Рассматривается
опыт метрополитенов в городах Украины.
В Украине линии метрополитенов действуют в трёх городах:
Киеве, Харькове, Днепропетровске. Строительство метрополитена
в Киеве начато постановлением Совета Министров СССР за №4738
- 185С от 23.12.1948г., в соответствии с которым приказом
МПС СССР в 1949г. была организована строительная организация
«Киевметрострой» и Киевская группа Московского метропроекта,
которая разработала проектную документацию. Первая линия
метрополитена в Киеве вступила в строй 1960г. и соединяла
железнодорожный вокзал со станцией метро «Днепр» (общей
протяжностью
При проектировании, строительстве, эксплуатации метро
в Киеве были применены различные новые методы и технологии;
в частности впервые в мире станция метро глубокого заложения
«Политехнический Институт» была выполнена из сборного железобетона.
При проектировании станции «Площадь Независимости» было
решено построить 12 веток экскаваторов, чтобы обеспечить
выход из метро и пересадку на станцию «Крещатик»; тогда
идея не была реализована. Однако так как станция обеспечивала
доставку пассажиров из нового жилого района «Оболонь» 350
тыс. жителей, в дальнейшем понадобилось не только строительство
третьего выхода со станции «Крещатик», но и дополнительного
пешеходного туннеля длиной около
Вторым городом Украины, где был построен метрополитен,
явился Харьков. Рассматривалось два варианта: метрополитен
только для внутрегородских перевозок и вариант выхода поездов
метро на пригородные участки железной дороги. Для второго
варианта нужно было разработать новый подвижной состав,
сооружать тоннели большего диаметра и более длинные платформы.
Проработка обоих вариантов показала, что вариант соединения
метро с железной дорогой во многом уступает обычному метро.
29 апреля 1968 года Советом Министров СССР принято решение
о строительстве первой очереди Харьковского метрополитена.
Первый пусковой участок проходил от станции «ул. Свердлова»
до станции «Московский Проспект».
В мае 1968 г. был создан институт «Харьковметропроект».
В июне в Харьков начали прибывать первые метростроевцы из
Баку и Киева, горняки из Донецкого и Подмосковного угольных
бассейнов. Строительство метро началось 15 июля 1968 года.
23 августа, в день 25-летия освобождения Харькова от немецко-фашистских
захватчиков, начаты горные работы на станции метро «Советская».
10 апреля 1970 года осуществлена первая сбойка по левому
перегонному тоннелю – между станцией «Советская» и стволом
№6 по ул. Гамарника. Первый пробный метро поезд прошел по
трассе 30 июля 1975 года, а 21 августа Государственная комиссия
подписала акт о приемке в эксплуатацию первого участка первой
очереди Харьковского метро с оценкой «отлично».
Третьим городом стал Днепропетровск, метрополитен которого
был пущен 29 декабря 1995 года; на сегодняшний день «Днепропетровский
метрополитен» состоит из одной ветки, с 6 станциями, общей
протяженностью 7.8 км.
На заводе «Большевик» для Киевского Метростроя несколько
лет назад был представлен новый тоннелепроходческий комплекс
КТ-6,2А24. Техническая документация разработана КП «Комплекс»,
г. Ясиноватая. Средства на создание комплекса были выделены
Киевской городской администрацией. Впервые в СНГ создана
машина, позволяющая механизировать сооружение тоннелей в
плывунах. Комплекс с пневмопригрузом включает щит диаметром
6,2 м, передняя часть которого отделена от остального тоннеля
герметичной диафрагмой. Порода в забое разрушается телескопическим
экскаваторным органом, усилие на кромке ковша 60 кН, ход
телескопа - 1600 мм. При сооружении тоннелей в неустойчивых
водонасыщенных грунтах в призабойную зону щита подается
сжатый воздух, для уменьшения потерь сжатого воздуха предусмотрена
возможность нанесения на поверхность забоя бентонитовой
суспензии или пенообразующего раствора. Основные параметры
комплекса приведены в таблице.
|
Производительность
техническая по разработке забоя |
0,5...
1 м/час |
2. |
Гидростатическое
давление в забое, не более |
0,3 МПа |
3. |
Наружный
диаметр щита |
6200 мм |
4. |
Прочность
пород на одноосное сжатие, не более |
1,5 МПа |
5. |
Минимальный
радиус кривизны тоннеля на трассе |
300 м |
6. |
Общая
длина комплекса |
35 м |
7. |
Масса
комплекса |
320 т |
8. |
Общая
установленная мощность |
400 кВт |
Ранее на Украине изготавливались механизированные тоннелепроходческие
комплексы (Ясиноватский машзавод), предназначенные для работы
только в породах естественной влажности; к тому же последний
комплекс был изготовлен в