Тренд маршрутной подвижности, реализуемой средствами
городского электрического транспорта в городах России

С.А. Ваксман, Н.Г. Кочнев

Рассматриваются тенденции изменения маршрутной подвижности средствами ГЭТ по городам России в 2000-2004гг., свидетельствующие о

снижении роли ГЭТ

Изменения в экономике и рост автомобилизации в последние 15 лет привели к сокращению роли ГОТ (табл. 1) – в первую очередь, городского электрического – в большинстве городов без метрополитена и, даже, в части городов с метро. Эта тенденция свидетельствует о том, что в большинстве городов местные власти не осуществляют транспортной политики, соответствующей интересам развития ГОТ. Более того, наметилась тенденция полного сворачивания ГЭТ в таких городах как Архангельск, Воронеж, Рязань, Тула, Череповец.

В связи с этим ниже приводится динамика маршрутной подвижности населения как обобщенной характеристики реализованного спроса на ГЭТ в период с 2000 по 2004 гг.  (табл. 2).

Табл. 1 – Динамика объема перевозок ГОТ России
в 1995-2004 гг. (млн. человек)
[1]

Годы

Виды ГОТ

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2004 к 2000, %

Автобус (городской)

18522

18345

17490

16240

14787

13665

74,5

Трамвай

7540

7421

7354

6982

6321

5804

78,2

Троллейбус

8475

8759

8604

8181

7291

6680

76,3

Метрополитен

4150

4186

4205

4200

4205

4211

100,6

Итого:

38687

38711

37653

35603

32604

30360

78,4

 

Надежность информации об объемах перевозок на ГЭТ в [1,2] вызывает большое сомнение в связи с тем, что в статистической отчетности приводятся данные с учетом льготного и бесплатного проезда. Так, например, в Краснодаре в 2000-2002гг. величина маршрутной подвижности на ГЭТ оказалась просто фантастической: в 2000 г. – 992 поездки на 1 жителя в год, в два последующие года – соответственно 906 и 909; в Туле ситуация кажется столь же фантастической: в 2000 г. маршрутная подвижность составила 816, а в 2001 – 835; в Курске за все рассматриваемые 5 лет величина отчетной маршрутной подвижности на ГЭТ колебалась от 723 до 827 поездок на 1 жителя; в Орле соответствующие показатели в 2000-2003 гг. изменялись в интервале от 647,3 до 716,8 (любопытно, что уже в 2004 г. в этом городе маршрутная подвижность сократилась до 431,4 то есть более, чем на 285 поездок). В г. Смоленске просматривается обратная ситуация – в течение 2003 года подвижность на ГЭТ поднялась с 262,5 до 512,5, что также очень маловероятно. В Таганроге в 2000-2002 гг. подвижность на ГЭТ по отчету составляла 352-394 поездки, а в последующие годы она оказалась на уровне 136-139 поездок. Аналогичная ситуация в первые 4 года (с 2000 по 2003) отмечалась в Петрозаводске – примерно на уровне 375 поездок, но уже в 2004 – всего 150.

В г. Дзержинске за весь рассматриваемый период маршрутная подвижность, исходя из отчетных материалов превышала 500 поездок в расчете на 1 жителя; практически такие же показатели были характерны для г. Йошкар-Ола.

 

Табл. 2 – Маршрутная подвижность на городском электрическом транспорте в городах РФ в 2000-2004гг.

(в знаменателе указаны данные без учета метрополитена)

