ЕвроКит: супертранспортная магистраль,
способная
качественно изменить современное мироустройство
Г.А.
Гольц, Г.Г.Картавенко
Обсуждается
предложения по созданию супермагистрали «Европа-Китай» (ЕвроКит)
Введение. В российской истории было не мало жестоких событий,
связанных с недооценкой системного влияния транспорта на состояние общества:
Крымская война, Японская война, первый период Великой Отечественной войны. Эти
яркие иллюстрации свидетельствуют о том, что необходимо заблаговременно и точно
предвидеть влияние транспортных новаций на основные стороны жизни страны. В
связи с этим перейдем к самому предварительному обсуждению предложения по
созданию супермагистрали Европа-Китай, причем сейчас наиболее актуальна
российская, среднеазиатская и китайская трассы этой магистрали[1].
Обсуждение будем проводить в разрезе основных факторов различного влияния на
общество.
1.
Географический фактор. Кратчайшая
геодезическая линия между Москвой и Шанхаем проходит через Оренбургскую
область, которая неожиданно явилась инициатором обсуждаемого предложения.
2.Транспортный
фактор. Протяженность
будущей магистрали составит примерно
При строительстве магистрали будет необходимо иметь временные
автомобильные дороги, которые затем можно преобразовать в постоянные
многополосные, капитальные дороги, выстроенные по самым современным
технико-технологическим условиями с максимальными расчетными скоростями 150-
3.Социальный
фактор. Объекты нового строительства
располагаются в местностях с большой плотностью населения и высоким уровнем
безработицы. Занятие безработных на стройках будет благом для населения. А с
учетом необходимых подсобных предприятий, это создаст фактор длительного
оживления экономики и особенно занятости. Кроме того, для создания
железнодорожного пути с тяжелыми и особо тяжелыми рельсами, потребуется увеличить потенциальные
возможности металлургического комплекса, это тоже окажет большое социальное
влияние на металлургические города нашей страны.
4.
Военно-политический фактор. Вспомним, что экономику США сделали
сначала железные дороги, а потом
автомобильные. Но история так сложилась, что собственно для военных целей эти
транспортные функции были не главные. В обсуждаемом предложении военные
функции, наоборот, выходят на передний план. По существу будущий
военно-политический союз России с Китаем должен создать противовес глобальным
амбициям США и изменить стратегическую ориентацию многих стран. Ввод в строй
супермагистрали будет как бы спусковым механизмом в этом процессе. Так как магистраль
близко проходит к очагам терроризма, надо предусмотреть надежную её защиту,
которая инициирует действие против терроризма.
5.
Культурно-исторический фактор. В памяти человечества остались глубокие
воспоминания о Великом Шелковом пути (2-16 века), по которому передвигались
караваны из Азии в Европу. Вся культура того времени разных народов была адаптирована
к существованию этого канала связи между разными цивилизациями. Можно сказать,
что обсуждаемая магистраль создаст культурный прецедент не менее сильного
влияния, чем шелковый путь раннего и позднего средневековья.
Заключение. Мы рассмотрели самые важные факторы, влияющие на
предлагаемую ж/д супермагистраль. Думается, что после обсуждения предложения на
уровне всех стран, которые входят в зону влияния супермагистрали «ЕвроКит» и принятия
принципиального решения, можно будет провести необходимые технико-технологические и финансовые
расчеты.
[1] От научного
редактора: следует обратить внимание на ТЭО «Инвестиционная модель
транзитного автотранспортного коридора Западная Европа – Западный Китай»,
выполняемый в Республике Казахстан в рамках реализации «Концепции мегапроекта «D-50» - cм.
«Пространственная организация территории и расселения населения Республики
Казахстан до 2030 года». – Астана: АО «Институт экономических исследований», том 3 «Прогноз развития экономического
потенциала регионов и расселения населения Республики Казахстан», 2008 – 322с.
(Транспорт и коммуникации, с.194-216).