От Оргкомитета: к нам поступили предложения опубликовать серию методических материалов, посвященных проведению транспортно-градостроительных обследований. Мотивами указанных предложений являются: 1) «Руководство по проведению транспортных обследований в городах» (М.: Стройиздат, 1982 – 73 с.) стало по сути дела библиографической редкостью; 2) почти не осталось специалистов, имеющих опыт организации и проведения масштабных обследований. Как отмечено в одном из писем, «впечатление такое, что в об-следовательских работах вновь начинаются 60-е годы». В связи с указанным Оргкомитет обратился к крупному специалисту Ф.Г. Глику с просьбой опубликовать формы анкет обследования передвижений. При использовании этих анкет ссылка на авторство обязательна.

АНКЕТНЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЙ

Ф.Г. ГЛИК

Обследования проводятся с целью получения данных о величине, на-правленности и характере передвижений и поездок населения в город-ском пространстве, которые служат для анализа современного состояния, установления закономерностей и их использования для прогнозирования нагрузки и формирования транспортных систем. Обследования подразде-ляются на опросные (анкетные) и натурные (визуальные, глазомерные). Первый вид обследования может проводиться путем интервьюирования людей специальными учетчиками (опрос) или без их участия (анкетиро-вание). При натурных обследованиях учетчиками ведется только количе-ственный подсчет передвижений или поездок населения в определенных пунктах транспортной сети или непосредственно в подвижном составе пассажирского транспорта. Во всех случаях получаемые в период обсле-дований сведения заносятся в заранее подготовленные формы (бланки), отражающие совокупность необходимой информации в соответствии с поставленными задачами.
Ниже приводятся формы (бланки) для проведения обследований, ко-торые разработаны автором на основе изучения аналогичных работ большого круга специалистов, а также многолетнего собственно опыта при практической апробации.

Формы 1-3 предназначены для обследования передвижений (подвиж-ности) населения города (пешком или с использованием транспорта) в полном объеме (форма 1), сокращенном (форма 2) и с параллельной об-работкой данных учетчиками, проводящих опрос (форма 3).

Обследование трудового расселения выполняется при помощи формы 4, которая заполняется отделом кадров предприятий, учреждений и орга-низаций после обработки списка адресов мест жительства трудящихся.
При помощи формы 5 методом опроса изучаются передвижения приезжих по территории города при выезде из города пассажиров массового (общест-венного) и немаршрутного транспорта.

Для корректировки существующей схемы маршрутов городского массово-го (общественного) транспорта опрашиваются пассажиры на остановочных пунктах с использованием формы 6.

К натурным (визуальным) обследованиям относятся обследования пассажиропотоков и наполнение подвижного состава маршрутного транспорта (формы 7 и 8). Пассажиропотоки обследуются учетчиками в подвижном составе (форма 7), наполнение – на остановочных пунктах (форма 8). Следует отметить, что первые из указанных видов натурного обследования дает широкий спектр показателей (потоки пассажиров, средняя дальность их поездки, пассажирооборот остановочных пунктов, объемы перевозок и др.), а второй – только нагрузку маршрутов на пере-гонах между остановочными пунктами.

Использование населением личного легкового транспорта для поездок, в том числе – мест его постоянного хранения и временной парковки, устанав-ливается с применением форм 9 и 10.

Представленные формы для проведения обследований определяют пе-речень всех необходимых параметров и характеристик для разработки различных градостроительных проектов и организации движения пасса-жирского транспорта.

Форма 1

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ (АНКЕТА) ОБСЛЕДОВАНИЯ
ПЕРЕДВИЖЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ
Город _______________ Дата заполнения _____________

1. Общие сведения
(поставьте «+» или впишите необходимые данные)

№ п/п
Вопрос
Ответ
1
Ваш возраст (лет)
.
2
Занятость в настоящее время:
.
  • работаю
.
  • учусь в институте, техникуме, ПТУ
.
  • учусь в школе
.
  • неработающий пенсионер
.
  • домохозяйка
.
  • работник сельского хозяйства
.
  • безработный
.
3
Образование:
.
  • начальное
.
  • неполное среднее
.
  • среднее
.
  • неполное высшее
.
  • высшее
.
4
Адрес места жительства (улица, № дома)
.
5
Адрес места работы (улица, № дома)
.
6
Затраты времени (минут):
.
  • на передвижение на весь путь от дома до работы (от «двери» до «двери»)
.
  • на подход от дома до ближайшей остановки  общественного транспорта
.
7
Число членов семьи, проживающих совместно
.
8
Есть ли в Вашей семье автомобиль («да» или нет»)
.

Организация, проводящая обследование __________________________________ Учетчик _____________

Продолжение формы 1

2. Сведения о передвижениях за вчерашний день

(впишите необходимые данные о передвижениях в порядке их совершения за вчерашний день (будний или выходной) с использованием транспортных средств или только пешком на работу, учебу, к дошкольным учреждениям, по служебным и личным делам, к предпри-ятиям торговли, питания, бытового обслуживания, спортсооружениям, пунктам внешнего транспорта, местам отдыха, учреждениям культуры, здравоохранения, в гости и пр., и, кро-ме того, все возвраты домой, на работу или учебу (за исключением передвижений в преде-лах домов, жилых дворов, студенческих городков, внутризаводских территорий и т. п., а также вне их на расстояние менее 500м).

