Анализ транспортной инфраструктуры прилегающих
к городу территорий

Ф.Г. Глик

Анализ транспортной инфраструктуры [1-3] рекомендуется проводить при широком использовании компьютеров с включением оценок транспортной обслуженности населения и рассматриваемой территории.

1. Схема транспортной инфраструктуры. Информация представляется в виде карты (картосхемы) «Транспортные коммуникации» и таблицы «Характеристика транспортных сетей» рассматриваемой территории на определенный исходный год.

Источники информации: а) для картосхемы – данные кар-тографических материалов, титульный список автомобильных дорог различного значения, схема автомобильных дорог с указанием дорожного покрытия отдельных участков; б) для таблицы – вышеуказанные титульные списки автомобильных дорог с протяженностью в пределах рассматриваемой территории, площадь этой территории, замеры на картографических материалах.

На картосхеме выделяются автомобильные дороги с твердым покрытием с показом их классификации, железные дороги, судоходные пути. В табличной форме (табл. 1) приводится протяженность железных и автомобильных дорог по значению (в соответствии с действующей классификацией) и типу покрытия, судоходных путей, плотность транспортных коммуникаций.

Выходные данные: доля протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием, сопоставление плотностей путей сообщения данной территории с другими аналогичными территориями по функциональному и др. значению, анализ иерархических связей населенных пунктов между собой по установленному принципу.

2. Транспортная обслуженность населения и территории. Информация представляется в виде кортосхемы «Доступность линий пригородного пассажирского транспорта» и двух таблиц 2 и 3 соответственно: «Характеристика сетей пригородного пассажирского транспорта» и «Показатели транспортной обслуженности населения».


Табл. 1. Характеристика транспортных сетей
(для условий Беларусии)

Наименование транспортных коммуникаций
Протяженность путей сообщения, км
Плотность транспортных сетей, км/100км2
1  Автомобильные дороги:
республиканские магистральные (международные)
республиканские магистральные (национальные)
республиканские прочие
местные
-     в том числе с твердым покрытием
внутрихозяйственные (для территорий на уровне сельсовета, при необходимости – административного района)
в том числе с твердым покрытием
Всего дорог с твердым покрытием
Железные дороги:
двухпутные магистральные
однопутные магистральные
Всего магистральных дорог
подъездные пути
3  Судоходные пути

Источники получения информации: а) для картосхемы – схема линий пригородных пассажирских путей сообщения и размещения железнодорожных вокзалов, станций и остановочных пунктов (отделения железных дорог, расписания движения пригородного транспорта для пассажиров); б) для табл. 2 – замеры протяженности пригородных путей сообщения по карте; в) для табл. 3 – данные по размещению населенных пунктов и численности населения в них по зонам, ограниченным подходом к линиям пригородного автобусного транспорта, к станциям и остановочным пунктам поездов пригородных и местных сообщений на расстоянии до 1, 1-2, 2-3 и более 3 км. Для получения показателей таблицы 3 используются: схема линий пригородных пассажирских путей сообщения с километровыми зонами их доступности и данные по расселению населения.

На картосхему наносятся сеть автомобильных дорог, железнодорожных и водных пригородных путей сообщения, а также железнодорожные пассажирские вокзалы, станции и остановочные пункты поездов пригородных и местных сообщений.

На транспортных сетях строятся изолинии одно-, двух- и трехкилометровой доступности в масштабе карты. В табличной форме представляются показатели: протяженность и плотность автобусной и железнодорожной сетей, абсолютные и долевые величины расселения населения и размещения поселений по километровым зонам доступности.

Табл.2. Характеристика пригородного пассажирского транспорта

Виды массового пассажирского транспорта
Протяженность линий, км
Плотность сетей, км/100км2
Автобусный
Железнодорожный
Речной
Итого (без речного)

Табл.3. Показатели транспортной обслуженности населения

Обслуживаемый вид транспорта
Расселение населения и размещение поселений по условиям доступности линий и остановочных пунктов пригородного транспорта в километровых  зонах
благоприятные (до 1км)
огранич. благопр.
удовлетворительные
неудовлетворительные (более 3 км)
итого
(1-2 км)
(2-3 км)
Населения: . . . . .
автобусный
железнодорожный
Поселений:
автобусный
железнодорожный
.

Выходные данные: анализ транспортной обслуженности населения и территории линиями массового пассажирского транспорта.

3. Транспортная доступность городов – центров систе-мы расселения. Информация представляется картографическим материалом с показом пригородных зон и зон активного влияния городов-центров на прилегающие территории по транспортным критериям [1] в виде изохронограмм транспортной доступности, а также в виде показателей, приведенных в табличной форме.

