Для удовлетворения потребностей клиентуры
транспорт, прежде всего, должен быть достаточно гибким,
чтобы обеспечить перевозочный процесс, который подвергается
еженедельной или даже ежедневной корректировке. Он
должен гарантировать частую и круглосуточную поставку
грузов в разбросанные и отдаленные пункты, надежно
обслуживать клиентов с целью избежания остановки работы
предприятий или дефицита у заказчика. Одновременно,
транспорт должен обладать способностью перевозить
небольшие партии грузов через короткие интервалы времени
в соответствии с меняющимися запросами пользователя
и условиями мелкосерийного производства.
От работников автотранспорта требуется повышенное
внимание при решении вопросов организации и управления
перевозками. При решении этих серьезных задач возникает
необходимость повышения точности планирования, анализа
и экономической оценки работы как крупных транспортных
систем, так и отдельных автомобилей. Планирование
перевозок на основе субъективных оценок и личного
опыта работников автотранспортных предприятий не может
обеспечить высокой эффективности работы автомобилей.
Только на основе точных расчетов и анализа возможна
разработка рациональных ресурсосберегающих схем перевозки
грузов. Верное экономическое решение является залогом
успешного развития автотранспортного предприятия,
и получения им стабильной прибыли.
При большом числе заказчиков расчет оптимального плана
перевозок однородного груза методом потенциалов очень
трудоемок. Для автоматического расчета транспортных
задач методом потенциалов была написана программа
в среде Delphy. Программа имеет модульную структуру:
каждая операция (ввод таблицы стоимостей перевозки
единицы груза, величин запасов и потребностей; проверка
сбалансированности задачи; получение начального плана
методом минимальной стоимости; расчет потенциалов;
расчет оценок и определение вводимой в базис переменной;
построение цепочки и т.д.) написано в виде отдельных
процедур. В программе расчет оценок выполняется по
формуле , поэтому
план будет оптимальным, если все оценки положительны.
Для построения цепочки перераспределения использована
рекурсия.
Программа имеет дружественный интерфейс и позволяет
рассчитывать матрицы транспортных расходов с максимальным
количеством заводов и потребителей равным 50. Пользователь
в интуитивно понятной форме вводит матрицу стоимостей,
возможные объемы перевозки грузов от отправителей
и потребности потребителей. Также предлагается выбрать
режим расчета: если не установлена галочка “показывать
итерации”, то после нажатия кнопки “Запуск”, на экран
сразу выведется рассчитанный оптимальный план. Второй
(обучающий) режим работы программы с установленной
галочкой “показывать итерации”, производит расчет
по итерациям с выводом начального и всех промежуточных
планов, параллельно предоставляя информацию о вводимых
и исключаемых из базиса переменных, построенных цепочках,
рассчитанных потенциалах. После вывода каждого промежуточного
плана пользователю предоставляется возможность посмотреть
матрицу оценок и матрицу стоимостей, а также рассчитанное
значение транспортных расходов
Алгоритм программы позволяет рассчитывать несбалансированные
транспортные задачи, автоматически вводя фиктивного
поставщика, если или фиктивного
потребителя, если
. Программа
позволяет за достаточно короткое время оптимизировать
процесс планирования перевозок однородных грузов,
уменьшить пробег автомобилей, существенно сократить
транспортные расходы.