Обследования пассажиропотоков и межстанционных корреспонденций пассажиров на 2-ой линии метрополитена проводились в феврале 2002г. по аналогу с 1-ой линией [1]. Кроме того, проведено обследование пешеходных потоков (утром и вечером) на пересадочной станции Октябрьская-Купаловская (загрузка всех входов, выходов и переходов, пересадочность).
Обследования пассажиропотоков и межстанционных корреспонденций пассажиров на 1-ой линии метрополитена проведены в начале июня 2001г., когда активность поездок населения (особенно на учебу) несколько снижается. Поэтому на основании данных обследования времени начала работы (учебы) и количества работающих (учащихся) в зоне массовой доступности станций метрополитена (600-800м) были выявлены постанционно коэффициенты сезонной неравномерности и откорректированы пассажиропотоки и пассажирооборот станций в утренние часы «пик», а также межстанционные корреспонденции пассажиров с приведением всех величин на февраль 2002г. (средний коэффициент приведения составил 1,18). Это дало возможность не только оценить пиковые нагрузки обеих линий метрополитена, которые складываются в зимний период года, но и корректно сопоставить по ним все имеющиеся данные.
Материалы обследований использованы для:
- рассредоточения времени начала работы (учебы) предприятий,
учреждений, организаций и учебных заведений в зоне пешеходной
доступности станций;
- выявления реального часа «пик», построения картограммы
пассажиропотоков и пассажирооборота станций, расчета потребности
в подвижном составе;
- определения неравномерности посадок и высадок пассажиров
по вагонам поезда, загрузки станционных вестибюлей;
- установления межстанционных корреспонденций, совершающихся
на обеих линиях метрополитена, пересадочности пассажиров
между станциями и линиями в целом, средней дальности поездки
пассажира по сети, значимости различных станций в образовании
пересадочных пассажиров и оценки необходимости организации
новых связок существующих линий метрополитена между собой
с целью разгрузки пересадочной станции Октябрь-ская-Купаловская;
- выявления максимальных загрузок по 15-тиминутным интервалам
в утренние и вечерние часы «пик» входов и выходов, эскалаторов,
лестничных сходов и переходов, а также пешеходных потоков,
осуществляющихся на станциях Октябрьская и Купа-ловская.
Общий час «пик» для обеих линий метрополитена прихо-дится на период с 730 до 830. В этот же период складывается наи-больший пассажирооборот всех станций 2-ой линии метрополитена по 15-тиминутным интервалам, в которых постанционно максимальное количество посадок и высадок пассажиров имеет значительное смещение во времени (коэффициент внутричасовой неравномерности колеблется от 1,03 до 1,38). Это говорит о возможной действенности мероприятий по рассредоточению времени начала работы предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений с раздвижкой на 15 минут.
Обследованиями 2-ой линии метрополитена выявлена весьма существенная неравномерность посадки и высадки пассажиров по вагонам поезда: коэффициент неравномерности посадок пассажиров по вагонам колеблется в пределах 1,11 – 1,42, а по отдельным станциям достигает 2 – 2,1.
Основные характеристики и показатели работы метрополитена в час «пик» (февраль 2002 г., с 730 до 830), полученные по материалам обследований и статистической отчетности, приведены в таблице.
п.п. |
Наименование показателей |
Величина показателей |
||
1-ая линия |
2-ая линия |
в целом по сети |
||
1 |
Протяженность линии между стациями, км |
9,55 |
14,15 |
23,70 |
2 |
Количество станций, ед. |
9 |
11 |
20 |
3 |
Интервал движения поездов, мин. |
1,9-2,0 |
2,4-2,5 |
. |
4 |
Объем пассажироперевозок, тыс. пасс/сутки |
47,49 |
46,67 |
94,16 |
5 |
Транспортная работа, тыс. пасс-км |
206,08 |
269,82 |
475,90 |
6 |
Средняя дальность поездки пассажира в пределах одной
линии / по сети, км |
4,34/5,17 |
5,78/7,40 |
5,05/6,27 |
7 |
Коэффициент неравномерности пассажиропотоков по длине
линии в направлении: |
. |
. |
|
Институт Культуры – Восток |
1,62 |
. |
. |
|
Восток – Институт Культуры |
1,25 |
. |
. |
|
Пушкинская – Могилевская |
. |
1,45 |
. |
|
Могилевская - Пушкинская |
. |
1,49 |
. |
|
8 |
Коэффициент неравномерности объема пассажироперевозок
по направлениям |
1,07 |
1,10 |
1,09 |
9 |
Коэффициент сменяемости пассажиров на линии |
2,20 |
2,45 |
. |
10 |
Коэффициент пересадочности пассажиров |
1,19 |
1,28 |
1,24 |
11 |
Средневзвешенный коэффициент неравномерности посадок
пассажиров по вагонам в максимально загруженном направлении |
1,25 |
1,20 |
. |
12 |
Пассажиропоток на максимально загруженном участке,
тыс. пасс. |
19,23 |
15,42 |
. |
В дополнение следует отметить:
- высокую неравномерность величин пассажиропотоков по участкам 1-ой линии метрополитена и примерно одинаковую не-равномерность этих величин для 2-ой линии;
- относительно небольшую среднюю дальность поездки пассажира на 2-ой линии метрополитена и ее колебание в различное время суток и по направлениям;
- увеличение средней дальности поездки пассажира по сети (с учетом пересадки и поездки с 1-ой линии на 2-ую и наоборот) в общий час «пик» (с 730 до 830) в среднем на 24% больше, чем по одной из линий;
- различие в средних коэффициентах пересадочности пас-сажиров с 1-ой линии на 2-ую (1,19) и со 2-ой на 1-ую(1,28);
- высокую неравномерность наполнения вагонов метрополитена на всех станциях, особенно 1-ой линии, что связано с работой станционных вестибюлей и что приводит, в конечном итоге, к снижению комфорта поездок пассажиров, а также к не всегда правильным выводам о недостатке количества работающего подвижного состава.
Литература
1. Глик Ф.Г. Совершенствование организации перевозок общественным пассажирским транспортом в г. Минске //Социально-экономические проблемы развития трансп. систем городов и зон их влияния / Материалы VIII международной (девятой екатеринбургской) науч.-практ. конф.- Екатеринбург: из-во АМБ, 2002, с.39-45.