Источники информации для получения картографических материалов «Зоны влияния города-центра на прилегающие территории» – радиус действия автобусного и железнодорожного транспорта пригородных сообщений (см. п.2) и изохронограмма, построенная по нормативным затратам времени на центростремительные поездки населения к центрам городов различной величины; для показателей табличной формы (табл. 4) – границы пригородной зоны и зоны активного влияния города-центра (по картографическим материалам), численность населения расселяющегося в этих зонах.

Табл.4. Показатели, характеризующие зоны влияния
города-центра

Наименование показателей Единица Величина
измерения показателей
Пороговое время поездки к городу-центру от границ: минут .
пригородной зоны
зоны активного влияния города-центра
Численность расселяющегося населения: . .
-       в пригородной зоне тыс. чел.
-       в зоне активного влияния города-центра тыс. чел.
. % от  значений для пригородной зоны
Количество поселений в пределах: . .
-       пригородной зоны един.
-       зоны активного влияния города-центра един.
. % от  значений для пригородной зоны

Выходные данные: анализ территории по затратам времени с определением границ возможного расселения населения города-центра по транспортным критериям (выхода городской застройки на прилегающие территории) и другие выводы для градостроительного проектирования.

4. Качество пассажирских сообщений. Оценивается при необходимости (оговаривается техническим заданием на проектирование) по характеристике существующей организации пассажирских сообщений с выводом о потребности увеличения частоты рейсов автобусного транспорта (при сопоставлении с рекомендуемыми значениями, обеспечивающими удовлетворительное качество пассажирских сообщений), предоставления товаров и услуг сельскому населению по месту их жительства, организации при низкоплотной застройке движения маршрутных такси или внедрение новой системы обслуживания населения по методу «автобус по заявкам».

Информация представляется в виде картосхемы с цифрограммой суточного количества автобусных рейсов и пар поездов пригородных и местных сообщений (в одну сторону) на линиях массового пассажирского транспорта «Рейсограмма пригородных пассажирских сообщений» и в табличной форме «Характеристика существующей организации пассажирских сообщений» (табл. 5).
Источники получения информации – схема линий и маршрутов пригородного транспорта (п. 2), расписания движения пригородных автобусов, поездов пригородных и местных сообщений (данные вокзалов и станций городов-центров систем расселения).

В характеристику организации пассажирских сообщений может быть включено: количество пригородных автобусных маршрутов и пар поездов, количество населенных пунктов и численность населения (абсолютные и относительные величины), которые охвачены автобусным сообщением с определенной сетевой частотой движения (например, 4 и более автобусных рейсов в сутки).

Табл.5. Характеристика существующей организации
пассажирских сообщений

Вид транспорта
Количество маршрутов пригородных и местных  сообщений
Охват транспортным сообщением с сетевой частотой 4 и более автобусных рейсов или 2 и более пар поездов в сутки
поселений,
населения,
доля от значений для рассматриваемой территории в целом, %
ед.
тыс.чел.
.
.
поселений
населения
Автобусный .
Железнодорожный .
Итого .

Выходные данные: оценка организации пассажирских связей конкретного поселения или группы поселений с городом-центром системы расселения на определенной транспортной ли-нии.

Следует отметить, что качество пассажирских сообщений не является градостроительным (транспортно-планировочным) фактором и отражает обеспеченность поездок населения общественным пассажирским транспортом, которая зависит от экономических возможностей транспортных предприятий (в частности) и республики в целом. Однако важность этого фактора диктует возможность его применения в отдельных случаях.

Перечисленный выше состав работ применяется при разработке:
· национального плана – п.1,
· региональных планов на уровне областей – п.п. 1 и 3,
· региональных планов на уровне группы административных районов – п.п. 1 и 3 (возможно дополнительно п.2),
· региональных планов отдельных административных районов – п.п. 1-4,
· генеральных планов городов, других поселений, территорий, административных районов, территорий сельских Советов – п.п. 1-4.

Литература

1. Глик Ф.Г. Исследование зон активного влияния городов-центров по транспортным составляющим ¤¤ Социально-экономические проблемы развития трансп. систем городов и зон их влияния ¤ Материалы V междун. (восьмой екатеринбургской) науч.-практ. конф.- Екатеринбург: Комвакс, 1999, с.53-56.
2. Глик Ф.Г. Формирование транспортной инфраструктуры во внегородских системах расселения ¤¤ Социально-экономические проблемы развития трансп. систем городов и зон их влияния ¤ Материалы V междун. (восьмой екатеринбургской) науч.-практ. конф.- Екатеринбург: Комвакс, 1999, с.68-70.
3. Глик Ф.Г. Системообразующие факторы транспортного обслуживания территорий в ареале влияния городов ¤¤ Социально-экономические проблемы развития трансп. систем городов и зон их влияния ¤ Материалы VII междун. (десятой екатеринбургской) науч.-практ. конф.- Екатеринбург: Комвакс, 2001,с. 40-45.


© S.Waksman, 2002