Годы

Города

2000

2001

2002

2003

2004

Виды ГЭТ*

1

2

3

4

5

6

7

Свыше 3 млн. человек

Москва

615,2 / 233,4

568,2 / 211,4

558,4 / 223,2

476,6 / 160,5

469,2 / 161,6

М, Т, Тр

Санкт-Петербург

571,5 / 379,3

544,4 / 354,8

512,8 / 330,1

467,3 / 291,2

459,7 / 279,7

М, Т, Тр

1 – 3 млн. человек, с метрополитеном

Новосибирск

203,0 / 148,6

218,2 / 162,7

212,5 / 159,5

204,0 / 154,9

208,9 / 158,4

М, Т, Тр

Нижний Новгород

406,1 / 367,8

375,7 / 338,4

377,8 / 344,6

427,0 / 390,4

523,6 / 487,2

М, Т, Тр

Екатеринбург

311,9 / 289,0

307,3 / 283,0

307,7 / 282,8

321,9 / 291,0

313,3 / 280,3

М, Т, Тр

Самара

269,6 / 246,3

291,8 / 269,3

279,9 / 259,1

273,9 / 252,3

263,5 / 244,9

М, Т, Тр

1 – 3 млн. человек, без метрополитена

Омск

89,5

89,7

41,1

76,2

85,0

Т, Тр

Казань

260,8

281,6

248,1

247,4

248,9

Т, Тр

Челябинск

269,6

284,2

181,3

165,0

158,4

Т, Тр

Ростов-на-Дону

71,0

62,3

27,8

41,4

37,1

Т, Тр

Уфа

145,7

171,7

168,5

150,2

149,8

Т, Тр

Волгоград

451,0

454,2

394,5

364,4

362,5

Т, Тр

Пермь

190,3

183,3

79,8

133,8

124,4

Т, Тр

500 тыс. – 1 млн. человек

Красноярск

101,7

94,0

83,5

60,3

57,1

Т, Тр

Саратов

338,0

357,1

319,4

270,1

260,1

Т, Тр

Воронеж

650,9

643,9

616,6

577,4

22,9

Т, Тр

Тольятти

101,7

103,9

110,2

95,5

76,2

Тр

Краснодар

**

**

**

502,8

474,4

Т, Тр

Ульяновск

309,1

318,8

299,5

254,0

220,0

Т, Тр

Ижевск

353,9

373,4

362,4

368,3

372,5

Т, Тр

Ярославль

602,9

472,5

454,8

456,5

415,7

Т, Тр

Барнаул

481,3

492,5

495,1

407,4

344,9

Т, Тр

Иркутск

140,0

137,8

137,5

136,3

132,7

Т, Тр

Владивосток

217,7

179,8

140,5

138,6

96,5

Т, Тр

Хабаровск

98,9

102,4

126,0

107,0

72,9

Т, Тр

Новокузнецк

85,1

82,5

71,5

68,7

67,8

Т, Тр

Оренбург

119,6

121,9

99,1

78,1

80,6

Тр

Рязань

428,8

432,9

399,0

360,8

331,3

Т, Тр

Пенза

296,3

264,9

214,4

177,0

87,3

Тр

Тюмень

60,4

58,1

31,5

29,2

29,9

Тр

Набережные Челны

103,7

84,6

85,6

108,6

109,6

Т

Астрахань

139,3

132,5

121,4

87,2

90,6

Т, Тр

Липецк

178,7

178,5

154,8

151,9

138,9

Т, Тр

250 – 500 тыс. человек

Томск

368,2

424,2

448,2

400,6

381,0

Т, Тр

Кемерово

136,2

146,8

136,7

145,4

136,2

Т, Тр

Тула

**

**

312,2

282,2

163,8

Т, Тр

Махачкала

107,9

59,0

45,3

39,1

47,3

Тр

Киров

279,5

308,8

331,0

328,7

178,8

Тр

Чебоксары

571,4

613,9

586,2

550,8

524,4

Тр

Иваново

211,2

202,7

181,0

175,6

185,6

Т, Тр

Брянск

392,4

407,6

430,1

450,3

424,7

Тр

Калининград

233,3

221,5

204,6

195,3

188,4

Т, Тр

Магнитогорск

427,2

452,5

440,0

365,8

355,7

Т

Курск

**

**

**

**

**

Т, Тр

Тверь

**

**

**

**

**

Т, Тр

Нижний Тагил

130,0

85,7

117,2

95,8

102,8

Т

Улан-Удэ

200,9

202,9

166,6

165,6

107,8

Т

Архангельск

408,5

112,3

89,4

66,8

49,2

Т, Тр

