Система управления ГОТ как часть управления муниципальным образованием г. Екатеринбург

Н.М. Герасимов, И.А. Слепухина

С допуском на рынок транспортных услуг частных перевозчиков Екатеринбургский МОАП взял на себя функции организатора совместной работы муниципального и частного транспорта на маршрутах города, что стало возможным благодаря подключению частных перевозчиков к АСУ маршрутным транспортом и установлению с ними договорных отношений.

В современных условиях работа в отраслях городского хозяйства все больше передается управляющим компаниям или организациям различных форм собственности, выполняющим эти функции. Не исключение здесь и сфера ГОТ. Сегодня понятие ГОТ расширилось и включает в себя помимо муниципального прочие виды транспорта, осуществляющего массовую перевозку пассажиров.
ЕМУП «Муниципальное объединение автобусных предприятий» (МОАП) до недавнего времени был монополистом, осуществляющим весь объем маршрутных автобусных перевозок в Екатеринбурге и управление движением ПЕ в реальном времени. Объединение владеет сетью контрольных пунктов по всей террито-рии муниципального образования и автоматизированной системой сбора и обработки информации, что позволяет оперативно управлять ситуацией на маршрутах и получать отчетную информацию о качестве выполнения транспортной работы. Объединение подотчетно городской администрации и предоставило комитету по транспорту доступ через Интернет к оперативной (в течение дня) и аналитической информации о выполнении транспортной работы на обслуживаемых им маршрутах.
С допуском на рынок транспортных услуг частных перевозчиков, МОАП взял на себя функции организатора совместной работы муниципального и частного транспорта (автобусов большой вместимости) на маршрутах города. Это стало возможным благодаря подключению частных перевозчиков к АСУ МТ и установлению с ними договорных отношений.
На сегодняшний день перевозка пассажиров осуществляется: муниципальными автобусами (вместимость от 80 до 140 чел, МОАП), автобусами вместимости от 80 до 120 чел. других предприятий, автобусами средней вместимости (ПАЗ-3205, вместимость 45 чел), льгот на котором не предоставляется, маршрутными такси «Газель» (вместимость 15 чел).
Фактически все перевозчики, владеющие автобусами большой вместимости, работают на маршрутах совместно с автобусами, принадлежащими МОАП и на его расписаниях. За их работой, равно как и за работой муниципальных автобусов, осуществляет слежение Центр управления и перспектив развития перевозок (ЦУ и ПРП) МОАП. Это позволяет поддерживать регулярность движения и обеспечивать социально–значимые маршруты и рейсы (самые ранние и самые поздние). АСУ осуществляет слежение и выдает отчетные данные: 1) по транспорту, принадлежащему объединению; 2) по всему частному транспорту, работающему на маршрутах МОАП;
3) консолидированные отчеты по муниципальному и частному транспорту для администрации города.
Схема взаимоотношений заказчика на транспортное обслуживание (администрации города) и перевозчиков (см.рис.) свидетельствует о том, что большой поток перевозок не координируется. Это приводит ко многим проблемам; выделим две из них:
1.Организация движения на маршрутах. Юридически неурегулированным является вопрос, в чьей собственности находятся маршруты движения транспорта. С одной стороны, необходимые городу маршруты вроде бы разрабатываются заказчиком перевозок (Администрацией), и она вправе распоряжаться ими. С другой стороны, существует коммерческая и социальная стороны этого вопроса. «Волевая» передача обслуживания маршрута с большим пассажиропотоком другому перевозчику приводит к потере доходов (зачастую, весьма значительным) у первого перевозчика и создает социальную напряженность, т.к. лишает возможности пользоваться муниципальным транспортом категорию пассажиров, имеющих льготы на проезд.


