Проблемы функционирования городского общественного
транспорта на современном этапе

С.А.Ваксман, Н.Г.Кочнев

На долю ГОТ до сих пор приходится около 80 % общего объема перевозок всех видов транспорта РФ и около 25% пассажирооборота. В работе систематизированы ключевые проблемы в области транспортно-пассажирского обслуживания населения средствами ГОТ и сформулированы предложения по улучшению его функционирования.

 

Являясь частью единой транспортной системы России, ГОТ по-прежнему занимает ведущее положение в транспортном обслуживании населения. На его долю до сих пор приходится около 80 % общего объема перевозок всех видов транспорта РФ и около 25% пассажирооборота. Городским общественным транспортом в России обслуживается 1378 городов и поселков городского типа, более 92 тыс. населенных пунктов в сельской местности. В 2005 году транспортом общего пользования в России были перевезены 28,6 млрд. человек, в том числе маршрутными автобусами (в городском и пригородном сообщении) – 11,0 млрд. человек, троллейбусами – 4,6, трамваями – 4,1, метрополитеном – 3,6 млрд. человек. Мы привели эти достаточно хорошо известные факты, чтобы подчеркнуть опасность отставания в решении кризисных проблем ГОТ России, о чем  сказано и написано немало.

Мы считаем, что рабочей гипотезой исследований, проектирования и организации функционирования транспортной системы городов должно являться предположение о том, что ГОТ является системой, способной к регулированию и эффективному функционированию на основе сочетания экономических и административных методов управления при условии сформулированной и реализуемой на практике политики, направленной на поддержку общественного транспорта со стороны органов власти различных уровней и, прежде всего, местного самоуправления, даже при определенной дискриминации легкового индивидуального автотранспорта.

При этом необходимо подчеркнуть наличие такой концептуальной проблемы как взаимоувязка (синхронизация) интересов населения, перевозчиков и органов власти. Без налаженного взаимодействия этих трех звеньев дальнейшее развитие ГОТ вряд ли возможно. Вероятнее всего, что отправной точкой здесь должны быть интересы городского сообщества – населения, поскольку, прежде всего, необходимо помнить, что посредством ГОТ оказываются услуги, то есть «действия, направленные непосредственно на потребителя» [1] и совершаемые для удовлетворения его потребностей. Услуги по транспортно-пассажирскому обслуживанию оказывают другие субъекты – перевозчики. Чтобы услуги ГОТ не стали недоступными для значительной части населения вследствие высоких экономически обоснованных для перевозки тарифов, третьим звеном являются органы власти, которые должны обеспечивать доступность общественного транспорта путем частичного финансирования издержек перевозчиков, трансформируя, таким образом, тариф из экономически обоснованного в социальный, прежде всего, в интересах города.

Помимо этого, органы власти должны создавать условия для функционирования ГОТ, прежде всего, «правил игры» - то есть соответствующей среды (в том числе законодательной), которая должна исходить из принципов конкуренции перевозчиков и взаимодействия их с органами власти в интересах населения. Очевидно, что успешное функционирование отрасли ГОТ в дальнейшем в очень значительной степени зависит от их взаимодействия.

Имеющиеся на сегодня ключевые проблемы в области транспортно-пассажирского обслуживания населения средствами ГОТ представлены на рис.1 и в табл.1.

 

Рис.1. Блок-схема основных проблем функционирования ГОТ
в России в современных условиях

 Механизмами реализации политики развития транспортной системы города, в том числе подсистемы ГОТ, и её инструментами являются:

·   нормативно-правовые (регулирующие);

·   финансово-экономические – стимулирующие (муниципальный заказ на перевозки, предоставление льгот за счет местных налогов и сборов, льготные условия аренды муниципального имущества, дотации, бюджетное регулирование по муниципальным предприятиям, регулирование цен и тарифов, содействие в получении льготных кредитов…);

·   институциональные – сдерживающие (создание специализированных муниципальных и частно-муниципальных предприятий по проектированию и исследованию городского движения, по организации уличного движения, способствование созданию саморегулируемых организаций перевозчиков…);

·   программно-целевые в рамках проектов социально-экономического развития города и специализированных проектов решения крупных транспортных проектов (ограничивающие);

·   административные и организационно-распорядительные – ограничивающие (контроль и координация выполнения планов развития транспортной системы города на очередной плановый период, помощь в налаживании хозяйственных связей, создание позитивного имиджа ГОТ, привлечение к решению транспортных задач малого, среднего и крупного бизнеса…).