Ставрополь

245,6

276,2

266,4

208,2

267,5

Тр

Курган

191,1

183,1

154,9

159,2

161,8

Тр

Белгород

287,4

276,2

270,2

229,7

221,8

Тр

Мурманск

320,2

331,8

331,6

344,8

363,0

Тр

Калуга

365,5

353,2

236,1

224,6

161,5

Тр

Орел

**

**

**

**

431,4

Т, Тр

Смоленск

281,6

279,4

262,5

**

**

Т, Тр

Чита

177,8

177,8

170,5

153,8

118,0

Тр

Владимир

487,1

448,7

339,9

269,6

283,1

Тр

Владикавказ

391,2

383,4

373,5

359,9

285,5

Т, Тр

Череповец

240,4

60,0

54,7

52,3

51,7

Т

Волжский

120,3

129,9

89,0

74,7

79,2

Т

Саранск

276,7

284,4

286,5

280,1

307,5

Тр

Тамбов

192,9

156,6

138,8

138,6

137,5

Тр

Вологда

204,6

213,5

251,2

273,0

276,0

Тр

Таганрог

**

**

**

136,6

138,5

Т, Тр

Комсомольск-на-Амуре

91,6

77,4

58,7

94,3

50,7

Т

Кострома

170,8

190,5

184,5

149,6

150,4

Тр

Нальчик

89,5

105,1

10,7

106,2

100,8

Тр

Петрозаводск

**

**

**

**

149,6

Тр

Стерлитамак

**

**

**

**

**

Тр

Дзержинск

**

**

**

**

**

Т, Тр

Братск

115,6

122,3

125,5

126,1

128,2

Тр

Йошкар-Ола

**

**

**

**

**

Тр

Орск

**

**

**

**

**

Т

100 – 250 тыс. человек

Ангарск

166,2

175,4

180,7

110,1

135,1

Т

Новороссийск

352,7

318,5

253,5

164,6

146,3

Тр

Нижнекамск

198,3

198,6

190,4

202,3

202,6

Т

Прокопьевск

211,1

203,8

191,0

193,2

206,9

Т

Рыбинск

308,8

359,0

398,5

405,5

345,3

Тр

Шахты

13,5

17,1

10,3

9,4

8,4

Т, Тр

Благовещенск

58,1

47,9

56,8

58,9

58,8

Тр

Бийск

225,8

215,4

215,6

213,2

199,9

Т

Великий Новгород

57,1

70,1

74,2

81,6

83,6

Тр

Старый Оскол

45,8

47,6

47,4

49,6

44,6

Т

Балаково

262,6

259,6

157,2

121,7

103,2

Тр

Златоуст

177,2

245,8

226,2

258,5

246,0

Т

Армавир

151,6

150,1

96,0

99,5

98,1

Тр

Энгельс

173,0

158,9

157,5

140,2

94,3

Тр

Сызрань

-

-

-

6,9

8,7

Тр

Каменск-Уральский

272,3

264,4

269,1

271,2

326,2

Тр

Подольск

-

50,0

93,8

100,6

112,8

Тр

Березники

175,4

164,3

227,8

162,3

139,5

Тр

Новочеркасск

48,3

51,7

54,2

50,9

40,4

Т

Волгодонск

162,7

160,2

137,6

104,8

82,8

Тр

Абакан

43,1

32,8

25,2

32,7

37,0

Тр

Рубцовск

278,6

231,0

261,5

267,3

270,6

Тр

Майкоп

340,7

348,5

304,3

243,5

222,0

Тр

Миасс

113,7

228,0

154,0

185,0

127,8

Тр

Салават

223,9

214,1

210,8

207,4

165,9

Т

Ковров

260,2

282,8

324,3

323,5

325,9

Тр

Коломна

353,7

354,8

356,0

366,4

371,0

Т

Химки

50,9

71,3

**

95,7

82,9

Тр

Альметьевск

267,2

290,9

296,8

292,0

270,0

Тр

Пятигорск

437,7

433,4

390,9

396,2

349,3

Т

Новочебоксарск

343,6

342,1

339,0

324,9

293,2

Тр

Ачинск

72,4

75,4

77,7

77,5

72,7

Т

Ногинск

19,6

17,9

19,6

13,6

16,3

Т

Черкесск

130,6

159,3

154,2

152,3

135,8

Тр

Новокуйбышевск

104,1

111,2

99,9

85,0

92,1

Тр

Ленинск-Кузнецкий

111,6

106,8

123,2

123,8

125,3

Тр

Новотроицк

