О подходах к оценке имущества и бизнеса предприятий городского общественного транспорта

А.А. Страхов

В процессе развития рыночных отношений актуальной становится проблема определения стоимости объектов ГОТ для реализации прав собственника и принятия обоснованных решений по управлению собственностью. Оценка стоимости некоторого объекта собственности представляет собой целенаправленный процесс определения в денежном выражении его стоимости на заданную дату для конкретного рынка в условиях действующего законодательства. Применительно к ГОТ выделим следующие объекты оценки:
- объекты недвижимости (депо, гаражи, другие здания и сооружения), используемые в эксплуатационной деятельности предприятия ГОТ;
- машины и оборудование (станки, установки, оборудование, приспособления и т.д.), используемые при эксплуатации подвижного состава и инфраструктуры ГОТ;
- транспортные средства, включая пассажирский и специальный подвижной состав ГОТ;
- ценные бумаги акционерных предприятий ГОТ;
- предприятия ГОТ как имущественные комплексы

С рыночных позиций бизнес в области ГОТ – это деятельность по перевозке пассажиров и по предоставлению других услуг, организованная в рамках определенной структуры, с целью получения прибыли. Существенной особенностью государственных и муниципальных унитарных предприятий ГОТ, является то, что целью их функционирования в большей степени является выполнение социальной роли, а не получение прибыли. Таким образом они функционируют не в полном смысле в рыночной среде.
Несмотря на прибыльность отдельных видов деятельности по перевозке пассажиров, в целом для бизнеса в области ГОТ характерны, как правило, значительная фондо-, материало- и энергоемкость, длительные сроки окупаемости инвестиций, повышенный риск в связи с несогласованностью законодательства в данной области и другие черты, неоднозначно определяющие привлекательность данного бизнеса в российских условиях.

Проведение оценки бизнеса или его отдельных элементов (имущества предприятия) в области ГОТ представляется обоснованным в следующих целях:
- осуществление сделок, связанных с изменением прав собственности (купля-продажа, разделение, слияние имущества и бизнеса);
- определение стоимости неденежного взноса в уставный капитал предприятия и определение долей собственности;
- определение платежей при сдаче в аренду имущества и бизнеса;
- реструктуризация предприятия (ликвидация, слияние, поглощение, выделение и т.д.), в т.ч. в случае банкротства;
- приватизация предприятия;
- определение кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании;
- оптимизация налогооблагаемой базы предприятия при формировании политики налогообложения предприятия;
- переоценка активов предприятия;
- постановка на баланс материальных и нематериальных активов;
- определение стоимости имущества для целей страхования;
- разработка плана развития предприятия (стратегическое планирование);
- повышение эффективности текущего управления предприятием;
- обоснование инвестиционных проектов развития бизнеса;
- рассмотрение имущественных споров в судах.

В настоящее время методы оценки широко применяются в области городского транспорта для оценки ущерба в ДТП и для определения стоимости исправных транспортных средств с учетом их состояния.

Для оценки имущества предприятий ГОТ, наиболее применимы сравнительный (в части машин, оборудования и транспортных средств) и затратный подход (в части объектов недвижимости). Доходный метод может использоваться, например, при недостатке информации о продажах на рынке отдельных типов подвижного состава ГОТ.

Применительно к оценке бизнеса в области ГОТ следует признать возможным применение затратного и доходного подходов. Использование сравнительного метода в настоящее время практически невозможно из-за отсутствия на фондовом рынке акций предприятий ГОТ и достоверной информации о характеристиках сделок купли-продажи по предприятиям ГОТ.

Основными потребителями оценочных услуг на ГОТ могут являться реформируемые (в т.ч. приватизируемые) предприятия, существующие и создаваемые частные предприятия ГОТ, промышленные предприятия-изготовители подвижного состава, предприятия-производители услуг по их ремонту, другие предприятия и организации.


© S.Waksman, 2002