- |
103,3 |
100,5 |
120,7 |
122,4 |
Тр |
Осинники |
116,8 |
18,2 |
132,8 |
140,9 |
121,0 |
Т |
Волчанск |
23,4 |
24,6 |
43,1 |
54,5 |
37,7 |
Т |
* М – метро; Т – трамвай; Тр – троллейбус; ** данные не приводится по причине малой достоверности
Указанные обстоятельства потребовали проверки и корректуры исходных данных перед расчетами и систематизацией в табл. 3. Напомним, что в соответствии с методологией, принятой Росстатом, «количество перевезенных пассажиров определяется из расчета 50 поездок в месяц для всех категорий лиц, пользующихся правом бесплатного проезда» [2, с.195]. В то же время наши исследования показывают, что такая месячная подвижность для значительной части лиц, пользующихся правом льготного проезда, является завышенной.
В сверхкрупных
городах (численностью свыше 3 млн. чел.) маршрутная
подвижность на 3 видах ГЭТ (трамвай, троллейбус, метрополитен)
непрерывно уменьшается – табл.3. Если же исключить
поездки на метрополитене, то годовая подвижность на
трамвае и троллейбусе в Москве уменьшилась с 233,4
в
Несколько
иное положение в крупнейших городах, в которых функционирует
метрополитен: маршрутная подвижность на всех видах
ГЭТ у них достаточно стабильна в течение рассматриваемых
пяти лет, хотя и изменяется от города к городу в широком
диапазоне. Например, в
Табл. 3 – Маршрутная подвижность
и ее вариация на ГЭТ по группам городов в 2000-2004
гг.
(в
знаменателе указаны данные без учета метрополитена;
коэффициент вариации – Сх, в %)
|
Маршрутная подвижность, |
||||
Годы Группы городов |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Свыше 3 млн. чел. |
593,4 / 306,4 |
556,3 / 283,1 |
535,6 / 276,7 |
472,0 / 225,8 |
464,5 / 220,7 |
Сх |
5,2 / 33,7 |
3,0 / 35,8 |
6,0 / 27,3 |
1,4 / 40,9 |
1,4 / 37,8 |
1-3 млн. чел. с метро |
297,7 / 262,9 |
298,2 / 263,4 |
294,5 / 261,5 |
306,7 / 272,1 |
261,9 / 227,9 |
Сх |
49,4 / 50,4 |
47,4 / 48,5 |
59,9 / 60,3 |
55,2 / 54,6 |
52,7 / 53,0 |
1-3 млн. чел. без метро |
211,1 |
218,1 |
163,0 |
168,4 |
166,6 |
Сх |
42,1 |
37,1 |
36,3 |
31,0 |
34,1 |
500 тыс. – 1 млн. чел. |
253,0 |
243,8 |
227,5 |
221,8 |
174,1 |
Сх |
71,8 |
71,1 |
74,2 |
75,1 |
80,8 |
250 тыс.–500 тыс. чел. |
257,2 |
242,9 |
228,8 |
214,3 |
203,3 |
Сх |
48,4 |
56,6 |
57,4 |
58,5 |
61,2 |
100 тыс.– 250 тыс. чел. |
181,2 |
182,6 |
179,2 |
166,3 |
157,5 |
Сх |
62,8 |
62,3 |
61,5 |
67,5 |
68,5 |
менее 100 тыс. чел. |
88,6 |
79,0 |
108,4 |
116,0 |
107,1 |
Сх |
90,5 |
83,2 |
81,0 |
72,8 |
81,1 |
Все города с ГЭТ |
253,5 / 242,9 |
241,0 / 230,9 |
225,7 / 216,3 |
217,6 / 208,6 |
194,1 / 185,8 |
Сх |
60,4 / 58,2 |
63,9 / 62,3 |
66,5 / 64,8 |
64,4 / 63,5 |
67,2 / 65,7 |
Во второй
подгруппе – крупнейшие города без метрополитена –
ситуация оказалась не столь однородной. Наибольшая
подвижность в этой подгруппе на ГЭТ характерна для
Волгограда, хотя она медленно снижается; величина
маршрутной подвижности на ГЭТ сравнительно высока
в Казани – 248,9 поездки на 1 жителя в
Города с населением от 500 тыс. до 1 млн. жителей характеризовались тремя разнонаправленными группами:
1) если в
2) в 12 городах поддерживается достаточно высокий уровень подвижности на ГЭТ, который либо стабилен, либо имеет тенденцию к уменьшению;
3) города, где маршрутная подвижность на ГЭТ по разным причинам ниже 100 поездок в год (Красноярск, Тольятти, Владивосток, Хабаровск, Новокузнецк, Оренбург, Пенза, Тюмень, Астрахань) и в большинстве своем имеет тенденцию к снижению.
В городах с численностью населения от 250 до 500 тыс. жителей также стоит выделить 3 группы:
1) города, где ГЭТ по сути дела ликвидируется - подвижность за последние 5 лет резко снизилась: Архангельск в 8,3 (тотальный демонтаж трамвайных путей и ликвидация подвижного состава), Череповец в 4,6 раза (по тем же причинам, но в более «мягкой» форме) и Махачкала – снижение в 2,3 раза;
2) города, в которых подвижность на ГЭТ хотя и является типичной для данной группы городов, но имеют тенденцию к снижению;
3) два города (Саранск и Вологда), где отмечена тенденция роста подвижности на ГЭТ.
В группе городов от 100 до 250 тыс. жителей за редким исключением: (Нижнекамск, Прокопьевск, Рыбинск, Златоуст, Ковров, Коломна) отмечается сокращение маршрутной подвижности на ГЭТ. И только в Рубцовске и Подольске, где сравнительно недавно был пущен троллейбус, а также Новотроицке имеется тенденция к росту.
Интегральные кривые распределения подвижности на ГЭТ по группам городов (рис.1) за 2000 и 2004гг. в целом по совокупности городов России свидетельствует об ослаблении внимания к этой важной составляющей городского общественного транспорта, отсутствии грамотной транспортной политики и недальновидности властей в отношении ГЭТ.
Рис. 1 – Интегральная кривая распределения количества
городов
по маршрутной подвижности населения на ГЭТ
Литература
1. Транспорт в России. 2003: Стат. сб./Госкомстат России. – М., 2003 – 182 с.
2. Транспорт в России. 2005: Стат. сб./Росстат. – М., 2005 – 198с.
3. Российский статистический ежегодник. 2003: Стат. сб./Госкомстат России. – М., 2003 – 705 с.
4. Сайт «Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город» www.mojgorod.ru»