Цель работы разработка рекомендаций по улучшению перевозок пассажиров городским общественным транспортом.
Основными ее задачами являются:
подготовка, проведение и обработка материалов специальных транспортных обследований, обследование времени начала работы (учебы) предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений в зонах пешеходной доступности основных узлов сети ГПТ и прибытий трудящихся (учащихся) с использованием различных видов транспорта;
разработка рекомендаций по рациональному распределению подвижного состава ГПТ по маршрутам в соответствии с установленными обследованиями пассажиропотоками;
расчет потребности в подвижном составе;
разработка рекомендаций по снижению пассажирооборота наиболее загруженных узлов транспортной сети, в том числе - изменение времени начала работы отдельных предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений;
разработка схемы первоочередного развития сети ГЭТ.
Намечается проведение следующего комплекса обследований:
1.Натурное (визуальное, глазомерное) обследование табличным методом пассажиропотоков способом регистрации посадки и высадки пассажиров на всех станциях метрополитена с 645 до 915 (на пересадочной станции - дополнительно с 16 до 1830) в будние дни с фиксацией данных по каждому рейсу, вагонам поезда и дверям. Предполагается получение сводных данных обследования по дверям и вагонам, вагонам и поездам в разрезе станций, отдельных направлений и 15-ти минутных интервалов времени.
2.Опросное (выборочное) обследование межстанционных корреспонденций пассажиров обеих линий метрополитена, параллельно с натурным обследованием (также с фиксацией данных по каждому рейсу в разрезе станций и направлений с дальнейшей обработкой материалов по 15-ти минутным интервалам).
3.Обследование пассажиропотоков наземного маршрутного транспорта балльным методом в основных сечениях транспортной сети города в утренние часы "пик" (с 7 до 9).
4.Обследование предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений, расположенных в зоне пешеходной доступности станций метрополитена (600-800 м) и наземного транспорта (500-600 м) с выявлением количества трудящихся (учащихся) по времени начала работы (учебы) и пользованию различными видами ГПТ (метрополитен, наземный общественный, личный).
5.Обследование пешеходных потоков на входах и выходах пересадочной станции (утром и вечером) на связях с дневной поверхностью, данные которого позволяют определить пересадочность пассажиров и непосредственные составляющие пассажирооборота станции.
Методики проведения обследований и обработки их материалов согласуются с рекомендациями утвержденного Минархстроем РБ пособия "Проектирование сетей городского пассажирского транспорта" к СНБ 3.03.02-97, издание которого намечено на конец первого полугодия 2002 г.
Необходимость сортировки всех данных обследований по 15-ти минутным интервалам диктуется задачей сравнения величин пассажирооборота станций метрополитена и загруженных узлов сети наземного транспорта с количеством работающих (учащихся) в пределах зоны пешеходной доступности. Это сравнение позволяет определить возможность изменения времени начала работы отдельных предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений в пределах 15-ти минут с целью снижения пассажирооборота узлов транспортной сети.
К настоящему времени получены и проанализированы результаты обследования 1-ой линии метрополитена, имеющей 9 станций (рис. 1).
Для выявления реального часа "пик" при перевозке пассажиров постанционные посадки и высадки пассажиров по 15-ти минутным интервалам суммировались за каждый "круглый" час (645-745, 700-800 и т.д.) и определялось наполнение подвижного состава (пассажиропотоки) по участкам 1-ой линии метрополитена.
Для разработки мероприятий по снижению неравномерности наполнения вестибюлей и вагонов проанализировано распределение посадок пассажиров по вагонам поезда.
Рис. 1. Схема линий метрополитена г. Минска
Из полученной в обследованиях матрицы межстанционных корреспонденций пассажиров установлены пересадочность пассажиров с 1-ой на 2-ую линию метрополитена и средняя дальность поездки по сети.
Пересадочная станция Октябрьская-Купаловская имеет самый большой пассажирооборот (в основном, за счет пересадок между двумя линиями метрополитена) и работает на пределе пропускной способности, для оценки которой выявлена утренняя и вечерняя загрузка входов и выходов, а также вестибюлей. Кроме того, определена пересадочность между станциями Октябрьская и Купаловская.
Анализ результатов обработки материалов обследований пассажиропотоков и межстанционных корреспонденций пассажиров 1-ой линии метрополитена привел к следующим основным выводам.
Утренний час "пик" установлен с 8 до 9, при котором пассажирооборот и пассажиропоток больше на 22-23%, чем в период с 7 до 8 часов, и на 1,8% больше, чем с 745 до 845. Самая большая загрузка 1-ой линии метрополитена отмечается на перегоне между станциями Октябрьская и пл. Победы, которая составила 16,8 тыс. пассажиров с 8 до 9 часов в одном направлении.
