Материалы XI международной (четырнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции

Создание пассажирского интермодального высокоскоростного транспорта – актуальная проблема крупнейших городов

З.В.Азаренкова

Комплексное развитие скоростного рельсового транспорта (СРТ) в последнее десятилетие привлекает особое внимание, что обусловлена ростом крупных городов и густонаселенных пригородов, превращением их в мегаполисы с многомиллионным населением, для обслуживания которого используются различные виды СРТ, включая метрополитены разных типов (региональный, скоростной, традиционный, малогабаритный), электрифицированные железные дороги, скоростной трамвай, монорельсовый транспорт (рис. 1).

Так как передвижения населения на территории города и пригорода осуществляется с использованием нескольких видов транспорта до 25% затраты времени приходятся на пересадочный процесс с одного вида транспорта на другой. По данным НИиПИ генплана Москвы, объем пассажирских перевозок в городе за 2001 г. составлял 10424 млн. пасс., в том числе метрополитеном - 3203 млн. пасс. (30,7 %), железной дорогой - 635 млн. пасс. (6,1 %), т.е. объем перевозок пассажиров, выполненный СРТ, приближается к 40 %.


Рис.1.Взаимодействие путей сообщения, сооружений и устройств внешнего транспорта города-центра и системы расселения

Улучшение качества пассажирских перевозок на СРТ путем сокращения затрат времени на поездку, предоставления больших удобств и условий безопасности пассажирам, требуют нового подхода к организации комплекса сооружений и устройств метрополитена и железных дорог как наиболее массовых видов СРТ.

Предложения о создании высокоскоростных систем в крупнейших городах высказывались отечественными специалистами давно. Впервые идея сооружения пригородно-городских железнодорожных диаметров зародилась в нашей стране еще в 30-х годах. Академиком В.Н. Образцовым был предложен глубокий ввод, соединяющий через центральные районы Москвы Курскую и Горьковскую линии с Ярославской. Известны работы по этой проблеме К.Ю. Скалова, С.В. Земблинова, Е.И. Савченко, И.И. Страковского, И.В. Бордукова, К.Э. Александера.

Автором в 80-х годах разработаны предложения по созданию систем пассажирских высокоскоростных пригородно-городских сообщений крупнейших городов: Москва, С.-Петербург (Ленинград), Киев, Харьков - рис. 2. Основой для формирования таких систем послужила существующая сеть СРТ, реализующего скоростные пассажирские сообщения на территории крупнейших городов преимущественно метрополитеном, а пригородных зон – железнодорожным транспортом, взаимодействующим с метрополитеном посредством пересадочных узлов.

Было установлено, что на характер такой высокоскоростной системы, названной региональным экспресс-метрополитеном (РЭМ) и действующей в крупнейших урбанизированных образованиях, решающее влияние оказывают градостроительные, социальные, экономические, историко-культурные и природно-экологические факторы. Значимость совокупности этих факторов определяется с помощью стоимостного эквивалента, оценивающего каждую группу частных факторов. Выявлены сферы рационального применения РЭМ, для установления которых основными оценочными критериями приняты:

-наличие железнодорожных линий с особо значительными пассажиропотоками (более 30тыс.пасс/час в одном направлении);

-плотность сети рельсового транспорта от 0,02–0,03 км/км2 и более с учетом характера расселения в зоне центрального города (спутниковые поселения, дисперсно-поясное и другое).

В последние годы в мировой инженерно-транспортной и градостроительной практике получили развитие транспортные системы, в которых совместно используются несколько видов транспорта как единый комплекс сооружений и устройств (пути, подвижной состав, система управления, пересадочные узлы, терминалы и др.). Такие системы получили название интермодальных (или мультимодальных) и используются преимущественно в выполнении грузовых перевозок с организацией транспортных коридоров, устройством специальных перевалочных узлов и терминалов на участках взаимодействия разных видов транспорта (железнодорожный – автомобильный, воздушный – автомобильный, автомобильный - автомобильный и др.).

Применение интермодальной транспортной системы (ИТС) в пассажирском сообщении имеет значительные преимущества по сравнению с традиционными видами СРТ, выражающиеся в сокращении затрат времени на поездки, значительном удобстве и получении ряда услуг на всем пути следования пассажира «от двери до двери». Пассажирская интермодальная система, объединяя различные виды транспорта, устанавливает единые специальные типы ПС, инфраструктуры, пересадочных узлов и терминалов. Минимизация времени поездки, бесперебойное, регулярное сообщение, современный попутный сервис делает ИТС привлекательной конкурентно способной системой по сравнению с традиционной пригородной железной дорогой и автобусным транспортом.

Тенденция создания пассажирских ИТС прослеживается во многих крупнейших мегаполисах мира: экспрессные системы Парижа, Мюнхена, Будапешта, Варшавы, Сан-Франциско, линии Мадрид - Севилья, Токио – Осака. Вступила в строй экспрессная линия Москва - Мытищи. Системы отличаются протяженностью линии (сети), степенью комплексности в функционировании входящих в них структур, специализацией ПС, организацией пересадочного процесса, системы управления и рядом других особенностей.

Задачи дальнейшего развития пригородно-городских пассажирских сообщений с преобразованием участков железных дорог и метрополитена в единую скоростную и высокоскоростную системы являются важным аспектом проблемы социального и экономического возрождения городов, выдвигаемой урбанистами.

Литература

1.     Азаренкова З.В. Высокоскоростные пригородно-городские сообщения. – М.:Стройиздат, 2003-224с.

2.     Азаренкова З.В. Региональный экспресс – метрополитен. //Городское хозяйство Москвы. – М., 1986, № 4, с. 25-27.

3.     Голубев Г.Е. Назревшая проблема. // Городское хозяйство Москвы. – М., 1986, № 4, с. 24-25.

4.     Ламанов А.В. Интермодальны транспортные системы – инновационное направление развития железнодорожного пассажирского транспорта.//Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния./материалы IX международной науч.-практ.конф. – Екатеринбург: УрГЭУ, 2003, с. 41-47.


© S.Waksman, 2002