Принятые Омским городским Советом 18.06.2003
г. «Правила организации транспортного обслуживания на
территории г. Омска» позволили начать совершенствование
маршрутной сети, которая за последние годы претерпела
ряд существенных изменений: за три года выпуск на линию
муниципальных автобусов сократился на 12%, троллейбусов
и трамваев на 2,5%; при этом количество зарегистрированных
частных микроавтобусов увеличилось в 3,5 раза (до 2250),
а длина их маршрутной сети достигла 2763 км; средняя вместимость
единицы ПС ГОТ Омска упала со 112 до 45 мест. В связи
с этим стала актуальной проблема совершенствования маршрутной
сети микроавтобусов, определение их оптимального количества
и траекторий движения.
Совершенствование маршрутной сети микроавтобусов проводилось
с учетом работы всех видов транспорта (автобус, троллейбус,
трамвай). Основная цель – снижение загрузки главных городских
магистралей при условии сохранения провозной способности.
Необходимо разгрузить центральные улицы города, сокращая
на них число маршрутов микроавтобусов и заменяя их подвижным
составом (ПС) большой и особо большой вместимости. Микроавтобусы
должны выполнять свою функцию – работу на внутрирайонных,
подвозящих и вылетных маршрутах.
Для разработки, корректировки, выбора оптимальной траектории
движения маршрутов, мониторинга маршрутной сети ГОТ, а
также для ввода, хранения, анализа, поиска и редактирования
больших массивов данных об объектах транспортного комплекса
г. Омска потребовалось создание компьютерной программы.
По-сле анализа разработок в этой области в СибАДИ была
разработана геоинформационная программа «Маршрутная сеть»,
которая структурно состоит из трех частей: графическая
часть, информационная база, аналитический раздел.
На основе выходных показателей, получаемых в результате
обработки исходных массивов графических и аналитических
баз, возможно принятие решений по реорганизации и совершенствованию
маршрутной сети города. В процессе реорганизации сети
решаются две взаимосвязанные задачи – снижение загрузки
главных магистралей города и увеличение провозной способности
ПС ГПТ.
Графическая часть геоинформационной программы – приложение
Autodesk Land Desktop, построенное на базе AutoCAD, включает
в себя: жилые и промышленные районы, транспортный каркас,
траектории движения маршрутов автобусов, троллейбусов,
трамваев, маршрутных такси. Она содержит данные о дислокации
объектов транспортного комплекса – остановочные пункты,
конечные (разворотные) площадки, пассажирские автотранспортные
филиалы, объекты городского электротранспорта, диспетчерские,
АЗС, тяговые подстанции и пр. и предназначена для навигации
по карте, трассировки и редактирования траекторий маршрутов
ГОТ и дислокаций объектов транспортного комплекса на УДС,
передачи геометрических параметров о траекториях маршрутов
и расположении объектов транспортного комплекса в информационную
базу. При помощи инструментария программы возможна корректировка
графических объектов, распечатка маршрутов движения ГОТ,
карты г. Омска и её фрагментов.
Информационная база и аналитический раздел базируется
на системе управления базами данных Microsoft Access.
Вышеуказанные приложения работают под управлением операционной
системы Microsoft Windows, имеют общепринятый для Microsoft
Office интерфейс. Работа с информационной базой и аналитическим
разделом геоинформационной программы осуществляется посредством
удобной кнопочной формы. Информационная база геоинформационной
программы содержит массив данных о маршрутах ГОТ (протяженность,
номер, наименование, принадлежность, тип ПС), остановочных
пунктах и конечных (разворотных) площадках (наименование,
принадлежность, геометрические параметры, сведения об
обустройстве техническими средствами). Массив данных по
остановочным пунктам содержит также для каждого объекта:
наименование, принадлежность, тип остановочного пункта,
наличие и геометрические параметры заездного кармана,
посадочной площадки, павильона; наличие технических средств
организации дорожного движения в районе остановочного
пункта, принадлежность к контрольной точке системы АСДУ-А,
дату обследования. Массив данных по ПС ГОТ содержит для
каждого транспортного средства: марку, вместимость, государственный
регистрационный знак, гаражный номер, принадлежность,
год выпуска, пробег, пробег до списания, номер маршрута.
Информационная база предназначена для ввода, хранения,
просмотра, поиска и редактирования данных; обработки
геометрических параметров объектов транспортного комплекса;
распечатки справочной информации, при этом могут применяться
различные фильтры и задаваться условия для отбора.
Исходными данными для расчета аналитических показателей
являются: трассировка маршрутов ГПТ в графической части
программы, расстановка ПС по маршрутам и заложенный в
информационной базе массив информации по маршрутам, конечным
(разворотным) площадкам, остановочным пунктам и ПС. Аналитический
раздел геоинформационной программы позволяет получить
информацию о работе маршрутов автобусов, троллейбусов,
трамваев, микроавтобусов. При помощи заложенных процедур
по каждому маршруту, виду транспорта, его принадлежности
(муниципальный и коммерческий) определяются: тип ПС, длина
маршрута, выпуск на линию, время работы на линии, интервал
движения, транспортная работа, провозная способность.
Для каждого маршрута на основе данных из графической части
и информационной базы определяются протяженность, наличие
конечных (разворотных) площадок, промежуточные остановочные
пункты, коэффициент непрямолинейности движения и коэффициент
дублирования для каждой пары маршрутов. Для каждого остановочного
пункта и конечной (разворотной) площадки определяются
параметры, зависящие от степени их загрузки. Аналитический
раздел предназначен для выбора оптимальной траектории
движения маршрута, мониторинга и оценки функционирования
маршрутных сетей ГПТ. В качестве критерия для сравнения
различных вариантов маршрутных сетей, отличающихся количеством
и трассировкой маршрутов, а также расстановкой различного
ПС по маршрутам, использован показатель провозной способности,
(тыс. пасс-мест/сут).
В процессе работы сети микроавтобусов они разделены на
5 групп: 1) маршруты, не требующие изменения, т.к. их
трассировка не затрагивает основные городские магистрали;
2) маршруты с высоким коэффициентом непрямолинейности
(2 и более), что требует его снижения и доведения до норматива;
3) дублирующиеся с другими маршрутами; 4) маршруты с
интервалом движения менее 4 мин., на которых сконцентрированы
основные объемы перевозок; 5) нерентабельные маршруты.
Для дальнейшего совершенствования маршрутной сети го-рода
необходим ввод дублирующих участков главных магистралей.
В условиях роста автомобилизации и высокой загрузки центральных
городских магистралей основной упор надо делать на развитие
муниципального транспорта, совершенствование структуры
парка ПС, и строительство метрополитена, первая очередь
которого должна быть пущена в 2008 г.
Разработанные предложения по реорганизации маршрутной
сети ГОТ Омска, в первую очередь маршрутных такси, позволяет
резко сократить количество маршрутов последних, численность
ПС на них, при одновременном улучшении обслуживания населения
средствами ГОТ, снизить загрузку главных пересечений на
15%, повысить эффективность использования ПС, нормализовать
интервалы движения, повысить среднюю эксплуатационную
скорость движения по основным магистралям. Таким образом,
можно решить противоречивую транспортную задачу – снизить
загрузку городских магистралей при одновременном увеличении
провозной способности пассажирского транспорта. Сокращение
числа микроавтобусов на главных магистралях города приведет
к снижению количества ДТП на 50%, улучшит экологическую
обстановку.