По пассажирообороту (суммарная посадка и высадка пассажиров) с 8 до 9 часов выделяются три станции (Октябрьская, Институт Культуры и Восток), на которые приходится в утренний час "пик" 49,3% общего пассажирооборота всех станций 1-ой линии метрополитена, и который образуется на ст. Октябрьская, главным образом, за счет пересадок со ст. Купаловская, на двух других за - счет подвоза пассажиров наземными видами транспорта.
Наибольший суммарный пассажирооборот станций 1-ой линии метрополитена за 15-ти минутный интервал времени складывается: по посадке - в периоды 730-745 и 800-845 (10-11 тыс. пасс. за каждые 15 минут), по высадке - в период с 730-830 (9,5-11,5 тыс. пасс. за каждые 15 минут).
Постанционно максимальное количество посадок и высадок пассажиров имеет значительное смещение во времени по 15-ти минутным интервалам (табл. 1), а потому не поддается четкому обобщению: пассажирооборот каждой станции должен рассматриваться отдельно. Вместе с тем, имеется некоторая общность в тенденции загрузки отдельных станций как за 15-ти минутные интервалы, так и за "круглый" час: превалирующее количество посадок пассажиров наблюдается на конечных станциях и станции Октябрьская (за счет пересадок), высадок - на станциях Академия Наук, пл. Независимости и Октябрьская (также за счет пересадок).
Загрузка станции Октябрьская выше в вечернее время (с 17 до 18 часов), чем в утреннее, примерно на 9%.
Коэффициенты внутричасовой неравномерности пассажирооборота станций (табл. 1) различаются по станциям и по часам суток
Табл. 1. Коэффициент внутричасовой неравномерности
№ п/п |
Наименование |
7
– 8 ч. |
8
– 9 ч. |
1 |
Институт
Культуры |
1,20 |
1,08 |
2 |
Пл.
Независимости |
1,37 |
1,22 |
3 |
Октябрьская |
1,20 |
1,13 |
4 |
Пл.
Победы |
1,42 |
1,04 |
5 |
Пл.
Я. Коласа |
1,44 |
1,12 |
6 |
Академия
Наук |
1,39 |
1,11 |
7 |
Парк
Челюскинцев |
1,42 |
1,18 |
8 |
Московская |
1,28 |
1,15 |
9 |
Восток |
1,22 |
1,13 |
|
Итого
по 1-ой линии |
1,23 |
1,09 |
10 |
Октябрьская
(вечерний период) |
16
– 17 ч. |
17
– 18 ч. |
|
|
1,06 |
1,12 |
Пассажирооборот всех станций 1-ой линии метрополитена с 8 до 9 часов вырос за последние 5 лет (по сравнению с 1996г.) в целом примерно на 15% (сопоставление с учетом коэффициента сезонной неравномерности). Значительно возросла нагрузка станций Институт Культуры (на 28%), Октябрьской-Купаловской (на 21%), Пл. Победы (на 17%), Академия Наук (на 22%), Парк Челюскинцев (на 39%), Московская (на 71%) и Восток (на 30%); на станциях Пл. Независимости и Я. Коласа пассажирооборот изменился незначительно (рост до 6%).
Как видно из данных табл.2, посадка пассажиров по вагонам поезда метрополитена осуществляется весьма неравномерно; чем меньше наполнение поезда, тем больше коэффициент неравномерности посадок пассажиров по вагонам, что связано со стремлением пассажиров к сокращению пешеходных путей следования и затрат времени с привязкой к определенным входам и выходам из метрополитена. Следовательно, равномерное наполнение вагонов поезда может быть достигнуто только вынужденно при ограниченном количестве подвижного состава. Так, при относительно равномерном наполнении вагонов метрополитена в час "пик" (с 8 до 9) можно сократить количество работающих поездов на 15%. В сравнении с замерами, выполненными в январе 1999г, общая пересадочность в 2001г. с учетом коэффициента сезонной неравномерности (1,09) увеличилась примерно на 5,7% с 8 до 9 часов и уменьшилась примерно на 8,5% с 17 до 18 часов, что практически находится в пределах точности самих замеров. В то же время доля пересадочных пассажиров от общего пассажирооборота станций Октябрьская-Купаловская сохранилась с 1999 по 2001г. на уровне 68 -71% с 8 до 9 и 62-63% с 17 до 18 часов.