Порядковый  номер передвижения
Цель передвижения (работа, школа, продов. магазин, промтов. магазин, рынок, вокзал, возврат  домой или на работу и  пр.)
Адрес цели передвижения (улица, № дома или название близлежащего примечательного объекта)
Час суток начала передвижения
Способ передвижения: только пеш-ком, обществ., служебным транспортом, личным автомобилем, такси
Число пересадок при поездке общств. тр-том
Затраты времени на весь путь (от«двери»до «двери»),мин.
1 . . . . . .
2 . . . . . .
. . . . . .
15 . . . . . .
 Пример заполнения:
1 Детсад Луговая,5 07.авг пешком . 8
2 Работа Строителей,16 07.авг метро, автобус 1 35
3 Промтоварн. магазин у Автозавода дек.13 пешком . 10
4 Работа Строителей, 16 13-14 пешком . 10
. . . . . .
9 Домой Парковая, 7 22-23 троллейбус . 17

Вниманию школьников! Указания к форме 2

С Вашей помощью проводится обследование передвижений населения города, резуль-таты которого будут использованы для совершенствования существующей системы город-ского транспорта, а также для ее перспективного развития.
Обследование проводится следующим образом:
1. Опрашиваются все проживающие в Вашей или в соседней квартире жители, за исклю-чением детей дошкольного возраста.
2. В анкету вносятся данные о передвижениях одного человека со всеми целями в порядке их совершения за вчерашний день (будний или выходной) с использованием транспорт-ных средств или только пешком на работу, учебу, к дошкольным учреждениям, по слу-жебным и личным делам, к предприятиям торговли, питания, бытового обслуживания, спортсооружениям, пунктам внешнего транспорта, местам отдыха, учреждениям культу-ры, здравоохранения, в гости и пр., и, кроме того, все возвраты домой, на работу или учебу (за исключением передвижений в пределах домов, жилых дворов, студенческих городков, внутризаводских территорий и т. п., а также вне их на расстояние менее 500м).
3. В общие затраты времени на передвижение от одного объекта к другому с использова-нием общественного (маршрутного) транспорта включается время подхода к остановке, ожидания, поездки, пересадки и пр., с использованием легкового автомобиля – время подхода к автостоянке, поездки и т.д. (т.е. от «двери» до «двери»).


Форма 2

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ (АНКЕТА) ОБСЛЕДОВАНИЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ г. ______

Возраст ____________(лет)Адрес места жительства (улица, № дома) ______________________________ Социальное положение ___________________(рабочий, служащий, студент, учащийся техникума или ПТУ, школьник, пенсионер, до-мохозяйка, работник сельского хозяйства, безработный)
№ п.п.
Вопросы
Ответы на вопросы в порядке совершения передвижений
1
Бытовое название района места отправления или рядом расположенного примечательного объекта (предприятия, крупного магазина, кинотеатра и т. п.)
1
2
3
4
5
6
7
8
2
Цель передвижения (работа, школа, продов. магазин, промтов. магазин, рынок, вокзал, гости, возврат домой или на работу и пр.)
.
.
.
.
.
.
.
.
3
Время начала передвижения (час., мин.)
.
.
.
.
.
.
.
.
4
Способ передвижения (только пешком, с использованием общественного, личного, служебного транспорта,  такси)
.
.
.
.
.
.
.
.
5
Число пересадок при поездках общественным транспортом (без пересадок, 1, 2,3)
.
.
.
.
.
.
.
.
6
Общие затраты времени (минут) на весь путь от места отправления к месту назначения (от «двери»  до «двери»)
.
.
.
.
.
.
.
.
7
Бытовое название района места назначения или рядом расположенного примечательного объекта (предприятия, крупного магазина, кинотеатра и т. п.)
.
.
.
.
.
.
.
.

Организация, проводящая обследование ________________________________ Дата заполнения ______________ Учетчик ____________________

 Форма 3

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА___________

 
ВНИМАНИЮ УЧЕТЧИКА 
Схема транспортного зонирования территории города 

1. Обследование проводится выборочно путем опроса населения по месту жительства на основании _____________________________________________________________________________

2. Результаты обработки материалов обследования будут использованы в качестве исходных данных для разработки мероприятий по совершенствованию существующей маршрутной сети и для проектных разработок по развитию городского пассажирского транспорта.

3. Обследование проводится следующим образом:

  • опрашиваются все проживающие в квартире жители, за исключением детей дошкольного возраста;
  • ответы на вопросы о постоянно совершаемых передвижениях из дома на работу и учебу (кроме школьников) фиксируются в табл. 1-4;
  • ответы на вопросы о передвижениях школьников на учебу и с культурно-бытовыми целями каждого жителя (включая школьников), которые совершались в течение одного, предшествующего опросу, дня, заносятся последовательно в табл. 5-8;
  • при проведении опроса населения не следует учитывать передвижения, начинающиеся и заканчивающиеся в пределах жилых домов, дворов, студенческих городков, внутризаводских территорий т.п., а также вне их на расстояние менее 500м;· сведения о внутризонных и межзонных передвижениях населения отмечаются в табл.2-4 и табл.7 с помощью прилагаемой схемы транспортного зонирования городской территории;
  • заполнение всех таблиц производится по методу т.н. "конверта", полная вырисовка которого обозначает цифру 10, а каждая точка и каждая черточка "конверта" принимается за единицу.


© S.Waksman, 2002