Кроме коммерческой выгоды, существует и социальная ответственность перед потребителями услуг. На сегодняшний день МОАП обслуживает все социально значимые маршруты и расписания, работая себе в убыток и не получая за это от заказчика перевозок достаточной компенсации. МОАП, как владелец самого крупного парка автобусов в городе, в состоянии гарантировать перевозки по «провальным» и социально–значимым направлениям, в ранние утренние и поздние вечерние часы благодаря возможности манипулировать подвижным и кадровым составом. Эту потребность города на сегодня не в состоянии удовлетворить ни один частный перевозчик.
На общих участках маршрутов сегодня отсутствует единый учет ПС перевозчиков всех видов собственности и интенсивности движения. При сбоях в движении крупногабаритных автобусов пассажиры на большинстве направлений имеют возможность уехать на транспорте малой и средней вместимости, но диспетчер ЦУ и ПРП, осуществляющий управление движением, не имеет информации о наличии на линии этих транспортных средств и об их маршрутах. Если бы диспетчер, координирующий автобусные перевозки, имел данные об интенсивности движения транспорта всех перевозчиков, работающих на маршрутах близкой конфигурации, он мог бы принимать более гибкие и обоснованные решения при управлении движением, действительно направленные на удовлетворение потребностей пассажиров. Примером является взаимодействие Трамвайно–троллейбусного управления и автобусного объединения: в случае планового закрытия движения на отдельных участках трамвайно–троллейбусной сети, в автобусном объединении выполняется оперативная корректировка маршрутов, позволяющая покрыть потребности горожан.
2.Обеспечение безопасности движения. Безопасность движения обеспечивается, с одной стороны, техническим состоянием ПС, работающего на линии, с другой стороны – состоянием людей, находящихся за рулем. В МОАП осуществляется тщательная подготовка транспорта к линии: весь ПС регулярно проходит ТО1, ТО2 и сезонное техническое обслуживание, техосмотр в установленные нормативами сроки; осуществляется ежедневная проверка транспорта перед выпуском на линию; ведется учет ремонтных и профилактических работ по каждой машине и т.д.
Осуществляется слежение за состоянием здоровья водителей: длительность работы водителя на линии не превышает установленные законодательством сроки, а при планировании их работы соблюдается выполнение режима труда и отдыха; водители и персонал, работающий на обслуживании и выпуске транспорта на линию, проходят подготовку; водители выезжают на линию только со схемами маршрутов с указанием опасных участков, проходят стажировку на маршруте перед допуском к самостоятельной работе на нем и дополнительный инструктаж при изменении условий на маршруте; слежение за состоянием дорог и остановочных пунктов, выявление опасных участков осуществляются регулярно.
Частных перевозчиков по вопросам безопасности перевозки пассажиров, контролирует только Уральское управление государственного автодорожного надзора, но значительный круг вопросов полностью отдан «на совесть» владельцев транспортных средств.
Нам представляется целесообразным создание единого Центра - управляющей компании, несущей всю полноту ответственности за организацию автомобильных пассажирских перевозок в городе которая:
- должна быть связана договорными отношениями с заказчиком перевозок (Администрацией города);
- нести социальную ответственность перед потребителями за транспортное обслуживание на маршрутах, гарантируя возможность уехать в ранние утренние и поздние вечерние часы, в праздничные дни, на направлениях с малым пассажиропотоком, в сложных погодных условиях (морозы), а также гарантировать возможность поездок по всем направлениям пассажирам–льготникам;
- гарантировать безопасность пассажирских перевозок в соответствии с требованиями законодательства;
- иметь право заключать договора на выполнение транспортной работы с владельцами транспортных средств, имеющими лицензию на право пассажирских перевозок;
- обеспечить совместную работу транспортных средств всех видов собственности, используя их как единый ресурс, для выполнения социального заказа города на перевозку пассажиров в системе мер, обеспечивающих максимальное выполнение порученной транспортной работы при обеспечении требуемой законодательством РФ мер по безопасности перевозки пассажиров;
- обеспечить контроль и оперативное управление движением автобусов на маршрутах города в течение дня, получение отчетных данных о выполнении транспортной работы;
- отчитываться перед администрацией города о выполнении транспортной работы.
Муниципальное объединение автобусных предприятий готово принять на себя статус управляющей компании автомобильными пассажирскими перевозками в городе, т.к. уже сегодня выполняет значительную часть перечисленных выше функций и обладает необходимой инфраструктурой и кадрами. Это будет способствовать дальнейшему развитию ГОТ в городе и его совершенствованию в интересах пассажиров.


© S.Waksman, 2002