Обследование пассажирских нагрузок
минского метрополитена

Ф.Г. Глик

Обследования пассажиропотоков и межстанционных корреспонденций пассажиров на 2-ой линии метрополитена проводились в феврале 2002г. по аналогу с 1-ой линией [1]. Кроме того, проведено обследование пешеходных потоков (утром и вечером) на пересадочной станции Октябрьская-Купаловская (загрузка всех входов, выходов и переходов, пересадочность).

Обследования пассажиропотоков и межстанционных корреспонденций пассажиров на 1-ой линии метрополитена проведены в начале июня 2001г., когда активность поездок населения (особенно на учебу) несколько снижается. Поэтому на основании данных обследования времени начала работы (учебы) и количества работающих (учащихся) в зоне массовой доступности станций метрополитена (600-800м) были выявлены постанционно коэффициенты сезонной неравномерности и откорректированы пассажиропотоки и пассажирооборот станций в утренние часы «пик», а также межстанционные корреспонденции пассажиров с приведением всех величин на февраль 2002г. (средний коэффициент приведения составил 1,18). Это дало возможность не только оценить пиковые нагрузки обеих линий метрополитена, которые складываются в зимний период года, но и корректно сопоставить по ним все имеющиеся данные.

Материалы обследований использованы для:
- рассредоточения времени начала работы (учебы) предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений в зоне пешеходной доступности станций;
- выявления реального часа «пик», построения картограммы пассажиропотоков и пассажирооборота станций, расчета потребности в подвижном составе;
- определения неравномерности посадок и высадок пассажиров по вагонам поезда, загрузки станционных вестибюлей;
- установления межстанционных корреспонденций, совершающихся на обеих линиях метрополитена, пересадочности пассажиров между станциями и линиями в целом, средней дальности поездки пассажира по сети, значимости различных станций в образовании пересадочных пассажиров и оценки необходимости организации новых связок существующих линий метрополитена между собой с целью разгрузки пересадочной станции Октябрь-ская-Купаловская;
- выявления максимальных загрузок по 15-тиминутным интервалам в утренние и вечерние часы «пик» входов и выходов, эскалаторов, лестничных сходов и переходов, а также пешеходных потоков, осуществляющихся на станциях Октябрьская и Купа-ловская.

Общий час «пик» для обеих линий метрополитена прихо-дится на период с 730 до 830. В этот же период складывается наи-больший пассажирооборот всех станций 2-ой линии метрополитена по 15-тиминутным интервалам, в которых постанционно максимальное количество посадок и высадок пассажиров имеет значительное смещение во времени (коэффициент внутричасовой неравномерности колеблется от 1,03 до 1,38). Это говорит о возможной действенности мероприятий по рассредоточению времени начала работы предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений с раздвижкой на 15 минут.

Обследованиями 2-ой линии метрополитена выявлена весьма существенная неравномерность посадки и высадки пассажиров по вагонам поезда: коэффициент неравномерности посадок пассажиров по вагонам колеблется в пределах 1,11 – 1,42, а по отдельным станциям достигает 2 – 2,1.

Основные характеристики и показатели работы метрополитена в час «пик» (февраль 2002 г., с 730 до 830), полученные по материалам обследований и статистической отчетности, приведены в таблице.

п.п.
Наименование показателей
Величина показателей
1-ая линия
2-ая линия
в целом по сети
1
Протяженность линии между  стациями, км
9,55
14,15
23,70
2
Количество станций, ед.
9
11
20
3
Интервал движения поездов, мин.
1,9-2,0
2,4-2,5
.
4
Объем пассажироперевозок, тыс. пасс/сутки
47,49
46,67
94,16
5
Транспортная работа, тыс. пасс-км
206,08
269,82
475,90
6
Средняя дальность поездки пассажира в пределах одной линии / по сети, км
4,34/5,17
5,78/7,40
5,05/6,27
7
Коэффициент неравномерности пассажиропотоков по длине линии в направлении:
.
.
Институт Культуры – Восток
1,62
.
.
Восток – Институт  Культуры
1,25
.
.
Пушкинская – Могилевская 
.
1,45
.
 Могилевская - Пушкинская
.
1,49
.
8
Коэффициент неравномерности объема пассажироперевозок по направлениям
1,07
1,10
1,09
9
Коэффициент сменяемости пассажиров на линии
2,20
2,45
.
10
Коэффициент пересадочности пассажиров
1,19
1,28
1,24
11
Средневзвешенный коэффициент неравномерности посадок пассажиров по вагонам в максимально загруженном направлении
1,25
1,20
.
12
Пассажиропоток на максимально загруженном участке, тыс. пасс.
19,23
15,42
.

В дополнение следует отметить:

- высокую неравномерность величин пассажиропотоков по участкам 1-ой линии метрополитена и примерно одинаковую не-равномерность этих величин для 2-ой линии;

- относительно небольшую среднюю дальность поездки пассажира на 2-ой линии метрополитена и ее колебание в различное время суток и по направлениям;

- увеличение средней дальности поездки пассажира по сети (с учетом пересадки и поездки с 1-ой линии на 2-ую и наоборот) в общий час «пик» (с 730 до 830) в среднем на 24% больше, чем по одной из линий;

- различие в средних коэффициентах пересадочности пас-сажиров с 1-ой линии на 2-ую (1,19) и со 2-ой на 1-ую(1,28);

- высокую неравномерность наполнения вагонов метрополитена на всех станциях, особенно 1-ой линии, что связано с работой станционных вестибюлей и что приводит, в конечном итоге, к снижению комфорта поездок пассажиров, а также к не всегда правильным выводам о недостатке количества работающего подвижного состава.

Литература

1. Глик Ф.Г. Совершенствование организации перевозок общественным пассажирским транспортом в г. Минске //Социально-экономические проблемы развития трансп. систем городов и зон их влияния / Материалы VIII международной (девятой екатеринбургской) науч.-практ. конф.- Екатеринбург: из-во АМБ, 2002, с.39-45.


© S.Waksman, 2002