272,8

260,8

235,6

288,8

304,1

Т

Усть-Илимск

37,1

37,6

39,2

37,8

39,1

Т

Менее 100 тыс. человек

Усолье-Сибирское

189,4

224,1

244,1

240,6

237,2

Т

Краснотурьинск

24,7

24,7

21,6

23,1

17,4

Т

Видное

-

103,3

100,5

120,7

122,4

Тр

Осинники

116,8

18,2

132,8

140,9

121,0

Т

Волчанск

23,4

24,6

43,1

54,5

37,7

Т

* М – метро; Т – трамвай; Тр – троллейбус; ** данные не приводится по причине малой достоверности

 

Указанные обстоятельства потребовали проверки и корректуры исходных данных перед расчетами и систематизацией в табл. 3. Напомним, что в соответствии с методологией, принятой Росстатом,  «количество перевезенных пассажиров определяется из расчета 50 поездок в месяц для всех категорий лиц, пользующихся правом бесплатного проезда» [2, с.195]. В то же время наши исследования показывают, что такая месячная подвижность для значительной части лиц, пользующихся правом льготного проезда, является завышенной.

В сверхкрупных городах (численностью свыше 3 млн. чел.) маршрутная подвижность на 3 видах ГЭТ (трамвай, троллейбус, метрополитен) непрерывно уменьшается – табл.3. Если же исключить поездки на метрополитене, то годовая подвижность на трамвае и троллейбусе в Москве уменьшилась с 233,4 в 2000 г. до 161,6 в 2004 г.; в Санкт-Петербурге эти показатели хотя и были выше, но сокращения были значительнее, чем в Москве – на 99,6 поездки за рассматриваемый период.

Несколько иное положение в крупнейших городах, в которых функционирует метрополитен: маршрутная подвижность на всех видах ГЭТ у них достаточно стабильна в течение рассматриваемых пяти лет, хотя и изменяется от города к городу в широком диапазоне. Например, в 2004 г.от 208,9 поездки в Новосибирске до 523,6 поездки в Нижнем Новгороде. На наземных видах ГЭТ в этой подгруппе городов маршрутная подвижность тоже оказалась стабильной.

 

Табл. 3 – Маршрутная подвижность и ее вариация на ГЭТ по группам городов в 2000-2004 гг.
(в знаменателе указаны данные без учета метрополитена; 
коэффициент вариации –
Сх, в %)

  

Маршрутная подвижность,
передвижений на 1 человека в год

 Годы

Группы городов

2000

2001

2002

2003

2004

Свыше 3 млн. чел.

593,4 / 306,4

556,3 / 283,1

535,6 / 276,7

472,0 / 225,8

464,5 / 220,7

Сх

5,2 / 33,7

3,0 / 35,8

6,0 / 27,3

1,4 / 40,9

1,4 / 37,8

1-3 млн. чел. с метро

297,7 / 262,9

298,2 / 263,4

294,5 / 261,5

306,7 / 272,1

261,9 / 227,9

Сх

49,4 / 50,4

47,4 / 48,5

59,9 / 60,3

55,2 / 54,6

52,7 / 53,0

1-3 млн. чел. без метро

211,1

218,1

163,0

168,4

166,6

Сх

42,1

37,1

36,3

31,0

34,1

500 тыс. – 1 млн. чел.

253,0

243,8

227,5

221,8

174,1

Сх

71,8

71,1

74,2

75,1

80,8

250 тыс.–500 тыс. чел.

257,2

242,9

228,8

214,3

203,3

Сх

48,4

56,6

57,4

58,5

61,2

100 тыс.– 250 тыс. чел.

181,2

182,6

179,2

166,3

157,5

Сх

62,8

62,3

61,5

67,5

68,5

менее 100 тыс. чел.

