Док. техн. наук, асс. проф. Антанас Клибавичюс

antkli@ap.vgtu.lt

Рецензия на книгу:
„Werner Schnabel, Dieter Lohse. Grundlagen der Strassenverkehrstechnik und der Verkehrsplanung“. 3- volstaendig ueberarbeitete Auflage. DIN, Kirscbaum, Beuth. Berlin, Wien, Zuerich, 2011. Band 1 -619 S, Band 2-632 S.
Вернер Шнабель, Диетер Лозе «Основы теории транспортных потоков и транспортного планирования» 3-ее переработанное издание, Киршбаум Ферлаг, Берлин, Венна, Цюрих, 2011 г. Том 1 – 619 с., Том 2 – 632 с.

1-ое издание кгиги вышло в 1980 г. еще в тогдашней ГДР. Книга нашла широкое признание в технических университетах ГДР, ФРГ, Австрии, Швейцарии, Польши, в Прибалтийских республиках и принесла авторам большую известность в ГДР.
2-ое издание вышло в 1997 г. Книга стала основным учебником при подготовке транспортных специалистов в технических университетах Дрездена, Мюнхена, Бохума, Дармштата, Вильнюса, Таллинна.
1-ой том учебника («Теория транспортных потоков»-619 стр.) написан на основе долголетних исследований, которые проводились под руководством проф. В. Шнабеля вначале в Высшей транспортной школе им. Ф. Листа (Дрезден), а потом были продолжены в Дрезденском техническом университете.
Первая глава предназначена для изучения закономерностей движения автомобиля и транспортного потока по улицам и дорогам (перегонам). Дан обширный анализ макроскопических и микроскопических моделей при моделировании транспортных потоков.
Вторая глава анализирует моделирование движения транспортных потоков на регулируемых и нерегулируемых перекрестках. Особенная новость – качественная оценка (Левел оф сервис) движения автомобилей по перекрестку, расчет времени транспортных потерь у стоп-линии, степени насыщения потоков, длины очереди автомобилей. Отдельный раздел посвящен методам жесткого и гибкого регулирования транспортных и пешеходных потоков как на отдельной улице («зеленая волна»), так и в уличной сети («метод зеленого ковра»). Даны методы оценки качества координации работы светофоров на всех перекрестках. Как научную новизну, следует отметить разработанные автором книги эффективные модели управления транспортом при перенасыщенных потоках (в заторовых ситуациях). Новость в этой главе – создание приоритета ГОПТ при гибких методах регулирования. Обобщает вторую главу раздел 2.3 « Проектирование перекрестков». Здесь даны методы проектирования перекрестков с учетом фактора видимости в стесненных городских условиях. Проектирование многополосных кольцевых перекрестков с учетом всех факторов по методу сбалансированного развития транспортных систем городов.

Третья глава посвящена изучению и применению моделей движения пешеходов вдоль улиц (по тротуарам) и поперек улиц (при пересечении проезжей части). Отдельный раздел главы посвящен проектированию остановочных и пересадочных пунктов ГОПТ. Большое внимание в этой главе уделено моделям кратковременного паркования автомобилей на проезжей части, на паркплощадках, в многоэтажных и подземных паркингах. Приведены экономические модели взимания сборов за парковку в зависимости от аттрактивности места паркования.
Четвертая глава посвящена общим вопросам разработки «Схемы организации движения в городе».
Пятая глава анализирует энергетический подход в общей организации транспортного движения – расход топлива отдельными видами транспорта как на перегонах, так и на перекрестках. Жаль, что по сравнению со вторым изданием, в новом издании отсутствуют отдельные разделы по загрязнению окружающей среды транспортным шумом и выхлопными газами.
Шестая глава уделяет внимание самой актуальной проблеме – безопасности дорожного движения. Детально проанализированы модели и методы определения величины ущерба от тяжести ДТП в денежном выражении. Предложены инженерные методы повышения безопасности дорожного движения для краткосрочного и долгосрочного периодов на основе метода « анализ пользы/ расходов».
Весь первый том насыщен примерами по расчету пропускной способности, длины транспортных очередей, создаваемого уровня сервиса для водителей, прогноза числа ДТП в самых различных ситуациях и при учете всех участников движения.

2-ой том учебника («Транспортное планирование» - 632 стр.) посвящен вопросам проектирования всей транспортной системы города.
7-ая глава описывает специфику методики транспортного планирования в Германии по сравнению с аналогичными методиками в других странах Европейского Союза.
8-ая глава посвящена исходному анализу транспортной сети, жилых и промышленных территорий, делению на отдельные транспортные районы, закономерностям подвижности населения, выбору вида транспорта для передвижений.
В 9-ой главе даны модели анализа всей основной дорожно–уличной сети, начиная от главных городских артерий (улиц непрерывного движения), магистральных улиц и кончая локальными распределительными улицами в многоэтажных и малоэтажных кварталах жилой застройки. Отдельно анализируются участки улиц и дорог для пешеходного и велосипедного движения.
10-ая глава – самая объемная и посвящена расчетным методам определения потенциалов тяготения и отправления (в зависимости от мест труда, мест культурно-бытового обслуживания, количества жителей, демографического состава населения) в отдельных транспортных районах ( с учетом пригородной зоны и малых городов-сателитов). Даны методы предполагаемого распределения транспортных пассажирских потоков по отдельным видам транспорта – ИТ, ГОПТ, скоростной ГОПТ, с учетом выбора вида транспорта по экономическому признаку – стоимости топлива/ стоимости билета и по качественному признаку – удобству поездки от двери до двери
(фактор времени). Детально изложены методы расчета матрицы передвижений от дальности передвижений. На основе расчета пассажирских потоков по отдельным видам транспорта, предложены методы наложения потоков на транспортную сеть и проектирования маршрутов (проездов) как для ГОПТ, так и для ИТ с учетом пропускной способности отдельных перекрестков (это самое слабое место в городской уличной сети !) .
В 11-ой главе анализируется транспортно-планировочные расчеты для грузового транспорта с учетом регионального и транзитного транспорта.
13-ая глава посвящена планированию пространства для стоянок автотранспорта. Детально представлены модели прогноза необходимых мест для кратковременного и длительного паркования в центре города, в жилых кварталах, в промышленной зоне, в пригородной зоне.

14-ая глава посвящена оценке отдельных планировочных решений с учетом сбалансированного развития транспортных систем городов. Здесь используется метод «затраты/польза»
( Kosten/Nutzen Analyse), с учетом долгосрочного прогноза ( более 10 лет). Как общий знаменатель для оценки всех факторов (в том числе и ДТП), используется денежный фактор – евро.
Все формулы и методы, представленные проф. Д. Лозе во 2-ом томе, нашли практическую реализацию в программном комплексе ВИСЕМ/ВИСУМ, разработанном фирмой PTV (Карлсруе), который широко применяется при транспортном планировании в странах ЕС.
Несомненно, что 3-ее издание книги «Основы транспортного планирования» найдет широкое применение при подготовки бакалавров, магистров, докторантов – транспортников.


© S.Waksman, 2002