Информационная система общественного транспорта города

С.А. Ваксман, М.В. Головырских

Необходимым условием эффективного решения стоящих перед любой системой управления задач является необходимость обладания полной и достоверной информацией об управляемой системе, т.е. необходима система показателей, отражающая протекающие в управляемой системе процессы, позволяющая выявлять тенденции, дающая возможность принимать управленческие решения. Отмеченное в полной мере относится и к системе управления развитием и функционированием общественного транспорта любого города (ГОТ). В работе [1] на примере динамики развития ГОТ городов Свердловской области показано несовершенство существующей системы отчетно-статистических показателей ГОТ. К числу основных проблем относятся:

1) неоднозначное толкование терминов, отсутствие единых показателей, норм, нормативов;

2) неоднородность применяемых показателей различными видами ГОТ;

3) приведение в отчетности предприятий ГОТ показателей, которые не могут быть рассчитаны на данном уровне.

Следует отметить и то обстоятельство, что в последние 10-15 лет при принятии управленческих решений в области общественного транспорта крупных городов не выполняются комплексные обследования транспортно-пассажирского обслуживания населения.

Преодоление указанных негативных тенденций возможно через создание информационной базы данных ГОТ, под которой понимается система знаний, необходимых для осуществления процесса управления ГОТ, а также методы их получения, обработки и порядок распространения. При построении базы данных необходимо на основе единой терминологии определить источники получения информации, методику обработки данных, потребителей информации.

Постоянным источником данных информационной базы является отчетность предприятий ГОТ, показатели которой можно разбить на три группы:

1) технические характеристики;

2) эксплуатационные показатели;

3) экономические результаты работы.

При этом каждая группа должна содержать лишь те показатели, которые могут быть рассчитаны предприятиями. На рисунке приведена схема показателей, предложенная А.А Поляковым и Е.Е. Отдельновой, с дополнениями.

При расчете отдельных показателей отчетности предприятий необходимо использовать единые нормативы. Например, количество стоящих пассажиров на 1 кв. м свободной площади пола при расчете общей вместимости подвижного состава, что позволит привести показатели к сопоставимому виду.

Вторым источником информации являются договора, заключаемые между Администрацией города и предприятиями-перевозчиками (либо их объединениями). Договор, как источник информации, должен содержать такие показатели, как объем транспортной работы (в маш.-км), нижний уровень коэффициента исполнения расписания, объем финансирования предприятий-перевозчиков и др. [2].

В современных условиях важнейшим источником информации должны являться обследования передвижений населения и пассажиропотоков (к сожалению, например, в Екатеринбурге последнее обследование пассажиропотоков проведено в 1986г.). В связи с быстрым ростом уровня автомобилизации, данный источник информации приобретает все большее значение при принятии управленческих решений. Это связано с тем, что ГОТ с точки зрения интересов города должен выступить как альтернатива индивидуальному автомобилю. Для этого ГОТ должен удовлетворять требованиям населения к качеству поездки. Такие сведения могут быть получены только путем проведения обследования населения.

При этом требуется изменение методов и форм проведения обследований передвижений, в частности, внедрение телефонного опроса с одновременным занесением информации в компьютер. В результате обследований могут быть изучены особенности передвижений различных групп населения, удовлетворенность пассажиров условиями передвижений, мнение населения о соотношении цены и качества передвижений, сведения о неравномерности пассажиропотоков по направлениям, по часам суток…

Для анализа уровня обеспеченности населения города средствами ГОТ необходима информация, характеризующая город в целом: численность населения, протяженность сетей общественного транспорта. Эти сведения по отношению к рассматриваемой информационной базе являются «внешними»; в связи с этим должны быть определены источники их получения.



Отдельно следует остановиться на двух источниках информации. Первым является земельный кадастр, который служит важным элементом при организации транспортной сети. Вторым источником выступает появившийся в последние годы в крупнейших городах справочным материал, типа "Екатеринбург на блюдечке", играющий важную роль при обработке результатов обследований, при оценке маршрутной сети и т.п.

Применение единой методики на протяжении длительного периода времени создает условия для накопления информации, что позволяет проводить долгосрочный анализ развития ГОТ.

Среди потребителей информации базы данных можно выделить три группы, причем каждая является потребителем «своей» информации. Прежде всего, это население города (пассажиры). Поскольку целью развития ГОТ является удовлетворение потребностей населения в передвижениях, отвлечение жителей от индивидуального автотранспорта, граждане должны иметь возможность получить информацию, за что они платят деньги, своевременно получать сведения об изменениях в системе ГОТ, знать график движения ГОТ (начало/окончание движения на маршруте, интервалы движения…).

Другим потребителем информации является Администрация города и ее структурные подразделения, ответственные за развитие ГОТ. Задачей Администрации является удовлетворение потребностей населения в передвижениях при наименьших затратах финансовых ресурсов. Поэтому в данном случае первоочередное значение приобретают тенденции, преобладающие в системе ГОТ, что позволит оптимизировать маршрутную сеть, создать более комфортные условия передвижения, тем самым предприятия ГОТ отвлекают пассажиров от индивидуального автотранспорта.

Предприятие ГОТ в первую очередь интересует пространственно-временная неравномерность пассажиропотоков и условия организации движения на сети.

Таким образом, создание информационной базы данных ГОТ позволит преодолеть негативные тенденции, преобладающие в информационном обеспечении деятельности управляющей системы ГОТ.

Литература

1. Ваксман С.А., Головырских М.В. Статистика городского общественного транспорта в условиях перехода к рыночным отношениям. // Социально-экономические проблемы транспортных систем городов и зон их влияния. / Материалы VIII Международной (одиннадцатой екатеринбургской) науч.-практ. конф. Екатеринбург: Издательство АМБ, 2002, 157-162с.
2. Ваксман С.А., Гончарова И.В., Семушина М.А. Система договорных отношений в транспортно-пассажирском обслуживании населения городов. // Социально-экономические проблемы транспортных систем городов и зон их влияния. / Материалы VIII Международной (одиннадцатой екатеринбургской) науч.-практ конф. Екатеринбург: Издательство АМБ, 2002, 54-60с.


© S.Waksman, 2002