Надежная и эффективная работа пассажирского транспорта является важнейшим показателем социально-политической и экономической стабильности регионов. В условиях большой изношенности автобусов, повышения их стоимости и затрат на эксплуатацию, снижения уровня качества транспортного обслуживания населения, а также с учётом доли транспортной составляющей в себестоимости конечной продукции в северных условиях, для многих автотранспортных предприятий (АТП) актуальной проблемой является совершенствования структуры парков транспортных средств.
При разработке региональной программы развития пассажирского транспорта на территории Ханты-Мансийского автономного округа (по заказу Департамента транспорта, связи округа) была сформирована методика оптимизации структуры автобусных парков [1].
Учитывая специфику региона, совершенствование структуры парков АТП проводится по двум направлениям: оптимизация вместимости подвижного состава и среднего срока его службы. При этом необходимо учитывать объем капвложений на его приобретение и эксплуатационные затраты в зависимости от срока службы. Эти процессы связаны с существующей структурой парков ПС по городам, уровнем его технического состояния, динамикой обновления, наличием различных марок по вместимости на автобусном рынке, стоимостью ПС.
Расчеты по совершенствованию структуры парка ПС охватывают период – с 2003 по 2005 гг. Согласно планам развития ГПТ парк АТП в округе составляет на начало 2003 г. 938 ед. Наибольшую долю составляет ПС большой вместимости, используемый для обслуживания маршрутов в крупных и средних городах. Автобусы малой вместимости составляют четверть от общего количества, используются, в основном, в малых городах и поселках. Техническое состояние ПС характеризуется следующими параметрами: средний возраст по округу – 7,5 лет, пробег – 305 тыс. км, вместимость – 66 мест. Изношенность парка достигла 70%.
За счет улучшения первого показателя достигается
более полное использование вместимости ПС при соблюдении
нормативного уровня качества транспортного обслуживания
(интервалы движения и наполнение автобусов в часы пик).
Для определения рациональных границ применимости ПС различной
вместимости в городах с различной численностью населения
используются помаршрутные расчеты.
Критерием оценки состояния парка ПС является соответствие
его суммарной провозной способности пассажиропотокам при
соблюдении должного уровня качества транспортного обслуживания.
Количество ПС по городам в зависимости от загрузки маршрутов
определяется с учетом прогнозируемого увеличения объема
перевозок и пассажирооборота по городам. Суммарный объем
перевозок по округу за период с 2000-2005 гг. вырастет
на 13,7%, пассажирооборот – на 15,3%. Ежегодный прирост
пассажирооборота по городским перевозкам составит 3% [1].
Учитывая суровые климатические условия региона, в расчетах принят пониженный норматив наполнения ПС - 4 чел. на 1м2 свободной площади салона вместо действующего – 5 чел.
Обновление парка реализуется путем замены подлежащего списанию парка новым ПС нужной вместимости. Важно обосновать динамику этого процесса, т.е. темпы списания и пополнения ПС с учетом объемов финансирования. При этом процесс обновления парка ПС по транспортным предприятиям округа в целом должен сопровождаться совершенствованием его структуры по вместимости в зависимости от загрузки и сроков эксплуатации.
Планирование числа ПС, списываемого ежегодно в каждом предприятии, осуществляется дифференцированно по каждой марке ПС исходя из нормативов амортизационных отчислений, рассчитанных по каждому автобусу в зависимости от сложившейся с начала эксплуатации интенсивности использования каждого транспортного средства, с учетом применяемых коэффициентов для северных районов. Средняя величина пробега автобусов до списания по классам с учетом сложившейся на предприятиях округа практики составляет: малый класс (ПАЗ, КаВЗ) – 400-460 тыс.км, средний (ЛАЗ) – 550 тыс.км, большой (ЛиАЗ, ЛАЗ, МАЗ) – 600-650 тыс.км [1].
Учитывая опыт эксплуатации в северных
условиях, относительно низкую стоимость ПС основными транспортными
средствами на расчетный период для крупных и средних городов
остаются автобусы большой вместимости ЛиАЗ-5256 (188 ед.),
для малых городов и поселков – малой ПАЗ-3205-06 (37 ед.).
Для сокращения эксплуатационных расходов число типов ПС
в городах должно быть минимальным.
Отмечено снижение пробега автобусов со сроком службы 3-8
лет (ЛАЗ-52523) по сравнению с автобусами в возрасте 1-3
года (ЛиАЗ-5256) на 17%, а затраты на запчасти и материалы,
приведенные к пробегу, выросли на 57%, почти в 2 раза увеличилось
количество сходов с линии.
В результате последовательного улучшения структуры парка
ПС его показатели на начало 2006 года примут такие значения:
списочное количество городских автобусов по округу составит
958 ед; средняя вместимость – 69 мест; возраст – 7,1 года
пробег – 232 тыс. км.. По данному варианту парк вырастет
на 2,1%, средний возраст снизится на 9,5%. За 3 года для
городских и пригородных перевозок необходимо приобрести
237 ед. ПС, произвести капитальный ремонт 60 автобусов.
Литература
1. Сафронов Э., Сафронов К. Методика оптимизации структуры парков подвижного состава пассажирского транспорта // Автомобильный транспорт. – 2002. - №11. – С.14-15.