Материалы X международной (тринадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14 - 15 июня 2004 года

Приоритетность факторов при использовании ГОТ в столичных городах

С.А. Ваксман, Э.С. Фаршатова, Н.С. Глущенко

В работах [1,2] приведены результаты ранжирования факторов при пользовании ГОТ; однако происходящие социально- экономические преобразования в стране требуют непрерывного отслеживания происходящих изменений в пользовании ГОТ. В связи с этим по трем столичным городам – Москва, Санкт Петербург, Екатеринбург – выполнено новое исследование, основным отличием которого от предшествующих явилось использование электронной почты. Использование электронной почты для опроса явилось не только техническим приемом, но и было связано со стремлением охватить «продвинутые» слои общества с целью получения «долгоиграющей» информации. В процессе пилотного опроса были учтены факторы, которые потенциально оказывают влияние на пассажира ГОТ. Таковыми оказались: 1) время на поездку; 2) близость остановочного пункта; 3) беспересадочность (минимальное количество пересадок); 4) стоимость поездки; 5) комфортабельность; 6) частота остановок; 7) частота движения; 8) наличие льгот.
Процент возврата составил 8-10 при высоком качестве заполнения анкет.
Структура обследованных (табл.1) с учетом способа опроса не вызывает удивления за исключения, пожалуй, того факта, что она практически не различается по трем городам (табл. 1). В целях анализа возможностей использования информации в будущем, рассчитан средний возраст респондентов - данные табл.1 подтвердили наши предположения о возрастных градациях откликнувшихся на просьбу заполнить анкету, может быть за исключением пенсионеров Москвы и Санкт Петербурга, чей возраст оказался непривычно «юным» для этой категории населения.

Табл. 1. Структура респондентов

Структурные группы
Средний возраст, лет
Структура респондентов, %
Москва
Санкт-Петербург
Екатеринбург
Москва
Санкт-Петербург
Екатеринбург
Рабочие
31,5
32,5
31.июл
19,1
25,4
20
Служащие
32,8
31,9
34,5
20,2
14,7
16,8
Студенты
18,5
19,5
19,8
15,7
22,7
24,2
Пенсионеры
44
43,4
57,6
6,8
6,6
4,2
Военнослужащие
29
33,5
32,6
5,6
5,3
5,3
Предприниматели
32,5
30,4
36
19,1
12
11,6
Домохозяйки
24,3
28,2
27,7
3,4
5,3
7,4
Безработные
20,5
22,8
22,3
10,1
8
10,5
Итого
29,1
30,3
31,3
100
100
100

Данные о приоритетности факторов при пользовании ГОТ, сведенные в табл.2, позволяют сделать ряд выводов:
1)ранжирование факторов при пользовании ГОТ в столичных городах в рамках одной и той же структурной группы практически (за малым исключением) идентично, что позволяет говорить о генерализованной тенденции;
2)у рабочих всех трех городов главным фактором является время на поездку; стоимость поездки находится на пятом месте, а наличие льгот – на последнем– восьмом;
3)у служащих (скорее всего ими оказались госслужащие) главными факторами оказались близость остановочного пункта и наличие льгот, а затраты времени на поездку оказались только на третьем месте;
4)у студентов транспортные факторы оказались главенствующими – время на поездку, близость остановочного пункта, частота движения;
5)для предпринимателей, естественно, временные факторы являются ведущими;

Табл. 2. Приоритетность факторов при пользовании общественным наземным транспортом
(1 – рабочий; 2 – служащий;3 – студент; 4 – пенсионер; 5 – военнослужащий; 6 – предприниматель; 7 – домохозяйка; 8 – безработный)

  1 2 3 4 5 6 7 8
Москва
Время, затрачиваемое на поездку 1 3 1 8 3 1 6 5
Близость остановки 4 1 2 3 8 2 1 6
Минимальное количество пересадок 2 7 4 6 5 3 5 2
Стоимость поездки 5 8 6 2 2 4 4 1
Комфортабельность поездки 7 4 5 4 7 5 3 7
Частота остановок 6 6 8 7 6 7 7 8
ТО, как часто «ходит» транспорт 3 5 3 5 4 6 2 3
Наличие льгот 8 2 7 1 1 8 8 4
Санкт-Петербург
Время, затрачиваемое на поездку 1 3 1 8 3 1 6 5
Близость остановки 4 1 2 3 8 2 1 6
Минимальное количество пересадок 2 7 4 6 5 3 5 2
Стоимость поездки 5 8 6 2 2 4 4 1
Комфортабельность поездки 7 4 5 4 7 5 3 7
Частота остановок 6 6 8 7 6 7 7 8
ТО, как часто «ходит» транспорт 3 5 3 5 4 6 2 3
Наличие льгот 8 2 7 1 1 8 8 4
Екатеринбург
Время, затрачиваемое на поездку 1 3 1 8 3 1 6 5
Близость остановки 4 1 2 3 8 2 1 6
Минимальное количество пересадок 2 7 4 6 5 3 5 2
Стоимость поездки 5 8 6 1-2 2 4 4 1
Комфортабельность поездки 7 4 5 4 7 5 3 7
Частота остановок 6 6 8 7 6 7 7 8
ТО, как часто «ходит» транспорт 3 5 3 5 4 6 2 3
Наличие льгот 8 2 7 1-2 1 8 8 4


6)у военнослужащих на первом месте оказалось наличие льгот; напомним, что в настоящее время; на втором месте стоимость поездки и только после этого затраты времени;
7)для домохозяек (судя по возрасту - табл.1- это молодые мамы) главным является удобство пользования ГОТ: близость остановки – частота движения – комфортабельность поездки; фактор времени оказался только на шестом месте;
8)говоря о безработных в контексте нашего исследования, следует помнить, что речь идет о молодых людях, владеющих компьютером, для которых указанный статус является временным; у них сегодня на первом месте стоимость поездки, а на втором, естественно, минимальное количество пересадок; на последующих местах частота движения и наличие льгот.
Как видно, мотивационные характеристики при пользовании ГОТ достаточно четко коррелируют с социальным статусом и возрастом респондентов.

Литература

1.Ваксман С.А. Социально-эконоимические проблемы планирования развития систем массового пассажирского транспорта в городах.-Екатеринбург: УрГЭУ, 1996 – 289с.
2. Ваксман С.А., Вяткина Т.И. Анализ приоритетности факторов при совершении поездок на ГПТ служащими и студентами //Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния/Материалы VI международной научн.-практ. конф. – Екатеринбург; УрГЭУ, 2000, С. 57-59


© S.Waksman, 2002