Табл. 2. Коэффициенты неравномерности посадок пассажиров по вагонам
№ п.п. |
Наименование станций метро |
Коэффициенты неравномерности посадок
пассажиров по вагонам |
|||||
Институт Культуры - Восток |
Восток - Институт Культуры |
||||||
|
|
весь период обслед. |
|
|
весь период обслед. |
||
1 |
Институт Культуры |
1,47 |
1,44 |
1,48 |
|
|
|
2 |
Пл. Независимости |
1,31 |
1,30 |
1,28 |
2,42 |
2,15 |
2,31 |
3 |
Октябрьская |
1,21 |
1,18 |
1,18 |
2,11 |
1,98 |
2,04 |
4 |
Пл. Победы |
1,49 |
1,31 |
1,34 |
1,41 |
1,57 |
1,45 |
5 |
Пл. Я. Коласа |
1,21 |
1,39 |
1,29 |
2,12 |
2,00 |
2,04 |
6 |
Академия Наук |
2,01 |
2,05 |
2,06 |
1,31 |
1,44 |
1,43 |
7 |
Парк Челюскинцев |
1,52 |
1,89 |
1,74 |
1,88 |
1,59 |
1,71 |
8 |
Московская |
- |
1,74 |
1,60 |
1,51 |
1,57 |
1,53 |
9 |
Восток |
|
|
|
1,18 |
1,32 |
1,25 |
Итого в среднем |
1,31 |
1,25 |
1,34 |
1,46 |
1,38 |
1,44 |
|
3 |
Октябрьская (вечер) |
1,28 |
1,14 |
1,21 |
2,10 |
1,93 |
1,90 |
Для пассажиров, начинающих поездку в метрополитене по 1-ой линии (за весь утренний период обследования в 2001г.), коэффициент пересадочности составил 1,16, т.е. из общего количества указанных пассажиров 16% совершают пересадку для поездки по 2-ой линии метрополитена.
Максимальные беспересадочные корреспонденции пассажиров складываются между станциями Институт Культуры и Академическая, а также Октябрьская, Восток и всеми другими станциями. Характерно, что доля пересаживающихся пассажиров, совершающих поездку до станции Октябрьская со стороны Института Культуры, колеблется в пределах 15 -15,5%, а со стороны станции Восток - в пределах 22-30%.
В табл. 3 представлены основные характеристики и показатели работы 1-ой линии метрополитена в час "пик" (с 8 до 9), полученные как по материалам обследований, так и по статистической отчетности. Следует отметить довольно высокую неравномерность величин пассажиропотоков по участкам в направлении от станции Институт Культуры к станции Восток; незначительную среднюю дальность поездки пассажира и ее колебание в различное время суток и по направлениям; увеличение средней дальности поездки пассажира по сети (с учетом пересадки и поездки по 2-ой линии ) с 8 до 9 часов на 15-16%; невысокий коэффициент пересадочности пассажиров с 1-ой линии на 2-ую линию (и, вместе с тем, очень высокую нагрузку на пересадочные станции Октябрьская - Купаловская);высокую неравномерность заполнения вагонов метрополитена.
В целом материалы обследований показали, что некоторое снижение нагрузки на 1-ую линию метрополитена или хотя бы ее стабилизацию на ближайшие годы можно достичь за счет проработки и внедрения следующих мероприятий:
рассредоточение времени начала работы предприятий, организаций, учреждений и учебных заведений в зоне пешеходной доступности станций метрополитена;
достижение более равномерной работы вестибюлей на станциях, а вместе с этим и наполнения вагонов, за счет рационального размещения остановочных пунктов наземного пассажирского транспорта у станций метрополитена, особенно у конечных;
возможности организации скоростных автобусных сообщений из районов подвоза населения к конечным станциям метрополитена;
использование железнодорожного пригородного движения для скоростных поездок населения по территории города за счет создания диаметральных связей;
развитие сети трамвая - транспорта с высокой провозной способностью;
проектирование на перспективу новых пересадочных станций метрополитена между 1-ой и 2-ой линиями за счет полукольцевых связок в центральной части города.
Табл. 3. Показатели работы 1-ой линиии метрополитена г. Минска в час-пик (с 8 до 9 часов)
№ п.п. |
Наименование показателей |
Един. измер. |
Величина показателей |
1 |
Протяженность линии между станциями |
км |
9,55 |
2 |
Количество станций |
ед. |
9 |
3 |
Интервал движения поездов |
минут |
1,9-2,0 |
4 |
Объем пассажироперевозок |
тыс. пасс. |
42,01 |
5 |
Транспортная работа |
тыс. пасс. - км |
176,73 |
6 |
Средняя дальность поездки пассажира в пределах 1-ой линии / с учетом поездок по 2-ой линии |
км |
4,21 / 4,86 |
7 |
Коэффициент неравномерности пассажиропотоков по длине линии: в направлении Институт Культуры – Восток Восток – Институт Культуры |
|
1,77 1,27 |
8 |
Коэффициент неравномерности пассажироперевозок по направлениям: |
|
1,07 |
9 |
Коэффициент сменяемости пассажиров на линии |
|
2,27 |
10 |
Коэффициент пересадочности пассажиров c 1-ой на |
|
|
11 |
Средневзвешенный коэффициент неравномерности посадок пассажиров
по вагонам в максимально загруженном направлении |
|
|
12 |
Пассажиропоток на максимально загруженном участке |
тыс. пасс. |
16,8 |