ЕвроКит: супертранспортная магистраль, способная
качественно изменить современное мироустройство

Г.А. Гольц, Г.Г.Картавенко

Обсуждается предложения по созданию супермагистрали «Европа-Китай» (ЕвроКит)

 

Введение. В российской истории было не мало жестоких событий, связанных с недооценкой системного влияния транспорта на состояние общества: Крымская война, Японская война, первый период Великой Отечественной войны. Эти яркие иллюстрации свидетельствуют о том, что необходимо заблаговременно и точно предвидеть влияние транспортных новаций на основные стороны жизни страны. В связи с этим перейдем к самому предварительному обсуждению предложения по созданию супермагистрали Европа-Китай, причем сейчас наиболее актуальна российская, среднеазиатская и китайская трассы этой магистрали[1]. Обсуждение будем проводить в разрезе основных факторов различного влияния на общество.

1. Географический фактор. Кратчайшая геодезическая линия между Москвой и Шанхаем проходит через Оренбургскую область, которая неожиданно явилась инициатором обсуждаемого предложения.

2.Транспортный фактор. Протяженность будущей магистрали составит примерно 10000 км. Требования к магистрали: скорость грузового движения не менее 200-250 км/ч; тогда весь путь от Москвы до Шанхая займет около 1,7-2 суток, что соответствует обычным временным затратам между городами европейской части страны. Здесь надо учитывать не только техническую скорость, но и скорость доставки от места погрузки до места выгрузки - это скорость на российских железных дорогах весьма низка и составляет в грузовом движении примерно 12 км/ч. Скорость доставки грузов на железных дорогах России мало изменилась с дореволюционных времен при паровой тяге. Большие потери времени на железных дорогах связаны с сортировочными работами. В отличие от этого на рассматриваемой магистрали будет организованно экспрессное движение. Добавим, что существующая сеть в принципе может взять на себя местные перевозки. Маршруты из Шанхая с контейнерами добираются сегодня до Европы морским путем через Суэцкий канал как минимум за 15-20 суток, поэтому экономия по супермагистрали составит примерно 10 раз и более. Если учитывать только транспортный фактор, выполнение самых жестких технических условий строительства магистрали сможет окупить затраты на нее примерно за 5 лет. Пассажирское движение по магистрали  имеет второстепенное значение, хотя в далекой перспективе будет возрастать.

При строительстве магистрали будет необходимо иметь временные автомобильные дороги, которые затем можно преобразовать в постоянные многополосные, капитальные дороги, выстроенные по самым современным технико-технологическим условиями с максимальными расчетными скоростями 150-200 км/ч. Такое сочетание железной дороги и автомагистрали дополнит экспрессную функцию супермагистрали местной работой и обслуживанием прилегающих территорий.

3.Социальный фактор. Объекты нового строительства располагаются в местностях с большой плотностью населения и высоким уровнем безработицы. Занятие безработных на стройках будет благом для населения. А с учетом необходимых подсобных предприятий, это создаст фактор длительного оживления экономики и особенно занятости. Кроме того, для создания железнодорожного пути с тяжелыми и особо тяжелыми  рельсами, потребуется увеличить потенциальные возможности металлургического комплекса, это тоже окажет большое социальное влияние на металлургические города нашей страны.

4. Военно-политический фактор.  Вспомним, что экономику США сделали сначала  железные дороги, а потом автомобильные. Но история так сложилась, что собственно для военных целей эти транспортные функции были не главные. В обсуждаемом предложении военные функции, наоборот, выходят на передний план. По существу будущий военно-политический союз России с Китаем должен создать противовес глобальным амбициям США и изменить стратегическую ориентацию многих стран. Ввод в строй супермагистрали будет как бы спусковым механизмом в этом процессе. Так как магистраль близко проходит к очагам терроризма, надо предусмотреть надежную её защиту, которая инициирует действие против терроризма.

5. Культурно-исторический фактор.  В памяти человечества остались глубокие воспоминания о Великом Шелковом пути (2-16 века), по которому передвигались караваны из Азии в Европу. Вся культура того времени разных народов была адаптирована к существованию этого канала связи между разными цивилизациями. Можно сказать, что обсуждаемая магистраль создаст культурный прецедент не менее сильного влияния, чем шелковый путь раннего и позднего средневековья.  

Заключение. Мы рассмотрели самые важные факторы, влияющие на предлагаемую ж/д супермагистраль. Думается, что после обсуждения предложения на уровне всех стран, которые входят в зону влияния супермагистрали «ЕвроКит» и принятия принципиального решения, можно будет провести  необходимые технико-технологические и финансовые расчеты.

 



[1] От научного редактора: следует обратить внимание на ТЭО «Инвестиционная модель транзитного автотранспортного коридора Западная Европа – Западный Китай», выполняемый в Республике Казахстан в рамках реализации «Концепции мегапроекта «D-50» - cм. «Пространственная организация территории и расселения населения Республики Казахстан до 2030 года». – Астана: АО «Институт экономических исследований», том 3 «Прогноз развития экономического потенциала регионов и расселения населения Республики Казахстан», 2008 – 322с. (Транспорт и коммуникации, с.194-216).