88,6

79,0

108,4

116,0

107,1

Сх

90,5

83,2

81,0

72,8

81,1

Все города с ГЭТ

253,5 / 242,9

241,0 / 230,9

225,7 / 216,3

217,6 / 208,6

194,1 / 185,8

Сх

60,4 / 58,2

63,9 / 62,3

66,5 / 64,8

64,4 / 63,5

67,2 / 65,7

 

Во второй подгруппе – крупнейшие города без метрополитена – ситуация оказалась не столь однородной. Наибольшая подвижность в этой подгруппе на ГЭТ характерна для Волгограда, хотя она медленно снижается; величина маршрутной подвижности на ГЭТ сравнительно высока в Казани – 248,9 поездки на 1 жителя в 2004 г. В таких городах, как Челябинск, Уфа и Пермь маршрутная подвижность сокращалась и колебалась в диапазоне от 125 до 150 поездок в год. Однако в этой подгруппе оказалось 2 города с «выпадающими» значениями маршрутной подвижности на ГЭТ: в Ростове-на-Дону «усилиями городских властей» в 2004 г. подвижность на ГЭТ уменьшилась в 2 раза и составила 37,1 поездки в год, т.е. 3 (!) поездки в месяц. Дело в том, что за последние 10 лет в этом городе протяженность трамвайных линий была сокращена вдвое, за последние 5 лет были закрыты 15 из 20 трамвайных маршрутов и 2 из 4 депо.

Города с населением от 500 тыс. до 1 млн. жителей характеризовались тремя разнонаправленными группами:

1) если в 2000 г. в Воронеже маршрутная подвижность на ГЭТ, исчисленная по отчетным данным, составляла 659,1 поездки на жителя в год, то к 2004 году этот показатель снизился до 22,9 (!), то есть горэлектротранспорт, по сути дела, прекратил свое существование. Это произошло в связи с тем, что были закрыты 14 из имевшихся 20 трамвайных маршрутов, 3 из 4 депо; разрезаны на металлолом все трамвайные вагоны «Татра»;

2) в 12 городах поддерживается достаточно высокий уровень подвижности на ГЭТ, который либо стабилен, либо имеет тенденцию к уменьшению;

3) города, где маршрутная подвижность на ГЭТ по разным причинам ниже 100 поездок в год (Красноярск, Тольятти, Владивосток, Хабаровск, Новокузнецк, Оренбург, Пенза, Тюмень, Астрахань) и в большинстве своем имеет тенденцию к снижению.

В городах с численностью населения от 250 до 500 тыс. жителей также стоит выделить 3 группы:

1) города, где ГЭТ по сути дела ликвидируется - подвижность за последние 5 лет резко снизилась:   Архангельск в 8,3 (тотальный демонтаж трамвайных путей и ликвидация подвижного состава), Череповец  в 4,6 раза (по тем же причинам, но в более «мягкой» форме) и Махачкала – снижение в 2,3 раза;

2) города, в которых подвижность на ГЭТ хотя и является типичной для данной группы городов, но имеют тенденцию к снижению;

3) два города (Саранск и Вологда), где отмечена тенденция роста подвижности на ГЭТ.

 В группе городов от 100 до 250 тыс. жителей за редким исключением: (Нижнекамск, Прокопьевск, Рыбинск, Златоуст, Ковров, Коломна) отмечается сокращение маршрутной подвижности на ГЭТ. И только в Рубцовске и Подольске, где сравнительно недавно был пущен троллейбус, а также Новотроицке имеется тенденция к росту.

Интегральные кривые распределения подвижности на ГЭТ по группам городов (рис.1) за 2000 и 2004гг. в целом по совокупности городов России свидетельствует об ослаблении внимания к этой важной составляющей городского общественного транспорта, отсутствии грамотной транспортной политики и недальновидности властей в отношении ГЭТ.

 

Рис. 1 – Интегральная кривая распределения количества городов
по маршрутной подвижности населения на ГЭТ

 

Литература

1.        Транспорт в России. 2003: Стат. сб./Госкомстат России. – М., 2003 – 182 с.

2.        Транспорт в России. 2005: Стат. сб./Росстат. – М., 2005 – 198с.

3.        Российский статистический ежегодник. 2003: Стат. сб./Госкомстат России. – М., 2003 – 705 с.

4.        Сайт «Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город» www.mojgorod.ru»

 


© S.Waksman, 2002