Табл.1. Ключевые проблемы в области функционирования

городского общественного транспорта

Проблема

Проявления проблемы

Мероприятия по
решению проблемы

Отсутствие полноценной нормативно-правовой базы

·   Отсутствие федерального («рамочного») закона, регулирующего общие принципы организации транспортного обслуживания населения ГОТ

·   Отсутствие региональных законодательных актов, регулирующих деятельность ГОТ

·   Существование разногласий (порой принципиальных) в региональных и местных законодательных документах

·   Отсутствие в федеральных и региональных нормативных правовых актах конкретных задач, которые должны решаться органами МСУ при организации транспортно-пассажирского обслуживания населения

Принятие федерального закона, регулирующего общие принципы организации транспортного обслуживания населения ГОТ

Принятие соответствующих нормативных правовых актов региональными и местными властями

Приведение регионального и местного законодательства в сфере функционирования ГОТ к соответствию между собой и применительно к федеральному законодательству

 

 

 

Тяжелое финансовое состояние предприятий-перевозчиков

·   Неудовлетворительная структура балансов предприятий-перевозчиков

·   Растущая убыточность предприятий-перевозчиков

·   Отсутствие средств у перевозчиков на приобретение средств материально-технического обеспечения и обновление парка подвижного состава

 

Четкий механизм компенсации убытков от перевозки льготных категорий граждан

Разработка и осуществление на практике федеральных целевых программ, направленных на эффективное функционирование ГОТ (либо возобновление и осуществление приостановленной в 2006 году подпрограммы «Реформирование пассажирского транспорта общего пользования» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)»

Использование альтернативных путей управления системой ГОТ (на основе концессий, частно-государственного партнерства и т.д.);

Поддержка органами власти обновления парка подвижного состава;

Текущий мониторинг и комплексные обследование потребностей населения в транспортно-пассажирском обслуживании;

Отсутствие постоянной проектной и научно-исследовательской работы в области транспортных систем в целом, ГОТ и организации движения

· Слабая проработка генеральных планов городов в области пассажирского (в частности общественного) транспорта

· Отсутствие стратегически важных документов  в большинстве городов (КТС, КСОД)

 

Разработка необходимых проектных и исследовательских, прогнозных и других документов для городов (особенно крупных и крупнейших)

Организация систематически проводимых конференций, круглых столов, презентаций, семинаров и т.д. по проблемам ГОТ и возможным путям их решения с использованием достижений науки и техники

Отсутствие системы подготовки квалифицированных управленческих кадров

· Отсутствие подготовленных квалифицированных кадров в органах управления и предприятиях-перевозчиках

· Незначительное число квалифицированных специалистов в области ГОТ в органах власти

Введение и развитие соответствующих специальностей в ВУЗах

Организация тренингов, бизнес-семинаров, аттестационных комиссий, направленных на повышение профессиональных знаний работников транспортной сферы и органов власти

Отсутствие необходимой информационно-статистической базы работы систем ГОТ

· Отсутствие статистических материалов и баз данных, касающихся функционирования предприятий ГОТ (особенно частных перевозчиков) для анализа и сравнения их работы

· Отсутствие точных и достоверных данных по некоторым параметрам у перевозчиков, касающихся их же функционирования (например, объемы перевозок, доля льготных пассажиров и т.д.)

· Отсутствие систематически проводимых комплексных исследований (касающихся подвижности населения, степени их удовлетворенности транспортно-пассажирским обслуживанием и т.д.) и опубликования их результатов

Создание комплексных баз данных (различных степеней обобщения и детализации), доступных широкому кругу пользователей

Создание автоматизированных систем учета основных показателей работы предприятий-перевозчиков

Систематическое проведение соответствующих исследований



© S.Waksman, 2002