Автодорожные обходы крупнейших городов

Л.И. Свердлин, Д.С. Хмелёва

Рассматриваются вопросы транспортно-планировочной организации обходных направлений, обеспечивающих их нормальное функционирование в условиях инвестиционного давления на прилегающие территории.

 

Строительство автодорожных обходов крупных населенных пунктов является одной из приоритетных задач, заложенных в «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденной в ноябре 2008 г. правительством РФ.

В последнее время наблюдается активизация работ по проектированию и строительству автомобильных обходов городов, например, ЦКАД Москвы, КАД Санкт-Петербурга, обходы Волгограда, Нижнего Новгорода, Перми, Ижевска, Новосибирска, Иркутска, Сочи и др.

Новые автомобильные обходы городов призваны обеспечить повышение пропускной способности всей системы подходящих к городу автомобильных дорог, вывод за переделы селитебной застройки внешнего транзитного движения, перераспределение входящих в город и, частично, внутригородских транспортных потоков между отдельными его частями и тем самым улучшение экологической обстановки в городской среде. Однако появление таких транспортных коммуникаций вызвало к жизни ряд новых явлений: крайнюю заинтересованность инвесторов в освоении прилегающих территорий и в участии в финансировании строительства обходов в случаях их функционирования на платной основе с целью извлечения последующей прибыли.

В связи с этим появилась потребность в разработке комплексных проектов, предусматривающих не только обустройство самих автодорожных обходов, но и рациональную пространственную организацию всей зоны их градостроительного влияния.

Подобный проект обхода г. Волгограда разработан ООО НПИ «ЭНКО» по заказу областного Управления автомобильных дорог.

Экономико-географическое положение Волгограда как крупной  агломерации в сочетании с его промышленным потенциалом обеспечивают городу роль одного из крупнейших транспортных узлов Южного федерального округа. К городу подходят важнейшие автодорожные направления, входящие в систему международных и внутрироссийских транспортных коридоров. Это федеральные трассы М-6 «Каспий», Сызрань-Саратов-Волгоград, Волгоград-Каменск-Шахтинский, а также ряд автомобильных дорог регионального значения. Намеченный автомобильный обход призван объединить все эти направления.

Принятое общее градостроительное решение предусматривает размещения объектов капитального строительства в зоне влияния автомобильного обхода в основном в виде отдельных секторов, образованных вокруг пересечений радиальных автомобильных направлений и обходной дороги, оснащенных транспортными развязками в разных уровнях (рис.1).

1 – планировочные секторы; 2 – транспортные узлы

 

Рис.1. Схема трассы обхода г. Волгограда с размещением основных планировочных секторов и транспортных узлов

 

Основной задачей комплексного решения было обеспечение приоритета транзитному движению и устранение возможных помех при неорганизованном выезде на обход транспортных средств, связанных с функционированием объектов капитального строительства, расположенных в секторах, исходя из следующих принципов:

- для каждой группы объектов, образующих развитую территорию секторов, должна быть обеспечена самостоятельная внутренняя транспортная инфраструктура – дорожная сеть, замыкающаяся в ряде случаев на боковые местные проезды, идущие параллельно основным проезжим частям радиальных дорог и обходного направления;

- эта дорожная сеть должна иметь минимальное количество выходов из секторов  на основные проезды внешней сети, как правило, два выхода: один – на обходную дорогу, другой – на соответствующее радиальное направление (рис.2);

- на примыкании этих выходов к основной проезжей части должно быть разрешено только правоповоротное движение, при этом обязательным условием является организация  переходно-скоростных полос. Все левые повороты должны совершаться через предусмотренные проектом ближайшие разноуровневые развязки. В исключительных случаях допускается строительство дополнительных развязок в разных уровнях за счет инвестиций владельцев объектов капитального строительства;

- крупные секторы требуют устройства внеуличных пешеходных переходов.

Второй задачей, подлежащей решению, являлось определение зон расположения и характеристик объектов автосервиса и логистики.

Объекты автосервиса – совокупность предприятий и сооружений, обеспечивающих полное обслуживание автомобильного движения по дороге, удобства пользователям, повышение безопасности движения.

