Приведена методика расчета субсидий муниципальным образовани-ям за перевозку льготных пассажиров средствами ГОТ.
Целью данного исследования является
разработка методики для расчета субсидий муниципальным
образованиям из бюджета Хабаровского края, связанных
с предоставлением льгот по перевозке пассажиров на
региональном уровне.
Принципиально смысл методики расчета заключается в
определении объема работ выполненного ГОПТ, т.е. количество
льготных пассажиров, и цены за единицу работы. Основными
зада-чами данного исследования, являются:
- количественная оценка транспортной подвижности отдельных
категорий льготников, в отдельных типах муниципальных
образований Хабаровского края;
- определение нормативной стоимости проезда в отдельных
типах муниципальных образований Хабаровского края.
При определении транспортной подвижности льготников
достаточно жестко стоит вопрос о методе, позволяющем
достаточно точно оценить данный параметр. Применение
автоматизированных методов учета при прохождении через
турникет проезда льготников позволяют со 100% вероятностью
оценить транспортную подвижность. Талонный метод –
метод, который также позволяет оценить транспортную
подвижность с большой степенью вероятности, однако
предполагает привлечение большого количества подготовленного
персонала. Кроме того, как показал проведенный в Хабаровском
крае в 2002 году эксперимент по применению талонного
метода свидетельствует, что в таких транспортных обследованиях
участвовали люди, заинтересованные в завышении получаемого
результата. Выборочный метод позволяет оценить генеральную
совокупность с помощью структурированной выборки;
при правильной организации метод дает достоверные
результаты.
Для оценки возможности использования того или иного
методов помимо достоверности необходимо учитывать
стоимость применения и трудоемкость обследования.
Внедрение автоматиче-ского учета проезда требует больших
вложений финансовых средств на первом этапе. Талонный
метод достаточно дорогостоящий, требующий больших
трудозатрат в распространении и сборе талонов. Выборочный
метод – наиболее дешевый, т.к. обследуется только
часть из всей совокупности.
Время необходимое для обследования, не менее важный
параметр при оценке метода. Так автоматизированный
метод требуется значительное время на первом этапе
– этапе внедрения. Результаты же после внедрения,
могут представляться в любой момент времени. Талонный
метод достаточно продолжителен в сравнении с анкетным
опросом, требует большего времени необходимого для
проведения и анализа полученный данных.
Вопрос об определении цены услуги также неоднозначен.
В рыночных условиях баланс между спросом и предложением
определяет ценовой уровень предоставляемой услуги.
В системе ГОПТ ценообразование складывается исходя
из политики как государства, так и муниципальных властей.
Ценой на пассажирском транспорте является тариф, в
основе которого лежит себестоимость произведенных
услуг плюс норма прибыли. Установленный тариф должен
быть доступен для большинства населения. Если установленный
тариф ниже уровня себестоимости перевозок, то предприятиям-перевозчикам
компенсируются финансовые потери.
Рассмотрим процесс предоставления льготы: 1) оказывается
услуга, а уже затем происходит ее оплата - финансирование,
как правило, осуществляется в последующий момент из
бюджета МО, региона или федерации в соответствии с
уровнем, на котором она предоставлена, и идет целенаправленно
на предприятия, оказывающие такого типа услуги; 2)
адресное финансирование именно льготников, т.е. финансовые
средства изначально направляются потребителю, а он
уже сам выбирает, как ими распоряжается.
Так как при адресном финансировании бюджеты обязаны
осуществлять финансирование исходя из действующего
тарифа на городские и пригородные перевозки, жестко
стоит вопрос о тарифной политике, реализуемой МО.
В обоих случаях необходимо проведение анализа хозяйственной
деятельности предприятий, предоставляющих льготный
проезд по каждому МО.
Исходными данными для расчета субсидий являются:
- нормативная стоимость одной поездки пассажира в
городе - Sгород и пригороде - Sпригород,
- численность каждой категории льготников - N,
- среднее число поездок в месяц по каждой категории
льготников в городе, пригороде – n,
- вид предоставляемой льготы.
- коэффициент дефлятор - К
Годовая сумма дотаций за перевозку льготников, финансируемых
из краевого бюджета Хабаровского края, определяется
по формулам:
?Сгород - i = [Sгород*Ni*ni]*12
?Спригород - i = [Sпригород*Ni*ni]*12
(число 12 - количество месяцев, на протяжении которых
предоставляется льгота; для некоторых категорий льготников
эта льгота предоставляется только в дачный сезон и
равняется 6 месяцам).
Выбор методов исследования для получения исходных
данных определяется ресурсами, которыми располагает
исследовательская группа. Исходными предпосылками
для исследования (анкетный опрос и анализа хозяйственной
деятельности) стали: 1) субсидии, выделяемые из бюджета
Хабаровского края, имеют целью обеспечить доступность
низко доходным слоям населения края к услугам ГОТ
, а не обеспечение финансовой устойчивости муниципальных
транспортных предприятий; 2)тарифная политика в сфере
ГОТ является производной от социальной политики федеральных,
краевых и муниципальных властей; 3)дотации направ-ляются
предприятиям, оказывающим услугу по перевозке льготников.
На первом этапе проводилась оценка результатов талонного
обследования (апрель-май 2002 г.) и анализ отчетной
документации муниципальных предприятий ГОТ в городах
Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, пгт. Ванино и с.Переясловка.
По результатам подготовлена программа анкетного опроса
потребителей, а также получение дополнительной информации
в ходе интервьюирования руководителей предприятий
ГОТ и сотрудников местных администраций.
На втором этапе был проведен анкетный опрос потребителей
позволяющей оценить транспортную подвижность отдельных
групп льготников, и делается оценка методов формирования
тарифов в муниципальных образованиях. Проведен анализ
отчетной документации, предоставленной муниципальными
предприятиями ГОПТ, нормативной документации (методики
планирования работы городского пассажирского транспорта,
расчеты по обоснованию тарифов в муниципальных образованиях
Хабаровского края, а также ряда субъектов РФ), а также
социально-экономической информации (данные о среднедушевых
доходах населения, социальной структуре населения,
имеющих право на льготы по проезду в городском транспорте,
баланс доходов и расходов населения в разрезе муниципальных
образований и т.п. информация).
На заключительном этапе исследования были рассчитаны
нормативы затрат на перевозку пассажиров как на городских,
так и на пригородных маршрутах.
Авторы настаивают, что при действующем сегодня подходе
к дотированию, необходимо проведение постоянного мониторинга
рынка пассажирских перевозок с целью уточнения транспортной
подвижности льготников, а также контроля финансово-хозяйственной
деятельности предприятий-перевозчиков.