В зоне строительства обходной дороги были выделены следующие группы объектов автосервиса:

- обслуживающие участников движения (автогостиницы, мотели, кемпинги, предприятия общественного питания и торговли, площадки отдыха);

- обслуживающие подвижной состав (станции технического обслуживания, автозаправочные станции, моечные пункты, осмотровые эстакады, площадки - стоянки);

- обеспечивающие надлежащее технико-эксплуатационное состояние автомобильной дороги – здания и сооружения дорожной и автотранспортной служб (комплексы зданий и сооружений основного и низового звеньев дорожной службы, производственные базы, пункты обслуживания и охраны мостов, устройства технологической связи).

При поиске соответствующих методических указаний и рекомендаций по размещению подобных объектов был обнаружен достаточно большой список материалов [1-3], однако все они относятся к 70-80-ым годам прошлого столетия.

Многие показатели, расчетные формулы и принципы, разработанные в этих изданиях, устарели и требуют адаптации к современным условиям, некоторые понятия (например, объекты логистики  там вообще не рассмотрены). Приемлемы лишь отдельные методические материалы. 

Рекомендации по расположению и ёмкости объектов автосервиса, обслуживающих подвижной состав, зависят, главным образом, от интенсивности движения и состава транспортного потока. В этой связи методику расчета [1],   можно успешно применять и в современных условиях.

1– перехватывающие местные проезды и внутренняя дорожная сеть; 2 – узлы с разрешением только левых поворотов; 3 – АЗС, СТО; 4 – объекты дорожной службы; 5 – мотели, кемпинги, гостиницы; 6 – объекты логистики

Рис.2. Схема размещения объектов автосервиса и логистики
в районе Московского узла

 

Общие принципы размещения таких объектов заключался в следующем:

- дублирование объектов транспортного обслуживания (АЗС, СТО, автостоянок и т.п.) с их размещением по ходу движения по обе стороны основной проезжей части в целях исключения левоповоротного движения;

- создание на трассе  наилучших условий видимости для обеспечения надлежащей безопасности  дорожного  движения;

- компактное расположение объектов обслуживания в виде комплексов, объединяющих  СТО, АЗС с моечными пунктами, кафе, магазинами, стоянками, объектами дополнительных услуг (центр отдыха с боулингом, бильярдным залом, небольшой гостиницей).

Что касается объектов, обслуживающих участников движения, то методики по определению таких объектов весьма устарели. В современных условиях крупные транспортные узлы, создаваемые на обходных автодорогах, имеют высокую оснащенность объектам культурно-бытового обслуживания, включая автогостиницы, мотели, кемпинги, предприятия общественного питания и торговли. Поэтому не имеет смысла намечать таковые в виде отдельно стоящих объектов, как это предусматривается в прежних методиках.

Наибольшие сложности связаны с размещением объектов логистики. Их емкость и расположение зависят от многих факторов – от экономической активности региона, доступности транспортных коммуникаций, инвестиционной привлекательности территории и пр. Поэтому логистические центры размещались в наиболее мощных планировочных узлах, расположенных в зонах наиболее нагруженных движением пересечений обходной дороги и радиальных направлений, имеющих непосредственную связь с железнодорожными линиями и устройствами.

Только с соблюдением вышеперечисленных принципов и условий можно в известной мере разрешить противоречие между обеспечением непрерывного и скоростного движения по обходной автодороге и усиливающимся стремлением максимально использовать прилегающие территории для размещения объектов жилой, общественной и промышленной застройки.

 

Литература

1. Методические указания по определению состава объектов автосервиса и их размещения на автомобильных дорогах общегосударственного и республиканского значения в РСФСР. РСН 62-86/ ГИПРОДОРНИИ. -  М.: ЦБНТИ Минавтодора РСФСР, 1987.

2. Указания по размещению зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб на автомобильных дорогах. Минавтодор РСФСР. Изд-во «Транспорт», 1974 г.

3. Указания по размещению зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб на автомобильных дорогах. ВСН 16-73/ МИНАВТОДОР РСФСР

4. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги.